• Преподавателю
  • Биология
  • Урок биологии в 6 классе по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии, проблемной технологии

Урок биологии в 6 классе по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии, проблемной технологии

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок биологии по ФГОС ОО c использованием ИКТ, здоровьесберегающей технологии, проблемной технологии

Учитель: Субеева Лилия Халилулловна

Предмет: биология

Авторская программа под ред. И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко

Тема урока: Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

Дата проведения: 14.11.2014 г.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет, слайдовая презентация, учебник под ред. И. Н. Пономаревой, рабочие тетради.

Цель урока:

Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии, их строении и жизнедеятельности.

Деятельностная: формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний, выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Достижение образовательных результатов:

Личностные: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами.

Предметные: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; иметь представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, игровой практикум, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям, учебное исследование, практическая работа, составление схем, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.

Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.


Технологическая карта урока биологии

Организационный момент (мотивационный настрой) 1-2 мин.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовить обучающихся к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой.

Метод: словесный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные

Отвечают на приветствие учителя.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Приветствует учащихся, (мотивационный настрой на работу)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным

Иначе вдруг увидишь ты….

Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко

Все наше волнение, все плохие эмоции сбросим в наш «волшебный мешочек».

Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа повторяйте за мной: Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Волевая саморегуляция (нравственно-эстетическая ориентация)

Учебно - познавательная деятельность (общее время - 30 минут)

Формулирование темы и цели урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока, строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать деятельность обучающихся для самостоятельного формулирования темы и цели урока.

Организация самостоятельных выводов.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания.


Знакомство с новыми понятиями.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополнительных источников, иллюстративного материала, дополнять и расширять имеющиеся знания.

Основные понятия урока: Бактерии, формы бактерий, сине-зеленые или цианобактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организация учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям, учебное исследование, практическая работа, составление схемы (кластера), учебный диалог, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, ассоциативный, иллюстративный, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.

Методы поощрения: похвала, одобрение, стимулирующее оценивание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные

Определяют тему урока.

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.

Слайд 2. Посмотрите на слайд.

К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

Слайд 3. В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и

остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он

нашел и в зубном налете.

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

Как будет звучать тема нашего урока? На какие вопросы получить ответы?

Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

Метапредметные: формирование навыков работы с текстом, объяснение биологических явлений, процессов, связей и отношений.

Регулятивные:

Целеполагание

Предметные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать.

  • Постановка проблемы (7мин.)

  • Открытие новых знаний через её решение

Методы: Дедуктивный (применение знаний); проблемный, наглядный

Формы контроля: Словесная оценка учителя; самопроверка по образцу

Решают проблемные задания, делают вывод о малом размере бактерий, вывод об одноклеточности бактерий.

Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.

Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

- Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Слайд 4. - Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий?

Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро?

Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

Слайд 5. - Выполните задание: Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.

- Распределите их по следующим колонкам:

А) прокариоты: Организмы:

Б) эукариоты:

- роза - палочка Коха

- кошка - дождевой червь

- кактус - стрептококк

Познавательные:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);

Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Целеполагание;

Планирование;

Контроль;

Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

  • Первичное закрепление (2 мин.)

Методы: Дедуктивный (применение знаний); практический (заполнение схемы); наглядный

Формы контроля: Само- и взаимопроверка по образцу

Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют проверку и оценивание друг друга.


Организует первичное закрепление материала

-Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма.

Выполните задание 1, с. 27рабочей тетради.

- Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку тетради.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово.

Метапредметные:

владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. умение работать с логическими знаками и символами.

Предметные: формирование умений определять существенные признаки; характеризовать е морфологические признаки и биологическую роль, устанавливать связи.

  • Открытие новых знаний (8 мин.)

Методы: проблемный (применение знаний); практический (заполнение схемы); наглядный

Высказывают предположение о формах бактерий. Обсуждают его в группе.

Рассматривают формы бактерий с использованием ЦОР «Формы бактерий»

Составляют кластер, осуществляет оценку


Рассматривают размножение бактерий с использованием ЦОР «Размножение бактерий», делают вывод о способе и скорости размножения бактерий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеозарядка) disk.yandex.ru/public/?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l%2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D

- Поработаем со схемой бактериальной клетки ЭОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d0-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_03_02_01.jpg

Слайд 6 . Формы бактериальных клеток

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg

- На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма - получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

- Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

\ /

--- Бактерии ---

/ \

- Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

- Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.

Слайд 7 . Размножение бактерий

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

  • В 1 г почвы - 3 млрд. бактерий

  • В 1 г воды - 6 тысяч бактерий

  • Почему их так много?

- Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

- Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. (Осуществляет коррекцию, организует обсуждение).

Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование), выполнение действий по алгоритму;

Построение речевого высказывания.

Регулятивные;

Контроль; Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

  • Постановка и решение проблемы (9 мин.)

Методы: Дедуктивный (применение знаний); наглядный; проблемный, практический, индуктивный.

Формы контроля: взаимопроверка и словесная оценка учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

Выслушивают мнение других групп, составляют кластер, осуществляют оценку.



Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Слайд 8. Питание бактерий

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание:

  • Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?

  • Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

  • Как называются эти бактерии?

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Закончите схему:

Бактерии

(по типу питания)

/ \

автотрофы гетеротрофы

/ \

Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.

(проверка знаний по ЦОР)

Слайд 9. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

- Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?

Личностные: содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное, формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

Метапредметные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности, формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Предметные:

знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности.

Закрепление (4 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь применять полученные знания при выполнении практических и тренировочных заданий, работать в сменном составе группы, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль деятельности, принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование у обучающихся совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся тестовые задания для проверки усвоенного материала, выявить «проблемные» места при изучении нового материала, способствовать развитию умения аргументировать своё мнение и созданию ситуации успеха.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, игровой практикум, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение проблем, учебное сотрудничество.

Методы: словесный, практический, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы, беседа, поиск контактов и сотрудничества, организация взаимо и самопроверки.

Методы поощрения: похвала, оценивание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные,

метапредметные

Работают с практическими заданиями

Осуществляют совместную проверку знаний.

Организует закрепление материала и рефлексию.

- Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь ответим на несколько вопросов о бактериях.

Слайд 10. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

Бактерии называют микроорганизмами, потому что…

Бактерии, имеющие округлую форму называются…

Клетки, в которых отсутствует ядро…

Бактерии размножаются путем…

Бациллами называют бактерии, у которых…

Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических…

- Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 6 вопросов? Аплодисменты.

- Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.

- Удалось ли их достичь?

- Довольны ли работой на уроке?

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

Рефлексия (2-3 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаимо- и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса.

Методы: совместная рефлексия, самооценка, взаимооценка. Методы поощрения: стимулирующее оценивание

Осуществляют рефлексию

Слайд 11. Работа в парах. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я…

2) Больше всего мне понравилось…

3) Самым интересным сегодня на уроке было…

4) Самым сложным для меня сегодня было…

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял…

7) Сегодня я научился…

8) Сегодня я задумался….

9) Сегодняшний урок показал мне…

10) На будущее мне надо иметь в виду…

Оцените своё настроение.

Домашнее задание: § 9, вопросы 1-4, задания р. т. § 9№ 2-6, составить синквейн на тему Бактерии. Опережающее задание: по желанию подготовить сообщения о бактериальных болезнях людей, значении бактерий в природе.

Зав. Первомайским филиалом __________________ /Волкова Т.И. /

© 2010-2022