Дизайн-проект организации учебного пришкольного участка

Аннотация   В данном проекте освещаются вопросы организации учебного пришкольного участка     В нем школьники представлены творцами и созидателями - это трудовое объединение учащихся 4-10 классов     Показана цепь взаимоотношений  через: общение ребят с живой природой;  организацию досуга детей и профессиональную ориентацию; разъяснительную работу среди школьников о роли и  экологическом значении растений в жизни человека, животных и окружающей среды     Главное в проекте: подобрать и скомпонов...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Московская средняя общеобразовательная школа

имени Ивана Ярыгина







Дизайн-проект организации

учебного пришкольного участка











Авторы:

Попова Дарья Андреевна, 10 класс

Симонова Анастасия Игоревна,10класс


Руководитель:

Салий Галина Викторовна, учитель биологии и химии




п. Сизая, 2012год


Содержание

1.Аннотация 3

2.Введение 4

3.Организация учебного пришкольного участка 4

-Цели 4

-Задачи и направления деятельности 5

4.Основные мероприятия 5

5.Планировка участка 6

6.Озеленительные работы 6

7.Распределение растений на участке 7

8.Семена и питомники 7

9.Теоретическая подготовка и учебно-исследовательские работы 7

10.Экологическая тропа 8

11.Организация управления, приобретение материальных ценностей 8

12.Планово-картографические и таксационные материалы 9

13.Заключение 10

14.Литература 11



















Аннотация

В данном проекте освещаются вопросы организации учебного пришкольного участка

В нем школьники представлены творцами и созидателями - это трудовое объединение учащихся 4-10 классов

Показана цепь взаимоотношений через: общение ребят с живой природой; организацию досуга детей и профессиональную ориентацию; разъяснительную работу среди школьников о роли и экологическом значении растений в жизни человека, животных и окружающей среды

Главное в проекте: подобрать и скомпоновать мелкие элементы ландшафтного искусства, создать красивый и уютный пришкольный участок

Существенной особенностью будет являться создание лекарственного отдела, живых изгородей и бордюров из кустарников

Пришкольный участок, участок детского учреждения (детская площадка), участок, прилегающий к зданию администрации поселка это объекты озеленения





3

Как красивы родничок, и трава-мурава, чистый берег и девственный лес,

но вокруг все, увы, без чудес!

И как стыдно бывает порой, видеть вред от работы дурной,

от которой желтеют леса, от которой мелеет река, гибнут звери,

а дым в небеса сыплет сажу…



Введение



С самых ранних лет у нас есть мечта, изменить мир. Мы хотим, чтобы на планете Земля было меньше бетона, а больше зелени. Но мы понимаем, что это не так уж просто и решили начать с малого. Пришкольный участок для этого как раз подходит.

Организация учебного пришкольного участка

Что такое организация пришкольного участка?

Это трудовое объединение учащихся 4-10 классов школы, создаваемое в целях воспитания у школьников бережного отношения к природе, окружающей среде, к территории школы, а также углубление знаний в области ботаники, зоологии, биологии. Формирование интереса к профессиям дизайнер-цветовод, дизайн - декоратор, лесовод, лесничий.

Работа на пришкольном участке - это форма активного отдыха, позволяющая выполнять несложные трудовые операции с пребыванием на улице среди цветов, кустарников и деревьев.

Работа на пришкольном участке в летний период будет длиться: с 4 по 6 классы -5 дней, с 7 по 10 классы - 8 дней.

Перекопка почвы, посадка, полив, пикировка, прополка растений и др. должны осуществляться учащимися 4-10 классов в период с марта по август каждого учебного года.

Самым главным наставником в реализации проекта является Салий Галина Викторовна, учитель биологии и химии, она же организует труд школьников на учебном пришкольном участке.

Для практической деятельности учащихся закрепить пришкольную территорию площадью 0,5га.

Цели:

а) создать план по изменению ландшафтного дизайна территории нашей школы;


4

б) подготовить школьников к хозяйственным работам

Задачи и направления деятельности

Подобрать и скомпоновать мелкие элементы ландшафтного искусства.

Создать красивый и уютный пришкольный участок.

Воспитательная задача заключается в общении ребят с живой природой пришкольной территории.

Педагогическая задача - организация досуга детей и профессиональная ориентация.

Разъяснительная работа среди школьников о роли и экологическом значении растений в жизни человека, животных и окружающей среды.

При всем разнообразии европейских садовых эпох и стилей история организации садового пространства знает лишь два основополагающих принципа - регулярный и свободный, или ландшафтный. Не отрицается и смешивание стилей.

Ландшафтный (пейзажный) стиль характеризуется преобладанием площадок, водоемов неправильной формы, извилистыми дорожками, свободным размещением зеленых насаждений.

Смешанный стиль сочетает регулярную и пейзажную планировки. Регулярная планировка используется в основном при озеленении входных и парадных частей участка, на спортивных и игровых территориях с большим скоплением людей, пейзажная - на прогулочных видовых участках, местах тихого отдыха.

В условиях Красноярского края с его резко континентальным климатом, холодной продолжительной зимой и коротким летом, бедными по своему составу почвами, работа по выполнению предлагаемого дизайн - проекта очень сложна.

Для нашего проекта мы решили остановиться на ландшафтном стиле, потому что наша школа выглядит так величественно, что ландшафтный стиль это подчеркнет еще больше.

Ежегодно у нас развивается интерес к исследовательской деятельности на пришкольном участке (размещение цветников и газонов на территории школы и размещение на них разных цветковых растений), формируется стремление жить в гармонии с природой.

Основные мероприятия

С чего начать?

Прежде всего, необходимо:

а) установить, какие именно разделы будут представлены на школьном участке и площадь под ними;

б) наметить на предстоящий год тематику опытов, важных в образовательном отношении;

5

в) определить, какие растения, районированные и перспективные, мы будем выращивать на учебном участке.

г) использовать практическое руководство (специальная литература, интернет и др.)

Планировка участка

а) изобразить участок на бумаге в максимально крупном масштабе;

б) к эскизу сделать наброски основных элементов ландшафтного проектирования: газоны, клумбы, бордюры, альпинарии, живые изгороди.

в) для защиты от ветра, пыли и шума по периметру территории высадить несколько деревьев и кустарников. Зелеными насаждениями отделить друг от друга площадки различного насаждения. В ассортимент растений включить оригинальные по форме, цветению и окраске виды деревьев и кустарников, широко использовать цветы и дикорастущие растения.

Первичную ревизию и проектирование участка провели 14-18 сентября 2011года.

Последовательность его такая:

1.Обозначили север, юг, запад, восток. Стороны, обращенные на запад и юг, обычно солнечные и открытые, северная сторона - теневая, а восточная

смешанная, т.е. на участке имеется несколько микроклиматических зон.

2.Нанесли план территории на миллиметровку, отобразили здания, хозяйственные строения, дороги, тропинки.

3.Наложили на план кальку и прорисовать детали: точки наилучшего образа, крупные деревья, изгороди, большие камни.



Озеленительные работы

Объектами озеленения являются пришкольный участок, участок детского учреждения (детская площадка), участок, прилегающий к зданию администрации поселка.

Ни в коем случае не использовать ядовитые и колючие растения. 1.Организовать транспортное средство (помощь администрации поссовета) и 3-5 человек из 10 класса для привоза камней, мелких кустарников и молодых березок, которые должны украсить по периметру детскую площадку.

2.Использовать мелкую гальку, цемент и 3-4 банки колера белого или голубого цвета для узкого извилистого водоема. Водоем нужен не только для красоты площадки, но и для обеспечения клумбы достаточным количеством воды (цветник напротив здания администрации поселка). Ввиду того, что школьный двор находится на открытом участке и не имеет высоких зеленых насаждений, воздух на солнце накаляется от асфальта, в связи с этим присутствие искусственного водоема на территории школы желательно для обеспечения более благоприятного микроклимата.

3.Использовать мелкие кустарники, цветочные растения для новых газонов и

6

бордюр в районе стадиона и детской площадки.

4.Использовать более креативные, но в тоже время не прихотливые растения.



Распределение растений на участке

Размещение деревьев и кустарников при озеленении может быть единичным, групповым и линейным. Не исключено создание живых изгородей и бордюров из кустарников. В качестве посадочного материала при озеленении можно использовать тополь, клен, рябину, березу, лиственницу, ель.

Из кустарниковых пород: боярышник, калину, шиповник, сирень.

Возможные объемы и места проведения озеленительных работ определит совет, состоящий из ребят 7-10 классов.

Смотреть Приложения (участки - 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2.,4.1.).

Лекарственный отдел - участок 4.2. - это новое в работе на пришкольном участке.

Семена и питомники

Одна из осенних работ - заготовка семян цветочных культур, деревьев и кустарников. Собрали шишки сосны, ели и высушили их. Семена сосны, ели, лиственницы, березы, калины собрали с лучших по росту и развитию деревьев и кустарников. Посев и уход за сеянцами в течение двух следующих лет.

Сбор семян цветочных растений, деревьев и кустарников провели в период с сентября по октябрь 2011 года.

Посев семян цветочных культур, деревьев и кустарников будет произведен в марте-апреле 2012 года в кабинете биологии.

В случае необходимости посадочный материал приобретем в цветочных магазинах города Саяногорска.

Подготовка почвы, приготовление клумб, посев семян и уход за ними силами

учеников 6-10 классов.

Начало работы с марта по октябрь месяцы 2012 года.

Теоретическая подготовка и учебно-исследовательские работы

Теоретические познания, полученные на уроках, помогут нам более осознанно выполнять практические работы.

В своем проекте рекомендуем администрации школы выделить часы на организацию факультатива по основам цветоводства, который может вести любой педагог или работник школы, заинтересованный в данном проекте.

Факультатив может включать как теоретический материал, так и практические занятия на территории школьного участка, в первую очередь, используя экологическую тропу.

Из числа учеников 8-10 классов необходимо организовать лекторскую группу,

7

в обязанность, которой будет входить пропаганда среди школьников и

населения поселка знаний по охране природы. Теоретическая и практическая деятельность, развитие у нас у учащихся творческого поиска, можно спланировать проведение исследовательских (опытнических работ) - это можно проводить на факультативе.

Экологическая тропа

Большое значение для кратковременных экскурсий в лес, для экологического воспитания школьников и детей детского сада, знакомства с природой и жизнью леса, населяющими его насекомыми и птицами имеет значение экологическая тропа.

Школьная экологическая тропа размером в 1 километр носит учебный характер, в эстетическом отношении тропа желает быть значительно лучше.

Необходимо: установить информационные таблички у самых старых деревьев, у самых крупных по диаметру и высоте, это можно сделать руками мальчиков на уроках технологии - март месяц.

На маршруте тропы есть муравейник его необходимо огородить - апрель месяц.

Вблизи тропы школьниками начальных и 5 - ого классов ежегодно выставляются гнездовья и кормушки для птиц.

На экологической тропе есть места разливов канализации, захламленные участки территории, это примеры пагубного влияния человека на окружающую среду.

Организация управления, приобретение материальных ценностей

Для руководства и организации учебного пришкольного участка

избран совет, в который вошли самые активные учащиеся 6-10 классов, в основном девочки, которые проявили интерес к этому и имеют теоретические и практические знания, приобретенные в школе и семье.

Пришкольная территория делится на цветники - газоны, и микролесные массивы.

Работа на пришкольном участке была начата весной 2008 года учителем биологии без определения задач и направлений.

С 2011 деятельность работы на пришкольном участке стала более продуктивной.

Мы предлагаем несколько секций: (можно отойти от первого варианта, где за каждым классом закрепляется цветник, а предложить классам работу одной из секций)

производственная: выращивание посадочного материала, посадка, уход, озеленительные работы и др.

заготовительная: сбор семян, их сортировка

8

защитная: наблюдение за вновь высаженными деревьями и кустарниками; изготовление кормушек, кормление зимой птиц, а весной развешивание гнездовий и кормушек для птиц

опытническая: выполнение исследовательских работ

Для проведения занятий и организационных мероприятий использовать кабинет биологии.

В кабинете собрать библиотечку из книг по цветоводству и школьному лесничеству.

Провести ревизию инструментов сделать заявку заведующему по хозяйственной части на приобретение в основном леек и поливочных шлангов.

Приобрести инструменты за счет школы, литературу, в том числе материалы для оформительских работ и выполнения наглядной агитации за счет спонсоров, их можно найти, в поселке есть предприниматели, а их дети ученики нашей школы.

Планово-картографические и таксационные материалы

Для работы на пришкольном участке изготовить следующие материалы:

1.Таксационные описания

2.Планшет

3.План лесонасаждений и цветников и др.

В таксационных описаниях дать характеристику всех участков.

Изготовить один планшет в масштабе 1:10000. На нем графически изобразить все участки, помещенные в описаниях.

План лесонасаждений изготовить в более мелком масштабе 1:25000

На плане лесонасаждения соответственно обозначить (окраска и штриховка).

В течение периода выполнения дизайн - проекта вносить все изменения, происходящие в результате деятельности школьников, это будут рабочие материалы, т.е. таксационные описания.

Создать проект Устава учебного пришкольного участка, ознакомить с ним всех учеников, классных руководителей и утвердить его на школьной конференции (апрель месяц)

Проект рассчитан на период с 2012 по 2014 годы










9

Заключение

Результат реализации дизайн - проекта организации учебного пришкольного участка обсуждать ежегодно на школьной конференции или в период декады естественных наук.

Разработать в 2012-2013 учебном году системы измерителей, на основе которых можно проводить мониторинги чистоты воздуха и почвы на пришкольном участке.

Поводом для написания проекта послужила инициатива учителя биологии. Она обсуждалась на уроках биологии, большинство ребят выразили желание облагородить территорию школы, войти в состав творческой группы для создания проекта.

Деятельность школьников в период с марта по август каждого года, предусмотренного проектом отображать на рекламных щитах в рекреации школы на первом этаже.








10

Литература:

1.Титова, Н.П. Газоны. - М., 1991

2.Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка. - М., 1992

3.Тавлинова, Г.П. Приусадебное хозяйство










11

© 2010-2022