Социальный проект на тему Мы вибираем жизнь

 Цель проекта:                                                                                                                                                                        - создание в подростковой среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.                   Задачи проекта:                                                                                                                    - формирование активной жизненной позиции;    ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект на тему Мы вибираем жизньОзнакомлена. Утверждаю.

Зам директора по ВР Н.В/. Директор школы ______/Козлова Н.В/. ________Куликова Е.В.



Социальный проект

« Мы против наркотиков»







МОУ Ушаковская средняя школа.

Юридический адрес: 607845 Нижегородская область ,, Гагинский район с.Ушаково ул.Школьная 29 Директор школы: Куликова Елена Владимировна. Автор и руководитель проекта: Кортунова Татьяна Николаевна. Продолжительность проекта: 1 год

Дата начала проекта: Сентябрь 2011год. Дата окончания проекта: июнь 2011г.

Основные сферы деятельности:

-культурно-просветительская;

-научно-исследовательская. Основные формы реализации проекта:

-анкетирование; - ролевая игра;

-встреча; - лекция;

-беседа ; - творческая работа; - выставка книг - семинар

- акция; - просмотр кино.

Оргкомитет: Директор школы Куликова Е.В. Зам. директора по ВР Козлова Н,В. Старшая вожатая Провидохина И.А. Организатор и разработчик проекта Корунова Т.Н. Учащиеся 11 класса Напылова Н,, Раздобудько В. Учащиеся 9 класса Шестакова К., Куликов В.,

Разживина Н., Учащиеся 8 класса: Провидохина Н., Лапина Л. Исполнители основных мероприятий проекта:

Учащиеся, педагоги школы, родители.

Цель проекта: - создание в подростковой среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.

Задачи проекта: - формирование активной жизненной позиции; - содействие духовно - нравственному развитию детей;

- распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;

- формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения; - оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам; - взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу; - работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным





Актуальность проекта.:

Проблема наркомании среди подростков и молодежи волнует все человечество. Злоупотребление наркотическими веществами представляет серьезную угрозу здоровью населения и национальной безопасности России.

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. По данным информационно-аналитического Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля потребляющих наркотик или пробывших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до22 лет составляет 44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем в возрасте 15,4 года. В стране 15 млн. наркоманов.

Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и подростков. За последние 5 лет число школьников и студентов возросло в 8 раз. Число смертельных случаев от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Средний возраст жизни употребляющих наркотики - 21 год.
50% - умирают после одного года употребления.
13% - доживают до 30 лет.
1% - доживают до 40 лет.
Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят, употребляют наркотики и в будущем перенимают их поведение на себя. Нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет» и что делать родителям, чтобы обезопасить своих детей.
Этому и посвящен данный проект.




Тематический план работы проекта «Мы против наркотиков!»

Темы

Цель

Форма проведения

Дата

1.

Наркотики и последствия. Анкета на тему: «Знаете ли вы последствия употребления наркотиков?»

Выяснении информированности учащихся о наркотиках и последствиях их употребления.

Анонимное анкетирова ние

сентябрь

2.

Акция «Анонимная почта вопросов и ответов».

Выявить круг вопросов, интересующих подростков по теме.

Сбор информации

октябрь

3.

Наркотики и последствия. Что такое наркотики и наркомания? Как становятся наркоманами?

Знакомство с последствиями употребления наркотиков.

Лекция

ноябрь

4.

Информационный вестник «Осторожно: наркотики!».

Привлечение внимания к проблеме наркомании, информирование подростков.

Оформление сменного информационного стенда

В течение года

5.

Модные убийцы

Объективное информирование о многообразии наркотических средств и последствиях их употребления.

Семинарское занятие

январь

6.

Школа - территория без наркотиков

Формирование гражданской позиции по отношению к наркомании.

Деловая игра

февраль

7.

Родительское собрание «Как уберечь детей от наркотиков»

Информирование родителей: как нужно себя вести, чтобы уберечь своих детей от наркомании

Лекция

март

8.

«Роковой шаг»

Осмысление проблемы наркомании и определение собственной позиции в этом вопросе.

Просмотр видеофильма

Обсуждение.

апрель



9.



Пресс - конференция «Наркомания и дети»

Выработка осмысленной зрелой, позицию в отношении употребления наркотиков, способности аргументировать свою позицию, осознание глубины данной проблемы.

Познавательная ролевая игра

май

10.

Смотр плакатов и рисунков «Мы против наркотиков, выпуск стенгазеты.

Формирование у подростков ценностного отношения к жизни

Творческое занятие

В течение года

11.

«Я выбираю жизнь»

Формирование у подростков сознательного отношения к здоровью, сознательного отказа от употребления веществ.

Общешколь ный интегророванный урок

июнь



Механизм реализации проекта

1. Организационные условия: Проект осуществляется под руководством оргкомитета.

2.Методические условия

Методические разработки, материалы, пособия, методики по работе с подростками в области наркомании. Будут проводиться лекции, беседы, анкеты, просмотр видеофильмов, игры, творческие задания, собрания конкурсы, смотры.

3. Мотивационные условия

Для побуждения подростков к отказу от употребления наркотиков и других дурных поступков используются различные профилактические методы и средства.

4. Материально-технические условия

ТСО (телевизор, видеокассеты, видеомагнитофон), канцелярские принадлежности.

Прогноз:

1.Пподростки узнают, что такое наркотики и наркомания; 2.Определять для себя, что лучше - наркотики или жизнь; 3. Научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». 4.Родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков.



Финансово-экономическое обоснование проекта:



Наименование

Цена

Файловая бумага

30 рублей

Карандаши

30 руб.

Фломастеры

60руб.

Цветная бумага

40руб.

Клей

25 руб.

Скотч

15руб.

Файлы

30 руб.

Итого

230 рублей





Библиографический список:

Титов В.А.Социальная педагогика «Пособие для подготовки к экзаменам»

Статьи в газетах

Различные брошюры

Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. Ижевск 2005 г.

Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. Ижевск 2005 г.

Поделиться

Почему об этом нужно знать?

Все должны знать, что не человек привыкает к алкоголю, наркотику,

а его организм, МОЗГ!

И, привыкнув к этим веществам, никогда этого не простит,

И не отпустит, требуя еще, еще, еще.

Это удавка, которую человек, по глупости, одевает себе на шею САМ.

Наркотик - убийца по определению:

Наркотик - психоактивное вещество, внесенное в государственный список опасных наркотических и психоактивных веществ.

Наркотик формирует болезненную зависимость, определяемую как наркомания, итогом которой, чаще всего является скорая смерть.

Наркотик - понятие и юридическое, и медицинское и социальное, т.е. его опасность распространяется на все сферы нашей жизни.



Почему это происходит? Почему они решаются попробовать наркотик?

возможно, это выражение внутреннего протеста;

может, это знак принадлежности к определенной группе;

это риск, а потому интересно;

это приносит приятные ощущения;

так принято на любой вечеринке;

это помогает чувствовать себя взрослым;

это помогает забыть о проблемах.

Почему люди становятся зависимыми?

Личностные причины:

- низкая самооценка и неуверенность в себе;

- недостаточный контроль и самоконтроль:

- отсутствие смысла жизни;

- слабохарактерность;

- безнравственность.

Биологические причины:

- патология головного мозга;

- отягощенная наследственность;

- патологическое развитие.

Влияние наркотиков на организм человека.

Наркотики - это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Социальный проект на тему Мы вибираем жизнь

Простые правила для родителей

1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

2. Умейте выслушать - внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.

4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.

7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.

9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты - их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни - пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.

Школа - территория без наркотиков.

ля не находят поддержки со стороны родителей, если последние не видят в нарОстановимся на особенностях восприятия в школе актуальности проблемы, причин распространения наркомании среди подростков, уровне и характере информированности учителей, которые определяют выбор методов профилактики наркомании в школе.

О наркотиках как проблеме в школах провинциальной России начали всерьез говорить в начале 90-х гг. Нужно уточнить, что тогда внимание учителей было сконцентрировано на токсикомании, достигшей наибольшего размаха к концу 90-х. Учителя впервые столкнулись с потребностью в информации, необходимой для распознавания состояния наркотического опьянения для адекватной реакции по отношению к ученику.

По городам России прокатилась волна паник, связанных с первыми смертельными исходами от передозировки наркотиков у подростков. В фокусе критики оказалась и школа: сформировалось представление, что наркотики распространяются, а иногда и употребляются именно там. Защищая свой статус учебно-воспитательного центра, школа негласно стала оплотом искоренения этого порока. Её ближайшим партнером в этом деле стала милиция, в меньшей степени - врачи и центры социально-психологической помощи (там, где они существуют). Наркомания заняла свое место в списке вредных привычек наряду с табакокурением, алкоголизмом, в профилактике которых школа имела большой опыт.

Наше исследование обнаружило сильные различия в восприятии проблемы наркомании в разных обучающих учреждениях. Прежде всего, в школах, где непосредственно столкнулись с наркотиками, начинали эту работу самостоятельно, в остальных же эта проблема была «спущена» сверху, что формировало представление об искусственности поднимаемых вопросов. Но и в том и в другом случае учителя оказались в ситуации «опознай то, не знаю что, борись с ним так, не знаю как». Не хватало элементарных знаний: учителя поднимали старые книги, собирали вырезки из газет и любую другую информацию, которой затем обменивались. Кроме того, было непонятно, чем конкретно должна заниматься школа. В одних школах недооценивали всю остроту проблемы и проводили политику наименьшего вмешательства, в других - брались чуть ли не за лечение и реабилитацию наркоманов. И то и другое происходило опять же из-за отсутствия профессиональной подготовки.

Сегодня ситуация изменилась. Учителя проявляют крайнюю озабоченность, но ограничивают свое участие в антинаркотической работе только профилактикой. По-прежнему сохраняется ощущение, что школа борется с этой проблемой в одиночку. Особенно остро это воспринимается в тех регионах, где формирование сети учреждений, осуществляющих профилактику наркомании, развивается медленно (например, в Димитровграде и Ульяновске). Из обследованных городов наиболее выгодно в этом смысле отличаются Самара и Тольятти.

Оценка актуальности проблемы наркомании учителями варьируется в зависимости от того, в границах какого социального пространства она дается: наркомания в России, наркомания в ближайшей среде обитания (микрорайоне), наркомания в школе. В первом случае подчеркивается попустительство государственных лидеров, бездействие милиции и кризис в обществе. Вторая зона отражает родительскую позицию учителя, где наркотики становятся угрозой для жизни их собственного ребенка и его сверстников. Именно здесь наркотики становятся самой актуальной проблемой и вызывают тревогу и панику: «... захожу в подъезд, а там валяются шприцы. Захожу в подъезд, а меня не пускают, скорая помощь отхаживает наркомана... Это что-то ужасное... Я не знаю, как детей предостеречь, я очень рада, что мои собственные уже выросли. Я сейчас переживаю за внуков, за учеников» (учитель, Тольятти).

Но, несмотря на неблагоприятное соседство (иногда даже с наркоманскими притонами и точками распространения наркотиков), школа самими учителями объявляется «зоной без наркотиков», «своеобразным островком». Такое позиционирование воспроизводится благодаря особой системе координат, в которой происходит оценка актуальности проблемы для школы, что находит выражение в следующих устойчивых стереотипных объяснительных моделях:

 «В школе нет проблемы наркомании, потому что нет массовых случаев употребления наркотиков или их распространения в стенах школы» (учитель, Тольятти). Происходит сужение временных и пространственных границ (не) бытования проблемы до здания школы и до ее настоящих учеников (куда не включаются «бывшие» или просто «чужие»).

 «В нашей школе проблема наркомании стоит не так остро, может быть, она есть в других» (психолог, Димитровград). В описании ситуации в своей школе характерно сглаживание ситуации по сравнению с другими школами.

 «В школе не должно быть проблемы наркомании, значит, ее нет. А если и есть - это не принято демонстрировать» (заместитель директора по воспитательной работе, Ульяновск). Городские и районные отделы народного образования, формулирующие задачи и оценивающие их решение, ожидают от школы создания «беспроблемной» зоны, конструированием которой и занимаются школьные администрации.

Закрытость школы, стремление завуалировать или иногда даже «не видеть» проблему приводит к искаженному восприятию реальной ситуации. Учителя зачастую не могут с уверенностью сказать, пробовали их ученики наркотики или нет, а иногда и не обладают информацией даже о выявленных случаях употребления наркотиков не только вне, но и внутри школы. Учителя не знают, не хотят знать или делают вид, что не знают. «Я не могу уверять на сто процентов, что у нас нет наркоманов. Я знаю случаи, когда наши выпускники и погибали... Единичные случаи, я и не говорю. Я не столкнулась с этой проблемой, хотя всегда работала в достаточно сложных классах» (учитель, Казань).

Каналы информации, на которые ссылаются учителя, достаточно ограничены и ненадежны, а именно: - реплики учеников на уроках, классных часах, иногда индивидуальные беседы, результативность которых определяется наличием доверительных отношений между учителем и учеником. Не оправдывают себя и те социологические опросы, которые проводят среди школьников сами учителя. По признанию последних, проведение опроса - это огромный и неблагодарный труд, который не под силу учителю с профессиональной и материальной точки зрения и который не приносит желаемого итога, - «ученики все равно не напишут правду». Хотя иногда даже эти мизерные цифры об употреблении наркотиков учениками школы, которые получаются в итоге таких опросов, воспринимаются с ужасом и как повод для критики школы со стороны вышестоящих органов. «В прошлом году проводили социологическое исследование в нашем районе, было анкетирование среди 9 классов. И по результатам этого исследования наша школа вышла одним из лидеров района по употреблению наркотиков... Такие цифры - 87% вообще никогда не употребляли, а остальные говорят, у них бывают случаи употребления. 6% пробовали однажды и регулярное употребление - 0,4%. Это - один человек» (учитель, Тольятти).

Школы не имеют информации о случаях употребления и распространения наркотиков вне школы, поскольку наркологические диспансеры и центры социально-психологической помощи не разглашают информацию о своих подопечных. Отвечая на вопрос об актуальности проблемы в школах города, учителя ссылались на слухи и на свой личный опыт. Следствием этого является противоречивая оценка динамики распространения наркомании, хотя мнение о развитии проблемы по нарастающей преобладает.

Точно так же, но по другим причинам, дети и родители скрывают от учителей случаи употребления наркотиков, школа скрывает от начальства, а начальство скрывает от общественности. Так информация обо всем, что связано с наркотиками, становится закрытой (или скрываемой), она «в замкнутом круге, и распространение ее очень скрывается», что становится частью политики построения беспроблемной зоны в школе.

Тем более поразительны для учителей наблюдения за реакцией учеников на похоронах их сверстников, погибших от передозировки. «Но они воспринимают его как героя, что он такой несчастный, а то, что он сам себя в это загнал, они не говорят об этом», «... и вот сидят сейчас как над убитым солдатом... Воин, выпал из строя» (учителя, Ульяновск).

Но нельзя сказать, что учителя полностью отрицают употребление наркотиков учениками школы. В любом случае есть круг «подозреваемых», а вопиющие инциденты связаны с появлением ученика в школе в состоянии наркотического опьянения или уличением кого-то из школьников в распространении наркотиков. «Года 4 тому назад был замечен один мальчик, когда ко мне его привели с урока, просто учительница не поняла, что с ним происходит, он наглотался таблеток, и у него распух язык, и не мог ничего произнести даже, он был в самом настоящем наркотическом состоянии. Это был единственный случай, вот такой явный, который зафиксировали и знаем; после этого, что бы что-то случалось, или задерживали - не было такого» (заместитель директора по воспитательной работе, Димитровград).

В работе по профилактике наркомании среди учащихся школы выделяются следующие группы учащихся: «обнаружившиеся» в школе «наркоманы»; подростки, замеченные в употреблении или распространении наркотиков вне школы; группы риска и трудные подростки; остальные учащиеся школы.

Еще три года назад, судя по высказываниям директоров, учителя обращались за помощью в идентификации странного состояния ученика. Сегодня они более внимательно относятся к признакам недомогания или неадекватного поведения учеников: «Своеобразное состояние на уроке, то есть или очень веселое, или Олег лежит на парте, равнодушный, безразличие ко всем» (учитель, Казань). Но не каждый преподаватель имеет опыт реального столкновения с таким случаем и в очередной раз, получая информацию о распространенности наркомании, вглядывается в лица своих учеников. «Нельзя вот так вот, розовые очки одел и думаешь: «Вот хорошо, они все такие хорошие и нарядные, и красивые, и ничего они... не употребляют» (учитель, Ульяновск). Зачастую констатация употребления наркотиков оказывается сложной задачей, поскольку крайний и самый очевидный вариант проявления проблемы случается не каждый день, и не у каждого преподавателя. Среди других признаков, которые вводят ученика в круг подозреваемых, - это «ребенок не ходит в школу, много пропускает, уходит с последних уроков, не ходит на первые уроки, спит» (директор, Казань).

Но несмотря ни на что, первый опыт столкновения, как правило, ожидается с паникой и впоследствии ей и сопровождается. Вот как описывает свои впечатления заместитель директора по социальным вопросам одной из школ Ульяновска: «Я растерялась. То есть до этого я была на разных семинарах, у нас в школе проводили эти мероприятия по плану, и беседы, и специалисты, и конкурсы плакатов, ну, как обычно, эта профилактическая работа. Ну... я воочию ее не видела. Мне казалось, что это всё равно где-то далеко, вокруг будет, нас не коснется. Но когда в прошлом году, как раз с Жанной в январе, я была в полной растерянности первые дни. Я начала звонить в инспекцию, во все инстанции: «Помогите!» Они мне: «Что Вы так беспокоитесь, их так много сейчас, этих наркоманов, что так взволновались-то?»... Я поначалу в панике была, потому что в первый раз, а сейчас я чувствую, что это всё ближе и ближе... То есть как бы сужается вокруг, такое ощущение, что кольцо очень близко сейчас. Учителя тоже этим обеспокоены».

При подозрении в первую очередь в известность ставятся родители ребенка, если, конечно, «семья нормальная». Но учитекомании серьезной проблемы. Тогда непонимание может дойти до противостояния между родителями и школой. Но если «контакт» есть, то школа предоставляет адреса центров социально-психологической помощи, наркодиспансеров и других учреждений, где можно получить консультацию.

Если же «выявление» произошло в школе, то, «естественно, сразу... ребенок этот вызывается на ковер» сначала к директору. А дальше соответствующая информация отправляется в наркодиспансер. «Почему? Потому что другого варианта не должно быть.... это не курево, которое можно как-то бросить курить» (директор школы, Димитровград). Часть учителей уверена, что лучше пораньше забить тревогу, вопреки мнению родителей, которые иногда упрекают учителей в том, что они наносят травму, направляя ребенка в наркодиспансер. «В наше время это должно быть совершенно нормальным... что родители приводят своих детей на предмет тестирования наркомании, точно так же, как, допустим, детей приводят на предмет тестирования, болеешь ты свинкой, допустим, или туберкулезом» (директор школы, Тольятти). Но иногда, даже при налаженных отношениях с родителями, сопротивление встречается со стороны самого ребенка, т.к. он «не всегда соглашается на лечение».

Наложение на проблему наркомании вето «молчания» и выведение ее за пределы «нормального» приводят к формированию в школе феномена стигматизации наркомании и наркотиков и выталкивания ее за границу зоны ответственности. Подозреваемые в употреблении наркотиков рассматриваются как потенциальная проблема и становятся объектом исключения и изоляции, что в целом соответствует принятым в педагогике практикам социального контроля (К. Чепман 1994). Можно выделить две основные стратегии по отношению к школьнику, замеченному в употреблении и распространении наркотиков. Первая стратегия подчеркивает необходимость изоляции «патологично больного ребенка» из школьной среды («нормальной» общеобразовательной школы), ограждения остальных от его влияния. В этом случае «наркомана» исключают из школы, переводят на вечернее обучение и т.д. Другая стратегия отстаивает права подростка, «попавшего в беду», на помощь, поддержку и невозможность его изоляции, хотя бы даже в силу того, что некуда («где бы им занимались»). Сторонники этой позиции призывают «не отворачиваться от этих детей», а «воспитывать в коллективе». Решающее значение при принятии решения по отношению к конкретному ребенку играет позиция родителей. «Если родители махнули рукой и никаких мер не принимают, и ничего не делают, и тогда никакой помощи от них нет, и этот ребенок скатывается неизвестно куда, то тогда меры принимаются. Не просто выгнать, а может, к родителям меры какие-то, чтобы они смотрели. И если ничего не помогает, тогда, конечно, этого ребенка надо изолировать, потому что других привлекает к этому» (учитель, Тольятти).

Следующая стратегия - «трудные подростки», которые фиксируются в так называемом социальном паспорте школы. Критерии зачисления в эту группу варьируются в зависимости от представлений заместителя директора по социальным вопросам, социального педагога или администрации школы в целом. К трудным подросткам относят нарушителей дисциплины, прогульщиков, состоящих на учете в милиции и т.д. Постановка на внутришкольный учет гарантирует им регулярный контроль со стороны инспектора милиции, Совета по профилактике школы.

В социальном паспорте школы фиксируется и группа риска, куда включают детей из неблагополучных семей: необеспеченные и неполные семьи, а также семьи, где родители злоупотребляют алкоголем (а теперь уже и наркотиками), были в местах лишения свободы или ведут асоциальный образ жизни.

Однако в последнее время укрепляется тенденция к расширению состава группы риска (иногда вплоть до зачисления в нее всех учащихся школы). Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, учителями, принявшими участие в исследовании, были названы следующие:

Обстановка в семье: отчуждение между детьми и родителями, которое часто встречается не только в проблемных, но в среднестатистических семьях (стиль воспитания, когда «детям всецело доверяют, совершенно всецело») и в «благополучных» семьях (где «некуда применить лишние деньги» и дети имеют на руках средства для карманных расходов).

Психологические проблемы подросткового возраста: любопытство («... то, что запретно, то и как бы хочется принять»); беззаботность («... возможно, считает: что со мной этого не произойдет, да он сел, а я не такой - у меня получится бросить, я к этому не привыкну»); эффект компании («... из-за того, чтобы быть, как все, не быть «белой вороной» в компании»); потребность в самоутверждении и др.

Личностные особенности: неумение расслабиться (наркотики становятся способом ухода от проблем); опыт употребления алкоголя («... алкоголь и наркомания - они взаимосвязаны, потому что после алкоголя надо наркотики принять»); слабый характер. Как учителями, так и родителями слабость характера часто называется основным фактором, т.к. в любых условиях дети реагируют по-разному. («Есть дети слабые, и есть дети сильные, которые могут противостоять», «... и получается, что если в ребенке стержень родителями заложен, то он уже сможет выбрать, как было» (учитель, Димитровград)).

Социальные проблемы: неорганизованность досуга («... проблема в этом заключается процентов на 60... мама не может 24 часа в сутки уследить за ребенком, также, как и учителя» (заместитель директора по воспитательной работе, Тольятти)); создание привлекательного имиджа наркотиков и человека, «употребляющего наркотики», через СМИ и продукты массовой культуры; физическое насилие к употреблению наркотиков.

Перечисленный учителями набор факторов создает впечатление, что практически каждый оказывается подвержен риску употребления наркотиков. Складывается парадоксальная ситуация, когда учителя достаточно хорошо информированы и осознают всю опасность наркомании, и в тоже время высока степень уверенности в том, что большинство их учеников, как и их собственные дети, сумеют ее избежать.

Анализируя ответы учителей, можно утверждать, что постепенно происходит разрушение стереотипов, что к употреблению наркотиков склонны в большей степени мальчики по сравнению с девочками, и первое знакомство с наркотиками происходит не раньше 9-10 класса (14-15 лет). Изменения эти связаны с личным опытом учителей и их коллег, приобретенным не только в школе, но и вне ее, и поэтому их интенсивность значительно коррелирует как с остротой проблемы в школе, так и степенью открытости этой проблемы для обсуждения (хотя бы внутри школы). Постепенно в школе формируется мнение, что профилактику наркомании нужно начинать в начальных классах, подыскивая соответствующие возрасту формы и методы, самые же «опасные годы» - это 7-8 классы, «... у них идет становление своего «Я», они должны утвердиться, к 9 классу они уже как-то определились»

Памятка «Мы против наркотиков».
Друг, скажи: ?Нет наркотикам!?.
1. Наркомания. Роковая наследственность? Неумение владеть собой? Владейте своими чувствами!
2. Не ищите решения своих проблем в наркотиках. Судьба этих людей очень тяжела. Они осознают какую губительную роль играют в их жизни наркотики, но не находят в себе силы самостоятельно вырваться из плена. Помоги им, если есть такие рядом с тобой.
3. Легче никогда не пробовать наркотики, чем избавиться от пристрастия к ним. Не пополняй армию наркоманов!
4. Лучше быть ?белой вороной? чем быть наркоманом. Дай отпор наркотикам!
5. Наркотики могут заглушить боль, но не избавят от нее.
6. Займи свое свободное время ? занимайся спортом, веди здоровый образ жизни, читай книги, ходи в, кино, библиотеку, на природу …
7. Лишь сначала бывает хорошо. Ты ищешь свободу? Находишь рабство. Сначала наркотики для тебя, потом ты для наркотика. Остановись!
8. Разве в детстве ты об этом мечтал, разве твоя мама подарившая тебе жизнь, хотела такой судьбы для тебя?
9. Если ты все-таки колешься посмотри на себя в зеркало. Кто ты? Что ты? Прежде, чем решиться на это, подумай: хочешь ли ты стать рабом? 10. Давай сделаем так, чтобы наркоманов стало меньше. Это зависит от нас с тобой.
11. Знаешь, быть здоровым модно!






23


© 2010-2022