Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

"Разработка предназначена для учителей и педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности для использования на уроках в 9-11 классах в качестве контрольного материала или внеурочных занятиях. Использование на занятиях игры вызывает у детей интерес к предмету, развивает любознательность, наблюдательность, расширяет кругозор, активизирует их мыслительную деятельность, даёт возможность проверить полученные знания, закрепить навыки внимательного и уважительного отношения к ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная экологическая игра для 9-11 классов

«Основы экологии»

Цель игры: формирование экологического мышления у обучающихся.

Ход игры: В игре встречаются две команды. Победитель определяется по сумме всех баллов, набранных во всех конкурсах.

Оборудование:


  • Мебель для жюри, игроков команды, болельщиков;

  • Музыкальное оформление;

  • Песочные часы на одну минуту, гонг;

  • Табло для счета баллов (2 штуки), с набором цифр;

  • Жетоны для оценки ответов болельщиков;

Первый конкурс «Круговороты»

Командам предлагаются карточки с изображением схемы круговорота азота и углерода и этикетки с названиями этапов циркуляции. Необходимо за 2 минуты распределить этикетки с этапами в схеме круговорота (вставить в прорези - горизонтальные линии на схеме). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное кол-во баллов 9.

Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

Рисунок 1. Схема круговорота азота.

Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

Рисунок 2. Схема круговорота углерода.

Получение азота животными

с пищей

Образование оксидов азота при электрических разрядах

Азотфиксирующие бактерии в корнях растений и почве

Денитрифицирующие бактерии в иле

Сток с суши

Животные и растительные остатки

Нитраты в почве и воде

Вулканические газы

Атмосферный

азот N2

Сжигание органических веществ

Фотосинтез




Рисунок 3. Этапы круговорота азота.

СО2 в атмосфере

Осадки разрушают горные породы

Образование осадочных пород

Поглощение растениями СО2

при фотосинтезе

Выделение СО2 живыми организмами в процессе дыхания

Образование ископаемого топлива в результате разложения живых организмов

Сжигание органических веществ

Растворённый углерод выносится в океан

Поглощение СО2 морскими организмами

Денитрифицирующие бактерии в иле

Азотфиксирующие бактерии в корнях растений и почве




Рисунок 4. Этапы круговорота азота.


Второй конкурс «Экологические задачи»

За 1 минуту командам нужно дать ответ на вопрос задачи. Верный ответ 1 балл. Максим. 3 балла.


  1. В 70-х гг. прошлого века на Вест-Индийские острова были завезены мангусты для борьбы с расплодившимися крысами - вредителями плантаций сахарного тростника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен тысяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, крабов. На этом фоне значительно размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником. Как вы думаете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожайности тростника?

Ответ: акклиматизированные мангусты в новых условиях получили более емкую среду, чем на родине. На островах не было значимых регуляторов их численности, в результате чего она значительно выросла. Мангусты стали потреблять не только крыс, но и других животных (чаще более доступных), которые, в свою очередь, были естественными врагами насекомых - вредителей сахарного тростника.

  1. Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с полями, которые интенсивно обрабатывались азотными удобрениями, погибла практически вся рыба. Было установлено, что гибель наступила из-за нехватки кислорода. Объясните это явление.

Ответ: азотистые удобрения во время дождя смывало с полей в близлежащие водоемы. Повышенная концентрация растворимых в воде соединений азота вызвала бурное размножение водорослей и цианобактерий. Погибая, эти организмы разлагались. Процесс разложения связан с потреблением большого количества кислорода. Таким образом, нехватка кислорода в водоемах со стоячей водой вызвала гибель рыбы.

  1. Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

Ответ: при параллельном расположении магистралей ветер выдувает с приземного слоя вредные автомобильные выбросы и уменьшает их концентрацию на дорогах. В противном случае вредные вещества будут относиться с дорог в зону застройки.

  1. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?

Ответ: сохранение жизни на этих территориях происходит благодаря перемешиванию газов в атмосфере. Сюда перемещается кислород из других районов Земли.

  1. Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?

Ответ: при сплаве часть деревьев тонет, засоряет берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов. В таких реках постепенно исчезает и рыба.

  1. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры - это важное природоохранное мероприятие.

Ответ: вторичное использование сырья позволяет значительно уменьшить изъятие его из природы, особенно это касается невозобновимых и ограниченных природных ресурсов. В результате уменьшается нагрузка на природу, обусловленная добычей сырья, экономятся само сырье, энергия и человеческий труд, уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т.д.

Третий конкурс «Экологическая маркировка»

Командам предлагаются наборы изображений экологических маркировок и таблицу с их расшифровкой. Необходимо за 1 минуту распределить знаки экологической маркировки на таблице. Верный ответ 1 балл. Максим. 12 баллов.

9Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

5Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

10Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

4Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

7Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

6Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

13Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

3Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

1Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

8Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

2Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

11Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

12Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»



Рисунок 3. Знаки экологической маркировки.

Г

Знак Соответствия Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям в России

Л

Новый "экологический знак" Европейского сообщества

К

Знак ставится на упаковку товара, в стоимость которого входит её вторичная переработка

М

Знак безопасности продукции для организма, означает отсутствие в продукте канцерогенов

И

Продукция, при производстве, которой не применялись хлоросодержащие соединения

Ж

Знак вторичной переработки

Е

Знак не токсичности материала, который может соприкасаться с пищевыми продуктами

З

Знак того, что продукция не испытывалась на животных

Д

Знак перерабатываемого пластика

А

Знак "Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации" указывается на продукции, содержащей опасные вещества

В

Знак означает, что данную упаковку нужно выбросить в урну!

Б

Знак обозначает, что продукция сертифицирована в соответствии с российскими стандартами

Н

Знак того, что продукция не испытывалась на животных

Рисунок 4. Расшифровка знаков экологической маркировки.

Ответ: 1,8 - Н; 2 - В; 3 - Д; 4 - М; 5 - Л; 6 - Ж;

7 - И; 1,8 - З; 9 -Г; 10 - К; 11 - Б; 12 - А; 13 - Е.


Четвёртый конкурс «Экокроссворд»

Командам предлагаются кроссворды. Необходимо его решить за 2 минуты. Верный ответ оценивается в 1 балл. Максим. кол-во баллов 11.

Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»

1. Часть экосистемы, которая состоит из группы организмов, отличающихся друг от друга по способу питания: продуценты, редуценты, консументы.

2. Организмы, питающиеся организмами, создающими органические вещества.

3. Организм, длительное время существующий за счёт другого организма.

4. Среда, обеспечивающая условия жизни живым организмам, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепла, питательные вещества.

5. Разрушители мёртвого органического вещества.

6. Организмы, питающиеся растительными остатками и трупами животных.

7. Организм, который употребляется в пищу другим животным.

8. Процесс превращения зелёными растениями, бактериями, водорослями энергии излучения Солнца в энергию химических связей органического вещества.

9. Организмы, употребляющие в пищу и растения, и животные.

10. Организмы, производящие с помощью фотосинтеза органические вещества и выделяющие в атмосферу кислород.

11. Организм, который употребляет в пищу другое животное.



Пятый конкурс «Быстрый ответ»

За 1 минуту командам необходимо ответить на наибольшее количество вопросов, выдавая ответ без обсуждения. Верный ответ 1 балл.

  1. Все биоценозы планеты формируют…? (биосферу)

  2. Источник энергии для автотрофов? (солнце)

  3. Разрушения в озоновом слое атмосферы? (озоновые дыры)

  4. Перенос энергии от одного организма к другому? (пищевая цепочка)

  5. Факторы неживой природы по-другому? (абиотические)

  6. Организмы, имеющие постоянную температуру тела? (теплокровные, гомойотермные)

  7. Смесь газов, образующихся при загрязнении выхлопами и промышленными выбросами в нижних слоях атмосферы? (смог)

  8. Сожительство двух организмов? (симбиоз)

  9. Наука, занимающаяся изучением жизнедеятельности паразитов? (паразитология)

  10. Вещества, скапливающиеся в окружающей среде и приводящие к нежелательным последствиям? (загрязняющие)

  11. Устройство для очистки от вредных примесей? (фильтр)

  12. Организмы, получающие энергию при отсутствии доступа кислорода? (анаэробы)

  13. Вещества, необходимые для жизнедеятельности организмов, их роста и размножения? (питательные)

  14. Виды, численность и ареал распространения которых резко сократились в результате истребления и разрушения мест обитания? (исчезающие)

  15. Эрозия, происходящая в любое время года и при любой силе ветра? (ветровая)

  16. Группа растений, составляющая основу травостоя луговых растений? (злаки)

  17. Растительное сообщество? (фитоценоз)

  18. Территория, занимаемая определённым видом растения или животного? (ареал)

  19. Газ, входящий в состав воздуха и крайне необходимый для жизнедеятельности живых организмов? (кислород)

  20. Способность организмов ощущать время? (биологические часы)

  21. Сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания? (экосистема)

  22. Учёный, создавший учение о биосфере? (Вернадский)

  23. Механизм поставки кислорода в атмосферу растениями? (фотосинтез)

  24. Водная оболочка Земли? (гидросфера)

  25. Организмы, потребляющие готовые органические вещества? (гетеротрофы)

  26. Факторы живой природы по-другому? (биотические)

  27. Организмы, не имеющие постоянной температуры тела? (холоднокровные, пойкилотермные)

  28. Поедание особей своего вида? (каннибализм)

  29. Форма отношений между организмам, у которых сходные потребности? (конкуренция)

  30. Невозобновимый природный ресурс, которым богат Кузбасс? (каменный уголь)

  31. Животные, регулирующие численность других организмов? (санитары)

  32. Многолетний режим погоды, определяющийся наклоном земной поверхности к солнечным лучам? (климат)

  33. Бурный, кратковременный, грязевой поток на горных реках? (сель)

  34. Фактор среды, образующий атмосферу? (воздух)

  35. Ветер большой разрушительной силы, бедствие на берегах морей и океанов? (ураган)

  36. Газ, соединение из трех атомов кислорода? (озон)

  37. Повторяющийся процесс превращения и перемещения веществ в природе? (круговорот)

  38. Фактор среды, характеризующийся деятельностью человека? (антропогенный)

  39. Живые организмы, обладающие хорошо выраженной реакцией на воздействие окружающей среды? (биоиндикаторы)

  40. Обязательный химический элемент органических веществ? (углерод)

Используемые источники:

  1. biouroki.ru









© 2010-2022