Урок по биологии на тему Сообщества живых организмов (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сообщества живых организмов»

(6 класс)

Цель урока: сформировать представление учащихся о сообществах живых организмов

Задачи урока.

Обучающие:

  1. сформировать у учащихся представление о биоцено­зе

  2. раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов

  3. научить составлять цепи питания

Развивающие:

  1. со­вершенствовать умения самостоятельно работать с текстом учебника

  2. продолжить развивать умение приводить примеры живых организмов

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру речи, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Прогнозируемый результат урока:

  1. ученики характеризуют связи организмов в сообществе;

  2. устанавливают пищевые и непищевые связи живых организмов;

  3. знают состав цепей питания;

  4. учатся составлять цепи питания и характеризовать их.

Оборудование: учебники, конспекты, схемы и иллюстрации учебного пособия, примеры пищевых цепей, схема «Общая сема цепи питания»

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний


  1. Биологическая разминка.

Учащимся предлагается закончить предложения.


  1. Организм, имеющий только ему присущие особенности строения, называется...(Вид)

  2. Вид характеризуется следующими признаками: (Сходное внешнее и внутреннее строение, обитают на определенной территории со сходными условиями и дают плодовитое потомство)

  3. Территория, занимаемая видом, называется ... (Ареал)

  4. родственные виды объединяются в ... (Роды)

  5. Примеры видов растений: ... (Клевер ползучий, клевер луговой, клевер пашенный и др.)

  6. Примеры видов позвоночных животных: ... (Мышь-полевка, домовая мышь, и др. большой пестрый дятел, черный дятел, белоспинный дятел и др.)


  1. Беседа с учащимися по вопросам:


  • Могут ли животные синтезировать органические веще­ства из неорганических веществ?

  • На какие группы делятся животные по способу питания?

  • Какие организмы относятся к автотрофам и почему?

Изучение нового материала

Прослушивание учащимися сказки с последующей бе­седой по вопросам:


  • Взаимодействуют ли между собой живые организмы?

  • Какое влияние друг на друга они оказывают?

Сказка

Жил-был мужик, и была у него корова. Сходит старик на луг, накосит корове клевера, а вечером та даёт ему молоко. Выпьет мужик молока и хвалит свою корову. Но вот однажды прилетела к нему сова и говорит:

- Дай мне, мужик, молоко попробовать, ведь я тебе по­могаю: мышей ловлю, чтобы твой клевер лучше рос.

Жалко стало мужику молока. И сказал он сове:

- Я и без тебя обойдусь.

Обиделась сова и улетела к себе в лес. Обрадовались мы­ши, запели, заплясали и побежали разрушать шмелиные гнёзда. Негде стало жить шмелям. Собрались они и улетели на другой луг. Некому стало опылять, клевер стал вянуть и погибать. Такую траву даже корова отказалась есть. Переста­ла она давать молоко. Пошёл старик на поклон к сове:

- Прости меня, сова. Прилетай ночью на луг и лови мы­шей, а за это мы с тобой вечером будем пить коровье молоко. Вернулась сова на луг, и стали дружно жить с мужиком, мы­ши исчезли, а клевер рос большой и сочный.

• О чём говорится в этой сказке? (О том, что в природе всё взаимосвязано.)

Совокупность организмов разных видов, совместно оби­тающих на одной территории, составляет сообщество живых организмов, или биоценоз (от греч. биос - жизнь и койнос - общий).

Примерами различных биоценозов могут быть различные леса, луга, озера, пруды вместе с их обитателями.

Между организмами биоценоза существуют тесные связи. И в этом мы с вами убедились, прослушав небольшую сказку.

Одними из постоянно существующих, и самых главных связей в биоценозах являются пищевые связи.

Живые организ­мы в сообществах связаны друг с другом прежде всего пищевы­ми связями. Как известно, основу любого биоценоза составляют растения, которые, используя солнечную энергию, из неорганичес­ких веществ создают органические.

Растения поедаются растительноядными животными, кото­рые строят из органических веществ растений клетки своего тела. Плотоядные животные охотятся на растительноядных. В результате получается так называемая цепь питания: растениями кормят­ся растительноядные животные, а их поедают плотоядные.

Цепь питания - последовательный ряд видов организмов, в котором каждый предыдущий вид служит источником пищи для последующего.

Давайте рассмотрим рисунок 62, на странице 87 «Пример цепи питания»

Дуб - жуки-листоеды - насекомоядные птицы (скворец, синица, зяблик, дрозд, дятел и др.) - хищные птицы (орел, стервятник, ястреб, сова и др.).

Иногда эта цепь усложняется: одними хищниками могут кор­миться другие, а ими в свою очередь третьи.

В начале цепи, таким образом, находятся растения, называемые производителями. Они самостоятельно синтезируют себе необходимую энергию, используя Солнце. Они произ­водят органические вещества из неорганических за счет использо­вания энергии солнечного света. Растениями кормятся растительно­ядные животные, называемые потребителями. Растительноядные животные в свою очередь становятся жертвами хищников (тоже потребителей).

В состав природных сообществ входят также различные орга­низмы-разрушители. Они разлагают органические вещества остатков животных, отмершие растения или их части (листья, ветки, корни) до различных минеральных веществ, которые затем могут быть снова использованы растениями для получения органических веществ.

Разрушителями органических веществ в биоценозах являются бактерии и грибы. Но ими могут быть и некоторые животные (на­пример, дождевые черви, жуки могильщики).

Вместе с учащимися составляется «Общая схема цепи питания» (Используя рисунок 63, страница 88 учебника)

СХЕМА: Производители (Растения-автотрофы)  Потребители 1 (Растительноядные животные)  Потребители 2 (Хищные животные)  Организмы разрушители (Бактерии, грибы, дождевые черви, могильщики).

Все организмы-производители явля­ются автотрофами, а потребители и разрушители - гетеротрофами по способу питания.

После составления схемы учащиеся тренируются самостоятельно составлять цепи питания. (Некоторые цепи питания зачитываются в слух).

Кроме пищевых свя­зей, в природных сообществах между организмами устанавливаются и другие, непищевые взаимодействия.

Давайте рассмотрим рис.64, страница 89.

К непищевым взаимодействиям можно отнести строительство птицами гнезд, рыхление дождевыми червями почвы, опыление растений пчелами.

Запишите, пожалуйста, себе в конспект примеры непищевых взаимодействий. (Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника стр.89)

Рас­тения создают условия для проживания животных: дают возможность укрыться от врагов, построить гнездо, логово, уберечь от хищников потомство и т. п.

Животные опыляют растения, распространяют плоды и семена. Кроме того, они удобряют почву, разрыхляют ее. Это облегчает про­никновение в почву воды и воздуха, что ускоряет разложение органических остатков.

Таким образом, в любом сообществе все организмы тесно связа­ны и оказывают друг на друга влияние. Растения, животные, грибы и микроорганизмы не могут существовать независимо. Они живут сообществами и в процессе жизни вовлекаются в разнообразные связи между собой. Каждый организм является необходимым зве­ном сообщества.

Анализ и оценка работы учащихся

А) Составление цепей питания (работа в парах). При вы­полнении задания используются цветные иллюстрации с изо­бражением животных и растений. Учащиеся записывают цепи питания в тетрадь, объясняют роль организмов, входящих в них.

Б) Задание: Продолжите фразы (устно):

а) к производителям относятся ... ;

б) по типу питания они являются ... ;

в) к потребителям относятся ... ;

г) по типу питания они являются ... ;

д) к разрушителям относятся ... ;

е) хищники - это ... ;

ж) паразиты - это ... .

В) Задание: Соотнесите взаимоотношение организмов в биоценозе:

пищевые взаимодействия ;

непищевые взаимодействия .

а) Грибы и бактерии разлагают отмершие растения, остан­ки животных;

б) растительноядные животные порой становятся жертвой хищников;

в) дождевые черви участвуют в почвообразовании;

г) пчёлы опыляют цветки.

Подведение итогов

Учащиеся задают вопросы по теме. Учитель комментирует работу учащихся на уроке и выставляет отметки.

Рефлексия

Учащимся предлагается продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал (а)….», «Мое настроение на уроке было…»

Домашнее задание: параграф 20-21, подготовиться к самостоятельной работе.

© 2010-2022