• Преподавателю
  • Биология
  • Статья на тему: «Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования детей»

Статья на тему: «Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования детей»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

поселка городского типа Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области

структурное подразделение «Поиск»,

446540, с. Сергиевск, ул. Гарина-Михайловского, 25








Статья на тему: «Компетентностно-ориентированнное обучение экологии в системе дополнительного образования»











Автор:

Жидова Светлана Федоровна,

педагог дополнительного образования,

объединение «Юный эколог»










Суходол 2015

Содержание


  1. Компетентностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования………………………………………… 3

  2. Компетентностно-ориентированное обучение экологии в системе дополнительного образования………………………………………… 5

  3. Список использованной литературы…………………………………. 8





































  1. Компетентностно-ориентированное обучение в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования, его углубления, совершенствования, в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др. В связи с этим, реализация компетентностно-ориентированного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребёнок. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.

Характеристики компетентностно-ориентированного обучения:

1. Усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности учащихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.

2. Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования. Цель развивающего образования - личностное развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.

3. Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которое реализуется путем: освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; освоения новых способов решения проблем в различных видах деятельности.

4. Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах: осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; приоритете внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Необходимость введения компетентностного-ориентированного подхода в образовательный процесс УДОД:

1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области.

2. Переформулировка целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения.

3. Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов.

4.Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.

Сущностные признаки компетентности:

1. Постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);

2. Ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);

3. Имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

4. Пpоявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;

5. Проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.

Универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека является информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Информационная компетентность помогает ребенку обучаться, позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей; помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.

Переориентация общего образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса.

Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:

1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности;

2. Изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;

3. Изменение позиции учителя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;

4. Создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

В соответствии с логикой выделенных образовательных областей, с ориентацией на ценности, характерные для каждого возраста школьников могут быть выделены следующие компетентности:

- ценностно-смысловая;

- общекультурная;

- учебно-познавательная;

- коммуникативная;

- социально-трудовая;

-личностного самосовершенствования

Формы проявления компетентностей достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.


  1. Компетентностно-ориентированное обучение экологии в системе дополнительного образования

Современные условия диктуют необходимость воспитания новых людей, обладающих чувством ответственности, и благоразумного отношения друг к другу и среде своего обитания. Сегодня необходимо искать пути более эффективной социализации подрастающего поколения, поскольку деятельность нынешних школьников определяет «вектор будущего мирового сообщества».

Эффективная реализация научного потенциала на занятиях естественно - биологического цикла в целом, и на занятиях экологического объединения в частности, способствует использованию идей компетентностного подхода, выраженного в компетентностно - ориентированном экологическом образовании. Компетентностно-ориентированное обучение решает задачи по внедрению в учебно - воспитательный процесс продуктивных форм и методов мотивации при изучении предметов данного направления. Идеи компетентностно - ориентированного образования на занятиях детского экологического объединения позволяет педагогу создать условия для привития опыта познавательной деятельности, осуществления творческой деятельности, которые в современной литературе носят название компетентность.

Внедрение идей компетентностно - ориентированного экологического образования на занятиях позволяет педагогу решать ключевые проблемы в работе с детьми первого, второго и третьего года обучения:

- сохранение здоровья и обеспечение успешности каждого воспитанника на основе оптимизации социального пространства занятия;

- создание условий для привития опыта учебно - практической самостоятельности и личной ответственности, навыков образовательного самоопределения, самореализации.

Использование идей компетентностно - ориентированного образования обеспечивает реализацию основных принципов развивающего обучения, которая выделяет в структуре занятия 4 основных компонента:

- поставку учебной задачи;

- учебные действия;

- действия контроля и оценки.

Организации работы школьников по следующей схеме построения образовательно - воспитательного пространства на занятиях позволяет формировать базовые навыки деятельности по предмету экология:

- это пространство подготовки, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности (КТД, создание разных видов проектов, результаты самостоятельной и практической работы);

- это пространство опыта (момент предъявления воспитанником своего результата, продукта своей деятельности на НПК, конкурсах экологической направленности).

Выше обозначенные приемы и методы обеспечивают насыщенность и многообразие образовательной среды. Внедрение идей компетентностно - ориентированного образования на занятиях экологического объединения способствуют также созданию ситуации успеха через введение элементов индивидуализированного обучения на основе вариативности домашних заданий, учитывающих уровень потребностей, интересов, способностей и возможностей воспитанников. Поэтому образовательно - воспитательный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно - познавательной деятельностью воспитанников, что существенно меняет роль как педагога, так и воспитанников, так как в этом случае именно им принадлежит инициатива в определении содержания самостоятельной работы на занятии. При компетентностно - ориентированном образовании дети получают опыт участия в дискуссиях, осмыслении и планировании собственной деятельности при изучении более глубоких и сложных вопросов по экологии. Компетентностно - ориентированное экологическое образование создает условия для самообучения, как одного из ведущих принципов образовательно - воспитательного процесса. Современным школьникам необходимы навыки социальной адаптации, что предопределяет активное внедрение проектных, исследовательских методов и средств обучения, которые помогают обучающимся в их самоутверждении, самоизменении. Групповая форма работы на занятиях решает многие вопросы, связанные с вопросами межличностного взаимодействия обучающихся и помогает им овладеть новыми способами в установлении контактов между собой. В процессе такой работы воспитанники учатся понимать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения, но и, самое важное, они учатся слушать и слышать, оценивать. При выполнении индивидуального задания необходимо обучать детей оценивать самих себя, друг друга. Совместная групповая деятельность способствует воспитанию объективности, доброжелательности и ответственности за учебные достижения. В данном взаимодействии дети приобретают опыт социальных отношений, наращивают предметные компетентности. На основе оптимального сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на занятиях создается ситуация успеха, которая обеспечивает эффективную мотивацию для превращения предметных знаний по экологии в универсальные средства решения учебно - познавательных задач.

Приобретаемые теоретические знания на занятиях детского экологического объединения закрепляются практическими исследованиями и природоохранными проектами. При этом проявляется осознание посильного вклада каждого воспитанника в сохранение биологического разнообразия природы родного села, формируется потребность постоянной заботы, положительных, целесообразных действий с природой.






Список использованной литературы:


1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.

8


© 2010-2022