Урок по биологии на тему Однодольные растения 7кл

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

1.Организационный этап

Здравствуйте ребята.

2.Актулизация знаний

Ребята наш урок начнем с повторения д/з.

Что было задано на дом? Правильно семейство лилейных.

Опрос:

1.На доске написать классификацию семейства лилейных?

Царство- Растения

Отдел- Покрытосеменные

Класс- Однодольные

Семейство- Злаков

Род- Лук

Вид- Лук репчатый

2.Назвать признаки семейства лилейных?

3.Назвать растения разных семейств из данных экземпляров гербария? (на столах гербарий, учитель называет семейства дети растения)

3.Изучение нового материала

Показ слайда № 1

О растениях, какого класса и семейства говорится

в этом стихотворении?

Корни наши мочковаты,
Стебли полы, узловаты,
Листья тонки и узки,
На макушке колоски.

(Молодцы это зерновые культуры.)

А сейчас запишите число и тему урока в рабочую тетрадь стр25

Показ слайда № 2

Тема урока: Класс однодольные.

Характерные признаки растений семейства злаков

Цель урока:

Изучить особенности однодольных

растений на примере злаков

На столах у вас ребята даны опорные конспекты, которые пригодятся Вам по ходу урока. Вы там найдете ключевые слова и Вам надо написать определения их или названия.

Также дана таблица которую Вы тоже будете заполнять по ходу урока.

Ребята , а что вы знаете про злаковые растения? Напишите это в свою таблицу в графу- Знаю

А что бы Вы хотели узнать про злаки? Напишите в графу- Хочу знать.


Опорный конспект


Ключевые слова

Определения или название

Злаки

Вставочный рост

Соломина

Метелка

Зерновка

Сложный колос

Культурные злаки

Злаки открытых пространств

Злаки лесов

Злаки, растущие в воде

Корневая система


Я знаю

Хочу знать

узнал


Проверь свои знания

Показ слайда:№3

Рассказ учителя по слайду

Злаки- это травянистые растения. Корневая система у злаков мочковатая, стебель злаков нарастает в длину в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным. У очень многих злаков междоузлия стебля полые, а узлы заполнены тканями. Такой стебель называют соломина. Листья злаков в основном длинные с параллельным жилкованием. Как вы помните это характерно для класса однодольных растений. Основание листа обернуто вокруг стебля в виде трубочки и это защищает растущий участок стебля.

С/Р -Зарисуйте на стр 25 рабочей тетради стебель и лист

Цветки невзрачные образуя соцветия у пшеницы- сложный колос, состоящий из колосков, сидящих на общей оси. У других злаков соцветие- метелка- это овес, кукуруза , а также у нее образуется початок.

Цветок имеет: 2 цвет. чешуи, 2 цветоч. пленки, 3 тычинки, 1 пестик, после созревания образуется плод- зерновка.

С/р- Найдите на стр 82 учебника строение цветка и зарисуйте его

в рабочей тетради стр 26 №4

Показ слайда № 4

Показ слайда № 5 Повторим Общие признаки семейства

Ребята среди злаков встречаются разные растения например Культурные

Показ слайда № 6

Посмотрите на слайд и назовите эти культуры?

Проверим так ли это?

Так же найдите эти культуры среди гербарий на вашем столе, имеют ли они во внешнем виде отличия? Да конечно у ржи и овса длинные ости в колосьях, а овес их не имеет, пшеница имеет, но они короткие.

Но, а кукуруза отличается от них по многим признаком это сразу видно.

А сейчас послушаем доклад о кукурузе или ее называют маис

Показ слайда №7 Родина кукурузы- Центральная и Южная Америка

Посмотрите на доску - показ изделий из кукурузы

Кроме культурных злаков встречаются злаки открытых пространств

Показ слайда №8- Это сорняки, а ковыль придает открытым пространствам красоту так как имеет разные окраски цветов

Показ слайда № 9

Ребята ,но злаки могут расти еще и в лесу образуя древесный стебель - это как Вам известно- Бамбук, который растет очень быстро до 120см в сутки. Что из него делают Вам известно- да удочки, но еще разную мебель., водопроводные трубы, бумагу и многое другое

Ребята, а как вы думаете рис и сахарный тростник на каких почвах обитают?

Оказывается они растут на воде. Родина этих растений Индия, Китай

Показ слайда №10

Показ слайда №11- Откуда пошел хлеб?

Н. И. Вавилов с сотрудниками изучил многообразие и географическое распространение культурных растений. Он выделил 7 центров происхождения культурных растений. Центром происхождения злаков является Юго-Западноазиатский центр. Многие виды пшеницы произошли из этого центра. В настоящее время пшеницу возделывают на всех континентах нашей планеты за исключением Антарктиды.

Показ с лайда № 12- Происхождение слова хлеб

Слово хлеб имеет древнегреческое происхождение.

Дело в том, что хлеб греки выпекали в специальных горшках « клибанос».

Отсюда название «хлайфс», которое затем переняли древние германцы,

славяне. В древнегреческом языке есть слово «хлайб» очень напоминающее наш хлеб или эстонское «лейб».

Ребята хлеб человек возделывает более 10 тысяч лет. Но в разные эпохи люди выращивали разные виды хлебных злаков. Вспомните «Сказку о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина. Нанимаясь на работу Балда говорит: Буду служить тебе славно усердно и очень исправно в год за три щелка тебе по лбу есть же мне давай вареную полбу.

Строки Вы наверное помните, а вот что такое полба- это одна из древних культур пшеницы, из которой пекли хлеб и варили кашу. Для рабов черный, тяжелый. Для больных с добавлением Оливкого масла.

Ребята а как вы думаете белый хлеб из какого злака пекут, а черный?

( правильно из пшеницы и ржи)

Показ- Выставка хлебных изделий

Показ слайда № 13

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ? ЧТО,,,

В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб,

возраст которого 3400 лет.

В Риме до сих пор сохранился 13-метровый памятник Пекарю.

Это - памятник Марку Вергилию Эврисаку, который построил пекарню и кормил всех своим хлебом

В Польше при рождении девочки закладывают тесто,

замешанное на меду.

Подобно сыру, тесто зреет до дня ее свадьбы.

В Словакии пряник, выпеченный из медового теста,

по народному обычаю преподносят невесте.

Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери.

А у нас в России дорогих гостей и невесту

встречают с хлебом солью.

Показ слайда № 14- стих о хлебе

Ребята послушайте стихотворение о хлебе и подумайте и ответьте, чему оно учит?

(ответы детей)

Три паренька по переулку
играя будто бы в футбол
Туда-сюда гоняли булку
и забивали ею гол
Шел мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул
и на ребят почти не глядя
к той булке руку протянул
Потом, насупившись сердито
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
-Вы кто такой?- спросили дети
Забыв на время про футбол
-Я пекарь!- человек ответил
И с улыбкой медленно ушел
и это слово пахло хлебом
И той особой теплотой
которой налиты под небом
моря пшеницы золотой.

Оказывается если проследить весь путь хлеба от поля до магазина, то можно увидеть, сколько сил и средств затрачено. Экономя хлеб, мы экономим не только свои запасы, но и запасы страны. Беречь хлеб нужно не только в столовой, дома ,но и в поле. Если например потерять один колос на 1 кв.м, то поле в 1 га потери зерна составляет -10кг.

Давайте подумаем и решим задачи:

Показ слайда № 15

1)Если учащиеся нашего класса из 5 человек недоедят и выбросят по 50 грамм хлеба, то сколько потеряется хлеба?

2)А если так поступят учащиеся целой школы в количестве 50 человек?

Решение: 1) 50 х 5 = 250 грамм

2) 50 х 50 = 2500 грамм

т.е 2 кг 500г

Показ слайда № 16

"Даже глыба золота не заменит крошки хлеба", - правдивость этой народной мудрости не вызывает сомнений. Хлеб - это великодушный подарок природы, старейшая пища людей.

Хлеб не просто дар природы,
Хлеб - наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай.

Показ слайда № 17

Задумайтесь над этим и помните!

Беречь хлеб- священный долг каждого из нас!

Не даром говорят:

«Хлеб всему голова!»

«Покуда есть хлеб да вода, все не беда»

А какие пословицы, поговорки вы ребята знаете?

(На чужой каравай рот не разевай, а по раньше вставай да свой добывай.

Кто пахать не ленится у того и хлеб родится.

Что посеешь то и пожнешь)

Молодцы!

4.Закрепление знаний и умений

А теперь ребята давайте закрепим изученный материал

Показ слайда № 18 Проверь свои знания, ответы запишите на листе - опорный конспект, как закончится музыка заканчиваем и поменяйтесь листами друг с другом

Выбери номера правильных утверждений.

1.относятся к классу двудольные

2.имеют мочковатую корневую систему

3.Число тычинок кратно трем

4.типичные луковицы или корневища

5.стебель соломина

6.плод зерновка

7.плод ягода или коробочка

8.жилкование листьев

параллельное или дуговое

Показ слайда № 19

Правильные ответы:

2, 3, 5, 6, 8.

Нет ошибок - «5»

Одна ошибка- «4»

Более ошибок- «3»

5.Подведение итогов

Показ слайда № 20

Что нового вы узнали на этом уроке? Запишите свои ответы в опорный конспект.
Назовите основные признаки семейства злаков?( ответы детей)
Д/з стр 82 учебник, опорный конспект, кроссворд
Оценки за урок…

Все молодцы!
Знания добытые сегодня пригодятся Вам в
дальнейшей жизни
Всем спасибо.

Изделия из кукурузы:

Вискоза Бумага

Кинопленка Линолеум





Филиал МБОУ Богородской СОШ Воскресенская ООШ

Открытый урок

по биологии 7 класса


Тема: «Класс однодольные.

Характерные признаки растений

семейства злаков»

Тип урока:

Комбинированный


Цель урока:

Изучить особенности

однодольных растений

на примере злаков

Задачи урока:

Образовательные:

-Познакомить учащихся

с особенностями семейства злаковых, повторить особенности класса однодольные;

-Углубить знания о важнейших зерновых культурах, об их народно-хозяйственном значении, о значении хлеба в жизни человека.

Развивающие:

-Продолжить формирование умения

работать с гербарием, книгой

-Развивать познавательную активность на уроке

Воспитательные:

-Прививать бережное отношение

к хлебу

Учитель биологии:

Кудрякова С.М

2015год


© 2010-2022