Урок

Представлен конспект урока по биологии в 6 классе к учебнику Пасечник В.В., Дополнительная литература: Красная книга Вологодской области. Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, открытки с редкими растениями, Красная книга Вологодской области, маршрутные листы учеников. Формы работы: в парах, индивидуальная, в четверках Данный урок проводился на конкурсе "Педагогический дебют"Данный конспект можно взять за основу по предложенной теме. Возможность применять на любой области
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии в 6 классе

Тема: Редкие и исчезающие растения Вологодской области, охрана растительного мира.

Базовый учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2011. -304 с.: ил.

Дополнительная литература: Красная книга Вологодской области. Том 2. Растения и грибы /Отв. ред. Конечная Г.Ю., Суслова Т.А. - Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2004. - 360с.

Цель: создание условий для формирования представлений о редких и исчезающих растениях Вологодской области и необходимости охраны растительного мира.

Задачи:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

сформировать знания

- о редких и исчезающих растениях Вологодской области;

- о Красной книге Вологодской области;

- о правилах охраны растений.

сформировать умения

- давать характеристику представителей редких и исчезающих растений;

- определять редкие растения;

- выделять существенные правила охраны растений;

- добывать сведения из предложенных источников, делать выводы.

2. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

- вызвать удивление уникальностью редких и исчезающих растений,

- сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о редких и исчезающих растениях.

- развивать умение давать самооценку своей деятельности.

Формы работы: в парах, индивидуальная, в четверках

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, открытки с редкими растениями, Красная книга Вологодской области, маршрутные листы учеников.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

(2-3 мин)

- Здравствуйте ребята! Сегодня у Вас необычный урок, Вы сегодня принимаете гостей, поэтому будьте вежливы. Меня зовут Косыгина Екатерина Александровна, я преподаю биологию таким же замечательным ребятам как Вы в городе Кириллове, что в 120 км от Вологды.

Включение в деловой ритм. Устное обращение учителя к классу - создание эмоционального настроя на урок.

Подготовка класса к работе (включение в деловой ритм урока)

Мотивационный этап (5-7 мин)


На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровение цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали….

- О каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какую цель Вы поставите на сегодняшнем занятии?

Давайте определим маршрут нашей работы на уроке.

Вашему вниманию предлагаются задачи, которые нам предстоит решить, но они перепутаны местами.

Вам нужно поставить их в том порядке, который поможет достичь цели урока.

1.Выяснить, почему исчезают растения?

2.Познакомиться с Красной книгой Вологодской области

3. Узнать особенности отдельных видов редких растений, занесенных в Красную книгу

4.Определить редкие и исчезающие растения

5. Создать правила по охране растительного мира

- Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока

- Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании

Побуждает к актуализации знаний обучающихся о растениях

-Создает учебную ситуацию целеполагания

Побуждает обучающихся формулировать цель урока

-Структурирует предложенные формулировки

Обеспечивает возможность предложить пути

достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам биологии в 6 классе

Отвечают на вопрос учителя

(отвечают на поставленный учителем вопрос: уничтожение растений, сбор в букеты, исчезновение цветов)


Об исчезающих растениях, об охране растений;

варианты ответов:

познакомиться с редкими растениями, узнать какие растения относятся к редким…

Определяют правильный порядок задач, - тот, что позволит достичь цели урока

Операционно-технологический этап (23 мин)

3.1. Элемент содержания почему исчезают растения



3.2. Элемент содержания Красная книга Вологодской области

Нашей планетой только бы восхищаться, если бы не одно тягостное обстоятельство. За время современного летоисчисления полностью уничтожено, стерто с лица Земли огромное количество видов растений. Природа очень хрупкая и требует охраны.

- Используя §59 п. Влияние вредных факторов на растения. Ответьте на вопрос: Почему растения исчезают? Почему сокращается их численность?

- А где можно узнать относится растение к редким или нет?

О том, что такое Красная книга, сегодня знают все.

- Почему книга названа красной?

Первая Красная книга международная появилась в 1966 г. Её изданию предшествовала кропотливая работа учёных всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли...

В 2004 году правительство Вологодской области приняло постановление «Об учреждении Красной книги Вологодской области». Красная книга Вологодской области состоит из 3 томов:

Том 1. Особо охраняемые природные территории.

Том.2 Растения и грибы.

Том 3. Животные.

Сегодня на уроке мы перевернём с вами страницы Красной книги Вологодской области том 2, посмотрим, какие растения нуждаются в охране, подумаем, что нужно делать для охраны растений в целом, а также для восстановления численности видов, занесённых в Красную книгу.

Задание в парах. Посмотрите внимательно список растений, занесенных в Красную книгу области и скажите, представители каких систематических групп встречаются и наиболее многочисленны? (на парту список)

-Дает возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы


- Создает учебную ситуацию, связанную с проблемой исчезновения растений



- Побуждает обучающихся о названии «Красная книга»







- Побуждает обучающихся выделять существенные признаки растений





- список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Вологодской области. Региональный вариант Красной книги России...

Красный переплёт этой книги неслучаен, он как бы предупреждает о возможной беде







Называют: царства - грибы, растения

Отдел - цветковые, голосеменные, папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные;

водоросли, мохообразные, лишайники.

Наиболее многочисленны представители отдела цветковые

3.3. Элемент содержания Особенности отдельных видов растений

Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами растений из Красной книги Вологодской области. Возможно, некоторые виды вам знакомы, а те, что не знаете, запоминайте.

А сейчас я предлагаю поработать с текстами и узнать более подробно о предложенных видах редких растений, занесенных в Красную книгу. Задание №2.

- Ребят, как Вы думаете, почему среди редких цветковых растений, мы больше внимания уделили представителям семейства Орхидные?

- Побуждаю обучающихся выделять существенные признаки предложенного вида редкого растения

Создает учебную ситуацию для понимания и использования всех введенных на уроке растений, проверяют заполнение таблицы

Выделяют в тексте 2 предложения, ярко характеризующие данное растение и записывают в таблицу

- отвечают на поставленный вопрос: - это представители тропического климата, а у нас встречается 23 вида, 19 из которых в Красной книге, а встречается такое рекордное количество на территории НП «Русский Север», что находится в Кирилловском районе.

-орхидные имеют очень сложный жизненный цикл от семени до взрослого растения. Поэтому мы и обратили на них внимание.

Элемент содержания Определить редкие и исчезающие растения области

Сегодня мы познакомились с некоторыми растениями, занесёнными в Красную книгу В.Об.

Задание 3. Работают в четверках, выбирают карточки редких растений. Проверка взаимная и на слайде.

- Как Вы думаете, почему растения попадают в Красную книгу?

- Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при распределении растений

Выбирают карточки с растениями, относящимися к редким и исчезающим в Вологодской области

Отвечают на вопрос учителя, применяя свой жизненный опыт и ранее полученные знания.

3.5. Элемент содержания Правила охраны растительного мира

Наша задача - сохранить все разнообразие и богатство природы. Что мы можем сделать, чтобы сохранить растительный мир? Ребята, запишите к себе в листы правила по охране растительного мира…

- Содействует осмыслению обучающимися того, что требуется охрана растительного сообщества

-выписывают в лист по три правила

Рефлексивно - оценочный этап (7 минут)

Ребята, я предлагаю Вам вспомнить все, о чем мы сегодня говорили.

Ребята, а со всеми ли , поставленными задачами, мы справились? Теперь я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке…

Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, что еще бы Вы хотели узнать?

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния

Отвечают на тестовые вопросы

Продолжают предложения на карточках… и несколько человек их озвучивают

Домашнее задание

Базовый уровень: подготовить информацию о любом редком растении Вологодской области, которые не изучали на уроке. Повторите §59 и ответить на 5 вопрос.

Задание на выбор: мини-сочинение от имени растения, которое находится под угрозой исчезновения;

-создание листовки по охране растительного мира.

Создает учебную ситуацию, обеспечивающую выбор домашнего задания

Выбирают задание по желанию и своим способностям

Ребята, я благодарю Вас за работу на уроке. Все растения, занесенные в Красную книгу на одном уроке рассмотреть невозможно. С целью сохранения видового разнообразия создаются ООПТ о которых, Вы поговорите на следующем уроке.

-вручаю путеводители по НП «Русский Север» и брошюру орхидеи НП в кабинет биологии.



© 2010-2022