• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

Цели:

1. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; о роли правильного и рационального притания

2. Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;

3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Задачи урока:

- вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно - сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье;

- выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.


Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

С применением средств мультимедиа, Интернет-ресурсов

Методы

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

  • По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа, групповая работа

  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

  • По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

  • компьютер, мультимедийный проектор

  • «Гигиена сердечно сосудистой системы»

  • раздаточный материал с заданиями « Первая помощь при кровотечении»,
    бинты, жгуты, палочки для закрутки; муляж сердца.

  • тонометр, мяч для релаксации

  • полуватман, маркеры

Проблема урока: возможно ли сохранить здоровыми сердце и сосуды в современном мире?

Учащиеся ответят в конце урока

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно - сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца? В Алтайском крае более 1 млн. жителей страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, половина из них - больные артериальной гипертонией и заболеваниями сердца.

Действия учителя

Действия учеников

Объявление темы: Заболевания сердечнососудистой системы, их профилактика. Первая помощь при кровотечениях» Слайд 1.

Записывают в тетради

Какие цели урока вы ставите перед собой? Сопоставить с целями моими (1 минута). Слайд 2.

- систематизировать и расширить ваши знания о системе кровообращения;

- разработать правила гигиены сердечно-сосудистой системы и научиться приемам оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

- сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Целеполагание в группах, оглашение целей урока.

II. Актуализация опорных знаний, защита проектов. (18- 20 мин.) (уроков 34, 35)

На протяжении нескольких уроков вы изучали темы: движение крови и лимфы в организме; органы кровообращения; работа сердца. Вы работали в группах по выбранным темам и общим вопросам: описание заболевания, причины, лечение, профилактика. Сейчас представляется возможность продемонстрировать свои мини проекты.

Гипертония: презентация (до урока измерение давления тонометром)

Вегетососудистая дистония: презентация

Инсульт: презентация

Варикозное расширение вен: презентация, физкультминутка

Аритмия: презентация

Инфаркт: презентация на муляже сердца

Давайте предложим проект памятки «Гигиена сердечнососудистой системы», тем самым ответим на проблемный вопрос урока.

Совещаются в группах (1 минута)

Произносят предложения по 1-2 от группы;

Записывают на полуватмане маркерами.


III. Изучение нового материала (15 минут)

При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Бывают ситуации, когда нарушается целостность сосудов, возникают кровотечения. Перед вами дополнительный материал, взятый с медицинского сайта:

  1. medicina.ua/diagnosdiseases/diseases/640/ (заболевания сердца и сосудов)

  2. polismed.ru/nwvaricose_legs-post001.html (варикозная болезнь) medicina.ua/diagnosdiseases/diseases/640/ (заболев. сердца и сосудов)

  3. polismed.ru/nwvaricose_legs-post001.html (варикозная болезнь)

  4. simptom.net/disease/serdechnososudistaya_sistema_krov_i_krovoobrawenie/aritmiya/ (аритмия)

  5. mirsovetov.ru/a/medicine/diseases/arrhythmia.html

  6. neboleem.net/krovotechenie.php (кровотечения) слайд 3

Ребята, вспомните особенности движения крови по сосудам

Слушают


Называют скорость движения, направление движения крови по сосудам и относительно сердца. (Скорость зависит от просвета сосуда; движение крови по венам к сердцу, благодаря полулунным клапанам, по аорте, артериям от сердца, капилляры могут быть венозными и артериальными)

Выполните учебные задачи №1 и №2

Задача №1:Читают текст, устно дают определения терминам

Задача №2: готовят письменный ответ в группах.

Кровотечение

Задача № 1: прочитать текст, уметь устно давать определения терминам; дома выписать термины в словарик в тетрадь по биологии:

- кровотечение; венозное кровотечение; артериальное кровотечение; капиллярное кровотечение; внутреннее (паренхиматозное) кровотечение

Кровотечения - наиболее опасные посттравматические осложнения, угрожающие жизни пострадавшего человека. Степень возможного риска зависит от конкретных характеристик и места расположения поврежденных сосудов.

Виды кровотечений

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

Венозное кровотечение. Основным признакам кровотечения из вен является медленное, но непрерывное истекание крови из раны. Кровь имеет темно-красный цвет. При венозном кровотечении значительной силы для предотвращения потери большого количества крови необходимо срочно пережать поврежденный сосуд с помощью любого подручного средства (можно даже при помощи пальца).

Артериальное кровотечение. Характерным признаком кровотечения из артерий является пульсирующее струйное истечение крови из раны, цвет крови имеет ярко-алый оттенок. Данный вид представляет особую опасность для жизни пострадавшего, т.к. стремительно приводит к наступлению полного обескровливания организма. Развитие острой анемии при артериальном кровотечении сопровождается следующими, наиболее явными, признаками: падение пульса и артериального давления, прогрессирующая бледность кожных покровов и слизистых оболочек, тошнота, рвота, потемнение в глазах, головокружение, потеря сознания.

  • Паренхиматозное - внутреннее кровотечение. Характерно при ранениях и травмах легких, печени, селезенки и других внутренних органов. При данном виде возможно истекание крови различного цвета (в зависимости от того, какой именно внутренний орган поврежден) - темно-красного и ярко-алого цвета. При выходе крови наружу, она выступает равномерно по всей раневой поверхности. Наибольшую опасность представляет вариант, когда паренхиматозное кровотечение протекает скрыто. Пациент рискует потерять много крови, не дождавшись оказания первой помощи, т.к. диагностика внутреннего кровотечения крайне затруднена. Выступает холодный липкий пот, появляется одышка, может кружиться голова, лицо может быть бледным, дыхание поверхностное, пульс частый, слабый.

  • Капиллярное кровотечение встречается при травмировании мельчайших сосудов, расположенных в слизистых оболочках, мышечных тканях, кожных покровах. Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Капиллярное кровотечение крайне редко угрожает жизни и здоровью пострадавшего человека (если отсутствует заболевание гемофилией и проблемы со свертываемостью крови) и, как правило, прекращается самостоятельно.

  • Смешанное (комбинированное) кровотечение - возникает при обширных травмах и сочетает различные виды кровотечений, описанные в предыдущих пунктах.

Лечение кровотечений. Мероприятия по оказанию первой помощи при кровотечении должны быть начаты, как можно в более короткие сроки после травмирования. Заключаются они в первую очередь в остановке кровотечения и предупреждении значительных потерь крови. Если речь идет об артериальном кровотечении, необходимые меры по остановке кровотечения необходимо принять незамедлительно, т. к. при данном виде кровотечений за непродолжительный период времени из раневого повреждения вытекает значительный объем крови. Быстрая и резкая потеря крови (более двух литров) может привести пострадавшего к летальному исходу, особенно если кровотечение сочетается с комбинированными травматическими повреждениями.

Способы временной остановки кровотечения:

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

  • В случае артериального кровотечения и необходимости немедленной остановки кровотечения (когда нет времени на поиски подходящих средств) используют способ прижатия кровоточащей артерии пальцем. Артерии прижимают в определенных анатомических точках, где их можно плотно прижать к костям и тем самым временно остановить кровотечение.

  • 1.Пережать сосуд выше места повреждения

  • 2.Наложить жгут на конечность

  • 3.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута (ослаблять каждые 10-15 мин, а затем его следует наложить вновь. На период освобождения конечности от жгута артериальное кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии. Иногда процедуру ослабления и наложения жгута приходится повторять: зимой - через каждые 30 мин, летом - через 45-60 мин.

  • 4.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение


  • Давящая повязка. Используют для прижатия непосредственного места кровотечения. На раневую поверхность накладывают стерильную марлевую повязку (при отсутствии - кусок любой чистой натуральной ткани) и плотно прибинтовывают (при отсутствии материала для бинтования, просто прижимают повязку к ране рукой). Применяют при капиллярном, венозном и смешанном кровотечениях умеренной интенсивности.

  • При несущественных кровотечениях при раневых повреждениях ступней, голени, пальцев и т.д. используют способ придания поврежденной конечности приподнятого положения. Хорошо сочетать данный способ с наложением давящей повязки.

  • При капиллярном кровотечении: обработка раны перекисью водорода, либо йодом вокруг раны, наложение стерильной повязки на рану.

  • При венозном кровотечении:

  • 1.На рану необходимо наложить давящую повязку или жгут ниже места повреждения

  • 2.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута

  • 3.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение

При внутреннем кровотечении:

  • 1.Обеспечить полный покой

  • 2.Придать пострадавшему полусидящее положение

  • 3.К предполагаемому месту кровотечения приложить лёд или холодную воду

  • 4.Срочно доставить пострадавшего к врачу

Задача № 2: заполнить таблицу

Виды кровотечения

Признаки кровотечения

Оказание первой доврачебной помощи.

1


2


3


4


IV Закрепление материала (2 минуты)

  1. дополните фразу: «Вытекание крови из поврежденных сосудов называется _____________» (кровотечением).

  2. назовите виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного? (наружное, внутреннее)

  3. назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)

  4. какой вид кровотечения наиболее опасен?
    А. Паренхиматозное
    Б. Артериальное +
    В. Венозное
    Г. Капиллярное

  5. Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2л.)

  6. Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие)

  7. Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (жгут)

V Рефлексия (1-2 минуты) Устное высказывание.

  1. Что на уроке было главным?

  2. Что нового узнали на уроке?

  3. Чему на уроке научились?

  4. Какова степень участи вас на уроке?

VI Домашнее задание. (заранее записано на доске)

Дома красочно оформите, и сдайте памятку «Гигиена сердечно сосудистых заболеваний», по желанию. Предлагаю вам создать антирекламу табаку и алкоголю. Это может быть рисунок, призыв, плакат, карикатура, так же по желанию. Выписать и выучить термины урока, приготовиться к практичской работе в парах: бинты широки е и узкие, жгут кровоостатанавливающий, палочка закрутка, вата.

Запоминают, записывают задание

Оценки за урок самым активным.

Урок № 37

«Практическая работа № 2 « первая помощь при кровотечениях».

Цель: закрепить знания о видах кровотечения (внешних и внутренних)

Задача: научиться оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях; способы наложения повязок.

Оборудование: жгут кровоостанавливающий; бинты, холод, дезинфицирующие средства (перекись водорода, йод.)

Ход работы:

Самоанализ урока.


Данный урок является заключительным в теме "Кровь. Кровообращение". На предыдущих уроках были рассмотрены: внутренняя среда человека; состав и функции крови; иммунитет; транспорт веществ, органы кровообращения; работа сердца; движение крови и лимфы по сосудам.
На уроке использовалось сочетание методов частично-поискового, проблемного изучения материала, которые удачно, на мой взгляд, сочетались с самостоятельной работой, работой в группе. Именно это сочетание обеспечило систематизацию и актуализацию при выработке знаний умений навыков.
На уроке были поставлены следующие цели:
1. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; о роли правильного и рационального питания
2. Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения

Поставлена проблема, обозначена значимость данного урока.
Названы цели урока, которые должен достигнуть учитель, ученики.
Поставлены задачи перед учащимися:
- вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно- сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье;
- выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.
На этапе актуализации опорных знаний учащиеся подемонстрировали умение работать в группах по выбранной теме для презентации своих мини проектов. Такая форма работы в данном классе проводится с 5 класса. Проектная технологи яприменяется на этапах подведения итогов тем., позволяет всем участникам команды участвовать в разработке наглядного материала, подготовке сообщений по вопросам, презентации защиты проекта, тем самым у учащихся развиваются навыки анализа и самоконтроля. Данные темы дифференцированного характера, направленные на творческую самореализацию личности и формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Перед раскрытием основного содержания урока, опросила учащихся о скорости и направлении движения крови относительно сердца, провела связь с темой прошлых уроков с целью формирования целостного представления о кровеносной системе человека.

При изучении нового материала, использовался репродуктивный метод обучения с элементами беседы. Вопросы были направлены на развитие умения выявлять причины кровотечений, последствия их, оказание первой помощи человека, что способствовало реализации развивающей цели урока.
При раскрытии учебного материала использовались: ноутбук, мультимедийный проектор, в сочетании с самостоятельной работой учащихся при выполнении задач №1 и №2 .
В ходе актуализации знаний по вопросам гигиены с-с системы, задавала вопросы экологии и здорового образа жизни, что имеет место в моей педагогической концепции.
Для формирования и развития практических навыков по оказанию первой медицинской помощи направлена лабораторная работа , которую учащиеся выполнят на уроке №37.
В ходе закрепления знаний, учащимся были заданы вопросы, направленные на выяснение усвоения материала. Для объективной оценки структуры, целостности, логичности и ценности урока, предложила учащимся ответить на вопросы рефлексии.
В завершении урока дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки к практической работе по закреплению знаний об оказании первой помощи при кровотечениях сообщения, у учащихся есть возможность выполнения творческого задания.
На мой взгляд, на уроке прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации учебного занятия чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности на этапе актуализации, закрепления знаний, принцип самоактуализации (самими ребятами выявлена необходимость здорового образа жизни, а также практическая направленность, в том числе через межпредметные связи), принцип выбора, принцип успеха, принцип веры, доверия и поддержки.
Я считаю, что у ребят сформировался уровень готовности к творческому применению знаний, то есть - понял, запомнил, воспроизвёл, научился переносить их в новые условия.
План урока был выполнен, цели урока достигнуты. К такому выводу пришли сами дети. В том числе, это показала рефлексия.
На уроке были соблюдены основные психологические и гигиенические требования (физкультминутка, эстетическое воздействие на учащихся через поэзию, через культуру поведения меня как учителя), использовались ТСО.
Предложенное домашнее задание было оптимальным по содержанию, в том числе дифференцированным.
Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на уроке чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым в начале и к концу урока. На уроке присутствовали самоконтроль и взаимоконтроль со стороны ребят, выработка практических навыков. На протяжении всего урока прослеживалась непосредственная связь с жизнью, развивались навыки самостоятельной работы.


9

© 2010-2022