Электив. Специальный курс по биологии. 10 кл

Тематическое планирование занятий  курса по биологии в 10 классе. «Клетка и ткани» 1 час в неделю.34 часа   в учебном году № урока  в году № урока Тема урока Кол час         Дата проведения Примечание 1 1 Введение в биологию клетки. (1час) 1         Общий план строения клеток живых организмов                  (2часа)         2 1 Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Борьба сторонников и защитников клеточной теории Прокариоты и эукариоты       1     3 2 Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки 1         Основные компоненты и органоиды клеток Мембранные и немембранные органоиды. (12часов)       4 1 Мембрана и надмембранный комплекс   1     5 2 Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны. Состав и функции мембраны. 1     6 3 Надмембранный комплекс (клеточные стенки прокариот, растительных клеток и грибов, гликокаликс животных клеток), его состав и значение в жизни клеток и организма.   1     7-8 4 Цитоплазма и органоиды Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток Их строение и функции в клетках 2     9 5 Аппарат Гольджи, лизосомы. Их строение и функции в клетках 1     10 6 Мембранные органоиды клетки эндоплазматическая сеть 1     11 7 Митохондрии и хлоропласты Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке.. 1     12 8 Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрия – энергетическая станция клетки. Типы митохондрий и их строение   1     13 9 Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.   1     14 10 Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; транскрипция (синтез и созревание РНК)Трансляция (синтез белковой цепи). Элементы молекулярно- биологических механизмов регуляции этого процесса. 1     15 11 Ядерный аппарат и репродукция клеток (Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). 1     16 12 Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции.   1         Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток (2 часа)       17 1 Понятие о жизненном цикле клеток, его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Механизм и процесс репликации ДНК..   1     18 12 Митоз, его биологическое значение, основные фазы, регуляция. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Деление и дифференцировка клеток, их соотношения 1         Вирусы как неклеточная форма жизни (2 ч.)         19   1 Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов. (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка – хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия 1     20 2   Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.   1         Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов. 13часов       21 1 Понятие о тканях многоклеточных организмов. Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенез).   1     22 2 Эпителиальные ткани. Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. 1     23 3 Мышечные ткани. Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие). 1     24 4  Ткани внутренней среды (соединительная ткань).   1     25 5 Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань).       26 6 Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. Дыхание и кровь; дыхательные пигменты, их значение для газообмена и разновидности дыхательных пигментов у животных 1     27 7 . Воспаление и иммунитет. Необходимость защиты внутренней среды от внешних агентов (антигенов). Ткани и клетки, принимающие участие в защитных реакциях организма 1     28 8 Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания 1     29 9 Ткани нервной системы. Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки 1     30 10. Регенерация в нервной системе. Регенерация нервов и нейронов. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека – источник обновления нейронов 1     31 11. Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов и, как следствие, принципиальное сходство строения нейронов позвоночных и беспозвоночных животных   1     32 12. Межнейронные взаимодействия; синапсы. Их типы (химические и электрические), структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах 1     33 13. Глия – важный элемент нервной системы. Участие глии в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах в нервной ткани и непосредственной работе нейронов и синапсов. 1     34 1 Заключение.(1час) Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека. 1        
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование занятий курса по биологии в 10 классе. «Клетка и ткани»

1 час в неделю.34 часа в учебном году

урока

в году

урока

Тема урока

Кол час

Дата

проведения

Примечание

1

1

Введение в биологию клетки. (1час)

1



Общий план строения клеток живых организмов (2часа)


2

1

Клеточная теория - основной закон строения живых организмов. Борьба сторонников и защитников клеточной теории Прокариоты и эукариоты


1

3

2

Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки

1



Основные компоненты и органоиды клеток Мембранные и немембранные органоиды. (12часов)


4

1

Мембрана и надмембранный комплекс

1

5

2

Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны. Состав и функции мембраны.

1

6

3

Надмембранный комплекс (клеточные стенки прокариот, растительных клеток и грибов, гликокаликс животных клеток), его состав и значение в жизни клеток и организма.

1

7-8

4

Цитоплазма и органоиды Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток Их строение и функции в клетках

2

9

5

Аппарат Гольджи, лизосомы. Их строение и функции в клетках

1

10

6

Мембранные органоиды клетки эндоплазматическая сеть

1

11

7

Митохондрии и хлоропласты Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке..

1

12

8

Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрия - энергетическая станция клетки. Типы митохондрий и их строение

1

13

9

Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.

1

14

10

Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; транскрипция (синтез и созревание РНК)Трансляция (синтез белковой цепи). Элементы молекулярно- биологических механизмов регуляции этого процесса.

1

15

11

Ядерный аппарат и репродукция клеток (Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот

Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин).

1

16

12

Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции.

1


Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток (2 часа)


17

1

Понятие о жизненном цикле клеток, его периоды. Репликация ДНК - важнейший этап жизни клеток. Механизм и процесс репликации ДНК..

1

18

12

Митоз, его биологическое значение, основные фазы, регуляция. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Деление и дифференцировка клеток, их соотношения

1


Вирусы как неклеточная форма жизни (2 ч.)


19


1

Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов. (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка - хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия

1

20

2

Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.

1


Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов. 13часов


21

1

Понятие о тканях многоклеточных организмов. Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенез).

1

22

2

Эпителиальные ткани. Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных.

1

23

3

Мышечные ткани. Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).

1

24

4

Ткани внутренней среды (соединительная ткань).

1

25

5

Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань).


26

6

Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. Дыхание и кровь; дыхательные пигменты, их значение для газообмена и разновидности дыхательных пигментов у животных

1

27

7

. Воспаление и иммунитет. Необходимость защиты внутренней среды от внешних агентов (антигенов). Ткани и клетки, принимающие участие в защитных реакциях организма

1

28

8

Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания

1

29

9

Ткани нервной системы. Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки

1

30

10.

Регенерация в нервной системе. Регенерация нервов и нейронов. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека - источник обновления нейронов

1

31

11.

Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов и, как следствие, принципиальное сходство строения нейронов позвоночных и беспозвоночных животных

1

32

12.

Межнейронные взаимодействия; синапсы. Их типы (химические и электрические), структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах

1

33

13.

Глия - важный элемент нервной системы. Участие глии в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах в нервной ткани и непосредственной работе нейронов и синапсов.

1

34

1

Заключение.(1час)

Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.

1











Пояснительная записка


Спец курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся 10 классов средних школ. курс рассчитан на 34 часа.

Основная концепция курса заключается в следующем.

Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно - клеточного до системно-органного).

Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7-8 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения,что немаловажно при сдаче ЕНТ. Поэтому курс включает в себя основные вопросы затрагивающие разделы ботаники ,зоологии и анатомии. Важно показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.

При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем.

Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.

При изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии.

Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак), стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобными рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно, и порой невозможно.

Большой объем практических и семинарских занятий.

Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»). Изучение материала на наглядных материалахпозволяет учащимся лучше запомнить материал и использовать полученные знания при сдаче ЕНТ.Необходимо шире использовать возможности коммуникационно - информационных технологий, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в Интернете.

Проверка и оценка качества знаний.

Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.






Основные требования к знаниям и умениям:


Учащиеся должны знать:

-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

-положения клеточной теории;

-особенности прокариотической и эукариотической клеток;

-сходство и различия животной и растительной клеток;

-основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

-основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);

-особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;

-строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы с вирусными инфекциями;

-реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

-определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

-строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

-иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

-работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

-уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и её органоидов;

-изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

-определять тип ткани по препарату или фотографии;

-уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

-иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

-работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

-применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

-использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.





Рабочая программа курса «Клетки и ткани» ориентирована на использование:

1.Биология. Пособие-репетитор /И.Ю.Павлов, Д.В.Вахненко, Д.В.Москвичев. ООО «Феникс», 2009г.

2.Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс /О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, М.: Вако, 2006г.

MULTIMEDIA - поддержка курса "Общая биология"

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Биология. 1С Репетитор (электронное учебное издание), АОЗТ «1С», 1998-2001.

Интернет-ресурсы.


© 2010-2022