Разработка урока по теме

Открытый урок в 6 классе по теме «Общая характеристика грибов» Цели урока. Образовательные ·                     Познакомить учащихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением. ·                     Дать сравнительную характеристику грибов с растениями и животными, отличать съедобные грибы от ядовитых. Развивающие ·                     Продолжить развивать умения проводить наблюдения, использовать рисунки и текст учебника, ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 6 классе по теме

«Общая характеристика грибов»

Цели урока.

Образовательные

  • Познакомить учащихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением.

  • Дать сравнительную характеристику грибов с растениями и животными, отличать съедобные грибы от ядовитых.

Развивающие

  • Продолжить развивать умения проводить наблюдения, использовать рисунки и текст учебника, работать с дополнительным материалом).

  • Развивать навыки научно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на земле.

Оборудование: компьютер, презентация, задание тесты, микроскоп, микропрепараты.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное - чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

II. Актуализация знаний.

Учитель: В природе различают 4 царства: животные, растения, бактерии и грибы.

Внимание загадки:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло. (Гриб)

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб). (Слайд 2)

Итак, сегодня на уроке мы действительно будем изучать грибы. А теперь вопрос.

Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

Запишем тему урока. (Слайд 3)

Учитель: Ребята, чтобы изучить грибы, куда мы должны направиться? (В лес или на луг) (Cлайд 4)

Итак, мы в лесу. Опишите мне лес и его природу, микроклимат. (Выслушивает версии ребят). Тихо здесь, сумрачно. Но вы остановитесь, приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Посидите, какое-то время тихо, прислушайтесь и лес начнет открывать вам свои тайны.

Есть в народе такая примета: нарядились опушки в желто-фиолетовый цвет, зацветет иван-да-марья, отправляйся в лес за грибами.

Правда, в это время грибов немного. Они появятся позже, когда окутает лес туман. Тихой охотой прозвали сбор грибов. Ходит человек по лесу, разыскивает грибы и постигает постепенно его красоту, его жизнь, его тайны. Каких только не встретишь в природе грибов?!

Слайд 5 (видеофрагмент). И это ребята всё грибы!

Слайд 6. Наука о грибах - микология. Греческое слово "микес" - гриб. Родоначальник микологии - немецкий биолог Генрих Антон де Барии.

До 18 века наука развивалась медленно, она долго не могла объяснить тайны грибного мира. Поэтому о грибах сочиняли самые невероятные вымыслы и небылицы.

"Микологами", ребята, называют специалистов, которые изучают грибы. Но таких узких специалистов в нашей стране не очень много. А вот любителей побродить по лесу с лукошком много, больше, чем охотников и рыболовов. Знайте об этом, друзья!

Учитель: Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб? (выслушивает версии)

К какому царству мы его отнесем? (Слайд 7)

И почему их относят к отдельному царству? (Слайд 8)

В результате беседы учащиеся делают вывод, что они несут в себе признаки растений, животных и свои собственные. (Слайд 9) Используя текст учебника на стр. 38, найдите понятие хитин.

Работа класса со слайдом 10. Запись в тетрадь

Признаки растений:

  • наличие хорошо выраженной клеточной стенки,

  • подвижность в вегетативном состоянии,

  • размножение спорами,

  • неограниченный рост,

  • поглощение пищи путем осмоса.

Признаки животных:

  • гетеротрофность,

  • наличие в клеточной стенке хитина,

  • отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,

  • накапливание гликогена как запасного вещества,

  • образование и выделение продукта жизнедеятельности - мочевины.

Учитель: А теперь внимание на слайде 13.

Ребята объясняют учителю, что значит эта схема. Таким образом, они узнают, что грибы по строению бывают многообразны.

Ребята знакомятся с одноклеточными грибами дрожжами. (Слайды 14-19)

Учитель: Каким получился бы хлеб без дрожжей? Почему?

Ребята познакомимся с одноклеточными плесневыми грибами. (Слайды 20-28)

(Запись в тетрадь названия и особенности плесневых грибов).

Учитель: Внимание видеофрагмент. (Слайд 28). Внимательно посмотрим этот ролик и ответим на вопрос "Что делают из пеницилла? Для чего это необходимо?".

Сообщение №2 (рассказывает ученик).

В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым - медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено миллионы раненых и больных. Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А. Флемингом, а десять лет спустя Г. Флори и его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г. Флори, А. Флемингу и Э. Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус некоторым сортам сыра. Именно им человечество обязано двумя превосходными сырами - рокфором и камамбером.

Слайд 29

Учитель: Используя учебник ответим на вопросы.

Учитель: А какие грибы кроме можно отнести к многоклеточным? (Слайд 30)

Правильно! Это шляпочные грибы!

А почему их называют шляпочными?

(Слайд 30)

Идет беседа по слайду.

Учащиеся записывают в тетрадь что включает в себя плодовое тело, что такое мицелий.

Сообщение №3.

Ученик: Мицелий шляпочных грибов может пронизывать довольно значительные объемы субстрата. В относительно однородном субстрате, например на полянах или лугах, он растет равномерно по всем направлениям и отмирает в центре. В результате возникают круги мицелия диаметром иногда до 30 м, обнаруживающиеся по кольцам надземных плодовых тел. Такие круги получили в народе название ведьминых колец.

Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 34)

Учитель: Какие названия грибов прозвучали в видеофрагменте?

Работа со слайдом 26

Внимательно смотрим видеофрагмент. (Слайд 28)

- Что такое микориза? (Запись в тетрадь). Слайд 35.

Учитель: А как же питаются грибы? (Выслушиваем версии) Слайд 36

Учитель: А теперь познакомимся с грибами паразитами.

- Какие организмы мы называем паразитами? Слайды 37-39

Сообщение №4.

Ученик: Употребление в пищу муки, засоренной спорыньей, вызывает у человека тяжелое отравление-эрготизм "антонов огонь". Вместе с этим алкалоиды спорыньи широко применяются в современной медицине для лечения сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Особенно эффективны они в акушерско-гинекологической практике, где спорынья применялась с XV века.

Сообщение (ученик): Трутовик назван так, потому что когда-то его использовали как сухой трут для зажигания. Грибы-денежки - потому что они мелкие. Но еще не все названия грибов легко объяснимы. Они ждут своих разгадок.

Учитель: Проверим ребята как внимательно вы слушали данный материал? (Слайд 41)

Учитель: Ребята, чего еще мы о грибах не знаем? Конечно, мы не знаем, как они размножаются! (Слайд 43)

Видеофрагмент о размножении грибов половым способом. (Слайд 40)

Далее ребята знакомятся с грибами ядовитыми и двойниками.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, я вам предлагаю прогуляться по осеннему лесу.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

IV. Закрепление.

1. Слайд 52-53. Что изображено на рисунках? Назовите функцию этих органов.

V. Домашнее задание. (Слайд 54)

1. Параграф 7-8, подготовить сообщение "Интересные факты о грибах".

VI. Рефлексия.

Ребята, понравился ли вам наш урок? Если вам все понравилось и все было понятно, возьмите себе на память съедобный гриб из корзины, а если что-то не совсем понятно, то несъедобный гриб. ( боровик или мухомор) Покажите мне свои грибы. Я очень рада вашим успехам.

Используемая литература:

  1. Н.Ф.Бодрова. Изучение курса "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники". Изд. "Воронеж", 2002 г.

  2. Интернет-ресурсы см. в презентации.




© 2010-2022