Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Одномембранные и немембранные органоиды клетки.

Номер УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и функциями органоидов клетки.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ -1

Цель: познакомиться со строением и функциями единой вакуолярной системы клетки - одномембранными органоидами.

  1. Ответьте на поставленные вопросы:

1. Какие органоиды клетки относятся к одномембранным структурам?

1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 - ?

Прочитайте приложение №1.

Работайте индивидуально, в тетради.

Правильный ответ - 4 балла.



2. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изобра-

жен на нем? Что располагается на поверхности указанного органоида? Каковы его функции?Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)

1 - ?

2 - ?

3 - ?

4 - ?

См. учебник, параграф 2.4, стр.49-50

Работайте самостоятельно. Правильный ответ - 6 баллов.


3. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Каковы его функции?

Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)

См. параграф 2.4,

стр.51.

Работайте самостоятельно. Правильный ответ - 2 балла


4.Установите соответствие между строением и функциями ЭПС и АГ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите полученный результат в таблицу.

Строение и функции органоидов

Органоиды

1. состоит из группы полостей с пузырьками на концах

А) ЭПС

2. состоит из системы связанных между собой канальцев

Б) комплекс Гольджи (АГ)

3. участвует в биосинтезе белка

4. участвует в образовании лизосом

5.участвует в образовании клеточной мембраны

6.осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки

1

2

3

4

5

6


См. учебник, параграф 2.4, стр.49-51



Правильный ответ - 6 баллов.

Проверьте работу в парах.



































5.Какой органоид является самым мелким из одномембранных компонентов клетки? Укажите его функции.

См. учебник, параграф 2.5, стр.52-53, приложение №1.

Работайте в парах. Правильный



6.Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?

1) 2)

ответ за 5 и 6 вопросы - 4 балла.



  1. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.









  1. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов за УЭ-1 - 22 балла.

УЭ - 2

Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки - клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения и клеточными включениями.







  1. Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова:

1.В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют ….

Прочитайте параграф 2.6,

стр.56. Работайте в парах.

Правильный ответ - 1 балл.



2.Цитоскелет состоит из ….., полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами

Правильный ответ - 1 балл.



3.Микротрубочки служат для: 1) 2)

Правильный ответ - 2 балла.



4.Из микротрубочек состоят: А) Б) В)

Правильный ответ - 3 балла.



  1. Ответьте на вопросы:

1. Какой органоид изображен на рисунке? Каковы его функции?

Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)

См. учебник, параграф 2.6,

стр.56.

Правильный ответ - 2 балла



2.Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид на нем представлен? Из каких органических веществ построено его тело? Где в клетке находятся эти органоиды? С какими клеточными структурами связана их деятельность?

Каковы функции этих органоидов? Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)

См. учебник, параграф 2.4

Стр. 50, рис.22,23.

Правильный ответ - 5 баллов



  1. Вставьте в текст пропущенные слова:

Помимо постоянных органоидов в клетках могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации …….. Они могут быть представлены ………, …….. в виде капель, гранул или зерен различной величины.

См. учебник, параграф 2.6,

стр.57-58

Работайте индивидуально.

Правильный ответ - 4 балла



  1. Обсудите результаты работы.

Работайте вместе с классом.



  1. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов за УЭ-2 - 18 баллов.

УЭ-3

  1. Подведение итогов работы.

  1. Прочитайте цели урока.

  2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?

  3. Оцените свою работу на уроках.

Если по итогам работы вы набрали:

От 35 до 40 баллов - оценка «5»;

От 28 до 34 баллов - оценка «4»;

От 21 до 27 баллов - оценка «3»;

Менее 21 баллов - оценка «2».

Самостоятельно



Работайте вместе с классом.



Ваша оценка:________.

Сдайте тетради учителю ( в индивидуальном порядке).



  1. Домашнее задание.

Если вы получили оценку «5» - получите творческое задание.

1.Биологическая задача №1

Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках ( поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой этим органоидом.

Биологическая задача №2

Все органоиды и части клетки взаимосвязаны. В чем проявляются взаимосвязи следующих структур: ЭПС - рибосомы - лизосомы; рибосомы - лизосомы - цитоплазма; ЭПС - АГ - лизосомы.

2.Клеточный центр считают загадочным компонентом клетки. В чем необычность этого органоида? Подготовьте сообщение по этой теме.



Приложение №1.

Единую вакуолярную систему клетки, отдельные элементы которой могут переходить друг в друга при перестройке и изменении функции мембран, образуют - эндоплазматическая сеть (ЭПС) - это система соединенных между собой канальцев и полостей различной формы и величины. Их стенки представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. Шероховатая ЭПС выглядит как система плоских слоев, наружная сторона которых покрыта рибосомами.

Рибосомы - это немембранные органоиды, на которых осуществляется синтез белков. Белки, синтезируясь на связанных с ЭПС рибосомах, проходят через мембрану внутрь полостей и по каналам ЭПС транспортируются к различным клеточным органоидам. Часть ЭПС, не содержащая прикрепленных рибосом, называется гладкой эндоплазматической сетью. В мембранах гладкой ЭПС находятся ферменты синтеза и расщепления углеводов и липидов. Таким образом, ЭПС представляет собой структурно - функциональную систему, осуществляющую обмен и перемещение веществ внутри клетки.

Часть образуемых в клетке белков, углеводов и липидов по каналам ЭПС поступают в специализированный органоид, называемый аппаратом Гольджи (АГ). АГ состоит из окруженных мембранами полостей, уложенных в стопку, в которых происходит сортировка и упаковка поступивших макромолекул. Вещества, необходимые клетке для внутреннего потребления, накапливаются в мелких мембранных пузырьках (50нм), отпочковывающихся от полостей АГ, и разносятся по цитоплазме. Вещества, произведенные клеткой «на экспорт», получают в АГ «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и в таком виде выводятся из клетки. Еще одна функция АГ - участие в образовании лизосом, самых мелких из мембранных органоидов клетки. Они представляют собой пузырьки диаметром 0,5 мкм., содержащие ферменты, способные расщеплять белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Лизосомы участвуют в расщеплении «старых» частей клетки, целых клеток и отдельных органов. В лизосомах существуют системы защиты их от самопереваривания.

При фагоцитозе лизосомы сливаются с мембраной фагоцитарного пузырька, и ферменты переваривают поступившую в клетку пищу. Пиноцитарные пузырьки доставляют капли жидкости к вакуолям - мембранным органоидам, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней соединений. В растительных клетках на долю вакуолей приходится до 90% объема. Они поддерживают тургорное давление и поставляют молекулы воды, необходимых для фотосинтеза. Животные клетки имеют временные вакуоли, занимающие не более 5% их объема.



© 2010-2022