- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по теме
Разработка урока по теме
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хусаинова Р.Р. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок в 6 классе по теме
«Общая характеристика грибов»
Цели урока.
Образовательные
-
Познакомить учащихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением.
-
Дать сравнительную характеристику грибов с растениями и животными, отличать съедобные грибы от ядовитых.
Развивающие
-
Продолжить развивать умения проводить наблюдения, использовать рисунки и текст учебника, работать с дополнительным материалом).
-
Развивать навыки научно-исследовательской работы.
Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на земле.
Оборудование: компьютер, презентация, задание тесты, микроскоп, микропрепараты.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное - чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
II. Актуализация знаний.
Учитель: В природе различают 4 царства: животные, растения, бактерии и грибы.
Внимание загадки:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло. (Гриб)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб). (Слайд 2)
Итак, сегодня на уроке мы действительно будем изучать грибы. А теперь вопрос.
Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.
Запишем тему урока. (Слайд 3)
Учитель: Ребята, чтобы изучить грибы, куда мы должны направиться? (В лес или на луг) (Cлайд 4)
Итак, мы в лесу. Опишите мне лес и его природу, микроклимат. (Выслушивает версии ребят). Тихо здесь, сумрачно. Но вы остановитесь, приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Посидите, какое-то время тихо, прислушайтесь и лес начнет открывать вам свои тайны.
Есть в народе такая примета: нарядились опушки в желто-фиолетовый цвет, зацветет иван-да-марья, отправляйся в лес за грибами.
Правда, в это время грибов немного. Они появятся позже, когда окутает лес туман. Тихой охотой прозвали сбор грибов. Ходит человек по лесу, разыскивает грибы и постигает постепенно его красоту, его жизнь, его тайны. Каких только не встретишь в природе грибов?!
Слайд 5 (видеофрагмент). И это ребята всё грибы!
Слайд 6. Наука о грибах - микология. Греческое слово "микес" - гриб. Родоначальник микологии - немецкий биолог Генрих Антон де Барии.
До 18 века наука развивалась медленно, она долго не могла объяснить тайны грибного мира. Поэтому о грибах сочиняли самые невероятные вымыслы и небылицы.
"Микологами", ребята, называют специалистов, которые изучают грибы. Но таких узких специалистов в нашей стране не очень много. А вот любителей побродить по лесу с лукошком много, больше, чем охотников и рыболовов. Знайте об этом, друзья!
Учитель: Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб? (выслушивает версии)
К какому царству мы его отнесем? (Слайд 7)
И почему их относят к отдельному царству? (Слайд 8)
В результате беседы учащиеся делают вывод, что они несут в себе признаки растений, животных и свои собственные. (Слайд 9) Используя текст учебника на стр. 38, найдите понятие хитин.
Работа класса со слайдом 10. Запись в тетрадь
Признаки растений:
-
наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
-
подвижность в вегетативном состоянии,
-
размножение спорами,
-
неограниченный рост,
-
поглощение пищи путем осмоса.
Признаки животных:
-
гетеротрофность,
-
наличие в клеточной стенке хитина,
-
отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,
-
накапливание гликогена как запасного вещества,
-
образование и выделение продукта жизнедеятельности - мочевины.
Учитель: А теперь внимание на слайде 13.
Ребята объясняют учителю, что значит эта схема. Таким образом, они узнают, что грибы по строению бывают многообразны.
Ребята знакомятся с одноклеточными грибами дрожжами. (Слайды 14-19)
Учитель: Каким получился бы хлеб без дрожжей? Почему?
Ребята познакомимся с одноклеточными плесневыми грибами. (Слайды 20-28)
(Запись в тетрадь названия и особенности плесневых грибов).
Учитель: Внимание видеофрагмент. (Слайд 28). Внимательно посмотрим этот ролик и ответим на вопрос "Что делают из пеницилла? Для чего это необходимо?".
Сообщение №2 (рассказывает ученик).
В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым - медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено миллионы раненых и больных. Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А. Флемингом, а десять лет спустя Г. Флори и его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г. Флори, А. Флемингу и Э. Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус некоторым сортам сыра. Именно им человечество обязано двумя превосходными сырами - рокфором и камамбером.
Слайд 29
Учитель: Используя учебник ответим на вопросы.
Учитель: А какие грибы кроме можно отнести к многоклеточным? (Слайд 30)
Правильно! Это шляпочные грибы!
А почему их называют шляпочными?
(Слайд 30)
Идет беседа по слайду.
Учащиеся записывают в тетрадь что включает в себя плодовое тело, что такое мицелий.
Сообщение №3.
Ученик: Мицелий шляпочных грибов может пронизывать довольно значительные объемы субстрата. В относительно однородном субстрате, например на полянах или лугах, он растет равномерно по всем направлениям и отмирает в центре. В результате возникают круги мицелия диаметром иногда до 30 м, обнаруживающиеся по кольцам надземных плодовых тел. Такие круги получили в народе название ведьминых колец.
Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 34)
Учитель: Какие названия грибов прозвучали в видеофрагменте?
Работа со слайдом 26
Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 28)
- Что такое микориза? (Запись в тетрадь). Слайд 35.
Учитель: А как же питаются грибы? (Выслушиваем версии) Слайд 36
Учитель: А теперь познакомимся с грибами паразитами.
- Какие организмы мы называем паразитами? Слайды 37-39
Сообщение №4.
Ученик: Употребление в пищу муки, засоренной спорыньей, вызывает у человека тяжелое отравление-эрготизм "антонов огонь". Вместе с этим алкалоиды спорыньи широко применяются в современной медицине для лечения сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Особенно эффективны они в акушерско-гинекологической практике, где спорынья применялась с XV века.
Сообщение (ученик): Трутовик назван так, потому что когда-то его использовали как сухой трут для зажигания. Грибы-денежки - потому что они мелкие. Но еще не все названия грибов легко объяснимы. Они ждут своих разгадок.
Учитель: Проверим ребята как внимательно вы слушали данный материал? (Слайд 41)
Учитель: Ребята, чего еще мы о грибах не знаем? Конечно, мы не знаем, как они размножаются! (Слайд 43)
Видеофрагмент о размножении грибов половым способом. (Слайд 40)
Далее ребята знакомятся с грибами ядовитыми и двойниками.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, я вам предлагаю прогуляться по осеннему лесу.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
IV. Закрепление.
1. Слайд 52-53. Что изображено на рисунках? Назовите функцию этих органов.
V. Домашнее задание. (Слайд 54)
1. Параграф 7-8, подготовить сообщение "Интересные факты о грибах".
VI. Рефлексия.
Ребята, понравился ли вам наш урок? Если вам все понравилось и все было понятно, возьмите себе на память съедобный гриб из корзины, а если что-то не совсем понятно, то несъедобный гриб. ( боровик или мухомор) Покажите мне свои грибы. Я очень рада вашим успехам.
Используемая литература:
-
Н.Ф.Бодрова. Изучение курса "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники". Изд. "Воронеж", 2002 г.
-
Интернет-ресурсы см. в презентации.