Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Разработка урока по биологии в 11 классе

на тему: «Среда обитания организмов.

Наземно-воздушная среда»





учителя биологии

Устиновой Юлии Дмитриевны



Тема.

Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Цель:

сформировать основные экологические понятия: экологические факторы, среда обитания, влияние факторов среды на развитие и формирование видов живых организмов.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о видах экологических факторов, основных закономерностях влияния на живые организмы; сформировать представления о среде обитания как системе, о наземно-воздушной среде обитания и экологических группах организмов относительно ведущего фактора среды.

Воспитательные: формирование экологической культуры, экологической ответственности на основе полученных экологических знаний.

Развивающие: развивать у учащихся системное мышление, умение синтезировать и анализировать полученные знания.

Тип урока:

комбинированный.

Форма проведения

Эвристическая беседа, интерактивные технологии - мозговой штурм, системный анализ; здоровьесберегающие методы - гимнастика BrainGym.

Методы:

словесные, наглядные (мультимедийная презентация).

Программные ресурсы:

офисные программы.

Оборудование:

ИКТ, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

Учитель.

  1. Постановка проблемы.

«Первоначально планета была без разумной жизни, но с атмосферой, водой, растительностью и животными. Также на планете имелись моря, горы и полезные ископаемые. Затем её заселили роботы. Атмосфера и полезные ископаемые были «израсходованы»: кислород сожжён в топках, а из ископаемых роботы сделали множество себе подобных. Воду они ликвидировали специально, чтобы не ржаветь, опасаясь ливней и наводнений, а также израсходовали её на охлаждение двигателей.

В результате их деятельности планета стала представлять собой ровный серый шар, без гор, воздуха и океанов, с покрытой пылью поверхностью».

Вы, наверное, узнали описание фантастической планеты Шелезяка из повести Кира Булычёва «Тайна третьей планеты»?

Вопрос: Подумайте, чем отличаются условия среды обитания роботов на планете Шелезяка от тех условий, в которых живём мы с вами на нашей уникальной планете?


  1. Актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм»

Среда обитания - совокупность условий,

Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)в которых обитают организмы

Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)

почва

вода

почва

солнечный свет атмосфера

Учитель.

Вывод: Совокупность этих факторов составляет среду обитания. Живые организмы нашей планеты освоили четыре основные среды обитания. Как вы думаете, какие?

Тема сегодняшнего урока - наземно-воздушная среда обитания. СЛАЙД 1

Тетради: число, тема урока.

Цель: Сегодня на уроке мы с вами вспомним: что такое экологические факторы и какими они бывают, определим ведущие факторы для организмов живущих на дне воздушного океана планеты, а также для каждого из нас. СЛАЙД 2.

ЭКонспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)кологический фактор - это

Вывод: все составляющие окружающей среды, влияющие на состояние и свойства живых организмов и их сообществ, называются экологическими факторами. СЛАЙД 3

А какие группы экологических факторов вы знаете?

(Выделяют три группы факторов: АБИОТИЧЕСКИЕ, БИОТИЧЕСКИЕ, АНТРОПОГЕННЫЕ)

На слайде представлен организм. заяц Предположите, какие факторы среды действуют на них? Какие из них являются абиотическими? Какие биотическими? Какие антропогенными? Называете фактор и к какой группе он относится. СЛАЙД 4.

Сделайте вывод. СЛАЙД 5.

Учитель.

  1. Изучение нового материала

Как вы думаете в какой среде обитает данный организм? (наземно-воздушной)

Учитель.

Наземно-воздушная среда представляет для нас особый интерес, поскольку именно здесь - на границе двух оболочек Земли - обитает подавляющее большинство животных и растений.

Наземно-воздушная среда характеризуется основными абиотическими факторами. СЛАЙД 6

Конспект урока по биологии Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда (11 класс)

Характеристика абиотических факторов (в тетрадь)

  1. Низкая плотность воздуха затрудняет поддержание формы тела и потому провоцирует образование опорной системы. Так, водные растения не имеют механических тканей: они появляются только у наземных форм. У животных обязательно имеется скелет: гидроскелет (как у круглых червей, например), или наружный скелет (у насекомых), или внутренний (у млекопитающих).

  2. Подвижность воздушных масс обеспечивает существование аэропланктона. В его состав входит пыльца, семена и плоды растений, мелкие насекомые и паукообразные, споры грибов, бактерий и низших растений. Эта экологическая группа организмов адаптировалась благодаря большой относительной площади поверхности крыльев, выростов и даже паутины, либо за счет очень мелких размеров. СЛАЙД 7.

  3. Жизнь на планете не возможна без солнечного света. В его спектре выделяют три участка, которые отличаются биологическим действием на организм. СЛАЙД 8

Работа с учебником.

На странице 157 характеристика участков спектра солнечных лучей. Ваше задание - прочитать и рассказать, что вы узнали об этих излучениях.

Найдите в вашем мини-словарике терминов как называются светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.

СЛАЙД 9 По отношению к условиям освещенности растения и животные делят:

На столах среднего ряда есть табличка факультативных гелиофитов. Назовите эти растения.

  1. Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге - светлоокрашенные.

(Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.)

Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено. Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение его в течение суток, вегетационного сезона, года. Приход тепла к разным участкам планеты, естественно, неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний.

Температурные пределы, в которых может протекать жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов и физиологических процессов этот диапазон еще уже - от 39° в море (-3,3 - +35,6°С) до 125° на суше (-70 - +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0-+50°С. Значение температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение растений и животных.

По отношению к температуре все организмы делятся на криофилы (холодолюбивые) и термофилы (теплолюбивые).

Криофилы не выносят высоких температур и могут сохранять активность клеток при -8-10°С (бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви и др.). Они населяют холодные и умеренные зоны земных полушарий. ПРИМЕР. В условиях Крайнего Севера, в Якутии деревья и кустарники не вымерзают при - 70°С. "Рекордсмен" - лиственница даурская. За полярным кругом при такой же температуре выживают лишайники, некоторые виды водорослей, ногохвостки, в Антарктиде - пингвины. Семена и споры многих растений, нематоды, коловратки переносят замораживание до температуры близкой к абсолютному нулю (271°С). Животные больших глубин переносят температуры около 0°С.

Термофилы приспособились к условиям высоких температур, обитают преимущественно в тропических районах Земли. Среди них также преобладают беспозвоночные (моллюски, членистоногие, черви и др.), многие из которых живут только в тропиках. ПРИМЕР. Пресмыкающиеся, некоторые виды жуков, бабочек выдерживают температуру до 45-50°С. В пустыне Палестины максимальная активность у кузнечиков наблюдается при 40-градусной жаре. В горячих источниках Калифорнии при температуре 52°С обитает рыба - пятнистый ципринодон, а на Камчатке при 75-80°С живут сине-зеленые водоросли. Верблюжья колючка, кактусы переносят нагревание воздуха до 70°С.

Чтобы пережить неблагоприятные условия, живые организмы могут впадать в анабиоз.

Что такое анабиоз? (работа со словарем)

Учитель

Задание. Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) и хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).

Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.

Температурный режим наземно-воздушной среды изменчив. Поэтому многие обитатели суши эврибио́нтны к этому фактору, т. е. способны существовать в широком диапазоне температур и демонстрируют весьма различные способы терморегуляции.

Найдите в ваших словариках определение терморегуляции и запишите его в тетрадь.

5.Влажность. В процессе эволюции у растений и животных выработался многочисленные сложные приспособления, позволяющие поддерживать водный баланс и обеспечивать экономное расходование воды. Растения пустынь и степей приспособились к острому дефициту влаги, болотные и влажно-тропические растения - к избытку, а лесным видам необходима высокая влажность воздуха и умеренная влажность почв. Как и в отношении остальных факторов, эти приспособления-адаптации группируются в анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие. Источниками влаги для растений служат запасы ее в почве и атмосфере (осадки, туманы, конденсаты), для наземных животных - вода в водоемах, водяные пары в атмосфере и сочная пища. Влажный воздух обладает хорошей теплопроводностью.

Найдите в учебнике примеры приспособлений

6. Газовый состав.

Давайте вспомним, какие газы являются главными составляющими нижних слоев атмосферы). ( кислород-21%, углекислый газ - 0.03%, азот - 78%).

Газовый состав наземно-воздушной среды отличается высоким содержанием кислорода: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде. Это позволяет животным иметь очень высокий уровень обмена веществ. Поэтому только на суше могла возникнуть гомойоте́рмность - способность поддерживать постоянную температуру тела, в основном, за счет внутренней энергии. Благодаря гомойотермности птицы и млекопитающие могут сохранять жизненную активность в самых суровых условиях

  1. Гимнастика для мозга BrainGym.


  1. Закрепление изученного.

Метод «Микрофон».

  1. Что такое экология?

  2. Кто предложил термин «Экология» и когда? (Геккель, 1866 год)

  3. Что такое экологические факторы?

  4. Какие группы экологических факторов вы знаете?

  5. Какие основные среды обитания освоили живые организмы планеты Земля?

  6. Перечислите основные факторы наземно-воздушной среды.


  1. Домашнее задание.

П. 25, с. 156-160, заполнить таблицу (наземно-воздушная среда), Креативное задание.


  1. Рефлексийная анкета.


  1. Подведение итогов и оценивание.

10



© 2010-2022