Разработка урока на тему Химический состав клетки. Органические вещества (5 класс)

 Урок разработан в свете ФГОС. Урок ориентирован на формирование активной личности, мотивированой к самообразованию, обладающей достаточными навыками и пихологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание на уроке уделяется позвнавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.  Структура урока позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, ослабленным здоровьем через систему индиви...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

Соколова Надежда Ивановна, учитель биологии высшей категории

МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи» Саратовская область



Разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС)

Тема урока «Химический состав клетки. Органические вещества»

Цели урока:

А. Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

Б. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли.

В. Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Задачи урока:

  1. Знакомятся с органическими веществами, входящими в состав клеток; формируют понятие «органические вещества» и определяют их роль в клетке.

  2. Учатся организовывать выполнение заданий учителя, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.

  3. Формируют положительную мотивацию к учению и совместному труду, направляют деятельность на достижение совместного результата.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование: лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ. Интерактивная доска.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:

- Методы: частично-поисковый.

-Приемы: поиск ответов на поставленные вопросы, составление опорной схемы, выполнение лабораторных опытов, заполнение кроссворда.

-Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Планируемый результат: усвоение изучаемой темы

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах, самостоятельная.

Основные понятия: органические вещества, белки, углеводы, жиры.

Используемый УМК:

Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской Н И Сонина, М., «Дрофа», 2012

5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / [Н.И.Сонин, А.А.Плешаков]; Москва,»Дрофа», Вертикаль, drofa.ru 2012год

Биология Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И.Сонина, М., «Дрофа», 2012

Ход урока.

Название урока

и его этапы

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Регулятивные: уметь организовать собственную деятельность.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний

Подведение к теме. Вопросы, актуализирующие внимание:

1). Какие вещества относятся к неорганическим?

3). Могут ли клетки живых организмов состоят только из воды и минеральных солей? 4). Какие еще вещества нужны для жизнедеятельности организмов? Сформулируйте тему урока. 5). Что сегодня предстоит нам выяснить?

6). Каким образом, можно узнать какие вещества содержатся в клетке?

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: уметь организовать учебные взаимодействия в группе и с учителем.

Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Принимать и сохранять учебную задачу.

Создание положительной мотивации учения

Изучение нового материала

1. Знакомство учащихся с основным видами органических веществ в клетках. Задание: Докажите, что в клетках растений содержатся орг. вещества. (выполнение опытов по инструктивной карте учебника стр. 38).

Физкультминутка

2.Выявление значения органических веществ, входящих в состав клетки с помощью текста учебника. Составление схемы по вопросам учителя (или по вопросам, составленным в ходе работы учащимися):

1). Данные вещества незаменимы, когда клетке нужно создать запасы.

2). Эти органические вещества нужны для всех процессов жизнедеятельности и составляют основу клеточных структур.

3). Вещества дают клеткам энергию при расщеплении.

4). Сохранение информации и передача её потомкам осуществляется с помощью?

Групповая работа по выполнению опытов. Обсуждение результатов с помощью задания на интерактивной доске и на столах учащихся (приложение 1). Обсуждают результаты опытов, делают выводы.

Читают текст учебника стр. 34, составляют схему в тетради с помощью вопросов учителя.

Познакомить с органическими веществами, входящими в состав клеток и их ролью в организме.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи. Приобретать элементарные навыки работы с приборами.

Коммуникативные: уметь строить совместную работу на единый результат в группе.

Регулятивные: Уметь организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.

Закрепление

Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока.

Учащиеся выполняют заполнение кроссворда (приложение 2) по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. Осуществляют взаимопроверку выполнения задания.

Закрепляют знания о химическом составе клетки.

Познавательные: анализировать, строить логические рассуждения, выделять в учебном материале главное.

Коммуникативные: уметь строить совместную работу на единый результат в группе.

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Рефлексия

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

Учащиеся отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке.

Познавательные: выполнять работу, анализировать и контролировать результаты.

Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий

Регулятивные: выделять и осознавать, качество и уровень усвоение.

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Параграф 6, задание на выбор в тетради.

Ответить на вопросы:

-Объясните , почему клетку сравнивают с миниатюрной лабораторией?

-Выскажите мнение, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы.

-Проанализируйте таблицы стр. 33, 36-37, запишите выводы в тетрадь.

Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей

Закрепляют знания о химическом составе клетки

Познавательные : искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь доказывать собственную точку зрения.

Регулятивные: выполнять учебную задачу.

Создать условия для успешной мотивации к учению

Приложение 1.

На интерактивной доске задание, состоящее из вопросов и ответов на них. У учащихся на столах опоры в виде ответов на вопросы (можно добавить лишние ответы).

Вопросы:

1). Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?

2). Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу?

3). В чём мы обнаружили крахмал?

4). Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста?

5). О наличии какого органического вещества, свидетельствуют пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника?

Ответы:

  1. Раствор йода

  2. Синий

  3. Клубень картофеля, мутная взвесь после теста

  4. Белок

5) Жир

Можно предложить составить синквейн «Органические вещества» после заполнения схем

Приложение 2 Кроссворд:


1

О





2

Р






3

Г






4

А






5

Н






6

И




7


Ч






8

Е






9

С






10

К






11

И





12

Е




Вопросы к кроссворду:

  1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала.

  2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.

  3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.

  4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.

  5. Общее название солей, содержащихся в клетке.

  6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.

  7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

  8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.

  9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?

  10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста.

  11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.

  12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.

Ответы:


й

О

д





с

а

х

а

Р






у

Г

л

е

р

о

д




к

р

А

х

м

а

л





м

и

Н

е

р

а

л

ь

н

ы

е




ж

И

р

ы




н

е

о

р

г

а

н

и

Ч

е

с

к

и

е





б

Е

л

к

и





т

е

С

т

о






К

л

е

й

к

о

в

и

н

а




с

И

н

и

й




к

л

у

б

Е

н

ь




Пояснительная записка

к уроку по биологии в 5 а классе МКОУ»СОШ№1 р.п.Дергачи»

(учитель Соколова Н.И.)

Уроки биологии в 5 классе по программе ФГОС второго поколения проводятся 1 раз в неделю, всего за год 34 часа по программе биологии , созданной на основе ФГОС, фундаментального ядра образования по биологии, примерной программы основного общего образования, федерального перечня учебников, авторской программы по биологии 5-9 классов авторов Н.И.Сонина и А.А.Плешакова.

Система уроков в 5 классе ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание в 5 класса уделяю познавательной активности учащимся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе, где включены вопросы и задания в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Структура уроков в 5 классе позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, ослабленным здоровьем через систему индивидуальных заданий и использованием Интернет на портале Дневник.ру.

Диагностирование результатов проводится через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ.

Средствами реализации является УМК Н.И.Сонина, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал.

Достижению результатов обучения способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, развитие критического мышления, проектной деятельности, ИКТ). Используются следующие методы обучения - исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на разных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок-исследова0ние, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Урок был проведен в 5а классе. В классе 22 человека, из них 10 мальчиков и 12 девочек. Класс сформирован в 2009 году , учитель Ефимова Н.Н. Классный руководитель в 5 классе Сидорова Л.В. Отношения в классе доверительные, построенные на взаимоуважении, стремлении помочь друг другу. Мотивация учения в классе: ученики стараются запомнить новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

Успеваемость в классе высокая, качество знаний 85%. Дисциплина: класс активный, можно сказать «непоседы». На уроках принимают участие во всех этапах, высказывают свои точки зрения, доказывают их правильность. На уроках всегда рабочая обстановка.

Они активны и во внеурочной деятельности по биологии. Участвуют в разнообразных конкурсах и олимпиадах и достигли немалых результатов:

- Сидельникова Евгения, 1 место в Международном дистанционном конкурсе «Биология в терминах»,

- Дементьева Анастасия, 1 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по биологии «Инфоурок»,

- Пурахина Анна, 1 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по биологии «Инфоурок».

Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы и уважительны к мнению других. В целом класс характеризуется как работоспособный, общительный. Коллектив класса мне нравится, я с удовольствием работаю здесь. Они открыты учителю, включаются быстро в учебный процесс. Класс по желанию учиться можно разделить на три группы:

-которые охотно учатся, готовятся к урокам биологии в системе, на уроке всегда в работе. Им нравится учиться.

-которые учатся, потому что надо. Они старательные, трудолюбивые, но их активность зависит от оценки.

-которые не стараются учиться, их все время нужно «заставлять», всегда их держать в поле зрения.

Считаю, что мне как учителю биологии и классному руководителю 5 а класса необходимо направлять свою деятельность на :

содействие развитию положительного отношения к учебной работе через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности, развитие творческой активности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности,

Рецензия на урок по биологии в 5а классе МКОУ «СОШ №1 р.п.Дергачи».

Учитель Соколова Н.И.

Предмет - биология.

Тема : «Химический состав клетки. Органические вещества».

Цели урока сформулированы в понятной для ученика форме. А это способствовало формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности на уроке. Поставленные цели ориентировали учащихся на организацию разных форм работы на уроке как индивидуальной, так и групповой. Цели, поставленные на начальном этапе урока, направлены на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке, а именно на организацию рабочего пространства, привлечение внимания к предстоящей учебной работе. При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности, учитель ориентируется на индивидуальные особенности , специфику взаимоотношений учащихся, соответствие с возрастными особенностями. Обучающимся дается возможность самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

В течение урока была показана учащимся возможность использования тех знаний, которые они получили на практике. Использованные на уроке различные задания, были представлены так, чтобы ученики почувствовали свой успех. Учитель планировал работу на уроке таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными по уровню обучения учащимися.

В течение урока учитель показывала опыт владения современными методами преподавания, работы с различными информационными ресурсами, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала. Учитель создавал на уроке рабочую атмосферу, поддерживал дисциплину, устанавливал отношения сотрудничества с учащимися, вел с ними диалог, побуждал самостоятельно рассуждать, организовывал поиск дополнительной информации.

Учитель использовал педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и мотивации учащихся. Учащиеся хорошо знают критерии, по которым учитель оценивает ответы. Притом, учитываются не только методы педагогического оценивания, но и взаимооценки и самооценки обучающихся.

Учитель широко использовал на уроке системно-деятельностный подход, в рамках которого учащиеся участвовали в целеполагании, формулировке личностного смысла урока. На уроке применялись универсальные учебные действия. Этапы урока разработаны в соответствии с нормативной структурой деятельности. Аппарат контроля знаний включает все группы универсальных учебных действий. На уроке оценивались предметные, метапредметные и личностные результаты. Для закрепления материала на уроке использованы были педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержащие узнаваемые учащимися проблемы и их практическое решение. Включена была в новый материал не только предметная информация, но и способы работы с ней.

На протяжении всего урока контакты «учитель-ученик» были основаны на комфортности, сотрудничестве. Контакты «ученик-ученик» прослеживалось «сотрудничество-соперничество», но красной нитью прошло «взаимопомощь-сопережевание».

В ходе урока учащиеся:

- освоили знания о связи живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека,

- овладели умениями проводить наблюдения, опыты, описывать из результат, формулировать выводы,

- развили интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,

- воспитывали положительное отношение к природе,

- применяли полученные знания, умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе. В ходе урока учитель заставлял учащихся самостоятельно добывать знания, оставляя себе роль организатора познавательной деятельности. И как организатор учитель конструировал на уроке процесс познания.

23


© 2010-2022