- Преподавателю
- Биология
- Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»
Интеллектуальная экологическая игра «Основы экологии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шведова В.В. |
Дата | 23.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интеллектуальная экологическая игра для 9-11 классов
«Основы экологии»
Цель игры: формирование экологического мышления у обучающихся.
Ход игры: В игре встречаются две команды. Победитель определяется по сумме всех баллов, набранных во всех конкурсах.
Оборудование:
-
Мебель для жюри, игроков команды, болельщиков;
-
Музыкальное оформление;
-
Песочные часы на одну минуту, гонг;
-
Табло для счета баллов (2 штуки), с набором цифр;
-
Жетоны для оценки ответов болельщиков;
Первый конкурс «Круговороты»
Командам предлагаются карточки с изображением схемы круговорота азота и углерода и этикетки с названиями этапов циркуляции. Необходимо за 2 минуты распределить этикетки с этапами в схеме круговорота (вставить в прорези - горизонтальные линии на схеме). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное кол-во баллов 9.
Рисунок 1. Схема круговорота азота.
Рисунок 2. Схема круговорота углерода.
Получение азота животными
с пищей
Образование оксидов азота при электрических разрядах
Азотфиксирующие бактерии в корнях растений и почве
Денитрифицирующие бактерии в иле
Сток с суши
Животные и растительные остатки
Нитраты в почве и воде
Вулканические газы
Атмосферный
азот N2
Сжигание органических веществ
Фотосинтез
Рисунок 3. Этапы круговорота азота.
СО2 в атмосфере
Осадки разрушают горные породы
Образование осадочных пород
Поглощение растениями СО2
при фотосинтезе
Выделение СО2 живыми организмами в процессе дыхания
Образование ископаемого топлива в результате разложения живых организмов
Сжигание органических веществ
Растворённый углерод выносится в океан
Поглощение СО2 морскими организмами
Денитрифицирующие бактерии в иле
Азотфиксирующие бактерии в корнях растений и почве
Рисунок 4. Этапы круговорота азота.
Второй конкурс «Экологические задачи»
За 1 минуту командам нужно дать ответ на вопрос задачи. Верный ответ 1 балл. Максим. 3 балла.
-
В 70-х гг. прошлого века на Вест-Индийские острова были завезены мангусты для борьбы с расплодившимися крысами - вредителями плантаций сахарного тростника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен тысяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, крабов. На этом фоне значительно размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником. Как вы думаете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожайности тростника?
Ответ: акклиматизированные мангусты в новых условиях получили более емкую среду, чем на родине. На островах не было значимых регуляторов их численности, в результате чего она значительно выросла. Мангусты стали потреблять не только крыс, но и других животных (чаще более доступных), которые, в свою очередь, были естественными врагами насекомых - вредителей сахарного тростника.
-
Летом в прудах и небольших озерах, расположенных рядом с полями, которые интенсивно обрабатывались азотными удобрениями, погибла практически вся рыба. Было установлено, что гибель наступила из-за нехватки кислорода. Объясните это явление.
Ответ: азотистые удобрения во время дождя смывало с полей в близлежащие водоемы. Повышенная концентрация растворимых в воде соединений азота вызвала бурное размножение водорослей и цианобактерий. Погибая, эти организмы разлагались. Процесс разложения связан с потреблением большого количества кислорода. Таким образом, нехватка кислорода в водоемах со стоячей водой вызвала гибель рыбы.
-
Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?
Ответ: при параллельном расположении магистралей ветер выдувает с приземного слоя вредные автомобильные выбросы и уменьшает их концентрацию на дорогах. В противном случае вредные вещества будут относиться с дорог в зону застройки.
-
Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?
Ответ: сохранение жизни на этих территориях происходит благодаря перемешиванию газов в атмосфере. Сюда перемещается кислород из других районов Земли.
-
Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?
Ответ: при сплаве часть деревьев тонет, засоряет берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов. В таких реках постепенно исчезает и рыба.
-
Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры - это важное природоохранное мероприятие.
Ответ: вторичное использование сырья позволяет значительно уменьшить изъятие его из природы, особенно это касается невозобновимых и ограниченных природных ресурсов. В результате уменьшается нагрузка на природу, обусловленная добычей сырья, экономятся само сырье, энергия и человеческий труд, уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т.д.
Третий конкурс «Экологическая маркировка»
Командам предлагаются наборы изображений экологических маркировок и таблицу с их расшифровкой. Необходимо за 1 минуту распределить знаки экологической маркировки на таблице. Верный ответ 1 балл. Максим. 12 баллов.
9
5
10
4
7
6
13
3
1
8
2
11
12
Рисунок 3. Знаки экологической маркировки.
Г
Знак Соответствия Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям в России
Л
Новый "экологический знак" Европейского сообщества
К
Знак ставится на упаковку товара, в стоимость которого входит её вторичная переработка
М
Знак безопасности продукции для организма, означает отсутствие в продукте канцерогенов
И
Продукция, при производстве, которой не применялись хлоросодержащие соединения
Ж
Знак вторичной переработки
Е
Знак не токсичности материала, который может соприкасаться с пищевыми продуктами
З
Знак того, что продукция не испытывалась на животных
Д
Знак перерабатываемого пластика
А
Знак "Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации" указывается на продукции, содержащей опасные вещества
В
Знак означает, что данную упаковку нужно выбросить в урну!
Б
Знак обозначает, что продукция сертифицирована в соответствии с российскими стандартами
Н
Знак того, что продукция не испытывалась на животных
Рисунок 4. Расшифровка знаков экологической маркировки.
Ответ: 1,8 - Н; 2 - В; 3 - Д; 4 - М; 5 - Л; 6 - Ж;
7 - И; 1,8 - З; 9 -Г; 10 - К; 11 - Б; 12 - А; 13 - Е.
Четвёртый конкурс «Экокроссворд»
Командам предлагаются кроссворды. Необходимо его решить за 2 минуты. Верный ответ оценивается в 1 балл. Максим. кол-во баллов 11.
1. Часть экосистемы, которая состоит из группы организмов, отличающихся друг от друга по способу питания: продуценты, редуценты, консументы.
2. Организмы, питающиеся организмами, создающими органические вещества.
3. Организм, длительное время существующий за счёт другого организма.
4. Среда, обеспечивающая условия жизни живым организмам, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепла, питательные вещества.
5. Разрушители мёртвого органического вещества.
6. Организмы, питающиеся растительными остатками и трупами животных.
7. Организм, который употребляется в пищу другим животным.
8. Процесс превращения зелёными растениями, бактериями, водорослями энергии излучения Солнца в энергию химических связей органического вещества.
9. Организмы, употребляющие в пищу и растения, и животные.
10. Организмы, производящие с помощью фотосинтеза органические вещества и выделяющие в атмосферу кислород.
11. Организм, который употребляет в пищу другое животное.
Пятый конкурс «Быстрый ответ»
За 1 минуту командам необходимо ответить на наибольшее количество вопросов, выдавая ответ без обсуждения. Верный ответ 1 балл.
-
Все биоценозы планеты формируют…? (биосферу)
-
Источник энергии для автотрофов? (солнце)
-
Разрушения в озоновом слое атмосферы? (озоновые дыры)
-
Перенос энергии от одного организма к другому? (пищевая цепочка)
-
Факторы неживой природы по-другому? (абиотические)
-
Организмы, имеющие постоянную температуру тела? (теплокровные, гомойотермные)
-
Смесь газов, образующихся при загрязнении выхлопами и промышленными выбросами в нижних слоях атмосферы? (смог)
-
Сожительство двух организмов? (симбиоз)
-
Наука, занимающаяся изучением жизнедеятельности паразитов? (паразитология)
-
Вещества, скапливающиеся в окружающей среде и приводящие к нежелательным последствиям? (загрязняющие)
-
Устройство для очистки от вредных примесей? (фильтр)
-
Организмы, получающие энергию при отсутствии доступа кислорода? (анаэробы)
-
Вещества, необходимые для жизнедеятельности организмов, их роста и размножения? (питательные)
-
Виды, численность и ареал распространения которых резко сократились в результате истребления и разрушения мест обитания? (исчезающие)
-
Эрозия, происходящая в любое время года и при любой силе ветра? (ветровая)
-
Группа растений, составляющая основу травостоя луговых растений? (злаки)
-
Растительное сообщество? (фитоценоз)
-
Территория, занимаемая определённым видом растения или животного? (ареал)
-
Газ, входящий в состав воздуха и крайне необходимый для жизнедеятельности живых организмов? (кислород)
-
Способность организмов ощущать время? (биологические часы)
-
Сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания? (экосистема)
-
Учёный, создавший учение о биосфере? (Вернадский)
-
Механизм поставки кислорода в атмосферу растениями? (фотосинтез)
-
Водная оболочка Земли? (гидросфера)
-
Организмы, потребляющие готовые органические вещества? (гетеротрофы)
-
Факторы живой природы по-другому? (биотические)
-
Организмы, не имеющие постоянной температуры тела? (холоднокровные, пойкилотермные)
-
Поедание особей своего вида? (каннибализм)
-
Форма отношений между организмам, у которых сходные потребности? (конкуренция)
-
Невозобновимый природный ресурс, которым богат Кузбасс? (каменный уголь)
-
Животные, регулирующие численность других организмов? (санитары)
-
Многолетний режим погоды, определяющийся наклоном земной поверхности к солнечным лучам? (климат)
-
Бурный, кратковременный, грязевой поток на горных реках? (сель)
-
Фактор среды, образующий атмосферу? (воздух)
-
Ветер большой разрушительной силы, бедствие на берегах морей и океанов? (ураган)
-
Газ, соединение из трех атомов кислорода? (озон)
-
Повторяющийся процесс превращения и перемещения веществ в природе? (круговорот)
-
Фактор среды, характеризующийся деятельностью человека? (антропогенный)
-
Живые организмы, обладающие хорошо выраженной реакцией на воздействие окружающей среды? (биоиндикаторы)
-
Обязательный химический элемент органических веществ? (углерод)
Используемые источники:
-
biouroki.ru