• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» урока биологии (8 класс)

Конспект «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» урока биологии (8 класс)

Урок включает технологическую карту и раздаточный материал,его построение опирается на принцип самостоятельного добывания знаний учащимися, умение объективно оценивать эффективность усвоенного материала, способность не только запоминать новые сведения, но и обучать других, интерпретировать полученные сведения в новой ситуации.    Данная форма урока позволяет включать в работу на учащихся всех уровней успеваемости.     Разработка уроков в данном формате по разделу «Обмен веществ и энергии» будет ...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока №2.

Предмет:

Биология:

Класс:

8

Дата проведения:

07.03.14г

Тема:

Лабораторная работа №14: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

Это урок:

2

Из:

52

Уроков по этой теме:

4.

Цель обучения:

1. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой

дыхания до и после нагрузки

2. Применение ранее изученного материала в новой ситуации: выполнение заданий на соответствие понятий и определений. Формирование

умений проведения исследовательской работы.

3. Соблюдение требований к оформлению лабораторной работы.

Задачи:

1. Установят зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до

и после нагрузки.

2. Выработают умения ведения исследовательской работы. .

3. Аргументированно отвечают на вопросы, оперируют полученными ранее данными. Сопоставляют свои варианты оценок выполненных заданий с правильным вариантом, суммативной оценкой учителя. Критически и обдуманно подойдут к рекомендациям по выполнению заданий членов др. минигруппы.

Этап

Время

Ожидаемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дифферен-циация

Оценивание

Ресурсы, оборудование, обстановка класса

1. Орг момент.

1-2 мин

Психологически настроятся на работу.

1.1 хлопок - «кто видит»,

2 хлопка - «кто слышит»,

3 хлопка - «кто готов работать».

Получают задания для определения кода.

2-3

мин








15 мин

Определят алгоритм выполнения работы на «соответствие» и принцип оценивания данного задания.



1.Подводит к определению темы урока, демонстрирует конверт с вложенной информацией с темой лабораторной работы, предлагает найти код для её определения.

2. Делит уч-ся на мини группы.

3. Объясняет выполнение задания на соответствие, принцип работы с рубрикатором.

1. Определяют тему урока,

получив задания для определения кода лабораторной работы.


2. Делятся на мини группы, выбирая соответствующий номер солнышка своему ответу.

3. Рефлексируют на ясность выполнения задания, взаимо- и самооценку: «всё ясно» - большой палец вверх, «есть вопросы» - горизонтально и «ничего не понятно» - вниз.

2. Определяют целеполагание урока, отвечая на предложенные вопросы.

Деление на «мини» группы: выбрать солнышко с цифрой - 1 «кто родился летом»; 2- «кто родился в конце года»;

3. «кто младше всех»; 4. «кто старше всех».

3. Учитель просит ответить на заданные вопросы прежде всего самих уч-ся: самого учащегося, даёт возможность коментировать ответя слабым и сильным учащимся.

Конверт с темой лабораторной работы.


Рисунки солнышек с цифрами в центре на доске.


2. Формативное и суммативное оценивание усвоения ранее изученного материала.

Применят ранее изученный материал в новой ситуации: выполнят задания на соответствие понятий и определений.

Дадут рефлексию на усвоение ранее изученного материала.

Сопоставлят свой вариант оценки выполненного задания с правильным вариантом, критически и обдуманно подойдут к рекомендациям по выполнению заданий членов др. минигруппы.

Предлагает найти соответствующие понятия для энергетического и пластического обмена в минигруппах.

Наблюдает за ходом выполнения работы.

После завершения работы редлагает верный вариант для выполняемого задания.


Зачитывает тему Л/р.

Работают в минигруппах по двое, определяют соответствия, обсуждают и аргументируют своё решение.

(по вариантам: 1 -пласт., 2- энерг..).

Проводят взаимопроверку между минигруппами.


Формативное и суммативное оценивание: 5 ответов - «5», 4 - «4», 3 - «3» и т.д.

Конверт с карточками заданий на соответствие.



2 мин

Снимут напряжение, подготовятся к новому этапу работы.

Проводит физминутку

Выполняют разминку

Видио с разминкой

3. Выполнение Л\р.









1. Определят целеполагание и этапы выполнения Л/р.

2. Рефлексируют на понимание целеполагания и алгоритм выполнения работы.


3. Установят зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

4. Выработают умения ведения исследовательской работы. .

5. Аргументированно ответят на вопросы, оперируя полученными данными.

6. Сопоставлят свои варианты оценок выполнения Л/р с, суммативной оценкой учителя.

1. Предлагает определить целеполагание Л/р и этапы её выполнения для достижения поставленных целей, исходя из названия Л/р.

2. Задаёт вопросы низкого и высокого порядка: «Для чего вы сегодня будете выполнять данную Л/р?», «Как связаны между собой этапы выполнения л/р?».

3. Предлагает ознакомиться с рубрикаторами с критериями оценивания лабораторнй работы учащихся.

4. Следит за выполнением работы по составленному алгоритму, корректирует работу учащихся.



5. Собирает выполненную работу.

1.Определяют целеполагание и этапы выполнения Л/р.

2.Отвечают на вопросы низкого и высокого порядка.


3. Знакомятся с критериями оценивания.

4. Выполняют работу, заносят данные измерений в тетрадь.

5. Производят вычисления.

6. Сравнивают полученные данные с данными таблицы.

7.Отвечают на вопросы: почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ? Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

8. Записывают вывод в тетрадь.

Вопросы низкого и высокого порядка.



Оценивание лабораторной работы по рубрикатору, включающему и организованность и качество выполненной работы с соответствующим выводом.


Формативное и суммативное оценивание учащимися, дальнейшее сумативное оценивание учителем.

Разработка лабораторной работы №14.

Рубрикатор.

Таймер на интерактивной доске.

4. Рефлексия, Д/з.

3 мин


Аргументированно отве-тят на вопросы, оперируя полученными данными.

Записывают Д/з.

Какую цель мы ставили перед собою, выполняя л/р?

Какие затруднения у вас возникли по ходу выполнения работы?

К какому выводу вы пришли, выполнив её?

Отвечают на вопросы.

Формативное оценивание.

Провести коррек-ционную работу над ошибками, допущенными при выполнении задания на соответствие.

Самооценивание урока

(используйте это пространство для того, чтобы записывать свои комментарии по ходу урока. Что было положительного/ отрицательного?)



Приложения к уроку №2.


№1 (Карточки на соответствие):


Энергетический обмен

Пластический обмен

Распад сложных органических веществ до простых веществ


Называется катаболизм

Образование из простых веществ сложных органических веществ


Называется анаболизм


Распадаются белки


Образуются аминокислоты


Из аминокислот



Образуются белки


Распадаются жиры



Образуются глицерин и жирные кислоты


Глицерин и жирные кислоты


Образуются жиры


Распадаются углеводы



Образуются вода и углекислый газ


Вода и углекислый газ


Образуются углеводы


Выделяется



Энергия


Поглощается


Энергия


№2. Рубрикатор оценивания лабораторной работы по биологии.

Рубрикатор оценивания лабораторной работы по биологии.

Содержание оценивания

балл

Оценочный балл

Цель чётко сформулирована с использованием научной терминологии. Она конкретная, реальная, достижимая.

1

Составлен чёткий план работы. Работа выполнена по плану, занесены все необходимые данные в тетрадь, произведены расчёты. Записи выполнены аккуратно.

1

В выводе максимум 5 предложений, в нём использован научный стиль изложения, в том числе вводные слова («например», «кроме того», «в связи с этим», «таким образом», «возможно», «во-первых», «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как», «в результате», «значит», «преимущественно», «и так», «следовательно», «значит», «наоборот», «в заключение»).

2

Краткий вывод соответствует цели.

Вывод основывается на данных, которые вы получили в результате наблюдений.

1

Интерпретирует и оценивает результаты наблюдения и эксперимента.

Оценивает методы и результаты исследования, выделяя причины неточности эксперимента, понимает относительность полученных результатов.

+

Итого:

5+


№3. Медодическая разработка выполнения лабораторной работы.


Лабораторная работа №14

Тема : Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные замечания. Известно, что на интенсивность ды­хания влияют продукты распада, в частности углекислый газ, ко­торый образуется в результате биологического окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания обмен веществ в тканях не прекращается и углекислый газ про­должает выделяться. Когда его концентрация в крови достигает определенного критического уровня, происходит непроизвольное восстановление дыхания. Если задержать дыхание после работы, например после 20 приседаний, то оно восстановится скорее, пото­му что во время приседаний биологическое окисление происходит более интенсивно, и углекислого газа к началу второй задержки дыхания накапливается больше.

Однако у тренированных людей различие между этими результа­тами будет меньшим, чем у нетренированных. Одной из причин является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мыш­цами, обеспечивающими нужное движение, сокращается множе­ство других мышц, которые к нему не имеют отношения. Лишние движения затормаживаются в процессе тренировки благодаря бо­лее совершенной регуляции со стороны нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает не только состоя­ние дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека, но и сте­пень его тренированности.

Протокол опыта (время измеряется в секундах)

  1. Время задержки дыхания в состоянии покоя (А).

  2. Время задержки дыхания после 20 приседаний (В).

  3. Процентное отношение второго результата к первому вх100% .

4. Время задержки дыхания и восстановления дыхания после ми­нутного отдыха (С).

5. Процентное отношение третьего результата к первому С/Ах100% .

Ход работы

  1. В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!).

  2. Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. За­пишите результат (А). Отдохните 5 мин.

  3. Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

  4. Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

  1. Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат (В).

  2. Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите (С).

  3. Сделайте в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунк­тах 3 и 5 протокола. Сравните свои результаты с таблицей и опре­делите, к какой категории вы смогли бы отнести себя.

Категории испытуемых

Задержка дыхания

А- в покое

В-после работы

С-после отдыха

в/а х100% после 20 приседаний

с/а х100% после отдыха

Здоровые тренированные

46-60 с

Более 50% от первого результата

Более 100% от первого результата

Здоровые не тренированные

36-45 с

30-50% от первого результата

70-100% от первого результата

С отклонениями в состоянии

здоровья

20-35 с

Менее 30% от первого результата

Менее 70% от первого результата

Сделайте вывод:

1.Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ ?

2.Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?








© 2010-2022