Рабочая программа элективного курса по биологии на тему Человек и его здоровье

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 им. М.В. Ломоносова

с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара



«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

____________________

Руководитель МО

_________/____________/

Протокол №____

«___» _________ 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ №6

____________ /__________/

«___» _________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ 6

___________ /С.А.Кручинина/

Приказ № ___

«___» _________ 2014 г.


Рабочая программа

элективного курса по биологии на тему:

«Человек и его здоровье»





Составитель:

Шаповалова О.В.

учитель биологии,

высшая категория




Самара, 2014


Пояснительная записка

Разработанная мной программа «Человек и его здоровья» может изучаться в рамках как предпрофильных курсов в 9-м классе, так и элективных курсов в 10-11 классах.

Интегрированный курс адресован учащимся, выбравшим не только естественный профиль обучения, но и другие профили, в связи с тем, что материалы курса не являются узкоспециализированными и полученные знания на нём могут пригодиться подростку независимо от выбранной профессии.

Курс помогает в осознании того, что человек - это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек - это личность.

Программа курса направлена на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовать свой режим дня.

Курс рассчитан на год - 34 часа (1 час в неделю).

Цели курса

Формирование полноценной, всесторонне развитой личности.

Развитие у школьников мотивов бережного отношения к своему здоровью, ко всему живому как главной ценности на Земле.

Воспитание личной ответственности у обучающихся за собственное здоровье и благополучие.

Приобретение навыков здорового образа жизни.

Задачи курса:

  1. расширить теоретические познания учащихся за счёт освоения понятия «Здоровый образ жизни»;

  2. выработать активное отношение учащихся к укреплению своего здоровья;

  3. дать элементарные знания об инфекционных заболеваниях, о нарушении нервной системы, о закономерностях формирования личности в семье и обществе;

  4. научить детей основным правилам питания;

  5. сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  6. развивать творческий потенциал обучающихся: подготовка проектов, рефератов, эссе, синквейнов, выполнение практических работ.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты:

  1. формирование культуры здоровья - отношения к здоровью как высшей ценности человека;

  2. развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

  3. формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  1. способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности;

  2. умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

  3. способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность;

  4. умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.

Главным при изучении элективного курса остается формирование отказа у подростков в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.

Основные положения, которыми я руководствовались при составлении программы элективного курса, следующие:

- здоровьесберегающий подход;

- нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных вопросов и проблем;

- единство интеллектуального, эстетического развития учащихся;

- возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;

- индивидуальное, групповое и дифференцированное обучение;

- проявление учащихся в различных видах учебной деятельности.

Данный курс позволит старшеклассникам, с одной стороны, расширить знания медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, а с другой - получить нужную информацию и сориентировать их поведение. Его включение в учебный процесс создает условия для адаптации обучающихся в обществе и их ориентира на здоровый образ жизни.

Он построен на принципах комплексности, интегрированности.

Все эти направления работы позволяют ученикам ощущать их творческие результаты. Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о здоровом образе жизни, как о здоровом питании, оптимальной двигательной активности, позитивному психоэмоциональному настрою.

Элективный курс «Человек и его здоровье» качественно отличается от обязательного содержания программы, так как предполагает раскрытие таких тем, которые позволяют научить детей основам правильного питания, развивать умения, использовать теоретические знания в жизни. Через данный элективный курс у учащихся происходит формирование активного отношения к укреплению своего здоровья.

Элективный курс помогает сформировать необходимость в здоровом образе жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья и способствует гигиеническому воспитанию школьников. Особое внимание уделяется темам по гигиене питания, так как нарушения рациона питания становится значимой причиной современных заболеваний - ожирения, артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, атеросклероза. Проблема оздоровления подростков, оздоровительного питания из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики.

Применение информационных компьютерных технологий в процессе изучения данного курса даёт возможность сделать его интересным и увлекательным для учеников. Им предлагаются задания: найти необходимую информацию в Интернете, выполнить презентацию в PowerPoint, выполнить практическое задание и т. д.

Привлечение внимания учащихся к проблеме гармоничного единства личности, общества и природы, использование в методике преподавания заявленного курса компьютерных технологий, здоровьесберегающего подхода, дифференцированного, группового и индивидуального обучения, без сомнения, способствуют систематизации полученных знаний, формированию критического мышления, воспитанию полноценной и всесторонне развитой личности, развитию творческого потенциала старшеклассников.

Результативность курса.

Формирование отказа у подростков в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.

Аналитические данные о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся.


Программа элективного курса «Человек и его здоровье»

Кол.-во часов

Тема занятия

Форма

занятия

Деятельность школьников

1

1

Введение. Вводные понятия основы ЗОЖ.

Познакомить учащихся с понятием ЗОЖ, назначением данного предмета. Определить составляющие здорового образа жизни: здоровое питание, оптимальная двигательная активность, позитивный психоэмоциональный настрой.

Интерактивная лекция с элементами беседы.

Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы, решение занимательных заданий. Дыхательная гимнастика.

2-4

3

Здоровье как ценность.

Раскрыть понятие здоровья: физического, душевного и социального.

Выявить взаимосвязь здоровья и качества жизни, здоровья и успешности, здоровья и красоты.

Лекция с элементами беседы, работа в группах и парах.

Слушание лекции. Презентации детей на темы:

«Здоровье и качество жизни». «Здоровье и красота».

Дебаты на тему:

«Здоровье и успешность».

5-9

5

Инфекционные заболевания.

История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями. Инфекционный процесс.

Инфекционная цепь.

Иммунитет.

Инфекционные заболевания пищеварительной, дыхательной системы.

Вирусные инфекции пищеварительной системы.

Сообщение учителя

Ролевая игра

Инсёрт текста

Эссе учащихся

На тему: «Причины появления заболевания, меры профилактики».

Каждый ученик представляет свою роль: ведущий - представляет персонажей, разыгрывается каждой группой заданная ситуация. Обсуждение.

Ученик получает информацию и фиксирует её в маркеровочную таблицу.

Обучающийся презентует эссе.

9- 11

3

Заболевания, связанные с вредными привычками

Просмотр фильма о детском алкоголизме.

Занятия с элементами психологичес-

кого тренинга.

Написание синквейна в группах и обсуждение данной проблемы. Презентация на тему: «Образ жизни, наносящий вред здоровью человека…..»

Моделирование ситуации: зависимость успешности человека от его образа жизни.

Экскурсия в медучреждение.

14-18

5

Основные гигиенические

навыки.

Сформировать понятия: личная гигиена, гигиена сна, гигиена питания.

Выявить опасности, связанные с едой, так как питание необходимо для поддержания умственной работоспособности человека.

Определить необходимость питания в школе.

Беседа.

По принципу мозаики подростки делятся на группы и каждая группа составляет КЛАСТЕР по той информации, которую находит в интернете, дополнительной литературе. Обсуждение.

Индивидуальная практическая работа:

«Мой режим дня».

Презентация. Обсуждение.

19-25

1

Питание человека как необходимый компонент здоровья и здорового образа жизни.

Сформировать основные особенности пищевого поведения человека (периодичность питания, калорийность, основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины).

Показать основные способы кулинарной обработки продуктов.

Занятие-размышление.

Интерактивная лекция с элементами беседы.

Практические работы в рамках «Структуры здорового питания»:

1. Здоровый завтрак.

2. «Здоровый фастфуд»

(здоровые блюда для перекуса).

3. «Салаты, как способ здорового перекуса».

Защита проектов

Размышление над рационом своего питания (эссе).

Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы

По принципу мозаики обучающиеся делятся на группы, и каждая группа готовит одно из предложенных блюд. Обсуждение.

Подростки выполняют проект на тему: «Кулинарная книга моего здорового питания».

26-28

3

Оптимальная структура питания для поддержания здоровья.

Дать характеристику

основным блюдам: супам, салатам, гарнирам, мясным блюдам, десертам. Сформировать разумное отношение к лакомствам.

Интерактивная лекция с элементами беседы.

Беседа.

Практикум.

Викторина.

Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы учителя.

Практическая работа:

1. «Рацион моего питания»

Презентации детей.

«Интеллектуальная мозаика здорового питания»: задания по изученным материалам о структуре питания для поддержания здоровья.

Работа в группах.

29-31

3

Организация поведения и психики.

Потребности и мотивы поведения. Виды потребностей. Принципы организации поведения, принцип доминанты, внимание, принцип рефлекса.

Изменчивость поведения.

Интерактивная лекция с элементами беседы.

Тренинги.

Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы.

Индивидуальная работа учащихся для определения своего восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Сообщения на тему: «Влияние окружающей среды на здоровье человека».

32-33

2

Личность и её свойства.

Индивид, индивидуальность, личность, задатки личности, талант, гениальность, развитие способностей.

Волевые качества личности. Внутренний мир человека, формирование нравственных качеств личности, вера и знание. Этапы формирования личности. Самооценка. Влияние алкоголя и наркотиков на психику.

Мозговой штурм.

Тренинг.


Работа с информацией по теме: «Влияние алкоголя и наркотиков на психику».

Дать определение и сравнить тезаурус по данной теме.

Индивидуальная работа учащихся для определения своего темперамента, воли, самооценки.

Разработка и презентация проекта.

34

1

Человек в обществе.

Гигиенические навыки и здоровый образ жизни - средства для сохранения здоровья.

Деятельность - это основа существования человека.

Эссе.

«Быть человеком - это значит…».

Используемая литература

  1. Батуев Л.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек. Основы физиологии и психологии: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа 2000.

  2. Баярд К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997

  3. Винокурова Н.Ф. Природопользование: учеб.для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.

  4. Гинзбург М.М. Примерная программа курса «Здоровый образ жизни». 2010.

  5. Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников « Я - мой образ жизни - моё здоровье». М.: АСАДЕМIA, 2002.

  6. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.

  7. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2/ авт. -сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 160.

  8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.

  9. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова]. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.

  10. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье / под. Ред. А.Я. Щелкунова. М.: Первое сентября, 2000.


Карта инновации

Название инновации: Элективный курс «Человек и его здоровье».

Ф.И.О. разработчика инновации: Шаповалова Ольга Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ №6.

Показатели

Критерии

Содержание критерия


теоретическая обоснованность инновации

  • актуальность (необходимость внедрения инновации);




  • область применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, педагогическая практика, исследовательская работа, управление);





  • целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т.д.)

Данный курс позволит старшеклассникам, с одной стороны, расширить знания медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, а с другой - получить нужную информацию и сориентировать свое поведение. Его включение в учебный процесс создает условия для адаптации обучающихся в обществе и их ориентира на здоровый образ жизни.

Программа курса направлена на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовать свой режим дня. Курс помогает в осознании того, что человек - это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек - это личность. Она может изучаться в рамках как предпрофильных курсов в 9-м классе, так и элективных курсов в 10-11 классах.

Курс рассчитан на год - 34 часа (1 час в неделю).

Курс помогает сформировать убеждение, что выживание цивилизации, качество окружающей среды зависит от гармонического единства личности, общества и природы,

сохранить своё здоровье как компонент общечеловеческой культуры, воспитывает личную ответственность обучающихся за собственное здоровье и благополучие, способствует приобретению навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, гигиеническому воспитанию и формированию полноценной, всесторонне развитой личности.

новизна

  • степень оригинальности инновационных подходов;






  • своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;



  • реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности

Элективный курс «Человек и его здоровье» качественно отличается от обязательного содержания программы, так как предполагает раскрытие таких тем, которые позволяют научить детей основам правильного питания, развивать умения использовать теоретические знания в жизни, развивать творческий потенциал обучающегося: подготовка сообщений, рефератов, проектов, выполнение практических работ.

Через данный элективный курс у учащихся происходит формирование активного отношения к укреплению своего здоровья.

Различные виды деятельности

в учебном процессе комбинируются с ИКТ-технологиями, технологией проблемного обучения, проектной деятельностью, обучением в сотрудничестве, мозговой штурм, мозаика, цепочка.

Используются механизмы: актуализации (состоит в отборе значимого материала), реализации личностно-ориентированного подхода (заключается в определении содержания, лично значимого для конкретных учащихся), дидактической целесообразности (помогает преодолевать затруднения учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности), отбора материала по принципу практической ориентации (выделяются учебные вопросы, которые могут быть решены через призму ученической исследовательской деятельности)

образовательная значимость

  • степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;







  • способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации

Инновационная деятельность влияет на развитие профессионально-личностных качеств педагога. Меняется отношение к профессиональному труду, реализуется через профессиональные усилия постоянная ориентация на результативность своей работы и вынуждает постоянно соразмерять свои действия с последствиями воспитательного характера, выстраивать стратегию и тактику заботы о развитии ребенка. Инновация позволяет осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, творчески решать практические задачи, анализировать полученную из профессиональной литературы информацию, находить собственные решения, проверять их эффективность, используя результаты педагогических исследований.

Учитель проводит регулярный анализ обучения, воспитания и развития школьников, научно-методически комментирует каждое занятие.


качество инновационного процесса


  • технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм, сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);





  • наличие диагностического инструментария реализации инновации;



  • влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности

Основные положения, которыми я руководствовалась при составлении программы элективного курса, следующие:

- здоровьесберегающий подход;

- нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных вопросов и проблем;

- единство интеллектуального, эстетического развития учащихся;

- возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;

- индивидуальное, групповое и дифференцированное обучение;

- проявление учащихся в различных видах учебной деятельности.

Диагностическим инструментарием реализации инновации являются анкетирование, защита проектов, рефератов, презентаций, эссе, синквейнов.

Используемые методы, способов и средств реализации инновации повлияли на формирование профессиональной компетенции личности. Вырос уровень познавательного интереса учащихся к предмету. Увеличилось число участников и призеров олимпиад, научно- практических конференций.


результативность инновации

  • возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов запланированным;



  • эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);



  • отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)

Для возможности определения и фиксации результатов реализации инновации используется мониторинг ожидаемых результатов: результаты учебной деятельности учащихся (итоговые оценки, качество контрольных работ), результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Эффективность от внедрения инновации выражается положительной динамикой развития познавательных интересов учащихся, достижение успеха учащимися в учебной и внеурочной работе. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Элективный курс прошел успешную апробацию на нескольких открытых практических занятиях, проведенных в рамках Всероссийского проекта «Беги за мной». Данный курс ведётся мной в течение трёх лет.

Так как материалы курса не являются узкоспециализированными и знания этого курса могут пригодиться подростку независимо от выбранной профессии, то его посещают не только ученики, выбирающие биологию, как предмет для сдачи ЕГЭ, но и обучающиеся другого профиля, поэтому каждый год количество обучающихся выбирающих данный курс растёт.

Программа курса имеет внешнею рецензию: заведующей кафедры теории и методики профессионального образования МБОУ ДПО (ПК) С ЦРО г. Самара И.А. Чупахиной.












Итоговый тест по элективному курсу «Человек и его здоровье»

№ п/п

Тестовое задание

Определение понятия «Здоровье», сформированное экспертами ВОЗ:

  1. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

  2. Отсутствие хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений.


Валеология изучает …

1) - закономерности возникновения и развития болезней, отдельных нозологических процессов и состояний;

2) - критерии здорового образа жизни, преодоления безграмотности и нравственной неготовности к формированию общественного и индивидуального здоровья.

  1. В структуре причин, влияющих на состояние здоровья населения, наибольший удельный вес имеет:

    1. Наследственность (генетический фактор)

    2. Природно-климатические условия

    3. Образ жизни

    4. Качество медицинской помощи

    5. Экологические факторы

Здоровый образ жизни - это:

  1. Способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья

2) Осознанная необходимость постоянного выполнения человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья

3) Медицинская активность, направленная на сохранение и улучшение здорвья как условие развития других сторон жизни

4) Правильное экологическое поведение, направленное на сохранение и улучшение здоровья как условие развития других сторон жизни.

5.

Здоровое питание - это:

  1. Питание, которое обеспечивает оптимальное течение всех физиологических функций, рост и физическое развитие, работоспособность и здоровье человека в соответствии с возрастом, полом, характером труда, климатическими и другими условиями

  2. Употребление доброкачественных продуктов питания, преимущественно животного происхождения, рациональный режим питания

6.

Что такое комплексная оценка физического развития:

  1. Определение группы физического развития

  2. Определение уровня биологического развития

  3. Определение группы физического развития и его гармоничности, уровня биологического развития

7.

Состояние здоровья детей и подростков полно характеризует комплекс показателей:

  1. Физическое развитие, наличие или отсутствие хронического заболевания, соматическая и инфекционная заболеваемость, степень резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды

  2. Физическое и нервно-психическое развитие, функциональное состояние органов и систем, наличие или отсутствие хронического заболевания, степень резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды

  3. Физическое и нервно-психическое развитие, патологическая пораженность, функциональное состояние органов и систем, соматическая и инфекционная заболеваемость, заболеваемость по обращаемости с временной утратой трудоспособности

8.

Заболевания, связанные с избыточным питанием, встречающиеся наиболее часто это …

а) болезни органов пищеварения;

б) ожирение, сахарный диабет;

в) бронхиальная астма.

9.

Как происходит заражение СПИДом?

1) при сексуальных контактах (гетеросексуальных, гомосексуальных), когда один из партнёров заражён вирусом ВИЧ;

2) при переливании инфицированной крови и её продуктов;

3) совместное пользование шприцами и иглами, чужими бритвами, маникюрными принадлежностями и другими предметами с остатками крови на них;

4) при рождении ребёнка от инфицированной матери;

5) при обычных бытовых контактах (через воду, продукты питания, общую посуду, деньги, рукопожатия, поцелуи, предметы, которых касался больной СПИДом);

6) через укусы комаров и других кровососущих насекомых, при контактах с кошками и собаками;

7) воздушно-капельным путём.

10.

Какие инфекционные заболевания получили в настоящее время наибольшее распространение?

1) туберкулёз;

2) гепатит В;

3) бруцеллёз;

4) полиомиелит;

5) малярия.

11.

Какие пути передачи возбудителей кишечных инфекций Вы знаете?

1) водный;

2) трансмиссивный;

3) воздушно-капельный;

4) пищевой.

12.

Какими инфекционными заболеваниями люди болеют только один раз в жизни?

1) корь;

2) ветряная оспа;

3) острые респираторные инфекции;

4) дизентерия;

5) столбняк;

6) туберкулёз;

7) бруцеллёз.

13.

Какое из перечисленных веществ причинит огромный вред здоровью большинству населения России?

1) сигареты;

2) опий;

3) кокаин;

4) кофеин.

14.

Какое отношение белков, жиров и углеводов в составе суточного рациона соответствует формуле сбалансированного питания?

1) 1:1:4;

2) 2:1:1;

3) 3:2:1.

15.

Наиболее точное определение здоровья следующее …

1) - отсутствие болезней;

2) - отсутствие физических дефектов;

3) - не может претендовать на абсолютную точность определения;

4) - состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой;

5) - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

16.

Понятие "иммунитет " означает …

1) невосприимчивость к инфекциям;

2) невосприимчивость к неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами;

3) невосприимчивость организма к любым чужеродным агентам;

4) - все определения верны.

17.

Среди факторов, определяющих здоровье, на долю здорового образа жизни приходится … процентов.

1) 50-55 %;

2) 20-25 %;

3) 20 %;

4) 10 %.

18.

Укажите оптимальный вариант распределения общей калорийности суточного пищевого рациона при четырёхразовом питании …

1) 1-й завтрак - 25 %;

2-й завтрак - 15 %;

обед - 40 %;

ужин - 20 %;

2) 1-й завтрак - 40 %;

2-й завтрак - 10 %;

обед - 30 %;

ужин - 20 %;

3) 1-й завтрак - 15 %;

2-й завтрак - 25 %;

обед - 20 %;

ужин - 40 %.

19.

Что входит в понятие специфическая профилактика?

1) система социальных, гигиенических, медицинских мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний путём устранения причин и условий их возникновения;

2) совокупность мер, направленных на пресечение или ослабление возникшего в организме патологического процесса и предупреждение на этой основе тяжёлых форм неинфекционных болезней;

3) предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней путём создания невосприимчивости к ним, основанное на активной и пассивной иммунизации.

20.

Что надо делать, если в доме больной (высокая температура, насморк или желудочно-кишечное расстройство)?

1) изолировать его от членов семьи, вызвать врача и неукоснительно выполнять его предписания и советы;

2) дать лекарство;

3) отправить в поликлинику.

21.

Гигиена изучает …

1) - закономерности возникновения и развития болезней, отдельных нозологических процессов и состояний;

2) - критерии здорового образа жизни, преодоления безграмотности и нравственной неготовности к формированию общественного и индивидуального здоровья;

3) - влияние природной среды, труда, быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья человека.









© 2010-2022