- Преподавателю
- Биология
- Поурочное планирование по биологии 5 класс ФГОС
Поурочное планирование по биологии 5 класс ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шикина А.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование
5 класс
Часть
Тема урока
Кол-во часов
Основное содержание темы
Планируемые результаты
-
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ
8
_
_
1. Что такое живой организм
1
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.
Метапредметные
Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение выбрать основание и критерии для сравнения объектов; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.
Информационно-коммуникативные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: видение и понимание многообразия живых организмов; знание основных свойств живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
2. Наука о живой природе
1
Биология - это наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.
Личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.
Метапредметные
Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: понимание, что биология - наука о живых организмах; интерес к изучению биологических наук и их объектов.
3. Методы изучения природы
1
Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, измерительные приборы). Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Личностные: развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Метапредметные
Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширение знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.
Предметные: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
4. Увеличительные приборы
1
Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Лабораторная работа «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».
Личностные: развитие умений ставить учебные задачи и их решать.
Метапредметные
Познавательные: формулирование цели, поиск и анализ информации, решение поставленных задач - понимание значения, устройства, возможностей работы с увеличительными устройствами.
Информационно-коммуникационные: умение работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение.
Рефлексные: оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.
Предметные: развитие у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
5. Живые клетки
1
-
-
6. Химический состав клетки
1
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке.
Личностные: развитие познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации.
Метапредметные
Познавательные: определение структуры объекта познания (вещества клетки). Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация по предложенным критериям.
Информационно-коммуникационные: умение подбирать аргументы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивные: оценивание своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: умение называть, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.
7. Вещества и явления в окружающем мире
1
_
_
8. Великие естествоиспытатели
1
Ученые-естествоиспытатели: Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский.
Личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.
Метапредметные
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Информационно-коммуникационные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Рефлексивные: оценивание учащимися своих учебных результатов и способов их достижения.
Предметные: умение называть, объяснять вклад в развитие науки ученых Аристотеля, К. Линнея, Ч. Дарвина, В.И. Вернадского.
-
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
15
_
_
9. Как развивалась жизнь на Земле
1
_
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся учатся: ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи.
10. Разнообразие живого
1
_
_
11. Бактерии
1
Существенные признаки представителей царства бактерии, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бактерий.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний; понимание роли бактерий в природе и жизни человека.
Информационно-коммуникационные:
Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: знания существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий; результатов сравнения бактерий с представителями других царств живой природы; роли бактерий в природе и жизни человека.
12. Царство Грибы
1
_
Учащиеся систематизируют знания о грибах, узнают их отличительные особенности от других царств живых существ.
13. Водоросли. Почувствуй себя альгологом
1
Существенные признаки представителей царства растений, водорослей; их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растений, интеллектуальных умений (строить рассуждения); формирование эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; использовать приобретенные знания.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; развитие коммуникативных навыков через взаимоотношения «ученик - ученик» , «ученик - учитель» ; развитие монологической речи учащихся.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности растений в целом и водорослей в частности; объяснение роли растений, и в частности водорослей, в природе и жизни человека.
14. Зеленые листостебельные мхи
1
Существенные признаки представителей мхов; их строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растений, интеллектуальных умений (строить рассуждения).
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая литературные произведения, электронные носители; использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний, понимания роли мхов в природе и жизни человека.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений ; объяснение роли мхов в природе и жизни человека.
15. Папоротники
1
_
_
16. Голосеменные растения
1
Существенные признаки представителей голосеменных; характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, их роль в природе и жизни человека.
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растений, развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения).
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители; понимание роли голосеменных в природе и жизни человека.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности голосеменных; приведение результатов сравнение голосеменных с другими представителями царства растений; объяснение роли голосеменных в природе и жизни человека.
17. Покрытосеменные (цветковые) растения
1
Существенные признаки представителей покрытосеменных; их строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека.
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение покрытосеменных растений; развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения)
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители; понимание роли покрытосеменных в природе и жизни человека.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
18. Значение растений в природе и жизни человека
1
Роль растений в природе и жизни человека.
Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Метапредметные
Познавательные: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникавших трудностей.
Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.
19. Животные. Простейшие
1
Существенные признаки представителей царства Животные, характеристика их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания; их роли в природе и жизни человека.
Личностные: наличие познавательного интереса, направленного на изучение животных, развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать).
20. Беспозвоночные
1
Существенные признаки представителей царства животных; характеристика беспозвоночных животных, их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, роли в природе и жизни человека.
Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности беспозвоночных, проводить сравнение многоклеточных животных с простейшими и беспозвоночных животных с позвоночными.
21. Позвоночные
1
Существенные признаки представителей царства животных; характеристика позвоночных животных, их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, роли в природе и жизни человека.
Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.
22. Значение животных в природе и жизни человека
2
Родь животных в природе и жизни человека.
Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; приобретение опыта использования разнообразных методов изучения темы: экспериментирование, анализ литературных источников, социологический опрос, изготовление и использование наглядного материала.
Метапредметные
Познавательные: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного заведения; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение объяснять роль животных в природе и жизни человека.
-
СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
5
_
_
23. Среды обитания животных
1
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение характеризовать приспособленность организмов к среде обитания.
24. Жизнь на разных материках
1
_
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение живой природы.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные: умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания.
25. Природные зоны Земли
1
_
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение природных зон Земли.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные; умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания в связи с различными условиями природных зон Земли.
26. Жизнь в морях и океанах
1
_
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для представления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные: умение объяснять взаимосвязи и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
27. Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле
1
_
Личностные: формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.
Познавательные: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.
Предметные: приведение в систему изученного материала.
-
ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ
_
7
_
_
28. Как человек появился на Земле
1
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение происхождения человека.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая литературные произведения, электронные носители.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: научные представления о происхождении человека, о древних предках человека: дриопитеках и австралопитеках, о человеке умелом, человеке прямоходящем, человеке разумном (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
29. Как человек изменил Землю
1
Изменение в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания.
Метапредметные
Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( тексты, таблицы); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы.
Коммуникативные: умение инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников и способы их взаимодействия.
Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.
Рефлексивные: умение оценивать свои учебные достижения , поведение и эмоциональное состояние.
Предметные: освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.
30. Жизнь под угрозой
1
_
Личностные: сформированность личных представлений о причинах изменения биологического разнообразия и проблемах его сохранения, эмоционально-ценностного отношения к вопросу последствий влияния деятельности человека на живые организмы.
Метапредметные
Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи влияния человека на живые организмы.
Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, участие в диалоге и полилоге.
Предметные: знания конкретных примеров негативной деятельности человека, моделирование иного поведения человека на Земле.
31. Не станет ли Земля пустыней?
1
_
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение влияния человека на природу.
Метапредметные
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль, способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные: знания причин постепенного превращения засушливых земель в пустыню.
32. Здоровье человека и безопасность жизни
1
_
Личностные: эмоционадьно-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, стремление к познанию нового, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, осуществлять ее преобразование.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.
Регулятивные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, осуществлять ее преобразование.
Предметные: осмысление информации о взаимосвязи здоровья и образа жизни, знания о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения; овладение простейшими способами оказания первой помощи.
33. Исследовательский проект «Есть ли экологические проблемы в нашем крае (области, республике, районе)?»
2
Учащиеся должны знать основные виды редких и исчезающих растений и животных своего места проживания; уметь характеризовать некоторые местные биоценозы - леса, луга, болота, водные биоценозы; работать с гербариями, коллекциями, определителями, справочной литературой; определять и узнавать основные виды редких и исчезающих растений и животных своего места проживания.