Представление опыта по теме Технология организации исследовательской работы в школе

Технология организации исследовательской работы в школе   1.Нормативная база для организации исследовательской деятельности.   2. Технологическая цепочка реализации творческих идей. 1 этап. Выявление учеников желающих заниматься исследовательской деятельностью.  2 этап. Постановка проблемы и мотивации учащихся. 3 этап - представление собранного материала на заседании соответствующей секции исследовательского общества.                                                                               ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

26

Технология организации исследовательской работы в школе

Нормативная база для организации исследовательской деятельности.


Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994, Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» 1994.

С этого времени реализуется экологическое образование. Оно становится приоритетным направлением образовательной политики области. Экология становится обязательной учебной дисциплиной базисного учебного плана.

Концепция «Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации», принятая в 2000 году. В ней говорится, что, экологическое образование предусматривает усвоение соответствующих правил поведения в окружающей среде, развитие умений принимать экологически ответственные решения не только на жизнь на планете, но на судьбу своей малой Родины.

Но экологию не включают как самостоятельный учебный предмет базисного учебного плана.

В документах Министерства образования РФ рекомендуется систему экологического образования строить через систему регионального и школьного компонентов.

Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. №889 - предусматривает повышение экологической эффективности российской экономики. Это напрямую связано с формированием у молодого поколения современных экологических знаний функционального характера как основы экологической компетентности. В связи с этим школа реализует экологическое образование не просто путём сообщения сведений, не на самих знаниях и умениях, а посредством развития ребёнка.

Во втором послании Президента Д.А. Медведева Федеральному собранию от 12.11.2009 г. Говорилось, что «главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика… школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной … жизни»

Образовательный стандарт в перечне компетентностей определяет

- исследование несложных реальных связей и взаимозависимостей,

- владение приёмами исследовательской деятельности:

Учащиеся должны уметь

объяснять: влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый этап которой призван решать четкие задачи.

1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих заниматься исследовательской деятельностью. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван разглядеть "искру" исследовательского таланта.

Различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней интеллектуального развития», психологических установок на овладение знаниями, безусловно, требуют индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности к каждому школьнику, который осуществляется на основе дифференциации. Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.

Уровень познавательного интереса определяется как к предмету в целом, так и к отдельным видам деятельности. Организуя индивидуальную работу с учащимися, мы должны знать отношение каждого ученика к конкретному виду деятельности для того, чтобы в дальнейшем учитывать это отношение. При постепенном привлечении его к различным видам деятельности, развивается интерес к изучаемому предмету. Из анализа анкетирования учащихся установлено, что наибольшее нежелание у них вызывает работа с учебником и дополнительной литературой. Такое отношение к указанным видам деятельности объясняется их сложностью, слабыми умениями и навыками работы. Работа с литературой требует усидчивости, прилежания, настойчивости, умения читать. При анализе анкет учащихся также следует отметить низкий интерес учащихся к отбору и структурированию материала.

Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся с 6-го класса в процессе изучения темы я предлагаю большое количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик может выполнить. При этом уровень подготовленности каждого учащегося к самостоятельному выполнению исследовательских заданий определяется как с качественной, так и с количественной стороны. Можно выделить следующие основные критерии, определяющие уровень сформированности исследовательских умений и навыков:

- характер суждений и выводов (умение проводить аналогичные исследования, высказывать собственную аргументацию, находить рациональные пути решения проблемы);

- степень самостоятельности учащихся (самостоятельное выполнение исследования);

- степень сложности и число используемых учащимися понятий (привлечение знаний, полученных при изучении конкретной темы; использование знаний из разных тем курса и различных школьных дисциплин).

К ним мы относим знания, умения и навыки:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов,

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

На основании данных подходов можно выделить следующие уровни сформированности исследовательских умений учащихся:

низкий - учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, используя знания конкретной темы;

средний - учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, совместно и под руководством учителя исследовать свойства веществ, явлений, рассматриваемых впервые;

высокий- учащиеся комплексно используют исследовательские умения, могут не только правильно выполнить аналогичные исследования, но и планировать совместную работу для проверки самостоятельно построенной гипотезы, способны находить рациональные пути исследования проблемы, решение которой требует актуализации знаний из различных школьных дисциплин.

Качественные и количественные характеристики тесно связаны друг с другом в процессе коллективной деятельности и являются результатом совместной деятельности учащихся и учителя.

Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности предлагаю задания с элементами исследования и уроки-исследования. Наиболее эффективными являются индивидуальные задания творческого характера для группы учащихся или отдельных учеников при выполнении лабораторных и исследовательских практических работ. При этом развиваются, закрепляются, совершенствуются определённые умения и навыки учеников с учётом их возможностей, способностей, знаний и умений. Такие задания имеют различную степень трудности выполнения. В зависимости от уровня подготовки и прилежания ученик выполняет своё задание или часть его. В соответствии с этим и выставляется оценка. Такая организация выполнения лабораторных и практических работ способствует формированию навыков исследовательской работы. При этом в значительной мере проявляется индивидуальность ученика.

Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Задания могут быть общеклассные и индивидуальные. Цель общеклассных домашних заданий - это изучение самого существенного, строго обязательного материала, овладение наиболее типичными умениями и навыками учебной работы. У общеклассного задания можно дифференцировать цель, объём, способ и срок выполнения. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение склонностей учащихся, на привитие интереса к учению. При отборе учебного материала для домашнего задания главное - это не объём работы, а характер мыслительной деятельности, которую ученики будут проделывать в процессе приготовления уроков. Сильным ученикам на дом можно дать выполнение творческих заданий. При одном и том же содержании домашнего задания отдельным ученикам целесообразно давать дополнительные вопросы, план, по которому следует читать тот или иной материал. Это поможет направить ход рассуждений, последовательность мысли ученика и лучше осознать изучаемый материал. Я предлагаю учащимся такие задания как: на основе изученного материала предложить правила сбора грибов, поведения в природе, наблюдения за живыми объектами, сделать презентацию для творческого отчёта в классе или организации бесед с младшими школьниками. (Демонстрация презентаций, правил сбора грибов.)

Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня осуществляется во внеурочное время и эффективно при работе в составе научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

2 этап. Постановка проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: по представлению учителя, школьные методические объединения на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Обычно в исследовательской работе треть времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, и выбор или отработка методики проведения исследования. Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия, или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Нельзя, например, наблюдать за водными беспозвоночными вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды водных ракообразных или моллюсков водятся в конкретном пруду (Мы изучали Красный пруд).

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования - наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей. Как пример, остановимся на предполагаемом исследовании - «Изучение состояния берёзовых лесов Владимирской области». Данная тема подразумевает работу большого коллектива исследователей, которые в различные сезоны года, в течение ряда лет, должны объехать большинство лесов области для сбора материала. Если же предполагается изучить леса окрестностей какого-либо населенного пункта в течение нескольких дней, то название темы явно не будет отражать характера проводимой работы. Кроме этого данная тема подразумевает изучение большого количества возможных задач .Таких как изучение видового состава различных систематических групп, их экологических особенностей, мест обитания и др. А изучение, например, видового состава и мест обитания птиц и насекомых, не даст достаточного объема материала, чтобы ответить на главный вопрос, подразумеваемый в приведенном исследовании - выяснить всё, касающееся состояния берёзовых лесов Владимирской области. Поэтому цель нашего исследования:

Цель исследования - изучение состояния экосистемы берёзовой рощи.

Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое занятие. При их постановке исследователь должен четко сформулировать для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы (по Г.М. Длусскому и А.П. Букину, 1986, с изменениями):

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы, и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты, и их объяснения. Поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создает основу его успеха.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Здесь важна работа не только руководителя проекта, но и система работы в школе по обеспечению информационной грамотности учеников для осуществления исследовательской деятельности. В нашей школе эта работа проводится заведующей библиотекой Акишиной М.А.

Но первоисточником, а нередко и единственным источником получения фактов, в биологии служат непосредственные наблюдения в природе, или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых, многократно проверенных практикой, правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование должно, по возможности, документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности, и др. В последнее время, с развитием фото и видео техники, доказательством может являться и фото или видео изображения.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. И если результаты их несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Если работа основана на выявлении видового состава, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

Результаты любой работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому, при выборе методики, необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п., и какие использовать способы обработки первичных данных.

Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае необходимо определить кто из специалистов-консультантов будет курировать работу. Я приглашала в качестве научных консультантов д. б. н., к. б. н., профессора Российской международной Академии туризма Наумову Н.Н., она оказала нам неоценимую помощь не только в подходе к организации исследований, но и структурированию работы. Алексеева С.А. наша выпускница, кандидат биологических наук - помогала в выборе методик исследования, проведению лабораторных исследований, делилась научной литературой.

После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

И всё - таки решающая роль в организации исследовательской деятельности принадлежит учителю. По мнению Савенкова А. И. Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик. Ему необходимо также овладеть набором специфических умений. Основные из них - те, что свойственны успешному исследователю. А это значит, руководить работой учащихся может только тот учитель, который овладел методиками и приёмами исследовательской деятельности. В этом мне большую помощь оказывает наше методическое объединение, организующее встречи с представителями высшей школы, экологическая школа, где организуются не только теоретические, но и практические занятия, участие в индивидуальной исследовательской деятельности. Эту работу мы выполняем с моим мужем - учителем географии нашей школы. Одну из своих работ мы отправили на всероссийский конкурс «Педагогические инновации» в номинации естествознание, где эта работа была отмечена дипломом первой степени. В ходе её выполнения мы использовали методы и приёмы: наблюдения, описания, определение видового разнообразия и мест произрастания, фотографирования. Эта работа увлекла нас, поэтому и после её написания мы продолжаем дополнять её и сейчас.

Цели работы. Исследование видового разнообразия грибов Владимирской области. Распространение знаний, умений и навыков, накопленных нами при сборе и изучении грибов области. Воспитание бережного отношения к ранимой и легко уязвимой, но в тоже время прекрасной и неповторимой природе нашей малой родины и её достойным представителям из царства грибов.

Задачи. Дать характеристику видового разнообразия грибов Владимирской области. Проиллюстрировать их многочисленными фотографиями. Разработать методики и рекомендации по выбору местности, сроков и культуре сбора различных видов грибов. Оценить пищевую ценность грибов. Научить распознавать съедобные и ядовитые, определять и беречь редкие грибы.

Актуальность работы. Видовой состав грибов России изучен довольно полно, а видовое разнообразие грибов Владимирской области - недостаточно, отсутствует хорошо иллюстрированная литература. Проведённые нами исследования показали, что учащиеся и большинство их родителей знают не более 20 видов грибов, не могут с уверенностью отличать съедобные от ядовитых двойников, мало знают о редких грибах. Пробелы знаний можно восполнить через дополнительное образование по микологии в школе (кружки, факультативы).

Структура и объём работы. Научно-исследовательская работа состоит из двух книг, восьми частей. Часть I-я. Влияние природных и антропогенных факторов на рост, развитие и урожай грибов. Часть II-я. Трубчатые грибы. Часть III-я. Съедобные и похожие на них пластинчатые грибы. Часть IV-я. Прочие пластинчатые грибы. Часть V-я. Дождевики, сморчки, строчки, пецицы. Часть VI-я. Трутовики, кораллы и компания. Часть VII-я. Редкие грибы Владимирской области. Часть VIII. Заготовка, переработка, хранение и приготовление блюд из грибов.

Работа изложена в двух книгах на 252 страницах. В ней дана характеристика 257 видов и разновидностей грибов, упомянуто ещё 27 видов, дана их систематика на русском и латинском языках, объяснён смысл названий грибов, размещены 462 авторских фотографии.

Надеемся, что данная работа будет полезна и интересна школьникам и взрослым, всем любителям природы нашей малой родины и особенно тем, кто увлекается или захочет увлечься «тихой охотой».

Кроме того от руководителя, требуются особые способности и умения, специфически педагогические, такие как:

обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме;

уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей;

быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления;

уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска;

организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований;

предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений;

поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам;

уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;

внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;

быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

На первом этапе учитель сам ставит проблему, показывает пути ее решения,

организует исследовательскую деятельность на всех ее этапах:

- наблюдение

- фиксирование итогов наблюдения в определенной логике

- предположение (выдвижение гипотезы)

- обсуждение

- анализ собранного материала

- выводы и обобщения

Педагоги понимают преимущества такого подхода к обучению и все чаще обращаются к нему, но желания не всегда совпадают с возможностями.

Так, обычно изучение охватывает очень небольшую часть территорий и упор делается на проведение одного типа исследования, актуальность работы повышается при проведении комплексных исследований. При многократных их повторах в течение года или нескольких лет уже можно говорить о мониторинге. При наличии нескольких уже исследованных объектов или фактов, можно провести сравнительный анализ. Таким образом, практически любая работа при правильном подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но все это возможно только при условии полного владения информацией. Я в своей практике, заметив интерес к исследованиям у восьмиклассников, причем, Ефимов Павел интересовался беспозвоночными, а Молчанова Алексея увлекал сам процесс исследования, предложила им заниматься комплексным исследованием экосистемы берёзовой рощи. Но, поскольку это была их первая большая работа, то на всех этапах работы я помогала, направляла, участвовала вместе с ними в исследования, помогала анализировать собранный материал.

Для достижения учащимися успеха в проведении работы проводила в рамках работы секции биологии научного общества занятия

ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Почвы леса.

Цели: раскрыть взаимосвязь почвы и растений леса; показать, что почва - один из важнейших компонентов леса; научить: определять тип почвы; устанавливать взаимосвязь типов леса и почвы.

Оборудование и материалы: на каждую малую группу - сантиметр для опре

деления мощности генетических горизонтов почвы, карандаши и блокноты

для записи результатов полевых исследований.

До выхода в лес с учащимися выбрали участки леса с различными типами почв и подготовили почвенные профили.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Изучить особенности лесной подстилки.

Лесная подстилка слагается из опада, включающего листья (хвою), мелкие веточки, кусочки коры, плоды, семена, а также отпада - отмерших стволов и крупных ветвей. После разложения подстилка становится источником питания растений, обеспечивая постоянный кругооборот органических и неорганических веществ между лесом и почвой.

При рассмотрении подстилки следует отметить следующие характеристики:

•мощность (в сантиметрах);

•плотность (рыхлая, плотная);

•преобладание листьев или хвои;

•наличие насекомых и ходов животных.

Результаты наблюдений заносятся в таблицу

Задание 2. Изучить и описать профиль почвы. Выделить генетические горизонты и описать их признаки.

1. Профиль готовится заранее для каждой группы.

2Учащиеся делится на группы численностью не менее трех человек.

3. Описание проводится по схеме:

•характер границ между горизонтами;

•мощность в сантиметрах;

•цвет;

•структура;

Представление опыта по теме Технология организации исследовательской работы в школеПредставление опыта по теме Технология организации исследовательской работы в школе


ПАСПОРТ ОБСЛЕДУЕМОГО УЧАСТКА

1. Номер участка № 1.

2. Адрес участка и его привязка к источнику загрязнения: г. Ковров, экосистема берёзовой рощи, площадка № 1. Источники загрязнения - автотранспорт: на северо-востоке от берёзовой рощи проходит асфальтная дорога Ковров - Гридино - Говядиха; бытовой и садовый мусор.

3. Дата обследования 24. 06. 2009. время 11:57.

4. Размер участка высота 99,37 см., ширина 100 см.

5. Название почв дерново-подзолистая легкосупесчаная.

6.Рельеф-равнина.

7. Уровень залегания грунтовых вод на глубине 100 см грунтовые воды не обнаружены, вероятность залегания >2 метров.

8. Растительный покров территории 1 - ярус: берёза бородавчатая, сосна обыкновенная; 2 ярус: травяно-кустарничковый; 3 ярус: мхов и надпочвенных лишайников.

9. Характеристика источника загрязнения: автотранспорт, на северо-востоке от рощи проходит асфальтовая дорога Ковров - Гридино - Говядиха; бытовой и садовый мусор.

10. Характер использования участка в год обследования : выпас скота, сбор грибов и ягод.

11. Сведения об использовании участка в предыдущие годы тоже, что и в пункте № 10.

Исполнитель Молчанов Алексей, личная подпись Расшифровка /Молчанов/

должность учащийся 10 класса подписи

БЛАНК ОПИСАНИЯ ПОЧВЫ

«июнь»__24_______________2009 г.

1. Разрез № 1

2. Адрес г. Ковров, экосистема берёзовой рощи, пробная площадка № 1.

3. Общий рельеф: Восточно- Европейская равнина, в Волго-Окском междуречье, на границе Клязьминско-Нерлинской низины и Ковровско-Касимовского плато. 4. Микрорельеф - ямки, слабый уклон ~ 1-2 0

5. Положение разреза относительно рельефа и экспозиция южная

6. Растительный покров: 1 ярус берёза бородавчатая, сосна обыкновенная, 2 ярус - травяно-кустарничковый, 3 ярус - мхов и надпочвенных лишайников.

7. Угодье и его культурное состояние - лесная почва.

8. Признаки заболоченности, засоленности и другие характерные особенности:_нет

9. Глубина и характер вскипания от соляной кислоты: не проводилось.

10. Уровень почвенно-грунтовых вод на глубине 100см. грунтовые воды не обнаружены, вероятность залегания 2 и более метров.

11. Материнская и подстилающая порода: материнская - морена, подстилающая - супесь.

12. Название почвы дерново-подзолистая лекгосупесчаная.

Описание разреза.

Схема почвенного разреза

Горизонт и

мощность,

см

Описание разреза: механический состав, влажность, окраска,

структура, плотность, сложение, новообразования, включения,

характер вскипания, характер перехода горизонта

и другие особенности

Глубина взятия образцов, см

Аd

0-1,8

Плохоразложившийся опад из хвои и листьев темно-серого цвета, влажноватый, обильные включения корней, плотный, структура комковатая, переход заметный по степени разложенности.

0 - 1,8

АЕ

1,8 - 7

коричневый, структура комковато-плитчатая, мягкий, слаболипкий, влажноватый, всречаются поры и корни, граница слабоволнистая, переход заметный по окраске.

3 - 6

Е

7 - 18

Светло-коричневый, мягкий, нелипкий, влажноватый, имеются поры и корни, переход волнистый, языки до 6 см.

8 - 15

В

18 - 30 и более

Рыжевато-коричневый, мягкий, не липкий, влажноватый, имеются поры.

20 -28

С

>30

Желто-коричневый, мягкий, не липкий, влажноватый, имеются поры.

30-35

Исполнитель, личная подпись Расшифровка

должность подписи

Примером другого занятия к данному исследованию является

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: жизненные формы растений и компоненты леса.

Цели:

подробно рассмотреть жизненные формы растений и компоненты леса;

научить школьников проводить наблюдения в природе: сравнивать,

анализировать, классифицировать, обобщать, определять живые организмы;

развивать у детей потребность в сохранении окружающей природы.

Занятие можно проводить в двух вариантах:

1) в классе, опираясь на материалы учебника и наглядных пособий;

2) исследование на природе.

Оборудование:

1. Учащиеся выходят в лес с учителем, делятся на группы, получают инст

руктаж и исследуют жизненные формы растений:

• выделяют специфические черты;

• находят сходство и различия;

•описывают определенные деревья и кустарники, многолетние травы на за

ранее определенном участке.

2. Описываются компоненты леса:

древостой - с выделением компонентов яруса;

подрост - с разделением по высоте, теневыносливости и светолюбивости

пород;

подлесок;

напочвенный растительный покров;

лесная подстилка.

Результаты оформляются в форме записей в рабочей тетради

Описание древостоя берёзовой рощи.

№ участка

Название вида

Ср. диаметр в см.

Ср. высота в м.

Кол-во дер. на 1 га

Жизненность

1

Берёза

Сосна

Ель

Рябина

22

23

6

3

17

22

2,5

1,5

128

48

240

176

II

I

II

I

2

Берёза

Сосна

36

2

20

0,4

192

64

II

I

3

Берёза

41

18

112

II-III

4

Берёза

Сосна

Ель

32

35

7

19

21

2,5

176

16

192

I

I

I

5

Берёза

31

21

16

II

. Интегральное описание фитоценоза берёзовой рощи.

Параметры растительных ассоциа-

ций на ключевых участках

Участок № 1

Участок № 2

Участок № 3

Участок № 4

Участок

№ 5

А) Древостой:

формула леса

---------------

проективное покрытие

---------------

число видов

-------------------

состояние

берёз

наличие и состояние подроста


---------------

естествен-

ные поврежде-ния и болезни

Б2С1Е3Р4

-------------------

75%

-------------------

4

……………….

К=2,2

Ирга вегетатив. период; рябина-начало плодоноше-ния. Состояние 1 балл

-------------------

Насекомыми -вредителями, дятлом,

сломанные ветви, начало разруше-

ния трутовиками.

Б10

-------------

68%

-------------

2

…………

К=1, 8

Подрост сосны 2-3 года вегетатив-ный период.

Состоя-

ние 1 балл.

-------------

Повреждения коры и листьев насеко-

мыми, начало разрушения трутовиками

Б10

-----------------

49%

-----------------

1

……………...

К=2,8

-



-----------------

Повреж-

дены трутовиками и насеко-

мыми

вредите-

лями, дупла,отставание коры.

Б5Е4С1

-------------------

70%

-------------------3

………………

К=2,1


Ель, ирга -

вегетативный период.

состояние

1 балл.

-------------------

Повреждены вредителями: насекомыми,

трутовиками,

дупла,

сломанные

деревья.

Б10

---------

10%

---------

1

……….

К=2



---------

-

Б)Кустарни-ковый ярус:

-проективное покрытие

-число видов

10%

2

5%

1


-

25%

2


-

В) Кустар-ничко-

вый ярус и травянистый покров:

проективное покрытие

---------------

-число видов


94%

------------------

11


85%

-------------

12


70%

-----------------

7


90%

-------------------

14


100%

---------

20

Г) Моховой и лишайниковый покров:

Проективное покрытие

---------------

число видов


6%

-------------------

4


15%

-------------

6


5%

-----------------

3


10%

-------------------

5


-

----------

Д) Эпифиты

Проективное покрытие

5%

7%

3%

5%

-

Тип раститель-

ной ассоциации

Берёза

+сосна

- рябина

- злаки

+ земляника

+ кислица

Берёза - сосна -злаки + клевер ползучий + мхи

Берёза - Белоус + очиток + полынь

Берёза -

ель -

злаки +

земляника+ звездчатка+ грушанка

Берёза -

злаки +

клевер

+ манжетка

Вторым сложным моментом для руководителя является выбор методического аппарата, не всегда доступного и часто не адаптированного к ученическому уровню.

Чтобы работа представляла научный интерес, она должна быть выполнена по общепринятым методикам, состоятельность которых не вызывает вопросов. Ознакомиться с ними можно опять же в специальной литературе, изучить надо в полном объеме, но практическое применение в работах детей допускает использование только основной части.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы, и лишь потом ставить цели и задачи предстоящей работы. В своей работе я использую Наумова Н.Н. Шварёва И. С. Лаврова Г. Н. и др. Методы экологических исследований для школьников. Владимирский институт туризма и гостеприимства. Владимирский филиал РМАТ. Ковров. - 2007.

Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/

Под редакцией Т. Я. Ашихминой.- М., АГАР, 2000. , на конференции нам подарили диск с методиками исследований, которым мы можем поделиться.

После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал по литературным источникам.

3 этап - представление собранного материала на заседании соответствующей секции исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы-гимназии. Подобные секционные заседания, как показал опыт четырёхлетней работы, целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности школы

В школе постоянно действуют творческие группы НОУ

секции биология-экология:

Гидрологи

Аэроисследователи

Флора

Фауна

Почвоведы

Малая тимирязевка

Здоровье и окружающая среда.

4 этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. В случае необходимости, работа может рассматриваться несколько раз. Имеющийся опыт показал действенность подобной практики, повышающей уровень требовательности и ответственности к выполняемой работе среди учащихся. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции и при наличии положительного отзыва, к участию в научно-практической конференции учащихся школы, а также в городских и областных конкурсах.

5 этап. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения.

6 этап. Итогом исследовательской работы является, проводимая в конце каждого учебного года конференция учащихся. Проведение конференции стало одной из традиций школы. По результатам обсуждения работ экспертный совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций. Победители награждаются почётными дипломами.

Предварительно я знакомлю учащихся с правилами оформления исследовательской работы.

Правила оформления научной работы:

1. Титульный лист: а) где выполнена работа, б) название темы, в) автор, г) научный руководитель. 2.Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования.

3.Материалы и методы исследования.

4. Результаты исследования.

5. Обсуждение полученных результатов исследования.

6.Выводы.

7. Список литературы

8.Приложения (таблицы, графики, диаграммы.)

А так же знакомлю с планом выступления



Примерный план выступления учеников на научно-практической конференции.

1.Тема исследования.

2 .Цель.

3. Научный руководитель

4. Характеристика исследуемых явлений.

5.Методика проведения исследования.

6.В содружестве с кем проводилась работа

7. Использованные приборы, оборудование, материалы.

8. Обзор полученных данных. Методика их обработки.

9. Анализ результатов работы

10. Выводы.

Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся

1.Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования.

2..Новизна.

3. Объём эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования.

4. Освоение методов, приёмов и подходов, соответствующим целям исследования.

5. Знакомство с литературой по теме исследования.

6. Умение анализировать полученные результаты с привлечением литературных данных.

Для успешной презентации на консультациях учу школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Для этого учащиеся знакомятся с требованиями к презентации.

Презентацию проводим сначала в классе или параллели, затем лучшие выступают на школьной научно-практической конференции, на городской, областной конференциях.


Тематика научных работ за исследуемый период:

2005-2006 г. г.

Влияние гумистара на рост и развитие цветочно-декоративных растений.

Экологическая цена грязной воды.

Влияние нитритов и нитратов на организм человека.

Агротехника выращивания картофеля.

Сортоиспытание растения томат.

2006-2007 г. г.

Мониторинг воздушной среды микрорайона шестого маршрута.

Экологическая проблема лесных пожаров.

Влияние наркотиков на организм человека.

Влияние гумистара на рост и развитие кабачков.

Влияние пасынкования и прищипки на плодоношение томата.

Зимующие птицы Владимирской области.

2007-2008 г. г.

Оценка состояния Кукушкина пруда методом биоиндикации.

Определение грузопотока на дорогах различного типа.

Изменчивость растений и её роль в практической деятельности человека.

Определение загрязнения окружающей среды пылью.

Биологические методы борьбы с вредителями.

Испытание сортов «Муромский» и «Засолочный» огурцов.

2008-2009 г. г.

Изучение состояния экосистемы берёзовой рощи.

Грибы смешанного леса Владимирской области.

Изучение экологического состояния пришкольного участка методом биоиндикации.

Влияние образа жизни на заболевания пищеварительной системы.

Биологические методы борьбы с вредителями картофеля.

Испытание сортов «Колобок» и «Подарок» капусты. Опыт позволяет реализовать цель: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность. При этом решаются следующие педагогические задачи:

2009-20010г. г.

«Оценка и рациональное использование медоносной базы деревни Ручей и прилегающих к ней территорий» «Исследование физических и химических свойств почв естественных и сельскохозяйственных ландшафтов» Исследование состояния воздушной среды методом лихеноиндикации.

Влияние нагрузки на формирование скелета

Повышение мотивации обучения; Формирование и развитие навыков и умений исследовательской деятельности: Рефлексивные, Поисковые,

Умения и навыки работы в сотрудничестве,

Коммуникативные

Презентационные.

Развитие общеучебных умений и навыков; Организация высокой культуры учебной деятельности.

Таким образом, при построении учебно-исследовательского процесса важно:
- выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
- хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
- оказание взаимоинициирования через совместный поиск неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того).

Структура организации

исследовательской деятельности учащихся

Первый элемент - уроки в базовых курсах с элементами

исследования, приучающие учащихся размышлять и добывать их в ходе небольших исследований.

Второй элемент - занятия по теме «Методы научных исследований» -

специальный обучающий курс, призванный научить учащихся основам научной деятельности.

Третьим компонентом являются специализации (секции НОУ) -

коллективы, возглавляемые учителем в той или иной области знания. Задача секции - создать определенный уровень знаний в определенной области. Это происходит на систематически проводимых занятиях секции, которые проходят в разнообразных продуктивных формах.

Цели исследовательского общества:

  1. выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

  2. развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;

  3. развитие личности, способной к реализации своих возможностей в постоянно изменяющихся условиях.

Задачи:

  1. формирование научных взглядов;

  2. пропаганда знаний об окружающем мире;

  3. знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

  4. участие в проводимых в рамках деятельности школы, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе №5

Исследования в школьном курсе

Коллективная работа Индивидуальная работа

Лекционные и практические занятия Реферат по избранной теме в

начале работы в секции

Летний экологический практикум

Экскурсии и научные лаборатории

Занятия «Методы научных

исследований»

Работа по секциям Индивидуальные исследовательские работы

Работа секции НОУ

Экскурсии в музеи и на природные объекты

Экспедиционные исследования

Исследования в ходе практических занятий Индивидуальная исследовательская работа

Наконец, четвертым компонентом организации исследовательской деятельности

учащихся является индивидуальная работа научного руководителя с начинающим исследователем по выбранной теме исследования. Задача руководителя - провести учащегося по всем этапам самостоятельного исследования так, чтобы ребенок не потерял интерес к исследованию, чтобы он рос интеллектуально и сам чувствовал этот рост.

Чтобы ребенок сделал пусть небольшой, но собственный шаг и сохранил мотивацию к дальнейшей исследовательской деятельности.

Результативность работы.

Результатом работы является постепенное увеличение доли познавательной активности и самостоятельности учащихся:

Успехи детей

Российский уровень

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» - 2009 г. Диплом награждается Лауреат Конкурса I Степени Ефимов Павел Алексеевич за работу: «Изучение состояния экосистемы Берёзовая роща» 2009

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» - 2009 г. Диплом награждается Лауреат Конкурса I Степени Молчанов Алексей Александрович за работу: «Изучение состояния экосистемы Берёзовая роща» 2009

Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников: «Человек на Земле» Диплом VI ступень награждаются Ефимов Павел и Молчанов Алексей ученики 9 класса средней школы № 5 города Коврова Владимирской области Москва 2009

Областной уровень

«Грант» за участие в областном конкурсе: «Дождевые черви и плодородие почв»; Баик Алина, 10 класс2005 г.

Диплом участника областного конкурса юных исследователей окружающей среды Кузнецова Татьяна, 11 класс 2007 г

Диплом участника областного слёта юных экологов в номинации «Гидробиология» Ефимов Павел, 8 класс,

Диплом участника областного слёта юных экологов в номинации «Ботаника» Молчанов Алексей, 8 класс,

Диплом I степени награждается Молчанов Алексей ученик 10 класса школы № 5 города Коврова победитель областного конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Комплексное исследование экосистем» 2008 г.

Диплом II степени награждается Молчанов Алексей ученик 10 класса школы № 5 города Коврова призёра областного конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Ландшафтная экология и геохимия» 2009 г.

Диплом II степени награждается Молчанов Алексей ученик 10 класса школы № 5 города Коврова призёр областного конкурса: «Юннат 2010» в номинации «Пчеловодство» 2010 г.

Диплом I степени награждается Молчанов Алексей ученик 11 класса школы № 5 города Коврова победитель областного конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Ботаника и экология растений» 2010 г.

Городской уровень

Диплом II степени городского конкурса исследовательских работ по экологии и охране природы. - Баик Алина, 10 класс, 2005г.

Грамота «За активное участие в городском конкурсе научно-исследовательских работ по экологии»; Баик Алина 11 класс2006 г,

Диплом участника областного конкурса юных исследователей окружающей среды Кузнецова Татьяна, 11 класс, 2007г

Грамота за 3 место в городском экологическом слёте «Юный друг природы» в номинации - Молчанов Алексей, 8 класс, 2008 г Орнитология, Грамота за 1 место в номинации Гидробиология, Грамота за 1 место в номинации Экологическая тропа.

Грамота за 3 место в городском экологическом слёте «Юный друг природы» в номинации Орнитология, Грамота за 1 место в номинации Гидробиология; Ефимов Павел, 8 класс, 2008 г

Почётная грамота за 2 место в развлекательной игре «Экологический экспромт» Команда «Бинокуляр»

Благодарность за лучшую работу в городском конкурсе-выставке «Юннат - 2008» Лобачёва Елена, 10 класс

Благодарность за лучшую работу в городском конкурсе-выставке «Юннат 2008»; Чёлышкина Ольга, 8 класс,

Диплом Управление образования администрации города Коврова награждает учащихся 11 - «А» класса Кузнецову Татьяну и Матигину Наталью победителей городского конкурса «Современные проблемы экологии и охраны окружающей среды» 2007

,

Диплом Управление образования администрации города Коврова награждает Молчанова Алексея ученика 9 класса школы № 5 Лауреата городского конкурса исследовательских работ по экологии и охране природы Ковров 2008

Диплом Управление образования администрации города Коврова награждает Ефимова Павла ученика 9 класса школы № 5 Лауреата городского конкурса исследовательских работ по экологии и охране природы Ковров 2008

Диплом Управление образования администрации города Коврова награждает Молчанова Алексея ученика 10 класса школы № 5 Победителя городского конкурса исследовательских работ по экологии и охране природы Ковров 2009

Грамота Управление образования администрации города Коврова награждает учащегося 10 класса школы № 5 Опарину Юлию занявшую II место на городской олимпиаде по биологии 2007 г.

Диплом Управление образования администрации г. Коврова награждает Молчанова Алексея ученика 11 класса школы № 5 победителя городского конкурса исследовательских работ по экологии и охране природы Ковров 2010


Рекомендации по выполнению исследовательской работы.


I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД


  1. Выбор темы

Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия, или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

  1. Сформулировать цель исследования и его задачи

Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя.

При постановке задач исследователь должен четко сформулировать для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы (по Г.М. Длусскому и А.П. Букину, 1986, с изменениями):

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).


  1. Выбор методов работы определение методики проведения исследования и

сбора фактов, относящихся к теме исследования.

Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников, непосредственные наблюдения в природе, или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых, многократно проверенных практикой, правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование должно, по возможности, документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности, и др. В последнее время, с развитием фото и видео техники, доказательством может являться и фото или видео изображения.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. И если результаты их несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Если работа основана на выявлении видового состава, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

Результаты любой работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому, при выборе методики, необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п., и какие использовать способы обработки первичных данных.

II СБОР МАТЕРИАЛА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С НИМ

Основной метод получения научных выводов - сравнение наблюдений, опытов и экспериментов.

1. Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны.

2. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, называется контрольным. 3. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть.

4. Если площадь исследуемого объекта настолько велика, что исследовать её сплошь невозможно. В таких случаях пользуются методом проб или выборки материала для точного изучения из отдельных частей целого. Пробами могут быть отдельные участки местности (площадки, трансекты и т.п.), отрезки времени, отдельные части объекта и др.

5. Любые научные материалы должны быть достоверными, то есть должны отражать истинную картину имеющихся в природе закономерностей, численных соотношений и процессов.

6. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.п.) и изложении результатов работы необходимо сравнить результаты опытов, учетов или наблюдений.

7. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений.

8. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

9. Обработку результатов проводят после окончания наблюдений или учетов на основании записей в полевых дневниках. Ее можно проводить различными способами.

10. После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, ответил ли исследователь на поставленные в них вопросы.

11. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат. И он тоже должен присутствовать в выводах как бы автору не хотелось его скрыть.

III ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

1. Отчет - это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений.

2. Отчет включает

А) Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы.

В). Введение. Введение обосновывает необходимость проведения данной работы. Здесь необходимо кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы.

Г) Обзор литературы должен ознакомить с материалами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Ссылки на использованную литературу можно так же приводить с указанием номера использованного источника (из приведенного в конце работы списка литературы), заключенного в квадратные скобки: «Устанавливался видовой состав деревьев и кустарников [4, 6, 7]».

В конце этой главы уместно поблагодарить всех, кто помогал в сборе и обработке материала работы, а также своих руководителей и консультантов.

Д). Дата и место проведения. Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населенного пункта; при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т.д.; и указать сроки проведения исследований.

Е) Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить.

При формулировании цели помните, что цель в работе всегда одна и может начинаться со слов «изучить».

Задачи расширяют цель. Задачи могут начинаться со слов «Установить», «Выявить», «Выяснить», «Изучить».

Ж). Материал и методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно

Методы: маршрутный метод, сбор образцов и определение видов, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, установка ловушек-давилок и т.п.

З). Описание работы или Результаты и их обсуждение.

Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение.

Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы.

Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

И). Выводы. В этом разделе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Выводы должны быть именно выводами.

Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.

К). Благодарности. Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал Вам в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и в написании отчета. (Благодарности можно также поместить в конце раздела «Введение»).

Л). Использованная литература. Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные и другие источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Оформление списка используемой литературы. Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Общий порядок описания источника может быть представлен следующей схемой (см. также ниже: «Примеры библиографического описания использованных материалов»):

1 - фамилия и инициалы автора; если книга или статья написана двумя или тремя авторами, то приводятся фамилии и инициалы всех авторов (в том же порядке, что и на титульном листе, через запятую); если авторов более трех и их фамилии указаны на титульном листе, то приводятся фамилии трех авторов, а далее указывается «и др.»; если книга написана коллективом авторов, чьи фамилии не указаны на титульном листе, то их фамилии не указываются. При использовании нескольких работ одного автора - список работ составляется от самых ранних к более поздним;

2 - основное заглавие (без кавычек), подзаголовочные данные, дополнительные сведения, относящиеся к заглавию.

3 - сведения об издании, напр.: 2-е изд., доп.;

4 - место издания, (в отечественных изданиях приняты сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб.; Ленинград - Л.; в иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - Р.; New York - N.Y.; остальные города приводятся полностью); несколько мест издания - через точку с запятой;

5 - издательство или издающая организация; сведения о форме собственности издателя, распространителя и т. п. (АО, ООО, Ltd, и т. д.), как правило, опускают. Наименование издателя пишут без кавычек после двоеточия;

6 - дата издания;

7 - объем (количество страниц, указание диапазона страниц).

Указание объема источника является обязательным.

Каждой области описания, кроме первых двух, предшествует знак «точка и тире», который ставится перед первым элементом каждой области описания.

Описание литературы на иностранных языках выполняется по тем же правилам.

Использованные источники располагаются в такой последовательности:

1. Конституция (Основной Закон) РФ. - М., 1994.

2. Законы РФ, Указы Президента Российской Федерации;

3. Постановления и решения Правительства РФ и субъектов РФ;

4. Инструкции и справочная литература;

5. Книги, монографии, статьи и др. источники в алфавитной последовательности;

6. Источники на иностранных языках.

Если это статья из журнала и т.п., то после названия статьи указывают название журнала, № выпуска, год издания, номера страниц.

М). Приложения.

Если собранный в результате проведенных исследований, материал очень объемным, то при его обработке делается много схем, таблиц, графиков и т.п., которые следует вынести в приложения.

Сюда же можно поместить описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы.

на помещенный в приложениях материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Как подготовить презентацию для конкурса


1. Все презентационные материалы предоставляются в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point (версии не старше Office 2003) или же в формате презентаций Open Office 3 (или младше). Не рекомендуется использовать эффекты анимации. Категорически не рекомендуется использовать музыкальное и прочее звуковое сопровождение (исключение составляют случаи, когда тема доклада требует демонстрации звуков).

2. Все графические материалы (фотографии, рисунки, иллюстрации и т.д.) встроенные в презентацию, в обязательном порядке подлежат сжатию.

3. Суммарный размер Файла презентации не должен превышать размер 80 Мб (исключение составляют презентации с числом слайдов более 50 - оговаривается отдельно).

4. Презентационные материалы предоставляются на портативных носителях (USB-Flash накопитель с разъемом USB), или же на DVD или CD дисках.

5. Все материалы, необходимые для презентации должны быть собраны в одной папке. Название папки должно соответствовать названию мероприятия. Файлы презентации должны быть названы Фамилией и именем выступающего.


© 2010-2022