- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Однодольные растения 7кл
Урок по биологии на тему Однодольные растения 7кл
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрякова С.М. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ход урока:
1.Организационный этап
Здравствуйте ребята.
2.Актулизация знаний
Ребята наш урок начнем с повторения д/з.
Что было задано на дом? Правильно семейство лилейных.
Опрос:
1.На доске написать классификацию семейства лилейных?
Царство- Растения
Отдел- Покрытосеменные
Класс- Однодольные
Семейство- Злаков
Род- Лук
Вид- Лук репчатый
2.Назвать признаки семейства лилейных?
3.Назвать растения разных семейств из данных экземпляров гербария? (на столах гербарий, учитель называет семейства дети растения)
3.Изучение нового материала
Показ слайда № 1
О растениях, какого класса и семейства говорится
в этом стихотворении?
Корни наши мочковаты,
Стебли полы, узловаты,
Листья тонки и узки,
На макушке колоски.
(Молодцы это зерновые культуры.)
А сейчас запишите число и тему урока в рабочую тетрадь стр25
Показ слайда № 2
Тема урока: Класс однодольные.
Характерные признаки растений семейства злаков
Цель урока:
Изучить особенности однодольных
растений на примере злаков
На столах у вас ребята даны опорные конспекты, которые пригодятся Вам по ходу урока. Вы там найдете ключевые слова и Вам надо написать определения их или названия.
Также дана таблица которую Вы тоже будете заполнять по ходу урока.
Ребята , а что вы знаете про злаковые растения? Напишите это в свою таблицу в графу- Знаю
А что бы Вы хотели узнать про злаки? Напишите в графу- Хочу знать.
Опорный конспект
Ключевые слова
Определения или название
Злаки
Вставочный рост
Соломина
Метелка
Зерновка
Сложный колос
Культурные злаки
Злаки открытых пространств
Злаки лесов
Злаки, растущие в воде
Корневая система
Я знаю
Хочу знать
узнал
Проверь свои знания
Показ слайда:№3
Рассказ учителя по слайду
Злаки- это травянистые растения. Корневая система у злаков мочковатая, стебель злаков нарастает в длину в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным. У очень многих злаков междоузлия стебля полые, а узлы заполнены тканями. Такой стебель называют соломина. Листья злаков в основном длинные с параллельным жилкованием. Как вы помните это характерно для класса однодольных растений. Основание листа обернуто вокруг стебля в виде трубочки и это защищает растущий участок стебля.
С/Р -Зарисуйте на стр 25 рабочей тетради стебель и лист
Цветки невзрачные образуя соцветия у пшеницы- сложный колос, состоящий из колосков, сидящих на общей оси. У других злаков соцветие- метелка- это овес, кукуруза , а также у нее образуется початок.
Цветок имеет: 2 цвет. чешуи, 2 цветоч. пленки, 3 тычинки, 1 пестик, после созревания образуется плод- зерновка.
С/р- Найдите на стр 82 учебника строение цветка и зарисуйте его
в рабочей тетради стр 26 №4
Показ слайда № 4
Показ слайда № 5 Повторим Общие признаки семейства
Ребята среди злаков встречаются разные растения например Культурные
Показ слайда № 6
Посмотрите на слайд и назовите эти культуры?
Проверим так ли это?
Так же найдите эти культуры среди гербарий на вашем столе, имеют ли они во внешнем виде отличия? Да конечно у ржи и овса длинные ости в колосьях, а овес их не имеет, пшеница имеет, но они короткие.
Но, а кукуруза отличается от них по многим признаком это сразу видно.
А сейчас послушаем доклад о кукурузе или ее называют маис
Показ слайда №7 Родина кукурузы- Центральная и Южная Америка
Посмотрите на доску - показ изделий из кукурузы
Кроме культурных злаков встречаются злаки открытых пространств
Показ слайда №8- Это сорняки, а ковыль придает открытым пространствам красоту так как имеет разные окраски цветов
Показ слайда № 9
Ребята ,но злаки могут расти еще и в лесу образуя древесный стебель - это как Вам известно- Бамбук, который растет очень быстро до 120см в сутки. Что из него делают Вам известно- да удочки, но еще разную мебель., водопроводные трубы, бумагу и многое другое
Ребята, а как вы думаете рис и сахарный тростник на каких почвах обитают?
Оказывается они растут на воде. Родина этих растений Индия, Китай
Показ слайда №10
Показ слайда №11- Откуда пошел хлеб?
Н. И. Вавилов с сотрудниками изучил многообразие и географическое распространение культурных растений. Он выделил 7 центров происхождения культурных растений. Центром происхождения злаков является Юго-Западноазиатский центр. Многие виды пшеницы произошли из этого центра. В настоящее время пшеницу возделывают на всех континентах нашей планеты за исключением Антарктиды.
Показ с лайда № 12- Происхождение слова хлеб
Слово хлеб имеет древнегреческое происхождение.
Дело в том, что хлеб греки выпекали в специальных горшках « клибанос».
Отсюда название «хлайфс», которое затем переняли древние германцы,
славяне. В древнегреческом языке есть слово «хлайб» очень напоминающее наш хлеб или эстонское «лейб».
Ребята хлеб человек возделывает более 10 тысяч лет. Но в разные эпохи люди выращивали разные виды хлебных злаков. Вспомните «Сказку о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина. Нанимаясь на работу Балда говорит: Буду служить тебе славно усердно и очень исправно в год за три щелка тебе по лбу есть же мне давай вареную полбу.
Строки Вы наверное помните, а вот что такое полба- это одна из древних культур пшеницы, из которой пекли хлеб и варили кашу. Для рабов черный, тяжелый. Для больных с добавлением Оливкого масла.
Ребята а как вы думаете белый хлеб из какого злака пекут, а черный?
( правильно из пшеницы и ржи)
Показ- Выставка хлебных изделий
Показ слайда № 13
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ? ЧТО,,,
В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб,
возраст которого 3400 лет.
В Риме до сих пор сохранился 13-метровый памятник Пекарю.
Это - памятник Марку Вергилию Эврисаку, который построил пекарню и кормил всех своим хлебом
В Польше при рождении девочки закладывают тесто,
замешанное на меду.
Подобно сыру, тесто зреет до дня ее свадьбы.
В Словакии пряник, выпеченный из медового теста,
по народному обычаю преподносят невесте.
Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери.
А у нас в России дорогих гостей и невесту
встречают с хлебом солью.
Показ слайда № 14- стих о хлебе
Ребята послушайте стихотворение о хлебе и подумайте и ответьте, чему оно учит?
(ответы детей)
Три паренька по переулку
играя будто бы в футбол
Туда-сюда гоняли булку
и забивали ею гол
Шел мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул
и на ребят почти не глядя
к той булке руку протянул
Потом, насупившись сердито
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
-Вы кто такой?- спросили дети
Забыв на время про футбол
-Я пекарь!- человек ответил
И с улыбкой медленно ушел
и это слово пахло хлебом
И той особой теплотой
которой налиты под небом
моря пшеницы золотой.
Оказывается если проследить весь путь хлеба от поля до магазина, то можно увидеть, сколько сил и средств затрачено. Экономя хлеб, мы экономим не только свои запасы, но и запасы страны. Беречь хлеб нужно не только в столовой, дома ,но и в поле. Если например потерять один колос на 1 кв.м, то поле в 1 га потери зерна составляет -10кг.
Давайте подумаем и решим задачи:
Показ слайда № 15
1)Если учащиеся нашего класса из 5 человек недоедят и выбросят по 50 грамм хлеба, то сколько потеряется хлеба?
2)А если так поступят учащиеся целой школы в количестве 50 человек?
Решение: 1) 50 х 5 = 250 грамм
2) 50 х 50 = 2500 грамм
т.е 2 кг 500г
Показ слайда № 16
"Даже глыба золота не заменит крошки хлеба", - правдивость этой народной мудрости не вызывает сомнений. Хлеб - это великодушный подарок природы, старейшая пища людей.
Хлеб не просто дар природы,
Хлеб - наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай.
Показ слайда № 17
Задумайтесь над этим и помните!
Беречь хлеб- священный долг каждого из нас!
Не даром говорят:
«Хлеб всему голова!»
«Покуда есть хлеб да вода, все не беда»
А какие пословицы, поговорки вы ребята знаете?
(На чужой каравай рот не разевай, а по раньше вставай да свой добывай.
Кто пахать не ленится у того и хлеб родится.
Что посеешь то и пожнешь)
Молодцы!
4.Закрепление знаний и умений
А теперь ребята давайте закрепим изученный материал
Показ слайда № 18 Проверь свои знания, ответы запишите на листе - опорный конспект, как закончится музыка заканчиваем и поменяйтесь листами друг с другом
Выбери номера правильных утверждений.
1.относятся к классу двудольные
2.имеют мочковатую корневую систему
3.Число тычинок кратно трем
4.типичные луковицы или корневища
5.стебель соломина
6.плод зерновка
7.плод ягода или коробочка
8.жилкование листьев
параллельное или дуговое
Показ слайда № 19
Правильные ответы:
2, 3, 5, 6, 8.
Нет ошибок - «5»
Одна ошибка- «4»
Более ошибок- «3»
5.Подведение итогов
Показ слайда № 20
Что нового вы узнали на этом уроке? Запишите свои ответы в опорный конспект.
Назовите основные признаки семейства злаков?( ответы детей)
Д/з стр 82 учебник, опорный конспект, кроссворд
Оценки за урок…
Все молодцы!
Знания добытые сегодня пригодятся Вам в
дальнейшей жизни
Всем спасибо.
Изделия из кукурузы:
Вискоза Бумага
Кинопленка Линолеум
Филиал МБОУ Богородской СОШ Воскресенская ООШ
Открытый урок
по биологии 7 класса
Тема: «Класс однодольные.
Характерные признаки растений
семейства злаков»
Тип урока:
Комбинированный
Цель урока:
Изучить особенности
однодольных растений
на примере злаков
Задачи урока:
Образовательные:
-Познакомить учащихся
с особенностями семейства злаковых, повторить особенности класса однодольные;
-Углубить знания о важнейших зерновых культурах, об их народно-хозяйственном значении, о значении хлеба в жизни человека.
Развивающие:
-Продолжить формирование умения
работать с гербарием, книгой
-Развивать познавательную активность на уроке
Воспитательные:
-Прививать бережное отношение
к хлебу
Учитель биологии:
Кудрякова С.М
2015год