- Преподавателю
- Биология
- Электив. Специальный курс по биологии. 10 кл
Электив. Специальный курс по биологии. 10 кл
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сабитова Г.И. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование занятий курса по биологии в 10 классе. «Клетка и ткани»
1 час в неделю.34 часа в учебном году
№
урока
в году
№
урока
Тема урока
Кол час
Дата
проведения
Примечание
1
1
Введение в биологию клетки. (1час)
1
Общий план строения клеток живых организмов (2часа)
2
1
Клеточная теория - основной закон строения живых организмов. Борьба сторонников и защитников клеточной теории Прокариоты и эукариоты
1
3
2
Сходство и различия. Животная и растительная клетка. Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки
1
Основные компоненты и органоиды клеток Мембранные и немембранные органоиды. (12часов)
4
1
Мембрана и надмембранный комплекс
1
5
2
Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны. Состав и функции мембраны.
1
6
3
Надмембранный комплекс (клеточные стенки прокариот, растительных клеток и грибов, гликокаликс животных клеток), его состав и значение в жизни клеток и организма.
1
7-8
4
Цитоплазма и органоиды Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток Их строение и функции в клетках
2
9
5
Аппарат Гольджи, лизосомы. Их строение и функции в клетках
1
10
6
Мембранные органоиды клетки эндоплазматическая сеть
1
11
7
Митохондрии и хлоропласты Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке..
1
12
8
Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрия - энергетическая станция клетки. Типы митохондрий и их строение
1
13
9
Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
1
14
10
Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; транскрипция (синтез и созревание РНК)Трансляция (синтез белковой цепи). Элементы молекулярно- биологических механизмов регуляции этого процесса.
1
15
11
Ядерный аппарат и репродукция клеток (Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот
Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин).
1
16
12
Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции.
1
Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток (2 часа)
17
1
Понятие о жизненном цикле клеток, его периоды. Репликация ДНК - важнейший этап жизни клеток. Механизм и процесс репликации ДНК..
1
18
12
Митоз, его биологическое значение, основные фазы, регуляция. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Деление и дифференцировка клеток, их соотношения
1
Вирусы как неклеточная форма жизни (2 ч.)
19
1
Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов. (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка - хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия
1
20
2
Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.
1
Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов. 13часов
21
1
Понятие о тканях многоклеточных организмов. Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенез).
1
22
2
Эпителиальные ткани. Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных.
1
23
3
Мышечные ткани. Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).
1
24
4
Ткани внутренней среды (соединительная ткань).
1
25
5
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань).
26
6
Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. Дыхание и кровь; дыхательные пигменты, их значение для газообмена и разновидности дыхательных пигментов у животных
1
27
7
. Воспаление и иммунитет. Необходимость защиты внутренней среды от внешних агентов (антигенов). Ткани и клетки, принимающие участие в защитных реакциях организма
1
28
8
Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания
1
29
9
Ткани нервной системы. Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани: нейроны и глиальные клетки
1
30
10.
Регенерация в нервной системе. Регенерация нервов и нейронов. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека - источник обновления нейронов
1
31
11.
Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов и, как следствие, принципиальное сходство строения нейронов позвоночных и беспозвоночных животных
1
32
12.
Межнейронные взаимодействия; синапсы. Их типы (химические и электрические), структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах
1
33
13.
Глия - важный элемент нервной системы. Участие глии в образовании оболочек нервных волокон, в обменных процессах в нервной ткани и непосредственной работе нейронов и синапсов.
1
34
1
Заключение.(1час)
Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.
1
Пояснительная записка
Спец курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся 10 классов средних школ. курс рассчитан на 34 часа.
Основная концепция курса заключается в следующем.
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно - клеточного до системно-органного).
Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7-8 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения,что немаловажно при сдаче ЕНТ. Поэтому курс включает в себя основные вопросы затрагивающие разделы ботаники ,зоологии и анатомии. Важно показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем.
Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.
При изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии.
Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак), стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобными рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно, и порой невозможно.
Большой объем практических и семинарских занятий.
Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»). Изучение материала на наглядных материалахпозволяет учащимся лучше запомнить материал и использовать полученные знания при сдаче ЕНТ.Необходимо шире использовать возможности коммуникационно - информационных технологий, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в Интернете.
Проверка и оценка качества знаний.
Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.
Основные требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
-положения клеточной теории;
-особенности прокариотической и эукариотической клеток;
-сходство и различия животной и растительной клеток;
-основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
-основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);
-особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
-строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы с вирусными инфекциями;
-реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
-определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
-строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
-иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
-работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
-уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и её органоидов;
-изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
-определять тип ткани по препарату или фотографии;
-уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
-иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
-работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
-применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
-использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Рабочая программа курса «Клетки и ткани» ориентирована на использование:
1.Биология. Пособие-репетитор /И.Ю.Павлов, Д.В.Вахненко, Д.В.Москвичев. ООО «Феникс», 2009г.
2.Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс /О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, М.: Вако, 2006г.
MULTIMEDIA - поддержка курса "Общая биология"
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Биология. 1С Репетитор (электронное учебное издание), АОЗТ «1С», 1998-2001.
Интернет-ресурсы.