Урок биологиина тему Органы чувств

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Многообразие органов чувств человека.

Цель урока: формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.

Задачи:

Обучающая: обеспечить условия для формирования представлений для связи органов чувств и здоровья человека.

Развивающая: развивать интеллектуальные и практические умения детей, развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье, воспитывать уважительное и бережное отношение к людям-инвалидам.

Оборудование: таблица «Орган слуха», «Орган зрения», муляжи уха и глаза, презентация по компьютеру, учебный диск.

Ход урока.


  1. Организационный момент

(поставить проблему)

  • зависит ли здоровье человека от органов чувств?

Вступительное слово учителя:

Органы чувств - связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Они позволяют полноценно учиться и трудиться. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями. Наша обязанность бережно и уважительно относиться к ним, а Ваша задача сегодня на уроке понять насколько значим каждый орган чувств и как нужно их беречь, чтобы быть здоровым и полноценными людьми.

Просмотр презентации «Органы чувств».

Встает группа учеников и рассказывает «Орган зрения».

  1. «Орган зрения играет самую большую роль в восприятии окружающего мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. Например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них».

  2. «Благодаря зрению мы можем по книгам, а теперь и с помощью компьютера, изучить опыт, накопленный человечеством».

  3. « Одна из важных характеристик зрения - это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения. Например, в школьные годы возникает близорукость или дальнозоркость». Демонстрация схемы близорукости и дальнозоркости.

Практическая работа «Роль зрительного анализатора».

Оборудование: карандаш, два тетрадных листа бумаги.


Ход работы.

1 Нарисуйте на листочке смайлик.

2 Закройте глаза и постарайтесь нарисовать такой же рисунок.

3 Откройте глаза и сравните рисунки.

Какие анализаторы участвовали в вашей деятельности в первом и во втором случае? Почему появились неточности в рисунке?

Ученик: « Одна из важных характеристик зрения - это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения. Например, в школьные годы возникает близорукость или дальнозоркость». Демонстрация схемы близорукости и дальнозоркости.

Учащиеся объясняют причины дальнозоркости и близорукости.

Ученик: Дальнозоркость бывает врожденой и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное и изображение попадает за сетчатку глаза. Приобретенная дальнозоркость возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для пожилых людей. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают при дальнозоркости.

Ученик: Близорукость бывает также врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму и поэтому изображение попадает не на сетчатку, а как бы перед ней. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы изображение попало на сетчатку глаза. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое возникает при нарушении гигиены зрения.


Береги свои глаза.

Глаз поранить очень просто,

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя

Тоже портятся глаза!

Телевизор в доме есть -

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд.

А передачи для ребят.

Не пиши склонившись низко,

Не держи учебник близко.

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра -

От стола до самых глаз

Должно быть 30 сантиметров.

Я вас хочу предостеречь!

Нужно всем глаза беречь!


Правила гигиены органа зрения.


  1. Не трогай глаза грязными руками.

  2. Остерегайся острых предметов.

  3. Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 см.

  4. Не читай в транспорте.

  5. Не читай лежа.

  6. Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.

  7. Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.

  8. Выполняй упражнения для отдыха глаз.

Учитель:

«Хочу всех предупредить, что очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков, особенно в подростковом возрасте! Токсические вещества вызывает у подростков поражение зрительного нерва, что может привести к потере зрения!»

Гимнастика для глаз. Рисуй глазами треугольник.

Учитель: включает музыку «Звуки природы».

Ученик: Чувство слуха - одно из главных в жизни человека, так как со слухом связана способность человека говорить. А речь - это важное средство общения между людьми, основа их взаимоотношений в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека.

Ученик: С помощью слуха человек улавливает различные звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире. При этом нашему слуху приятны одни звуки, такие как звуки природы (пение птиц, шорохи леса, звуки моря) и различные музыкальные произведения. И неприятны другие звуки - шум машин, работающих станков, взлетающих самолетов, да что там далеко ходить - шум на переменах в школе!

Ученик: Ухо - очень тонкий и сложный орган , который нужно беречь. Громкие звуки, особенно если их долго слушать, могут ослабить слух. Из всего выше сказанного можно вывести

Правила органа слуха.


  1. Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.

  2. Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра.

  3. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.

  4. Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.

Учитель : вклчает музыку и предлагает закрыть глаза и порелаксировать минутку. И приэтом берет и начинает чистить, прохаживаясь по классу. - Какие органы чувств у вас работают?

Ученик: Мир заполнен разными запахами, которые имеют большое значение у человека. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа - надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи - надо отказаться от нее, почувствовали запах дыма - надо побыстрее покинуть помещение.

Ученик: Человек способен различать около 4 тыс. самых различных запахов. Это дает возможность без труда отличить запах еды от запаха духов. Орган который чувствует запахи - нос. В нем находятся обонятельные клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе.

Ученик: Многие запахи благотворно влияют на здоровье и самочувствие человека. На этом основана ароматерапия - это оздоровление и лечение организма человека путем воздействия на него эфирных масел. Но нужно быть очень осторожными с другими запахами, которые могут вызвать опасную зависимость от химических веществ, разрушающих клетки головного мозга и такая зависимость называется токсикоманией.

Ученик: Обонятельные центры очень чувствительные, поэтому нужно соблюдать определенные правила:


  1. При выполнении лабораторных работ с пахучими веществами , нельзя резко их вдыхать, а нужно легкими движениями руки направлять воздух к носу.

  2. Необходимо регулярно проветривать помещение.

  3. Особенно опасно для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.

  4. Курение и даже пассивное вдыхание табачного дыма очень вредны для органа обоняния, так как разрушают чувствительные клетки.

Учитель предлагает ученику игру «Определи предмет на ощупь» (ученик засовывает руку в мешок , не глядя, выбирает предмет и на ощупь определяет, что это). Какое чувство тебе помогло определить, что находится в мешке?

Ученик: Самый большой орган чувств - это кожа. Она воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и наконец - боль. В коже на 1 квадратном см около 100 рецепторов боли, которые тут же дают сигнал тревоги

организму.

В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым мы притрагиваемся. Известно, что разные участки тела по-разному чувствительны к холоду. Что у нас замерзает быстрее всего в сильный мороз? Конечно, пальцы рук и ног, уши и нос. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду. Ощупывая предмет с закрытыми глазами, мы можем определить их форму, величину, характер поверхности, температуру. Особенно хорошо развито осязание у слепых людей. Благодаря осязанию они даже читают

осязанию они даже читают с помощью пальцев по особым выпуклым знакам - буквам.

Учитель: загадка «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык)

Какой орган чувств остался без внимания?

Ученик: Вкус - ощущение сложное. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка - на вкусовых сосочках.

- кончик языка чувствителен к сладкому

  • корень языка - к горькому

  • боковые края - к кислому

  • передняя и боковые части - к соленому

По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга.

При восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка и из сочитания четырех простых вкусов мозг создает сложный вкусовой образ . Орган вкуса особенно важен для дегустаторов - людей, которые по вкусу определяют качество продукта.

Правила , чтобы орган работал без ошибок.

  1. Не употребляй слишком горячую пищу.

  2. Соблюдай режим и рацион питания.

  3. Мойте руки перед едой.

  4. Не берите в рот назнакомые растения.

  5. Научись оказывать первую помощь при отравлениях.

  6. Содержи в порядке полость рта.

  7. Соблюдай правило «когда я ем - я глух и нем».

Ученик: Но, оказывается, чтобы получить от пищи удовольствие, одних вкусовых ощущений недостаточно. Человек, невоспринимающий запах пищи, перестает ощущать и ее вкус. В создании вкусового образа жизни обязательно участвует также осязание, и зрение. Ведь мы оцениваем одновременно пищу и по механическим, и по температурным и по внешним признакам.

Учитель: подводя итог урока, спрашивая ученика, спрашивает учащихся: «Какой же сделали вы вывод? Какой орган чувств самый важный?»

Ученик: «Я понял, что окружающий нас мир мы воспринимаем как целое, и нельзя выделить какой- то вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений - это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодествие ощущений - непременное условие полноценной трудовой деятельности человека».

Закрепление.

Задачи:

1. Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Однако через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел тропинку. Дайте объяснение этому явлению.

2. В медицинской практике и в быту, мы часто пользуемся анастезирующими средствами с целью уменьшения или устранения ощущения боли. Каким образом эти вещества устраняют боль?

3. У многих млекопитающих животных обоняние развито сильнее, чем у человека. Что общего в значении обоняния для тех и других и чем отличается

оно у человека?


Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченной возможностью. Наша обязанность бережно и уважительно относиться к ним.


© 2010-2022