- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа биология 6 класс
Рабочая программа биология 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елисеева С.П. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (базовый уровень)
в 6 классе на 2015-2016 учебный год
Содержание
1
Пояснительная записка………................................
3
2
Структура и содержание учебной дисциплины...
6
3
Календарно - тематическое планирование………
10
4
Информационное обеспечение обучения……....
14
5
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………...
15
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5 - 11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/ авт. сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента и выделяется 35 часов из школьного компонента.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 70 часов, в том числе:
лабораторных работ - 18;
экскурсий - 4;
контрольных работ - 4;
практических работ - 2
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5 - 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. Учебник: В.В.Пасечник. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе со следующей корректировкой: из-за большого объема изучаемого материала резервное время используется на увеличение количества часов на изучение тем «Царство Растения» (1час) и «Классификация растений» (1 час). В рабочую программу внесён краеведческий материал.
Курс «Бактерии. Грибы. Растения» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса «Бактерии. Грибы. Растения» направлено на достижение следующих целей:
-
дать общее представление о трех царствах живых организмов - бактериях, грибах и растениях;
-
изучить особенности строения, жизнедеятельности и значение отделов растений; основы классификации покрытосеменных растений;
-
дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
-
сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии;
познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Калужской области. -
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с лабораторным оборудованием, с различными источниками информации;
-
воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе,
В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В результате освоения учебной дисциплины «Бактерии. Грибы. Растения» обучающийся должен уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, необходимость сохранения многообразия видов;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность растительных объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на экосистемы, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
В результате освоения учебной дисциплины «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» обучающийся должен знать:
-
строение и функции клетки;
-
особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
-
биологическую терминологию и символику;
-
сведения о таксономических единицах;
-
основные этапы развития растительного мира;
-
взаимосвязь растений с факторами среды, взаимосвязь растений с другими организмами природных сообществ;
-
роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека;
-
охраняемые растения Калужской области, мероприятия по их охране;
-
основные культурные растения Калужской области, особенности их возделывания
-
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
II. Структура и содержание учебной дисциплины
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
6 класс (базовый уровень)
(70 часов; 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Раздел 1
Клеточное строение организмов (5 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Раздел 2
Царство Бактерии (3 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3
Царство Грибы (4 часа)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы Калужской области.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Раздел 4
Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Охраняемые растения Калужской области, мероприятия по их охране.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Лабораторные работы
Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Раздел 5
Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле, строения листа, макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных растений.
Изучение и строение семян однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Раздел 6
Жизнь растений (15 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Определение всхожести семян растений и их посев.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсия
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 7
Классификация растений (8 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств Крестоцветных, Розоцветных, Паслёновых, Мотыльковых, Сложноцветных.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения Калужской области, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение.
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 8
Природные сообщества (6 часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Раздел 9
Развитие растительного мира (2 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Ш. Календарно - тематическое планирование
учебной дисциплины
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
6 класс (базовый уровень)
(70 часов; 2 часа в неделю)
№
урока
Содержание
Кол-во часов
Календарные сроки
Введение.
2
1
Биология - наука о живой природе.
Л.р. № 1: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе», Л.р. № 2
«Ведение дневника наблюдений»
1
2
Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
1
Тема 1. Клеточное строение организмов .
5
3
Устройство увеличительных приборов. Л.р. №3: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
1
4
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Л.р.№4: «Рассматривание клеток с помощью лупы». Л.Р. №5: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
1
5
Строение клетки (пластиды).
1
6
Жизнедеятельность клетки.
1
7
Ткани.
1
Тема 2. Царство Бактерии.
3
8
Строение и жизнедеятельность бактерий.
1
9
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1
10
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
1
Тема 3. Царство Грибы.
4
11
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Л.р. №6: «Изучение строения тел шляпочных грибов»
1
12
Дрожжи, плесневые грибы. Л.р.№7: «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом».
1
13
Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы Калужской области.
1
14
Лишайники.
1
Тема 4. Царство Растения.
9
15
Многообразие растений, их роль в биосфере. Охрана растений.
1
16
Водоросли. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Л.р.№8: «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей»
1
17
Красные и бурые водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, их охрана.
1
18
Мхи Л.р.№9: «Изучение строения мха (на местных видах)».
1
19
Хвощи и плауны.
1
20
Папоротники.
Л.р10:«Изучение строение спороносящего папоротника (хвоща)».
1
21
Голосеменные.
1
22
Цветковые растения. Охраняемые растения Калужской области
1
23
Контрольная работа №1 по теме: «Царство растения».
1
Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений .
16
24
Строение семян двудольных растений. Л.р.№11 «Изучение строения семян двудольных растений».
1
25
Строение семян однодольных растений.
Л.р.№12: «Изучение строения семян однодольных растений».
1
26
Виды корней и типы корневых систем.
Л.р.№13: «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы».
1
27
Строение корня.
1
28
Видоизменение корней.
1
29
.Побег и почки.
1
30
Внешнее строение листа.
1
31
Клеточное строение листа.
1
32
Видоизменение листа.
1
33
Строение стебля.
1
34
Видоизменение побегов.
Л.р.№14: «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».
1
35
Цветок и его строение.
Л.р.№15: «Изучение строения цветка».
1
36
Соцветия.
1
37
Плоды.
1
38
Распространение плодов и семян.
1
39
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
1
Тема 6. Жизнь растений.
15
40
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»
1
41
Химический состав растений.
1
42
Минеральное и воздушное питание растений.
1
43
Фотосинтез
1
44
Дыхание растений.
1
45
Испарение воды.
1
46
Передвижение воды и питательных веществ. Л.р.№16: «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
1
47
Условия прорастания семян, питание проростков. Пр.р. № 1: «Определение всхожести семян растений и их посев»
1
48
Обмен веществ и энергии.
1
49
Рост и размножение растений.
1
50
Размножение споровых растений.
1
51
Размножение голосеменных растений.
1
52
Вегетативное размножение растений.
Пр.р..№ 2: «Вегетативное размножение комнатных растений»
1
53
Половое размножение покрытосеменных растений.
1
54
Контрольная работа №3по теме: «Жизнь растений».
1
Тема 7. Классификация растений.
8
55
Основные систематические категории. Классификация цветковых растений.
1
56
Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные). Л.р.№17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»
1
57
Семейство Розоцветные.
1
58
Семейство Паслёновые.
1
59
Семейства Мотыльковые (бобовые) и Сложноцветные .
1
60
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).
1
61
Важнейшие сельскохозяйственные растения Калужской области, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
1
62
Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте».
1
Тема 8. Природные сообщества.
6
63
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
1
64
Характеристика основных экологических групп растений. Л.р.№18: «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп».
1
65
.Растительные сообщества и их типы.
1
66
Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
1
67
Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
1
68
Контрольная работа №4 по теме: «Природные сообщества».
1
Тема 9. Развитие растительного мира.
2
69
Многообразие растений и их происхождение. доказательство исторического развития растений.
1
70
Основные этапы в развитии растительного мира. Летнее задание.
1
ИТОГО
70
IV. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
В.В.Пасечник. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные источники:
-
Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. - М.: Мирос, Международные отношения, 1994.
-
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
-
Викторов Д.П. Краткий словарь ботанических терминов.- М.-Л.: Наука, 1992.
-
Воробьёв Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.:Просвещение, 1995.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3т. М.: Мир, 1990.
-
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир,1998.
-
Культиасов И.М. Экология растений. - М.: МГУ, 2007. - 380 с
-
Никитин А.А., Панков И.А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитыхрастений. - Л.: «Наука», 1982
-
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. - М.: «Мир», 1990
-
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. - М.: педагогика, 1996.
-
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. - М., 1990.
-
school-collection.edu.ru
-
openclass.ru
-
bio.1september.ru
-
bio.nature.ru
-
km.ru/education
V. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
6 класс (базовый уровень)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, необходимость сохранения многообразия видов
Экскурсии:
«Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»;
«Зимние явления в жизни растений».
Тест: «Развитие растительного мира».
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты
Пр.р. № 1: «Определение всхожести семян растений и их посев»
Пр.р..№ 2: «Вегетативное размножение комнатных растений»
Экскурсии:
«Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»;
«Зимние явления в жизни растений»;
«Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
выявлять приспособления организмов к среде обитания
Контрольная работа №4 по теме: «Природные сообщества».
Контрольная работа №3по теме: «Жизнь растений».
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения
Контрольная работа №1 по теме: «Царства Растения. Грибы. Бактерии».
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Л.р.№4: «Рассматривание клеток с помощью лупы».
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
Л.р.№17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на экосистемы, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
Контрольная работа №4 по теме: «Природные сообщества».
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Л.р.№13: «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы». Л.р.№14: «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».
Л.р.№15: «Изучение строения цветка».
Л.р.№17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»
Знать
строение и функции клетки
Л.р.№4: «Рассматривание клеток с помощью лупы».
особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений
Контрольная работа №1 по теме: «Царства Растения. Грибы. Бактерии».
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
биологическую терминологию и символику
Контрольная работа №1 по теме: «Царства Растения. Грибы. Бактерии».
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Контрольная работа №3по теме: «Жизнь растений».
сведения о таксономических единицах
Л.р.№17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»
основные этапы развития растительного мира
Тест: «Развитие растительного мира»
взаимосвязь растений с факторами среды, взаимосвязь растений с другими организмами природных сообществ
1. Экскурсии:
«Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»;
«Зимние явления в жизни растений»;
«Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».
2. Контрольная работа №4 по теме: «Природные сообщества».
роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека;
охраняемые растения Калужской области, мероприятия по их охране
Контрольная работа №1 по теме: «Царства Растения. Грибы. Бактерии».
Контрольная работа №4 по теме: «Природные сообщества».
основные культурные растения Калужской области, особенности их возделывания
Экскурсия: «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте».
Пр.р. № 1: «Определение всхожести семян растений и их посев»
Пр.р..№ 2: «Вегетативное размножение комнатных растений»
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки
Контрольная работа №1 по теме: «Царства Растения. Грибы. Бактерии».
Контрольная работа №2 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
лабораторные работы
Контрольная работа №3по теме: «Жизнь растений».