Урок по биологии для 8 класса по теме «Витамины - чудесные вещества»

"Выдержка из материала: Форма организации учебной деятельности – групповая. Средство обучения – учебник, дополнительная информация, интернет. Задачи: Способствование осознания значения витаминов для здоровья, сформировать культуру правильного питания. Формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, активного отношения к своему здоровью Методы: частично - поисковый, творческийФорма организации учебной деятельности – групповая. Средство обучени...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме: « Витамины - чудесные вещества»

Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации: витамины- чудесные вещества, их роль в организме,

Задачи:

Способствование осознания значения витаминов для здоровья, сформировать культуру правильного питания.

Продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой работы.

Формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, активного отношения к своему здоровью.

Методы: частично - поисковый, творческий

Форма организации учебной деятельности - групповая.

Средство обучения - учебник, дополнительная информация, интернет.

Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Я рады приветствовать вас сегодня на нашем уроке. И я предлагаю отправиться всем вместе со мной в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете , ответив на мой вопрос:

----- Что значит здоровая пища ?

2. Учитель. Какое ключевое слово получилось? ( Витамины)

Какие цели мы сформулируем на этот урок? ( дети предлагают свои варианты )

- Чтобы вы хотели узнать о витаминах?( ответы детей)

Учитель : Наш семинар посвящен чудесным веществам - витаминам, без которых на нашей планете, скорее всего, не было бы высокоразвитой жизни.

Ученик:: Витаминная страна

Вся чудес она полна

Витамины здесь живут,

Всех нас в гости к себе ждут.

В сейчас мы познакомимся с историей открытия витаминов.

1группа А) «История открытия витаминов» Что такое витамины? Для чего они нужны в организме? (3мин)

Вопрос: Как можно объяснить результаты Н.И.Лунина? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной смесью? ( невозможно обеспечить жизнедеятельность животных белками, жирами, углеводами и мин. солями, нужны ещё какие-то жизненно важные вещества, которые содержатся в молоке).

2группа Б) «Жизненно необходимые витамины» (3мин)

Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об водорастворимых основных витаминах (В, С), функции, суточная доза, в каких продуктах содержатся, к каким заболеваниям приводит их недостаток в организме, источник витаминов для организма.

3группа В) «Жизненно необходимые витамины» (3мин)

Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об жирорастворимых основных витаминах (А, Д, Е, К), функции, суточная доза, в каких продуктах содержатся, к каким заболеваниям приводит их недостаток в организме, источник витаминов для организма.

4) группа Г) «Может ли человек прожить без витаминов? Заболевания, связанные с недостатком или переизбытком витаминов в организме.» (3мин)

Авитаминоз - отсутствие витамина.

Гипервитаминоз - избыток витамина.

Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина

Учащиеся приходят к выводу: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины - это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.

Учитель: Что такое витамины? ( Витамины - это биологически активные вещества, содержащиеся в продуктах питания в незначительных количествах, но необходимые организму).

Какие функции выполняют витамины? (Они участвуют в обмене веществ, являются биологическими ускорителями химических реакций, протекающих в клетке, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям, снижают отрицательное влияние различных профессиональных вредностей)

Учитель: Теоретическая часть семинара завершена, пришло время применить полученные вами знания на практике.

3. Практическая часть:

Одновременно группы выполняют исследование по теме «Витамины.»

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витаминов в подсолнечном масле, рыбьем жиру, яблочном соке, соке квашеной капусты. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 1 группы:

"Определение витамина С в капустном рассоле ".

Цель: Выявить наличие витамина С в капустном рассоле.

Ход работы:

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало.

Вывод: содержится или не содержится витамин С в капустном рассоле? Много или мало витамина с и как вы это определили?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 2 группы:

Определение витамина А в подсолнечном масле.

Цель: Выявить наличие витамина А в подсолнечном масле.

Ход работы:

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Вывод: содержится или не содержится витамин А в подсолнечном масле? Как вы это определили?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 3 группы:

"Определение витамина С в яблочном соке ".

Цель: Выявить наличие витамина С в яблочном соке.

Ход работы:

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).

Далее по каплям добавляйте 5 %- ный раствор йода до появления

устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника

определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко

окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту,

следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в

синий цвет.

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало.

Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

Сделайте вывод: содержится или не содержится витамин С в яблочном соке? Что произошло с витамином при нагревании?

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. После выполнения работы учащиеся делают выводы:

Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.

Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 4 группы:

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

Цель: Определить витамин D в рыбьем жире или курином желтке.

Ход работы: В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При

наличии витамина D появляется зелено - голубое окрашивание.

Вывод: содержится или не содержится витамин D в рыбьем жире или

курином желтке.? Как вы это определили?

Каждая группа докладывает о проделанной работе и делает вывод.

Учитель: При неправильном хранении или неправильной кулинарной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Как лучше сохранить витамины при хранении и кулинарной обработке продуктов?

5.Учитель: Какие правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов вы знаете?

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.

Учитель: В заключении нашего урока я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте по больше овощей, фруктов и ягод.

6. Закрепление материала:

Индивидуальная работа в группах:

Заполнить таблицу « Витамины» и оценить свою работу на уроке.

Название, классификация

Суточная потребность

Источники витамина

Функции в организме

Проявления авитаминоза

A(ретинол) - жирорастворимый



D(кальциферол) - жирорастворимый



B1(тиамин) - водорастворимый



PP(никотиновая кислота) - водорастворимый



С(аскорбиновая кислота) - B2(рибофлавин) - водорастворимый



B2(рибофлавин) - водорастворимый



K(антигеморрагический) - жирорастворимый



E(токоферол) - жирорастворимый



Оценка деятельности учащегося

Ф.И._____________________________________________________________________________________

максимальный бал за каждый пункт 5 баллов

Критерии выполнения и защиты проекта

оценка учащихся для команд

1

2

3

4

5

1. Качество доклада: полнота предоставления работы, аргументированность, убедительность, убежденность.

2.Качество записи: оформление, качество схем и рисунков, заполнение таблицы.


3Участие в практической работе.


4. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.


5. Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удерживание аудитории


6. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность.


7. Умение работать с дополнительным источником, раздаточным материалом.




© 2010-2022