Разработка интегрированного урока по биологии и психологии

Урок изучения нового с применением проблемно-диалогического и  личностно-ориентированного обучения, а также  интеграцию предметов: биология и психология. Форма работы - групповая. Данный урок способствует формированию у учащихся коммуникативной и информационной компетенций, основ самоменеджмента. Путём чередования видов деятельности, практических заданий повышается мотивация учащихся к изучению данного материала. Формы и приёмы работы, применяемые на уроке, развивают умения самостоятельно добыва...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 8 классе по биологии и психологии.

Тема: Сон и его значение.

Цель: О: дать понятие о биоритмах; сформировать знания о значении сна, его физиологической природе; характеристиках фаз сна; изменениях происходящих во время сна, сновидениях и гигиене.

Р: развитие индивидуальности у учащихся, умений работать в сотрудничестве; монологическую речь; аналитические способности; умение выделять главное.

В: воспитывать гигиенические навыки, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: исследовательская работа, инструктивные карточки, таблица: «Периоды сна человека в течение ночи», старый и новый учебники.

Ход урока

I. Организационный момент - школьный психолог.

- Сегодня мы проводим интегрированный открытый урок биология + психология для наших гостей психологов из разных школ района.

- Давайте, попробуем отнестись к этому с разных точек зрения. Для этого вам необходимо произнести фразу «Сегодня проводится открытый урок» с разной интонацией и чувством:

- вопросительно

- торжественно

- мечтательно

- испуганно

- удивлённо

-безразлично

- громко.

- Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что обучение и учение два разных дела?

Обучение - это дело преподавателей, они вас обучают, излагают учебный

материал, заинтересовывают, спрашивают, контролируют,

оценивают.

А учитесь вы сами. И эта ваша деятельность по овладению ЗУН и есть учение.

- В народной притче говорится: «Если дать человеку одну рыбу - он будет сыт один день; двух рыб - хватит на два дня. Но если человека научить ловить рыбу, он будет жить долго».

- Учитель тоже немного учит вас «ловить рыбу» - уметь самим добывать знания, давая советы, отсылая к учебникам, дополнительной литературе. От того как вы будете уметь усваивать содержание обучения, превращая его в собственные достояния, свой ум и будут зависеть ваши успехи.

Актуализация: учитель биологии.

Тема нашего урока «Сон и его значение»

На уроке мы должны решить следующие проблемы

1.Почему Сеченов называл сновидения - небывалыми композициями бывалых явлений?

2. Необходимо опровергнуть несостоятельность предрассудков, свзянных с верой в «вещие сны».

- Для того чтобы решить данные проблемные задачи, что вам сегодня необходимо узнать о сне?

(постановка целей урока детьми)

II. Изучение нового материала.

учитель биологии:

- Как вы понимаете высказывание И.П.Павлова «Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция…….имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».

- Всё живое, что существует на нашей планете, как бы несёт отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный или циркадный биологический ритм. Это наиболее наглядный пример экологического ритма, который занимает центральное место среди всех ритмических процессов и которому подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадно - околосуточную ритмику.

- Что же такое биологические ритмы и какая наука их изучает? (стр 207 старого учебника «Кто вперёд?», запись определений в тетрадь)

психолог:

-Сегодня нас будут интересовать ваши способности, проявляющиеся в учебной деятельности. И здесь, кроме общеучебных играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека, индивидуальные качества каждого у вас. Например: некоторые из вас продуктивно работают рано утром (жаворонки), другие вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется - это аритмики. А в целом это звучит как - индивидуальность биоритма человека.

- Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини - анкеты. для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

А) да Б) не всегда В) нет

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.

3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?

А) утром Б) в обед В) вечером

4. Когда вам легче учить уроки?

А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы

Интерпретация ответов:

- если больше ответов А - вы сова

- если больше ответов В - вы жаворонок

- если больше ответов Б - вы аритмик.

Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.

учитель биологии:

- Именно о ритме сна - бодрствования пойдёт речь в следующей части урока. Попробуем для начала определить, что такое сон? (мозговой штурм, уч-ся отвечают на вопрос, учитель предлагает сравнить с определением, записанным на закрытой доске, а затем записать его в тетрадь)

СОН - это одно из основных состояний организма, наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.

психолог:

- Чтобы понять значение и физиологическую природу сна люди изучали человеческий мозг и мы сейчас тоже попробуем его поизучать.

- Вы знаете, что человеческий мозг делится на 2 полушария - левое и правое. Левое работает со словесно-знаковой информацией, выполняет сознательные, мыслительные операции (чтение, счёт, решение задач), правое - заведует эмоциями, оперирует образами. Часто у человека развитие обоих полушарий идёт неравномерно, отсюда и различие стилей деятельности, подхода к анализу изучаемого учебного предмета.

- Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3.

1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П).

2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П).

3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? Если в эксперименте у вас доминирует буква «Л» - левое полушарие - вы яркие мыслители. В учении вам легче опираться на чёткость понятий, логику связей, умозаключений. Вы продуктивны и восприимчивы в области абстрактно-логического мышления. Если преобладает буква «П» - правое полушарие - вы художники. Склонны всё воспринимать через опыт, практику, эмоциональную сторону предмета.

биолог. - А теперь мы переходим к работе в группах.

Каждая группа получает свою инструктивную карточку. С материалом § вы уже знакомы, т.к. это было ваше опережающее д/з - прочесть §60 старого учебника и §62 нового учебника. Сейчас на работу по инструктивным карточкам вам отводится 5´ и затем вы сообщаете о результатах своей работы классу.

1 гр.: «Значение сна»

Используя тексты учебников с 208 (старый учебник) пункт «Сон и его значение», с 220 (новый учебник) пункт «Физиологическое значение сна» найдите ответы на вопросы:

1. Что происходит с физиологическими функциями организма?

2. Какого значение такой реакции организма во время сна?

3. Какова потребность во сне у людей разного возраста?

2 гр.: «Физиологическая природа сна».

Используя тексты учебников с 208 (старый учебник) пункт «Сон и его значение»; с 220-222 (новый учебник) пункт «Физиологическая природа сна», рассмотрев рис. 130 учебника с 221 дополните схему и подготовьтесь к рассказу по ней у доски.

Разработка интегрированного урока по биологии и психологииРазработка интегрированного урока по биологии и психологииФазы сна

Разработка интегрированного урока по биологии и психологииРазработка интегрированного урока по биологии и психологиимедленный быстрый

? ?

Характеристика фаз

3 гр.: «Сновидения»

Используя тексты учебников с 208-209 (старый учебник) и с 222-223 (новый учебник) пункты «Сновидения» дайте объяснение высказыванию Сеченова о том, что «сновидения - это небывалые композиции бывалых явлений»; раскрыв при этом причины возникновения сновидений и приведя примеры, когда во сне находились решения каких-либо задач.

4 гр.: «Гигиена сна»

Используя тексты учебников с 209 (старый учебник) и с 222 (новый учебник) пункты «Гигиена сна» -

1. раскройте причины расстройства сна;

2. составьте памятку по гигиене сна.

Работа в группах - 5мин.

- Сообщения учащимся о результатах работы.

1 гр. 2 гр.

Психолог

- А сейчас я вам предлагаю выполнить «гимнастику Гермеса», которая основана на силовых упражнениях, построенных на ритмических переходах от предельного напряжения к последующему расслаблению всей мышечной системы.

Встаньте поудобнее, найдите глазами точку, на которой сосредоточите своё внимание. Делаем глубокий энергичный вдох, задерживаем дыхание и напрягаем все мышцы тела в течение 4секунд. Затем медленно выдыхаем и при задержке дыхания на выдохе наступает полное расслабление. Это упражнение нужно делать с перерывом в 2 секунды, после каждой фазы и так несколько раз. - Теперь сядьте те, кто уверен, что получит сегодня «5» за урок.

- Сядьте те, кто уверен, что готов рассказать материал учебника без подсказки.

- А теперь сядут все, кто готов слушать 3 группу.

Выступления 3 гр, Алины и 4 группы.

3 группа объяснит нам характер сновидений и ответит на один из проблемных вопросов по поводу высказывания Сеченова.

Алина представит вам материал своего месячного исследования опровергающего несостоятельность вещих снов (индивидуальная оценка).

4группа расскажет о мероприятиях по гигиене сна.

в этой решётке 1 оценку поставьте за работу на уроке, т.е. оцените сами себя.

2 оценка будет за альтернативный диктант, которую вы получите, оценивая друг друга.

3 оценка будет поставлена на следующем уроке, после закрепления материала и будет выведена средняя, которая пойдёт в журнал.

III. Закрепление - альтернативный диктант.

1. Сновидения - это нормальная работа мозга в фазе быстрого сна. да

2. Сон состоит из двух фаз: быстрый сон и медленный да

3. Причиной возникновения бессонницы является нервное переутомление, длительная напряжённая умственная работа, волнения и др. да

4. Ритмические изменения в живом организме называется биоритмами. да

5. Третью часть своей жизни человек проводит во сне. да

Подводим итоги диктанта: «5» - ; «4» - ; «3» - ;

IV Д/З исходя из результатов диктанта

«5» - повторить §62

«4» - пересказ §62

«3» - прочитать и устно ответить на ? в конце §

по желанию: сообщения «Лунатизм»; «Гипноз»

V Рефлексия- итог- психолог:

За период обучения в средней школе учащийся решает около 30 тыс. задач, прочитывает 800 тыс. страниц текста, он получает около 2000 оценок. Учение подходит под определение профессиональной деятельности, а результатом труда являются индивидуальные знания человека.

И в заключении нам хотелось бы знать ваше мнение об уроке. Проведём приём «Живая газета». Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Когда и где вам могут пригодиться сегодняшние знания и опыт?

2. Как ваши индивидуальные способности помогали вам сегодня учиться?

3. Заинтересовала ли вас работа Алины и чем?

Биолог:

Урока время истекло

Я вам ребята благодарна

За сотрудничество

За ваши знания.

Спасибо Вам,

Всего доброго и до свиданья.


Карточки для работы в группах:

1 гр.: «Значение сна»

Используя тексты учебников с 208 (старый учебник) пункт «Сон и его значение», с 220 (новый учебник) пункт «Физиологическое значение сна» найдите ответы на вопросы:

1. Что происходит с физиологическими функциями организма?

2. Какого значение такой реакции организма во время сна?

3. Какова потребность во сне у людей разного возраста?

2 гр.: «Физиологическая природа сна».

Используя тексты учебников с 208 (старый учебник) пункт «Сон и его значение»; с 220-222 (новый учебник) пункт «Физиологическая природа сна», рассмотрев рис. 130 учебника с 221 дополните схему и подготовьтесь к рассказу по ней у доски.

Разработка интегрированного урока по биологии и психологииРазработка интегрированного урока по биологии и психологииФазы сна

медленный быстрый

Разработка интегрированного урока по биологии и психологииРазработка интегрированного урока по биологии и психологии

? ?

3 гр.: «Сновидения»

Используя тексты учебников с 208-209 (старый учебник) и с 222-223 (новый учебник) пункты «Сновидения» дайте объяснение высказыванию Сеченова о том, что «сновидения - это небывалые композиции бывалых явлений»; раскрыв при этом причины возникновения сновидений и приведя примеры, когда во сне находились решения каких-либо задач.

4 гр.: «Гигиена сна»

Используя тексты учебников с 209 (старый учебник) и с 222 (новый учебник) пункты «Гигиена сна» -

1. раскройте причины расстройства сна;

2. составьте памятку по гигиене сна.

© 2010-2022