- Преподавателю
- Биология
- Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)
Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Шаклеина Л.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Одномембранные и немембранные органоиды клетки.
Номер УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала
УЭ - 0
Цель урока: познакомиться с особенностями строения и функциями органоидов клетки.
Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ -1
Цель: познакомиться со строением и функциями единой вакуолярной системы клетки - одномембранными органоидами.
-
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Какие органоиды клетки относятся к одномембранным структурам?
1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 - ?
Прочитайте приложение №1.
Работайте индивидуально, в тетради.
Правильный ответ - 4 балла.
2. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изобра-
жен на нем? Что располагается на поверхности указанного органоида? Каковы его функции?
1 - ?
2 - ?
3 - ?
4 - ?
См. учебник, параграф 2.4, стр.49-50
Работайте самостоятельно. Правильный ответ - 6 баллов.
3. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Каковы его функции?
См. параграф 2.4,
стр.51.
Работайте самостоятельно. Правильный ответ - 2 балла
4.Установите соответствие между строением и функциями ЭПС и АГ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите полученный результат в таблицу.
Строение и функции органоидов
Органоиды
1. состоит из группы полостей с пузырьками на концах
А) ЭПС
2. состоит из системы связанных между собой канальцев
Б) комплекс Гольджи (АГ)
3. участвует в биосинтезе белка
4. участвует в образовании лизосом
5.участвует в образовании клеточной мембраны
6.осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки
1
2
3
4
5
6
См. учебник, параграф 2.4, стр.49-51
Правильный ответ - 6 баллов.
Проверьте работу в парах.
5.Какой органоид является самым мелким из одномембранных компонентов клетки? Укажите его функции.
См. учебник, параграф 2.5, стр.52-53, приложение №1.
Работайте в парах. Правильный
6.Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?
1) 2)
ответ за 5 и 6 вопросы - 4 балла.
-
Обсудите результаты своей работы.
Работайте вместе с классом.
-
Оцените свою работу.
Максимальное количество баллов за УЭ-1 - 22 балла.
УЭ - 2
Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки - клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения и клеточными включениями.
-
Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова:
1.В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют ….
Прочитайте параграф 2.6,
стр.56. Работайте в парах.
Правильный ответ - 1 балл.
2.Цитоскелет состоит из ….., полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами
Правильный ответ - 1 балл.
3.Микротрубочки служат для: 1) 2)
Правильный ответ - 2 балла.
4.Из микротрубочек состоят: А) Б) В)
Правильный ответ - 3 балла.
-
Ответьте на вопросы:
1. Какой органоид изображен на рисунке? Каковы его функции?
См. учебник, параграф 2.6,
стр.56.
Правильный ответ - 2 балла
2.Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид на нем представлен? Из каких органических веществ построено его тело? Где в клетке находятся эти органоиды? С какими клеточными структурами связана их деятельность?
Каковы функции этих органоидов?
См. учебник, параграф 2.4
Стр. 50, рис.22,23.
Правильный ответ - 5 баллов
-
Вставьте в текст пропущенные слова:
Помимо постоянных органоидов в клетках могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации …….. Они могут быть представлены ………, …….. в виде капель, гранул или зерен различной величины.
См. учебник, параграф 2.6,
стр.57-58
Работайте индивидуально.
Правильный ответ - 4 балла
-
Обсудите результаты работы.
Работайте вместе с классом.
-
Оцените свою работу.
Максимальное количество баллов за УЭ-2 - 18 баллов.
УЭ-3
-
Подведение итогов работы.
-
Прочитайте цели урока.
-
Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?
-
Оцените свою работу на уроках.
Если по итогам работы вы набрали:
От 35 до 40 баллов - оценка «5»;
От 28 до 34 баллов - оценка «4»;
От 21 до 27 баллов - оценка «3»;
Менее 21 баллов - оценка «2».
Самостоятельно
Работайте вместе с классом.
Ваша оценка:________.
Сдайте тетради учителю ( в индивидуальном порядке).
-
Домашнее задание.
Если вы получили оценку «5» - получите творческое задание.
1.Биологическая задача №1
Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках ( поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой этим органоидом.
Биологическая задача №2
Все органоиды и части клетки взаимосвязаны. В чем проявляются взаимосвязи следующих структур: ЭПС - рибосомы - лизосомы; рибосомы - лизосомы - цитоплазма; ЭПС - АГ - лизосомы.
2.Клеточный центр считают загадочным компонентом клетки. В чем необычность этого органоида? Подготовьте сообщение по этой теме.
Приложение №1.
Единую вакуолярную систему клетки, отдельные элементы которой могут переходить друг в друга при перестройке и изменении функции мембран, образуют - эндоплазматическая сеть (ЭПС) - это система соединенных между собой канальцев и полостей различной формы и величины. Их стенки представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. Шероховатая ЭПС выглядит как система плоских слоев, наружная сторона которых покрыта рибосомами.
Рибосомы - это немембранные органоиды, на которых осуществляется синтез белков. Белки, синтезируясь на связанных с ЭПС рибосомах, проходят через мембрану внутрь полостей и по каналам ЭПС транспортируются к различным клеточным органоидам. Часть ЭПС, не содержащая прикрепленных рибосом, называется гладкой эндоплазматической сетью. В мембранах гладкой ЭПС находятся ферменты синтеза и расщепления углеводов и липидов. Таким образом, ЭПС представляет собой структурно - функциональную систему, осуществляющую обмен и перемещение веществ внутри клетки.
Часть образуемых в клетке белков, углеводов и липидов по каналам ЭПС поступают в специализированный органоид, называемый аппаратом Гольджи (АГ). АГ состоит из окруженных мембранами полостей, уложенных в стопку, в которых происходит сортировка и упаковка поступивших макромолекул. Вещества, необходимые клетке для внутреннего потребления, накапливаются в мелких мембранных пузырьках (50нм), отпочковывающихся от полостей АГ, и разносятся по цитоплазме. Вещества, произведенные клеткой «на экспорт», получают в АГ «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и в таком виде выводятся из клетки. Еще одна функция АГ - участие в образовании лизосом, самых мелких из мембранных органоидов клетки. Они представляют собой пузырьки диаметром 0,5 мкм., содержащие ферменты, способные расщеплять белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Лизосомы участвуют в расщеплении «старых» частей клетки, целых клеток и отдельных органов. В лизосомах существуют системы защиты их от самопереваривания.
При фагоцитозе лизосомы сливаются с мембраной фагоцитарного пузырька, и ферменты переваривают поступившую в клетку пищу. Пиноцитарные пузырьки доставляют капли жидкости к вакуолям - мембранным органоидам, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней соединений. В растительных клетках на долю вакуолей приходится до 90% объема. Они поддерживают тургорное давление и поставляют молекулы воды, необходимых для фотосинтеза. Животные клетки имеют временные вакуоли, занимающие не более 5% их объема.