- Преподавателю
- Биология
- Диагностическая работа для 9 класса по биологии в формате ОГЭ
Диагностическая работа для 9 класса по биологии в формате ОГЭ
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Титаева Ю.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Вариант №1.
При выполнении заданий 1-22 в поле ответа запишите одну цифру.
Часть 1.
№1 Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения
амёбы обыкновенной?
1) измерение
2) моделирование
3) сравнение
4) наблюдение
№2 Сущность клеточной теории отражена в положении:
1) из клеток состоят только животные и растения
2) клетки всех организмов близки по своим функциям
3) все организмы состоят из клеток
4) клетки всех организмов имеют ядро
№3Характерный признак царства Грибов -
1) наличие хитина в клеточной оболочке
2) ограниченный рост
3) отсутствие в клетках ядра
4) автотрофный тип питания
№4На рисунках (А, Б, В, Г) изображён один из способов вегетативного
размножения. Как он называется?
1) размножение листовым черенком
2) размножение отводками
3) размножение корневым черенком
4) размножение усами
А Б В Г
№5 Что происходит в листьях при дыхании?
1) поглощается углекислый газ
2) образуются органические вещества
3) выделяется кислород
4) освобождается энергия
№6 Тип беспозвоночных, у представителей которого впервые в животном мире
появилась сквозная пищеварительная система, -
1) Плоские черви
2) Членистоногие
3) Круглые черви
4) Кольчатые черви
№7 Какую функцию выполняют воздушные мешки у птиц?
1) уменьшают плотность тела птицы
2) помогают ориентации птицы в полёте
3) способствуют накоплению кислорода в организме
4) обеспечивают движение крови по сосудам
№8 Кому из представителей рода Человек
принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?
1) кроманьонцу
2) питекантропу
3) австралопитеку
4) неандертальцу
№9 Что из перечисленного является органом тела человека?
1) сердечная мышца
2) двенадцатиперстная кишка
3) реснитчатый эпителий
4) нейрон
№10 Нервные узлы в нервной системе человека относят к её
1) коре больших полушарий
2) центральному отделу
3) периферическому отделу
4) подкорковым ядрам
№11 Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?
1) тазовый 2) коленный 3) плечевой 4) локтевой
№12 Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных, охранников
можно встретить специальные нашивки. Что обозначает нашивка,
приведённая в задании?
1) у её обладателя вторая группа крови, резус-отрицательная
2) у её обладателя вторая группа крови, резус-положительная
3) у её обладателя третья группа крови, резус-отрицательная
4) у её обладателя третья группа крови, резус-положительная
№13 Обратному движению крови из желудочков в предсердия сердца
препятствует(-ют)
1) околосердечная сумка
2) створчатые клапаны
3) перегородка сердечной мышцы
4) полулунные клапаны
№14 Какой процесс происходит в анатомическом образовании, изображённом на
рисунке? 1) освобождение от ядовитых веществ пищи
2) всасывание питательных веществ
3) фильтрация крови
4) обмен газами
№15 Наибольшую суточную потребность человек испытывает в витамине
1) A 2) С 3) B1 4) D
№16 Обонятельные рецепторы в организме человека расположены в
1) полости рта 2) области мягкого нёба
3) гайморовых пазухах 4) носовой полости
№17 На рисунках (1-3) датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция
человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по
внешней реакции человека тип его темперамента.
1) флегматик 2) меланхолик 3) сангвиник 4) холерик
№18 В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у
людей, страдающих дальнозоркостью?
1) в области жёлтого пятна 2) за сетчаткой
3) в области слепого пятна 4) перед сетчаткой
№19 Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути
пострадавшего от воды?
1) придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик
2) положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить
на спину
3) наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги
пострадавшего
4) положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло
№20 Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у - масса головного мозга (в г)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в интервале от 63 до 87 лет?
Масса головного мозга человека в эти годы
1)остаётся максимально большой и постоянной
2)медленно растёт в течение всего времени
3)медленно уменьшается
4)долго остаётся неизменной, однако в конце начинает снижаться
№21 (23) Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы
имеется определённая связь.
Целое
Часть
чашечка
чашелистик
лист
…
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) венчик 2) черешок 3) пестик 4) пыльник
№22
Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов?
А. Нахлебничество - тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов не влияют друг на друга.
Б. Примером нахлебничества являются отношения между акулой и рыбой - прилипало.
1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Ответом к заданиям 23-28 является последовательность цифр.
№ 23 Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование чужой зубной щеткой
5) переливание крови
6) прокалывание ушей
№24 В чем состоит сходство грибов и животных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножаются при помощи спор
2) питаются гетеротрофно
3) состоят из тканей и органов
4) образуют гликоген как запасное вещество
5) растут в течение всей жизни
6) не имеют в клетках хлоропластов
№25 Установите соответствие между признаком и классом позвоночных
животных, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу
первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу
цифры выбранных ответов, перенесите цифры в бланк ответа.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) четырёхкамерное сердце 1) Пресмыкающиеся
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми 2) Птицы
чешуями и костными пластинами
В) хорошо развита забота о потомстве
Г) кровь в сердце смешанная
Д) температура тела высокая и постоянная
Е) трёхкамерное сердце с неполной
перегородкой в желудочке
А
Б
В
Г
Д
Е
№26 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию
семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8-10 ч)
семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой пленкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была
постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, данные заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
№27 Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного
перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст
цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр
(по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу, перенесите в бланк ответа.
ТИПЫ КЛЕТОК
Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие
мелкие клетки с простой организацией, - _________(А). Эти доядерные
клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь
ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у
_________(Г) и синезелёных.
Перечень терминов:
1) хромосома 2) прокариотные 3) цитоплазма 4) кольцевая молекула
5) ядро 6) одноклеточное животное 7) бактерия
8) эукариотные
А
Б
В
Г
№28 Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа
Б. Жилкование листа
1) черешковый
2) сидячий
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
1) перисто-лопастный
2) перисто-раздельный
3) перисто-рассечённый
4) цельный
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части
Длина превышает ширину в 1,5-2 раза.
1) яйцевидный
2) овальный
3) обратно-яйцевидный
Длина превышает ширину в 3-4 раза.
1) ланцетный
2) продолговатый
3) обратно-ланцетный
Д. Форма края листа
1) цельнокрайный
2)волнистый
3) пильчатый
4) двояко-пильчатый
5) лопастной
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Часть 2
Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
№29 УДОБРЕНИЯ
Почва - верхний слой земли, обладающий плодородием. От него
зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вместе с
урожаем человек выносит из почвы какое-то количество минеральных
веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и
минеральные удобрения.
Органические удобрения не только обогащают почву необходимыми
веществами, но и улучшают её структуру, удерживают в почве влагу. По
своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все
необходимые растению химические элементы, но в виде органических
соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений
растворённые в воде минеральные вещества благодаря деятельности
почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву
перегной, чтобы на несколько лет обеспечить её плодородие.
Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают
кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или
одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки.
Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде,
проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву
весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой
растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные
удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные
удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам
и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и
почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает
вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.
При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о
потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. «Перекорм»
растений так же вреден, как и недостаток каких-либо питательных веществ.
Используя содержание текста «Удобрение» ответьте на следующие вопросы.
1. Что понимается в тексте под плодородием?
2. Органические и минеральные удобрения оказывают влияние на почву.
В чём их влияние сходно, а в чём различается?
3. Фермер хочет получить максимальный урожай моркови и поэтому решил
внести в почву удобрения. Он приобрёл золу и перегной. Какое из этих
удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое - весной, перед
посадкой семян моркови? Ответ обоснуйте
№30
Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Расстояние, которое может пройти человек по пустыне
Температура, °С
Расстояние, км, при запасе воды
0 л
4 л
10 л
26
70
110
160
32
30
60
80
49
10
20
30
1) Сколько километров может пройти человек в пустыне, если температура воздуха составляет 32 °С, а запас воды у путника - 4 л?
2) Соблюдение каких дополнительных условий при передвижении по пустыне поможет путнику успешно преодолеть указанное в таблице расстояние?
№31
Пользуясь таблицей «Влияние табакокурения на здоровье человека», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Влияние табакокурения на здоровье человека
Болезни, связанные
с курением
Ежегодная смертность от болезней, тыс. человек
Средний срок продолжительности жизни курильщика, связанный с данным заболеванием, лет
% курящих среди умерших
от данной болезни
в России
Снижение смертности от болезней, связанных с курением,
за последние 5 лет, %
в Европе
в среднем
в России
Ишемическая болезнь сердца
700
45-47
48
25
5
Инсульт
300
50-55
12
Туберкулёз
15
50-57
3
Рак лёгких
900
60-62
95
1) Какое из заболеваний связано с курением в большей степени, чем остальные заболевания?
2) Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод о том, что табакокурение - одна из основных причин смертности от туберкулёза (ответ поясните)?
3) Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца?
№32
О чём в первую очередь предупреждает врач-гинеколог курящую беременную женщину? Как он объясняет это предупреждение?