- Преподавателю
- Биология
- Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кошелева Т.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПАСПОРТ
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«Путешествие в страну ЭКОС »
-
Экологический лагерь с дневным пребыванием « Путешествие в страну ЭКОС»
-
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бондюжская средняя общеобразовательная школа», Чердынского района, Пермского края, ул.Пенягина, 15
-
Сроки проведения 03.06.2015 по 26.06.2015 г.
-
Количество детей - 15 человек. Возраст с 10 до 14 лет.
Примерный список
№
Ф.И.О.
Класс
Кол-во
лет
Место работы родителей
1.
Бабурина Оксана Александровна
3
10
Бабурина Елена Ивановна,
пенсионерка
2.
Васюков Дмитрий Евгеньевич
6
13
Кошелева Ирина Александровна, МАОУ »Пильвенская ООШ», декретный отпуск.
3.
Виклюк Александра Сергеевна
5
13
Виклюк Надежда Николаевна, МАОУ «Бондюжская ООШ»,
декретный отпуск
4.
Габриэль Анжела Андреевна
5
12
Габриэль Светлана Анатольевна, ФГУОИК 19/22
5.
Головченко Артём Александрович
5
13
Головченко Ольга Юрьевна, домохозяйка
6.
Жикина Вера Андреевна
4
11
Жикина Елена Александровна МАОУ «Бондюжская ООШ», уборщица
7.
Колычева Юлия Николаевна
7
14
Колычева Раиса Владимировна, пенсионерка
8.
Кошелев Кирилл
Фанильевич
3
10
Кошелева Елена Викторовна, ЧП »Макидон», продавец.
9.
Новиков Станислав Александрович
5
11
Новикова Надежда Валентиновна МАОУ «Бондюжская ООШ», уборщица
10.
Останин Сергей Викторович
4
12
Останин Виктор Иванович, безработный
11.
Палехов Аркадий Владимирович
4
11
Палехова Елена Владимировна, ФГУОИК 19/22, военнослужащая
12.
Самосушева Софья Сергеевна
4
11
Самосушева Светлана Николаевна, пенсионерка
13.
Храмова Галина Сергеевна
4
11
Храмова Елена Елена Викторовна,ФГУОИК 19/22, военнослужащая
14.
Храмова Софья Александровна
4
11
Храмова Елена Николаевна, сбербанк, оператор
15.
Тулаев Никита Фёдорович
4
11
Якушева Ирина Александровна, МАОУ »Бондюжская ООШ», повар
-
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Экологический лагерь «ЭКОС» при МАОУ «Бондюжская основная
общеобразовательная школа» Чердынского района начал свое существование 17 лет тому назад. Вначале основателем и руководителем лагеря была Новоселова Л.Ф. Сейчас лагерем руководит Кошелева Т.В.
Основной целью лагеря было формирование экологической культуры.
В основе программы лагеря лежит теоретическое и практическое изучение природных комплексов и природных компонентов, комплексные экскурсии в природу, эколого-просветительская деятельность и культурно-оздоровительные мероприятия.
Экологический лагерь нравится детям - это видно по дневнику настроений, по отзывам ребят по окончании смены. Экологический лагерь - это та среда, где учащиеся вовлекаются в деятельность, которая рождает потребность в знаниях, побуждает заниматься самообразованием. В результате деятельности возникает потребность в общении, в желании поделиться с другими тем, что найдено, понять, сделать самим. А дальше творческая деятельность: написание докладов к мини-конференции, оформление газет и стендов в школе, проведение различных мероприятий и главное самосознание себя в этом мире.
Нам очень хочется продолжить это начинание и поддержать традиции лагеря, которые отрабатывались на протяжении многих лет.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологический лагерь предназначен для экологического воспитания и
образования учащихся с 10 до 14 лет, так как этот возраст дает стимул к самовоспитанию ценных в нравственном и экологическом плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности.
Программа предусматривает расширение знаний и умений, навыков полученных детьми при изучении курса школьных программ по таким предметам как биология, география, природоведение.
Приоритетными категориями при приеме детей в лагерь являются дети с девиантным поведением, дети инвалиды и дети из неблагополучных и многодетных семей.
-
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
-
ЦЕЛЬ: Формирование основ экологического сознания, культуры на основе понимания общих законов развития материального мира
ЗАДАЧИ:
-
Расширение экологических знаний полученных при изучении школьных предметов.
-
Формирование и развитие интереса у детей к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
-
Научиться правильно оформлять свои исследования.
Создать гербарий лекарственных трав, некоторых видов лишайников.
-
Продолжить паспортизацию комнатных растений.
-
Научиться описывать флору и фауну водоемов по специальной методике.
-
Формирование творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.
-
Формирование активного и ответственного отношения к окружающей среде.
-
Содействие профессиональной ориентации.
-
Организация активного отдыха и оздоровление детей.
2.2. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Основная идея экологического образования состоит в том, чтобы дети смогли осознать огромную ценность всего живого на Земле и роль человека в преобразовании природы.
Программа лагеря соблюдает основные положения личностно-деятельного и системного подходов. А смысл заключается в следующем:
-
разнообразная деятельность экологического характера: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная и другие;
-
право выбора того вида деятельности, который способствует способностям ребенка, его склонностям, интересам;
-
воспитание способности и потребности общения с миром через освоение гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
В качестве ведущего принципа взят принцип расширение индивидуального экологического пространства. В соответствии с этим принципом основные экологические понятия, экологические проблемы рассматриваются на уровне села, района, страны и всей планеты. Этот принцип позволит учитывать возрастные психофизиологические особенности детей при организации различных видов деятельности.
3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
В лагерь приглашаются дети в возрасте от 10 до 13 лет, все у кого есть желание что-то исследовать в природе, позаботиться о ней. Количество детей в лагере 10 человек. Ребята в лагере будут поделены на знатоков и у каждого знатока будут свои обязанности.
Обязанности знатоков
-
Командир - отвечает за выполнение знатоками своих должностных обязанностей.
-
Краевед - может кратко рассказать историю своего населенного пункта, показать его на карте области, назвать несколько имен выдающихся людей родного края. Знать и объяснять, откуда пошло название рек.
-
Эколог - может рассказать о взаимосвязях известных живых организмов водоема, леса, луга, рассказать об экологических законах. Знакомит с нравственным кодексом юного эколога.
-
Фенолог - отвечает за ведение календаря природы.
-
Знаток растений - учит следить за работой фитобара и правильному сбору растений и составлению гербариев, умеет вести наблюдения за растениями по специальным методикам. Проводит паспортизацию комнатных растений, помогает выявлять Краснокнижные растения и заполнять на них учетную карточку.
-
Знаток животных - умеет вести наблюдения за изменениями в жизни животных в летний период по специальным методикам.
-
Знаток воды - проводит анкету, скрининг воды в своей квартире, умеет брать пробу воды и с помощью учителя делать ее анализ, производить обследование реки.
-
Художник - оформляет дневник смены, оформляет стенды кабинета плакатами экологического содержания.
Фотограф - делает снимки фотографий и оформляет альбом лагеря.
-
Знаток медицины - может оказать первую помощь, следит за выполнением членами лагеря правил личной гигиены, поможет рассказать, как использовать лечебные травы. Активный помощник в проведении всех оздоровительных мероприятий.
-
Физорг - помогает в проведении утренней гимнастики. Активный помощник в проведении всех оздоровительных мероприятий.
-
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Время проведения лагеря - июнь месяц, потому что июнь благоприятное время для изучения цветущих растений, животных, а также обитателей водной среды.
Основная база - лабораторная база располагается в школе, здесь и проходит теоретическая часть. Практическая часть - окрестности с.Бондюг.
Места исследований и практических работ находятся на разном расстоянии, но в основном это окрестности с. Бондюг.
Питание детей осуществляется в школьной столовой.
Пребывание детей в лагере с 9.00 до 14.00.
5. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Экологический лагерь позволяет создать такие условия, в которых дети успешно овладевают различными видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно-субъективных отношений, где сами дети являются активными творцами этих отношений, а не только их созерцателями.
Для проведения этапов развития коллектива предусмотрены эффективные традиционные для данного лагеря виды деятельности. Это - познавательная, игровая деятельность, природоохранительная, исследовательская и другие.
В течение работы лагеря с детьми будет проведен экопсихологический тренинг, разработанный на основе существующих программ по психокоррекции (по С.Дерябо, В.Ясвину) отношения к природе. Все дети лагеря подчиняются нравственному кодексу юного эколога принятому в начале смены.
Каждый ребенок при выборе должностей, получает индивидуальный план подготовки к итоговой мини-конференции.
6. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (Образовательно - оздоровительный).
Подготовительный этап включает:
-
Организатор создаёт программу работы экологического лагеря.
-
Программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитывая способности каждого ученика. Принимаются во внимание возрастные особенности учащихся.
-
Обеспечивается полноценное питание и режим работы.
-
Привлечение медицинских работников для обследования детей (необходимые прививки).
-
Обеспечение необходимым оборудованием, инвентарём и материалом.
Основной этап
Перед началом работы лагеря вывешиваем такое объявление
Если ты хотел бы знать,
Как же летом отдыхать,
Ты не мучайся, не жди,
В ЭКОС к нам ты приходи!
У нас всегда много желающих, некоторые из ребят посещают его по несколько лет.
В этом году программа работы оздоровительного лагеря называется « Путешествие в страну ЭКОС». Она рассчитана на 21 день пребывания в лагере и предполагает путешествие по различным станциям - дням.
Каждый день имеет свою тематическую направленность.
Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом ребятам предлагается проведение имитационной игры: «Путешествие в страну здоровья ЭКОС».
Цель: создание условий для социального становления личности ребёнка, осознания себя, как часть природы и общества.
Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.
1 этап - организационный (включение в игру) начинается с акции « Отправляемся в путешествие в страну здоровья ЭКОС».
-
Знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода.
-
Выявление интересов, склонностей и способностей детей.
-
Мотивация на игровое взаимодействие.
-
Посвящение в жителей страны. Образование групп для путешествия по различным городам в стране ЭКОС, распределение обязанностей между жителями страны, разработка правил жизни во время путешествия по городам.
-
Придумывание названия, девиза и эмблемы страны.
Правила игры
Действие игры - путешествия происходит по различным странам. Все принимают активное участие в игре (в том числе и взрослые) являются жителями страны. Они имеют ряд особенностей, отражённых в стране здоровья ЭКОС.
В лагере действует система поощрения:
1. Система коллективного поощрения участников :
А.Каждая группа зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество баллов - 3 балла - «отлично», 2 балла - «молодец», 1 балл - «подтянись». Баллы в виде кружков различного цвета. В конце путешествия подводиться итог.
Б.На макете страны здоровья «ЭКОС» будут нанесены города, каждая группа путешествуя по городам за активность зарабатывает баллы.
2. Система индивидуального оценивания участников экипажа:
А.За активное участие в путешествии по стране здоровья ЭКОС лидеры поощряются медалью «Лидер путешествия страны здоровья ЭКОС».
Б.За особые спортивные достижения выдаётся грамота «В здоровом теле - здоровый дух!», а также грамоты по другим номинациям.
2 этап - основной период проходит под девизом: «Понимание друг друга и природы!».
Задачи этапа:
-
Постепенное включение жителей страны здоровья ЭКОС в совместную жизнь.
-
Создание условий самореализации и саморазвития детей. Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители страны включаются в Вахту Добрых дел - природоохранная, здоровосберегающая и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно. Этот период насыщен интеллектуальными, развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся членов экипажа. Члены экипажа учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.
3 этап - заключительный посвящён подведению итогов.
Задачи этапа:
-
Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы).
-
Исследовательская работа обобщается и демонстрируется на мини - конференции.
-
Оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребёнка или группы учащихся).
-
Проводятся все заключительные диагностики.
Структура лагерной смены (отражена в плане работы)
-
Трудовой десант.
-
Экологический ликбез.
-
Практические занятия.
-
Оздоровительные мероприятия.
-
Интеллектуальные игры.
-
Развлекательные мероприятия.
В режиме дня лагеря используем следующие речёвки:
1.Все ребята по порядку
Становитесь на зарядку
2.Спасибо зарядке
Здоровье в порядке.
3.Всем за стол
Узнать пора
Чем богаты повара.
4.Спасибо вам за завтрак,
Придём мы к вам и завтра.
Спасибо за обед -
Он был нам не во вред!
5. Кто куда, а мы в поход,
Ведь поход знаний много принесёт!
6.Вот пришёл веселья час,
Здесь играют все у нас,
Прыгай, бегай, развлекайся
И других не обижай.
7.Нас вперед ведут дороги.
Наш девиз: « Всегда вперед!»
Наши лучшие предлоги:
Через, Сквозь и Поперек.
7. Перспективный план работы
Дата
Название дня
Познавательная, игровая деятельность
Природо-охранная деятельность
Исследовательская деятельность
Оздорови-
тельная дея-тельность
1 день
Путешествие в страну ЭКОС - открытие смены
1. Беседа о том, что мы отправляемся в путешествие в страну ЭКОС.
2. Правила поведения на природе.
3. Клятва юных экологов.
4. Посвящение в экологи.
Анкета «Мое отношение к природе»
Экскурсия в окрестности
села Бондюг на Ракинский холм и р.Каму.
Обследование детей в больнице
Ежедневная утренняя гимнастика.
Открытие фитобара- приготовление витаминного чая и ежедневная его работа.
2- 3
день
Город «Цветочная поляна».
1. Беседа «Загадочный мир цветов».
2.Игра - викторина
«Неповторимый букет».
3.Конкурс «Цветочная лесенка»
3. Правила сбора растений.
Конкурс рисунков: «Мой волшебный цветок».
1. Экскурсия на Жикинский холм по изучению видового состава растительности.
2. Познакомить с правилами сбора лекарственных растений.
3.Сбор растений для гербария.
4- 5 день
Город «Лекарственные растения».
1. Беседа «Лекарственные растения - замечательное богатство природы».
2. Викторина: «Зеленая аптека под ногами».
Методика сбора лекарственного сырья.
1. Сбор лекарственных растений для фитобара.
6день
Город «Праздник»
5 июля - Всемирный день защиты окружающей среды.
1. Беседа о Всемирном дне защиты окружающей среды.
2. Конкурс «Сохраним родную природу!»
3.Эковикторина «Берегите землю!»
Очистка леса на экологической тропе от мусора.
7 день
Город «Красная книга».
1.Беседа о охраняемых растениях и животных.
2.Викторина о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Плакаты и рисунки в защиту растений и животных, находящихся под охраной.
Составление Красной книги нашего района.
Обследование мест произрастания растений
8 день
Город «Библиотека»
Познавательно - экологическое мероприятие «Берегите Землю, берегите!»
Экскурсия в библиотеку.
.
Ежедневная утренняя гимнастика.
ежедневная работа фитобара.
9 день
Город » Я люблю тебя Россия!» 12 июня день России.
1.Беседа о предстоящем празднике.
2.Беседа о поездке в дендрарий и правилах поведения в автобусе.
1.Чтение стихов и слушанье музыки о природе.2.Конкурс рисунков о Родине.
10 - 13
день
Город «Вода».
-
Беседа «Мать водица - всему царица!».
-
Праздник «Нептун в гостях у детей».
-
Экологическая игра «Рыбная ловля»
1.Очистка русел рек Бондюжанки и Хмелянки от мусора.
2.Очистка родников от мусора.
1.Исследование флоры и фауны пруда.
2.Исследование флоры и фауны местных рек Хмелянки и Бондюжанки.
3.Определение основных свойств воды (скорость течения, прозрачность)
4.Отбор проб воды на химический состав.
14день
Город «Мхи, лишайники, грибы».
1.Беседа» Лишайники - индикаторы чистого воздуха».
2.Игра - занятие «Прогулка в сосновый лес».
3.Лесные соревнования.
Плакаты в защиту лишайников, мхов, грибов.
1.Проведение опытов о способности лишайников впитывать воду.
2.Гербаризация лишайников нашей местности.
15день
Город «Поляна насекомых».
1.Путешествие по поляне насекомых.
2. Устный журнал »Кто в муравейнике живёт?».
. 1.Плакаты в защиту насекомых.
2.Огораживание муравейников.
1.Подсчёт и обследование муравейников.
2.Сравнивание результатов с прошлым годом.
16день
Город «В царстве Берендея».
-
Эко КВН «Всё о птицах»
-
Игра «В царстве Берендея».
-
Беседа «Тайны леса».
-
Игра «Деревья украшение земли».
-
Игра 12 записок.
1.Конкурс природоохранных плакатов.
2.Конкурс поделок из природного материала.
1.Экскурсия «Лес и обитатели стволов деревьев».
2.Определение основных лесообразующих древесных пород.
3.Определение высоты деревьев.
17- 18
день
Город «Комнатные растения».
-
Беседа о комнатных растениях.
-
Игра «Поле чудес» по теме: «Комнатные растения».
-
Игра «Узнай комнатное растение по описанию».
1.Пересадка комнатных растений.
2. Конкурс рисунков «Моё любимое комнатное растение».
Защита рефератов, презентаций о своём любимом растении.
Ежедневная утренняя гимнастика.
ежедневная работа фитобара
Плакат «Береги здоровье смолоду»
Заключительное обследование детей в больни
19
день
Город «Спорт».
1.Спортивный праздник.
Защита плакатов «Береги здоровье смолоду!»
20 день
Город «Поход»
1.Беседа «Ориентирование в природе по различным признакам»
2. Правила поведения в походе.
Защита плакатов
«Берегите лес от пожара!»
Соблюдение личной гигиены в походах.
21
день
Завершение путешествия по городам страны ЭКОС.
1.Подведение итогов.
2.Напутствие на лето: «ПДД ты должен знать, обязательно на пять!»
Заключительная анкета «Мое отношение к природе»
1. Мини-конференция «Отчеты знатоков о проделанной работе»
2. Подготовка материалов для СМИ.
8. РАСПОРЯДОК ДНЯ
-
Часы работы лагеря
9.00-14.00
1. Приход детей
9.00
2. Утренняя зарядка
9.15-9.30
3. Завтрак
9.30-10.00
4. Теоретическая часть:
проведение бесед, игр, мероприятий
10.00-11.00
5. Практическая часть:
целевые экскурсии, акции
11.00-13.00
6. Обед
13.00-13.30
7. Итог дня
- обработка результатов
- заполнение дневника смены
13.30-14.00
8. Уход домой
14.00
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОЦЕНКА
-
Выполняя обязанности знатоков природы, дети расширяют экологические знания.
-
научатся работать по различным методикам, правильно оформлять свои работы;
-
с детьми будет проведена первичная и итоговая оценка субъективного отношения по методике «ЭЗОП», по С.Д.Дерябо, В.А.Ясвику;
-
доклады о проделанной работе будут заслушаны на конференции;
-
дети активно с пользой отдохнут и поправят свое здоровье.
-
-
Перспективы дальнейшего обучения.
В дальнейшем дети могут продолжить заниматься любимым делом на уроках природоведения, биологии, географии и в кружках. Это поможет им при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения по данному профилю.
-
Условия реализации.
-
наличие помещения;
-
коллекция растений, животных;
-
учебный кабинет;
-
определители растений, животных;
-
реактивы для взятия проб воды;
-
наборы открыток, фотографий;
-
библиотека методической и популярной литературы по биологии, экологии, географии;
-
плакаты, таблицы;
-
богатые растительным и животным миром живописные окрестности с.Бондюг.
-
-
Формы и методы отслеживания результатов (мониторинг).
-
ведение дневника смены, где заносятся результаты исследовательской работы;
-
анкетирование;
-
дневник настроения;
-
фотографирование тех мест, где побывали и выпуск газеты;
-
защита мини-докладов на конференции;
-
паспортизация растений, рек
-
система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:
-
а) успешное участие в стране ЭКОС поощряется медалью «Лидер страны ЭКОС»
б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой «В здоровом теле - здоровый дух!»
в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук страны ЭКОС.
- основной период проходит под девизом «Понимание друг друга и природы».
-
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Схема управления программой
-
Зам.директор по воспитательной работе
Ответственный за летний отдых детей
Шофер
Ответственный за доставку детей к месту экскурсии
Медицинский работник
Ответственный за здоровье детей
Учитель биологии, воспитатель
Ответственные за проведение экологического лагеря
Завхоз
Ответственный за сохранность продуктов
Зав.пищеблоком, повар
Ответственный за пищеблок
10.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы имеется помещение - кабинет биологии, имеются аудио и видеоаппаратура, компьютер, сканер, мультимедийный проектор, диафильмы. Для поездки на экскурсии имеется автомашина.
-
Кадровое обеспечение
-
Кошелева Т.В. - учитель биологии
-
Якушева Е.Г. - воспитатель
-
Каурова В.М. - шеф-повар
-
Якушева И.А. - повар
-
Микова О.С. - медицинский работник
-
Самосушева Л.Н.. - завхоз
-
Мелкомуков А.Н. - шофер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический лагерь существует в нашей школе уже 17 лет. При этом его совершенствование никогда не прекращалось и прекращаться не будет. Мы работаем с детьми и обращаемся к глубинным ценностям личности, ориентированным на ее саморазвитие.
Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. А прекрасные возможности для развития личности дают детям летние каникулы, когда практически для каждого ребенка можно создать ситуацию успеха.
8