• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока Видоизменение побегов в игровой форме с элементами лабораторной работы, 6 класс

Конспект урока Видоизменение побегов в игровой форме с элементами лабораторной работы, 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ Православная гимназия

Учитель Никольская В.Г.

План проведения открытого урока.

Курс: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.

Тема: Таинственные жители подземного государства. (Видоизменение побегов.1 ч.)

Форма проведения урока: Изучения нового материала с элементами лабораторной работы.

Тип урока: Урок - расследование.

Цели и задачи урока:

  • в процессе проведения лабораторной работы в игровой форме дать учащимся понятие о видоизме­ненных подземных побегах, установить причинно-следственные связи, связь строения и функции ор­гана и целого организма;

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, де­лать выводы, давать обоснованные ответы, т.е. ло­гически мыслить;

  • продолжать работу по развитию речи, приоб­ретению навыков самостоятельной деятельности с текстами учебной и научно-популярной литературы, с рисунками, таблицами, схемами, натуральными объектами и лабораторным оборудованием;

  • расширять кругозор школьников и поддержи­вать интерес к биологии через установление меж­предметных связей, использование занимательного фактического материала;

  • продолжать воспитательную работу.

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение корня» и «Внутреннее .строение стебля липы»; спи­лы деревьев, натураль­ные объекты для демонстрации: корнеплоды мор­кови, клубни картофеля (целиком и порезанные на тонкие ломтики), луковицы репчатого лука (непроросшая и проросшая), луковица чеснока, готовая презентация (слайды №1-28), тексты пи­сем в конвертах, карточки с тестами, автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя; лабораторное оборудование и набор натуральных объектов на столах учащихся: раствор йода, стаканы с водой, салфетки, чашки с тонкими срезами клуб­ней картофеля в воде, клубни (без ростков, с ростками и позеленевший), луковицы (разрезанная и проросшая).

Опережающее задание: подготовить сообщения.

Ход урока

I. Организационный момент

На доске по центру экран для показа слайдов, слева таблица «Внутреннее строение корня», спра­ва - таблица «Внутреннее строение стебля липы». На столах учащихся - учебники (Пономарева И.Н. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6-й класс) тетради, письменные принадлежности.

В кабинете, на полке, спилы деревьев разных по­род, коллекции «Побеги и кустарники в зимний пе­риод».

На демонстрационном столе - комнатные луко­вичные растения.

II. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель. Мы заканчиваем изучение большой те­мы: «Органы цветковых растений». Узнали о строе­нии и значении семян, корней, получили общее пред­ставление о побегах, их разнообразии. Помним, что листья - это боковые части побегов, а стебли - осе­вые. На предыдущем уроке мы провели конкурс на лучший рассказ о строении стебля и убедились, что этот наиболее трудный материал мы знаем. Значит, мы с вами достаточно подготовлены, чтобы нам можно было доверить серьезное дело! Какое дело?

Почти детективное! Готовы ли вы помочь в нем разо­браться? Тогда немножко «освежим» память - это нам не повредит, ведь мы сегодня будем приоткры­вать тайны!

Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

(Слайд № 1 - название темы урока «Тайные жи­тели подземного государства».)

Детектив должен уметь действовать быстро и чет­ко, отвечать внятно и аргументированно, т.е. с по­ниманием смысла сказанного. Вам будут показаны слайды с определением, и кто-то из учеников должен будет назваеть термин, соответствующий этому определению. Правильные от­веты каждого ученика будут суммироваться и учитывать­ся при выставлении оценок за урок.

На экран выводятся слайды.

Слайд № 2. Участок стебля, от которого отходят листья или почки.

Слайд № 3. Узел.

Слайд № 4. Вегетативный наземный орган растения, на котором находятся листья и почки.

Слайд № 5. Побег.

Слайд № 6. Участок стебля меж­ду соседними узлами.

Слайд № 7. Междоузлие.

Слайд № 8. По­рядок расположения листьев на стебле, при ко­тором от каждого узла отходит два листа

Слайд № 9. Супротивное листорасположение.

Слайд № 10. По­рядок расположения листьев на стебле, при ко­тором от каждого узла отходит только один лист.

Слайд № 11. Очередное листорасположение.

Слайд № 12. По­рядок расположения листьев на стебле, при ко­тором от каждого узла отходит три и более листьев.

Слайд № 13. Мутовчатое листорасположение

Слайд № 14. Зачаточный ве­гетативный или генеративный побег.

Слайд № 15. Почка.

Слайд № 16. Процесс образования органических веществ в растении при участии солнечного света, углекислого газа и воды. При этом образуется кислород.

Слайд № 17. Фотосинтез.

III. Изучение нового материала

А теперь послушайте, какое письмо я вчера по­лучила (Слайд № 18).

«Мы очень встревожены. Появился некто непо­нятного происхождения: он толст, как плод, но утверждает, что приходится братом и корнепло­дам, и корнеклубням! Но мы в этом сомневаемся. А вдруг он опасный преступник?! Вот его приме­ты: у лысой головки есть глазки и бровки, глазки чуть раскосы, а бровки безволосы. Просим про­вести срочное расследование!

Жители подземного государства: главные, бо­ковые и придаточные корни.

P.S. Высылаем фото наших почетных жителей».

(На слайде № 19 появляются «портреты» корне­плода моркови и корнеклубней георгина.)

Вы, конечно, знаете имена этих почетных жителей. Да, это корнеплод и корнеклубни.

Мне удалось по описанию подозрительного незнакомца составить фоторобот, и вот что получилось. (Слайд № 20 - фоторобот клубня картофеля.)

Может быть, наш незнакомец действительно яв­ляется корнеплодом или корнеклубнем? Да, он больше похож на корнеклубень. Но внешнее сход­ство бывает и у неродственных организмов. Кит, например, похож на рыбу, но является млекопитаю­щим, или зверем, только водным. Давайте проведем тщательное расследование, тогда мы сможем сде­лать правильный вывод в отношении родственных связей жителей подземного государства.

Так как вы молодые специалисты, на первых по­рах нам придется работать вместе, фронтально, а это значит четко выполнять мои команды, не отвле­каться, не ссориться, спорные вопросы решать мир­ным путем. Наблюдения будем заносить в таблицу. В тетрадях начертите таблицу.

Слайд № 21.

?

Стебель

Листья

Почки

Вывод

Питательные вещества

Функции

1


2



Лабораторная работа «Расследование первое»

У вас есть все необходимое лабораторное обо­рудование и объект исследования. Так как в незна­комце вы опознали картофельный клубень, наша главная задача - выяснить, имеются ли у него су­щественные отличия от корней.

1. Осмотрите «одежду» клубня, т.е. его поверх­ность. Она шероховатая. Значит, покровная ткань представлена ... (пробкой). Пробка входит в состав коры стебля (демонстрация таблицы «Внутреннее строение стебля липы»). Но и у корня есть кора (демонстрация таблицы «Внутреннее строение кор­ня»).

2. Проверьте, есть ли у незнакомца «борода», то есть корневые волоски? Нет, они отсутствуют. Но у старых корней корневых волосков тоже может не быть.

3. Обратите внимание на цвет «одежды» нашего клубня. У него она местами почему-то зеленая! Где вы встречали такие клубни? Как можно объяснить их зеленую окраску? Лейкопласты на свету превра­щаются в хлоропласты, содержащие пигмент хлоро­филл. А могут ли корни зеленеть на свету? Конечно, не могут. Значит, клубень - не корень? Давайте в пользу этого утверждения приведем еще какие-нибудь доказательства.

4. Рассмотрите тонкие срезы клубней на свет. Ка­кие слои вы видите? Что напоминает вам срез клуб­ня? Он похож на спил дерева (демонстрация спилов осины, березы, ели). Найдите сердцевину. Вокруг нее - древесина. На поверхности - кора. Значит, утолщенная часть клубня - это его стебель! Отме­тим в таблице знаком «+».

5. «Глазки чуть раскосы, бровки безволосы...» - не забыли? Ищем глазки, вернее, глазки. Как вы думаете, что они собой представляют? Рассмотри­те их в лупу. А теперь рассмотрите проросшие клуб­ни, с ростками. Глазки - это боковые и верхушеч­ные почки, расположенные на стеблевой части клуб­ня. В таблице знаком «+» отмечаем наличие почек.

6. Итак, мы обнаружили утолщенный стебель с почками, значит, клубень - это ... (побег). Но какой побег? Где он развивается? Клубень - это подзем­ный побег. А ведь подземный побег не может отве­чать за фотосинтез! Зачем же тогда он нужен растению? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт.

7. На срез клубня нанесите капельку раствора йода. Что вы наблюдаете и как можно это объяс­нить? Правильно, мы обнаружили крахмал: именно он синеет под действием йода. А теперь добавь­те йод в воду, в которой лежали срезы клубней. Результат сходный: на дне посуды видны темно-фиолетовые крупинки. Это окрасился вышедший из поврежденных клеток клубня крахмал - в воде он не растворяется и оседает на дно. Значит, клубень выполняет ... (запасающую) функцию. В связи с вы­полнением новой функции побег изменился просто до неузнаваемости.

8. Не только корни, но и побеги могут накапливать в себе питательные вещества. У клубня это запас крахмала в стеблевой части - не забудьте отметить знаком «+» в таблице.

Итак, расследование мы провели, результаты занесли в таблицу.

Демонстрация слайдов: слайд № 22 - куст картофеля, слайд № 23 - клубень кар­тофеля.

У клубня есть верхушка и основание. На верхуш­ке почек ... (больше), чем на основании. На основа­нии часто можно увидеть остаток столона. Столон - боковой подземный побег, тонкий и длинный (от лат. stolo - корневой побег). Клубень развивается из верхушечной почки столона.

А теперь попробуйте разгадать загадку:

Как сегодня внуки с дедом

Что-то ели за обедом.

Это что-то с древесиной,

И с корой, и с сердцевиной.

Только кожица одна

Для обеда не нужна.

Пора приступать к новому расследованию. Мне по почте доставили не только письмо, но и бандероль. Вот она (демонстрируется коробочка). На бандеро­ли есть надпись: «Осторожно! У преступника хими­ческое оружие!».

Осторожно откроем коробку, развернем упаков­ку, другую... Смотрите, это никакой не преступник, а обыкновенная луковица. Она-то действительно род­ственница клубня, т.е. подземный видоизмененный побег! Не верите? Тогда проведите собственное рас­следование, используя текст § 22 на с. 84 и рис. 65. Данные занесите в таблицу и сделайте выводы.

Слайд № 24 - луковица в разрезе.

Самостоятельная лабораторная работа: «Расследование второе».

Большинство из вас с заданием справились, та­блицу заполнили без ошибок, сделали верный вы­вод. Давайте обобщим полученные результаты.

Учащиеся продолжают заполнять таблицу, внося результаты исследования строения лу­ковицы, сравнивают строение луковицы и клубня,

Слайд № 25,

?

Стебель

Листья

Почки

Вывод

Питательные вещества

Функции

1

клубень

+

утолщение

-

+

глазки

побег

Крахмал в стебле

Запасающая

2

луковица

+

донце

+

чешуи

+

побег

Сахар в чешуях

запасающая

Формулируют выводы:

Корнеплод и корнеклубень - это корни, а клубень и луковица - под­земные побеги.

Беседа:

  • Почему чешуи луковицы не посинели от йода? (В них нет крахмала, а имеющийся сахар не окра­шивается йодом в синий цвет


  • Как в горькой луковице обнаружить сладкий сахар? (Ошпарить ее кипятком или сварить.)

  • -Какое «химическое оружие» имеет луковица? (Летучие вещества, вызывающие жжение при попадании на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Их называют фитонцидами. Луковице эти вещества нужны для защиты от бактерий, пле­сеней и других врагов.)

  • Какова была цель наших сегодняшних рассле­дований?

  • Как вы считаете, достигли ли мы этой цели?

  • Как бы вы назвали основной вид работы на уроке? (Лабораторная работа). Как бы вы назвали лабораторную работу?(Внешнее и внутреннее строение клубня и луко­
    вицы.)

  • Как бы вы назвали таблицу, которую мы запол­нили? ( «Видоизменения подземных побегов».)

А теперь послушайте стихотворение Юрия Левитанского «Луковица»

Конспект урока Видоизменение побегов в игровой форме с элементами лабораторной работы, 6 класс.Двадцать восьмого марта

утром я вышел на кухню.

Чайник на газ поставил.

Снег за окошком падал.

В шкафчике, на газете,

луковица лежала,

Глупая толстая луковица,

Барышня провинциальная.

Но две зеленые стрелки

у ней на макушке были,

Две зеленые струйки

фонтанчиком из нее били.

Снег за окошком падал,

крупка в окно хлестала,

В шкафчике, на газете,

луковица расцветала.

Луковица на газете.

Зеленая, как кузнечик.

Этакий Чиполлино,

луковый человечек.

Чай погуще завариваю.

С луковкой разговариваю.

Что-то ей, видно, ведомо

такое, что мне неведомо.

Свое она что-то знает.

Знает, что снег растает.

А снег все никак не тает.

А луковица расцветает

.

  • Удивительно теплое, светлое стихотворение! А не заметили ли вы в нем биологическую ошибку? (Можно повторить последнюю строфу.) Разве про­росшая луковица расцветает?! Нет, конечно! Это поэтическое восприятие пробуждения луковицы. Лук, конечно, цветет, и вы, скорее всего, видели его стрелки на грядках и даже убирали их.

  • Круглый, а не кочка, есть дно, а не бочка, есть перья, а не птица, есть горечь, а не горчица. (Слайд № 26 - лук репчатый, лук слизун, лук порей.)

  • В землю - зубочек, а из земли - клубочек. (Слайд № 27 - чеснок.)

Змеиная трава (сообщение учащегося)

Количество зубков в головке, или луковице, чес­нока очень непостоянно. В ней может быть и 2 зуб­ка, и 50, и каждый из них покрыт жесткой кожистой чешуей.

Издавна чеснок применяли как средство, отпуги­вающее змей. Именно поэтому его называют иногда змеиной травой. Обычай спасаться от змей с помо­щью чеснока сохранился в некоторых странах до сих пор. Наши предки пользовались чесноком для отпугивания насекомых. В старину во время эпиде­мий инфекционных болезней люди ели чеснок и об­мазывались чесночным соком, чтобы не заболеть. Известен даже случай, когда безвестный фельдшер спас жителей своего города от чумы, порекомендо­вав им есть побольше чеснока. В одном из старин­ных русских травников можно прочесть, что чеснок «почитается всеобщим предохранительным лекар­ством от яда, угрызения змей, прилипчивых и за­разительных болезней, а наипаче от чумы».

Чеснок - выходец из Средней Азии. Шесть тысяч лет назад он появился в Африке и широко распро­странился на огородах. Археологи находят чеснок и в египетских пирамидах. Знали его древние греки и древние римляне, включавшие чеснок в паек своих легионеров.

В Средние века чеснок превращается в фетиш, то есть в предмет слепого поклонения. Его луковицы стали использовать в качестве амулетов, которые якобы могли спасти людей от всяких бедствий и невзгод. Такие амулеты носили даже царствующие особы. Известно, например, что английский король Ричард III, прозванный Львиным Сердцем, отправля­ясь в очередной военный поход, обязательно наде­вал на шею амулет из луковиц чеснока.

В настоящее время в Европе наибольшее количе­ство чеснока выращивают в Испании; весьма попу­лярен он в странах Востока.

  • В степь пришла весна, степь желта, красна, и цвет­ник у меня запылал без огня. (тюль­паны, нарциссы).

О тюльпанах Голландии (сообщение учащегося)

  • Дикие тюльпаны в Голландии не росли и не ра­стут, поскольку климат не позволяет. Но в 1634 г. кто-то завез в эту страну луковки этого растения, и жители с неожиданным энтузиазмом принялись раз­водить диковинные цветы. На сухой и бедной почве они получались необычайно яркими и пестрыми! Не только садовники, но и почти все жители Голландии выращивали, коллекционировали, покупали, прода­вали луковицы тюльпанов, а часто продавали даже луковицы еще не выведенного сорта под расписку. Расписки тоже обменивали, перепродавали, распла­чиваясь часто не деньгами, а вещами, продуктами, домами.

  • Так, за 1 луковицу сорта Семпер августус было заплачено 13 тыс. гульденов (гульден был равен 2 рублям). За 1 луковицу сорта Вице-король отда­ли 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жир­ных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связку платья и 1 серебряный кубок (четверть - это старинная мера, равная 1:4 части какой-либо емкости: кадки, ведра и др.). За луковицу 3 сорта давали карету и пару ло­шадей.

В Амстердаме на одной из улиц сохранилась ка­менная плита, на которой высечено, что стоявшие здесь 2 каменных дома были куплены в 1634 г. за 3 тюльпанные луковицы.

Учитель. Итак, мы узнали, что с помощью под­земных побегов растения могут вегетативно размно­жаться, и человек эту способность растений исполь­зует в своей практической деятельности.

Но мы чуть не забыли главное: надо ведь ответить жителям подземного государства! Они ждут. Давайте напишем им письмо, воспитанные люди не забы­вают отвечать на письма. Начнем письмо, например, так.

«Уважаемые жители подземного государства, корни всех видов, званий и достоинств! Спешим вас успокоить…»

Слайд № 28.

Дети предлагают различные варианты продолжения письма:

«Мы провели расследование и установили, что толстый лысый господин - это клубень, добропо­рядочный подземный житель. Он вам не родня, но и не враг, не волнуйтесь. А в бандероли вы отправили нам луковицу. И она вам не родственница, а соседка по дому. Бояться ее тоже не стоит, дама весьма симпатичная.

Живите мирно и дружно в своем государстве. А если будут проблемы, обращайтесь к нам, - помо­жем, чем сможем!»

III. Проверка знаний

В конце урока предполагаются задания по карточкам.

© 2010-2022