Программа летнего оздоровительного лагеря

Экологический лагерь «ЭКОС» при МАОУ «Бондюжская основная   общеобразовательная школа»  Чердынского района начал свое существование 17 лет тому назад. Вначале основателем и руководителем лагеря была Новоселова Л.Ф. Сейчас лагерем руководит Кошелева Т.В.      Основной целью лагеря было  формирование экологической культуры.  В основе программы  лагеря лежит теоретическое и практическое изучение природных комплексов и природных компонентов, комплексные экскурсии в природу, эколого-просветительска...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПАСПОРТ

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«Путешествие в страну ЭКОС »


  1. Экологический лагерь с дневным пребыванием « Путешествие в страну ЭКОС»

  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бондюжская средняя общеобразовательная школа», Чердынского района, Пермского края, ул.Пенягина, 15

  3. Сроки проведения 03.06.2015 по 26.06.2015 г.

  4. Количество детей - 15 человек. Возраст с 10 до 14 лет.

Примерный список


Ф.И.О.

Класс

Кол-во

лет

Место работы родителей

1.


Бабурина Оксана Александровна

3




10




Бабурина Елена Ивановна,

пенсионерка

2.

Васюков Дмитрий Евгеньевич

6

13

Кошелева Ирина Александровна, МАОУ »Пильвенская ООШ», декретный отпуск.

3.

Виклюк Александра Сергеевна

5

13

Виклюк Надежда Николаевна, МАОУ «Бондюжская ООШ»,

декретный отпуск

4.

Габриэль Анжела Андреевна

5

12

Габриэль Светлана Анатольевна, ФГУОИК 19/22


5.

Головченко Артём Александрович

5

13

Головченко Ольга Юрьевна, домохозяйка

6.

Жикина Вера Андреевна

4

11

Жикина Елена Александровна МАОУ «Бондюжская ООШ», уборщица

7.

Колычева Юлия Николаевна

7

14

Колычева Раиса Владимировна, пенсионерка


8.



Кошелев Кирилл

Фанильевич

3




10




Кошелева Елена Викторовна, ЧП »Макидон», продавец.

9.

Новиков Станислав Александрович

5

11

Новикова Надежда Валентиновна МАОУ «Бондюжская ООШ», уборщица

10.

Останин Сергей Викторович

4

12

Останин Виктор Иванович, безработный

11.

Палехов Аркадий Владимирович

4

11

Палехова Елена Владимировна, ФГУОИК 19/22, военнослужащая

12.

Самосушева Софья Сергеевна

4

11

Самосушева Светлана Николаевна, пенсионерка

13.

Храмова Галина Сергеевна

4

11

Храмова Елена Елена Викторовна,ФГУОИК 19/22, военнослужащая

14.

Храмова Софья Александровна

4

11

Храмова Елена Николаевна, сбербанк, оператор

15.

Тулаев Никита Фёдорович

4

11

Якушева Ирина Александровна, МАОУ »Бондюжская ООШ», повар





  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ


Экологический лагерь «ЭКОС» при МАОУ «Бондюжская основная

общеобразовательная школа» Чердынского района начал свое существование 17 лет тому назад. Вначале основателем и руководителем лагеря была Новоселова Л.Ф. Сейчас лагерем руководит Кошелева Т.В.

Основной целью лагеря было формирование экологической культуры.

В основе программы лагеря лежит теоретическое и практическое изучение природных комплексов и природных компонентов, комплексные экскурсии в природу, эколого-просветительская деятельность и культурно-оздоровительные мероприятия.

Экологический лагерь нравится детям - это видно по дневнику настроений, по отзывам ребят по окончании смены. Экологический лагерь - это та среда, где учащиеся вовлекаются в деятельность, которая рождает потребность в знаниях, побуждает заниматься самообразованием. В результате деятельности возникает потребность в общении, в желании поделиться с другими тем, что найдено, понять, сделать самим. А дальше творческая деятельность: написание докладов к мини-конференции, оформление газет и стендов в школе, проведение различных мероприятий и главное самосознание себя в этом мире.

Нам очень хочется продолжить это начинание и поддержать традиции лагеря, которые отрабатывались на протяжении многих лет.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологический лагерь предназначен для экологического воспитания и

образования учащихся с 10 до 14 лет, так как этот возраст дает стимул к самовоспитанию ценных в нравственном и экологическом плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности.

Программа предусматривает расширение знаний и умений, навыков полученных детьми при изучении курса школьных программ по таким предметам как биология, география, природоведение.

Приоритетными категориями при приеме детей в лагерь являются дети с девиантным поведением, дети инвалиды и дети из неблагополучных и многодетных семей.


  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ: Формирование основ экологического сознания, культуры на основе понимания общих законов развития материального мира

ЗАДАЧИ:

  1. Расширение экологических знаний полученных при изучении школьных предметов.

  2. Формирование и развитие интереса у детей к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.

  3. Научиться правильно оформлять свои исследования.

Создать гербарий лекарственных трав, некоторых видов лишайников.

  1. Продолжить паспортизацию комнатных растений.

  2. Научиться описывать флору и фауну водоемов по специальной методике.

  3. Формирование творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.

  4. Формирование активного и ответственного отношения к окружающей среде.

  5. Содействие профессиональной ориентации.

  6. Организация активного отдыха и оздоровление детей.

2.2. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Основная идея экологического образования состоит в том, чтобы дети смогли осознать огромную ценность всего живого на Земле и роль человека в преобразовании природы.

Программа лагеря соблюдает основные положения личностно-деятельного и системного подходов. А смысл заключается в следующем:

  1. разнообразная деятельность экологического характера: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная и другие;

  2. право выбора того вида деятельности, который способствует способностям ребенка, его склонностям, интересам;

  3. воспитание способности и потребности общения с миром через освоение гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

В качестве ведущего принципа взят принцип расширение индивидуального экологического пространства. В соответствии с этим принципом основные экологические понятия, экологические проблемы рассматриваются на уровне села, района, страны и всей планеты. Этот принцип позволит учитывать возрастные психофизиологические особенности детей при организации различных видов деятельности.

3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

В лагерь приглашаются дети в возрасте от 10 до 13 лет, все у кого есть желание что-то исследовать в природе, позаботиться о ней. Количество детей в лагере 10 человек. Ребята в лагере будут поделены на знатоков и у каждого знатока будут свои обязанности.

Обязанности знатоков

  1. Командир - отвечает за выполнение знатоками своих должностных обязанностей.

  2. Краевед - может кратко рассказать историю своего населенного пункта, показать его на карте области, назвать несколько имен выдающихся людей родного края. Знать и объяснять, откуда пошло название рек.

  3. Эколог - может рассказать о взаимосвязях известных живых организмов водоема, леса, луга, рассказать об экологических законах. Знакомит с нравственным кодексом юного эколога.

  4. Фенолог - отвечает за ведение календаря природы.

  5. Знаток растений - учит следить за работой фитобара и правильному сбору растений и составлению гербариев, умеет вести наблюдения за растениями по специальным методикам. Проводит паспортизацию комнатных растений, помогает выявлять Краснокнижные растения и заполнять на них учетную карточку.

  6. Знаток животных - умеет вести наблюдения за изменениями в жизни животных в летний период по специальным методикам.

  7. Знаток воды - проводит анкету, скрининг воды в своей квартире, умеет брать пробу воды и с помощью учителя делать ее анализ, производить обследование реки.

  8. Художник - оформляет дневник смены, оформляет стенды кабинета плакатами экологического содержания.

Фотограф - делает снимки фотографий и оформляет альбом лагеря.

  1. Знаток медицины - может оказать первую помощь, следит за выполнением членами лагеря правил личной гигиены, поможет рассказать, как использовать лечебные травы. Активный помощник в проведении всех оздоровительных мероприятий.

  2. Физорг - помогает в проведении утренней гимнастики. Активный помощник в проведении всех оздоровительных мероприятий.


  1. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Время проведения лагеря - июнь месяц, потому что июнь благоприятное время для изучения цветущих растений, животных, а также обитателей водной среды.

Основная база - лабораторная база располагается в школе, здесь и проходит теоретическая часть. Практическая часть - окрестности с.Бондюг.

Места исследований и практических работ находятся на разном расстоянии, но в основном это окрестности с. Бондюг.

Питание детей осуществляется в школьной столовой.

Пребывание детей в лагере с 9.00 до 14.00.


5. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ


Экологический лагерь позволяет создать такие условия, в которых дети успешно овладевают различными видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно-субъективных отношений, где сами дети являются активными творцами этих отношений, а не только их созерцателями.

Для проведения этапов развития коллектива предусмотрены эффективные традиционные для данного лагеря виды деятельности. Это - познавательная, игровая деятельность, природоохранительная, исследовательская и другие.

В течение работы лагеря с детьми будет проведен экопсихологический тренинг, разработанный на основе существующих программ по психокоррекции (по С.Дерябо, В.Ясвину) отношения к природе. Все дети лагеря подчиняются нравственному кодексу юного эколога принятому в начале смены.

Каждый ребенок при выборе должностей, получает индивидуальный план подготовки к итоговой мини-конференции.

6. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (Образовательно - оздоровительный).

Подготовительный этап включает:

  • Организатор создаёт программу работы экологического лагеря.

  • Программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитывая способности каждого ученика. Принимаются во внимание возрастные особенности учащихся.

  • Обеспечивается полноценное питание и режим работы.

  • Привлечение медицинских работников для обследования детей (необходимые прививки).

  • Обеспечение необходимым оборудованием, инвентарём и материалом.

Основной этап

Перед началом работы лагеря вывешиваем такое объявление

Если ты хотел бы знать,

Как же летом отдыхать,

Ты не мучайся, не жди,

В ЭКОС к нам ты приходи!

У нас всегда много желающих, некоторые из ребят посещают его по несколько лет.

В этом году программа работы оздоровительного лагеря называется « Путешествие в страну ЭКОС». Она рассчитана на 21 день пребывания в лагере и предполагает путешествие по различным станциям - дням.

Каждый день имеет свою тематическую направленность.

Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом ребятам предлагается проведение имитационной игры: «Путешествие в страну здоровья ЭКОС».

Цель: создание условий для социального становления личности ребёнка, осознания себя, как часть природы и общества.

Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.

1 этап - организационный (включение в игру) начинается с акции « Отправляемся в путешествие в страну здоровья ЭКОС».


  • Знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода.

  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей.

  • Мотивация на игровое взаимодействие.

  • Посвящение в жителей страны. Образование групп для путешествия по различным городам в стране ЭКОС, распределение обязанностей между жителями страны, разработка правил жизни во время путешествия по городам.

  • Придумывание названия, девиза и эмблемы страны.

Правила игры

Действие игры - путешествия происходит по различным странам. Все принимают активное участие в игре (в том числе и взрослые) являются жителями страны. Они имеют ряд особенностей, отражённых в стране здоровья ЭКОС.

В лагере действует система поощрения:

1. Система коллективного поощрения участников :

А.Каждая группа зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество баллов - 3 балла - «отлично», 2 балла - «молодец», 1 балл - «подтянись». Баллы в виде кружков различного цвета. В конце путешествия подводиться итог.

Б.На макете страны здоровья «ЭКОС» будут нанесены города, каждая группа путешествуя по городам за активность зарабатывает баллы.

2. Система индивидуального оценивания участников экипажа:

А.За активное участие в путешествии по стране здоровья ЭКОС лидеры поощряются медалью «Лидер путешествия страны здоровья ЭКОС».

Б.За особые спортивные достижения выдаётся грамота «В здоровом теле - здоровый дух!», а также грамоты по другим номинациям.


2 этап - основной период проходит под девизом: «Понимание друг друга и природы!».

Задачи этапа:

  • Постепенное включение жителей страны здоровья ЭКОС в совместную жизнь.

  • Создание условий самореализации и саморазвития детей. Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители страны включаются в Вахту Добрых дел - природоохранная, здоровосберегающая и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно. Этот период насыщен интеллектуальными, развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся членов экипажа. Члены экипажа учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.


3 этап - заключительный посвящён подведению итогов.

Задачи этапа:


  • Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы).

  • Исследовательская работа обобщается и демонстрируется на мини - конференции.

  • Оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребёнка или группы учащихся).

  • Проводятся все заключительные диагностики.


Структура лагерной смены (отражена в плане работы)


  • Трудовой десант.

  • Экологический ликбез.

  • Практические занятия.

  • Оздоровительные мероприятия.

  • Интеллектуальные игры.

  • Развлекательные мероприятия.


В режиме дня лагеря используем следующие речёвки:

1.Все ребята по порядку

Становитесь на зарядку


2.Спасибо зарядке

Здоровье в порядке.


3.Всем за стол

Узнать пора

Чем богаты повара.


4.Спасибо вам за завтрак,

Придём мы к вам и завтра.

Спасибо за обед -

Он был нам не во вред!


5. Кто куда, а мы в поход,

Ведь поход знаний много принесёт!


6.Вот пришёл веселья час,

Здесь играют все у нас,

Прыгай, бегай, развлекайся

И других не обижай.


7.Нас вперед ведут дороги.

Наш девиз: « Всегда вперед!»

Наши лучшие предлоги:

Через, Сквозь и Поперек.


7. Перспективный план работы


Дата

Название дня

Познавательная, игровая деятельность

Природо-охранная деятельность

Исследовательская деятельность

Оздорови-

тельная дея-тельность

1 день

Путешествие в страну ЭКОС - открытие смены

1. Беседа о том, что мы отправляемся в путешествие в страну ЭКОС.

2. Правила поведения на природе.

3. Клятва юных экологов.

4. Посвящение в экологи.

Анкета «Мое отношение к природе»

Экскурсия в окрестности

села Бондюг на Ракинский холм и р.Каму.

Обследование детей в больнице


Ежедневная утренняя гимнастика.












Открытие фитобара- приготовление витаминного чая и ежедневная его работа.






2- 3

день












Город «Цветочная поляна».


1. Беседа «Загадочный мир цветов».


2.Игра - викторина

«Неповторимый букет».


3.Конкурс «Цветочная лесенка»


3. Правила сбора растений.

Конкурс рисунков: «Мой волшебный цветок».

1. Экскурсия на Жикинский холм по изучению видового состава растительности.


2. Познакомить с правилами сбора лекарственных растений.

3.Сбор растений для гербария.


4- 5 день

Город «Лекарственные растения».

1. Беседа «Лекарственные растения - замечательное богатство природы».

2. Викторина: «Зеленая аптека под ногами».

Методика сбора лекарственного сырья.

1. Сбор лекарственных растений для фитобара.

6день

Город «Праздник»

5 июля - Всемирный день защиты окружающей среды.

1. Беседа о Всемирном дне защиты окружающей среды.

2. Конкурс «Сохраним родную природу!»

3.Эковикторина «Берегите землю!»

Очистка леса на экологической тропе от мусора.



7 день

Город «Красная книга».

1.Беседа о охраняемых растениях и животных.

2.Викторина о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Плакаты и рисунки в защиту растений и животных, находящихся под охраной.

Составление Красной книги нашего района.

Обследование мест произрастания растений

8 день


Город «Библиотека»








Познавательно - экологическое мероприятие «Берегите Землю, берегите!»


Экскурсия в библиотеку.

.



Ежедневная утренняя гимнастика.



ежедневная работа фитобара.

9 день

Город » Я люблю тебя Россия!» 12 июня день России.

1.Беседа о предстоящем празднике.

2.Беседа о поездке в дендрарий и правилах поведения в автобусе.

1.Чтение стихов и слушанье музыки о природе.2.Конкурс рисунков о Родине.


10 - 13

день

Город «Вода».

  1. Беседа «Мать водица - всему царица!».

  2. Праздник «Нептун в гостях у детей».

  3. Экологическая игра «Рыбная ловля»


1.Очистка русел рек Бондюжанки и Хмелянки от мусора.


2.Очистка родников от мусора.

1.Исследование флоры и фауны пруда.

2.Исследование флоры и фауны местных рек Хмелянки и Бондюжанки.

3.Определение основных свойств воды (скорость течения, прозрачность)

4.Отбор проб воды на химический состав.

14день

Город «Мхи, лишайники, грибы».

1.Беседа» Лишайники - индикаторы чистого воздуха».

2.Игра - занятие «Прогулка в сосновый лес».

3.Лесные соревнования.

Плакаты в защиту лишайников, мхов, грибов.

1.Проведение опытов о способности лишайников впитывать воду.

2.Гербаризация лишайников нашей местности.

15день

Город «Поляна насекомых».

1.Путешествие по поляне насекомых.

2. Устный журнал »Кто в муравейнике живёт?».

. 1.Плакаты в защиту насекомых.

2.Огораживание муравейников.


1.Подсчёт и обследование муравейников.

2.Сравнивание результатов с прошлым годом.

16день

Город «В царстве Берендея».

  1. Эко КВН «Всё о птицах»

  2. Игра «В царстве Берендея».

  3. Беседа «Тайны леса».

  4. Игра «Деревья украшение земли».

  5. Игра 12 записок.

1.Конкурс природоохранных плакатов.

2.Конкурс поделок из природного материала.


1.Экскурсия «Лес и обитатели стволов деревьев».

2.Определение основных лесообразующих древесных пород.

3.Определение высоты деревьев.

17- 18

день

Город «Комнатные растения».

  1. Беседа о комнатных растениях.

  2. Игра «Поле чудес» по теме: «Комнатные растения».

  3. Игра «Узнай комнатное растение по описанию».

1.Пересадка комнатных растений.

2. Конкурс рисунков «Моё любимое комнатное растение».

Защита рефератов, презентаций о своём любимом растении.



Ежедневная утренняя гимнастика.

ежедневная работа фитобара



Плакат «Береги здоровье смолоду»



Заключительное обследование детей в больни


19

день

Город «Спорт».

1.Спортивный праздник.

Защита плакатов «Береги здоровье смолоду!»


20 день

Город «Поход»

1.Беседа «Ориентирование в природе по различным признакам»

2. Правила поведения в походе.

Защита плакатов

«Берегите лес от пожара!»


Соблюдение личной гигиены в походах.







21

день

Завершение путешествия по городам страны ЭКОС.

1.Подведение итогов.

2.Напутствие на лето: «ПДД ты должен знать, обязательно на пять!»

Заключительная анкета «Мое отношение к природе»

1. Мини-конференция «Отчеты знатоков о проделанной работе»

2. Подготовка материалов для СМИ.







8. РАСПОРЯДОК ДНЯ


Часы работы лагеря

9.00-14.00

1. Приход детей

9.00

2. Утренняя зарядка

9.15-9.30

3. Завтрак

9.30-10.00

4. Теоретическая часть:

проведение бесед, игр, мероприятий

10.00-11.00

5. Практическая часть:

целевые экскурсии, акции

11.00-13.00

6. Обед

13.00-13.30

7. Итог дня

- обработка результатов

- заполнение дневника смены

13.30-14.00

8. Уход домой

14.00


  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОЦЕНКА


  1. Выполняя обязанности знатоков природы, дети расширяют экологические знания.

    • научатся работать по различным методикам, правильно оформлять свои работы;

    • с детьми будет проведена первичная и итоговая оценка субъективного отношения по методике «ЭЗОП», по С.Д.Дерябо, В.А.Ясвику;

    • доклады о проделанной работе будут заслушаны на конференции;

    • дети активно с пользой отдохнут и поправят свое здоровье.

  2. Перспективы дальнейшего обучения.

В дальнейшем дети могут продолжить заниматься любимым делом на уроках природоведения, биологии, географии и в кружках. Это поможет им при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения по данному профилю.

  1. Условия реализации.

    • наличие помещения;

    • коллекция растений, животных;

    • учебный кабинет;

    • определители растений, животных;

    • реактивы для взятия проб воды;

    • наборы открыток, фотографий;

    • библиотека методической и популярной литературы по биологии, экологии, географии;

    • плакаты, таблицы;

    • богатые растительным и животным миром живописные окрестности с.Бондюг.

  2. Формы и методы отслеживания результатов (мониторинг).

    • ведение дневника смены, где заносятся результаты исследовательской работы;

    • анкетирование;

    • дневник настроения;

    • фотографирование тех мест, где побывали и выпуск газеты;

    • защита мини-докладов на конференции;

    • паспортизация растений, рек

    • система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:

а) успешное участие в стране ЭКОС поощряется медалью «Лидер страны ЭКОС»

б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой «В здоровом теле - здоровый дух!»

в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук страны ЭКОС.

- основной период проходит под девизом «Понимание друг друга и природы».


  1. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1. Схема управления программой


Зам.директор по воспитательной работе

Ответственный за летний отдых детей

Шофер

Ответственный за доставку детей к месту экскурсии

Медицинский работник

Ответственный за здоровье детей






Программа летнего оздоровительного лагеряПрограмма летнего оздоровительного лагеряПрограмма летнего оздоровительного лагеря


Программа летнего оздоровительного лагеря



Программа летнего оздоровительного лагеряПрограмма летнего оздоровительного лагеря


Программа летнего оздоровительного лагеря


Учитель биологии, воспитатель

Ответственные за проведение экологического лагеря

Завхоз

Ответственный за сохранность продуктов

Зав.пищеблоком, повар

Ответственный за пищеблок







10.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы имеется помещение - кабинет биологии, имеются аудио и видеоаппаратура, компьютер, сканер, мультимедийный проектор, диафильмы. Для поездки на экскурсии имеется автомашина.


  1. Кадровое обеспечение

  1. Кошелева Т.В. - учитель биологии

  2. Якушева Е.Г. - воспитатель

  3. Каурова В.М. - шеф-повар

  4. Якушева И.А. - повар

  5. Микова О.С. - медицинский работник

  6. Самосушева Л.Н.. - завхоз

  7. Мелкомуков А.Н. - шофер.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Экологический лагерь существует в нашей школе уже 17 лет. При этом его совершенствование никогда не прекращалось и прекращаться не будет. Мы работаем с детьми и обращаемся к глубинным ценностям личности, ориентированным на ее саморазвитие.

Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. А прекрасные возможности для развития личности дают детям летние каникулы, когда практически для каждого ребенка можно создать ситуацию успеха.


8

© 2010-2022