Урок по биологии на тему «Стебель» 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии на тему «Стебель» 6 класс


Цели урока: в ходе урока ознакомить учащихся с видами и внутренним строением стеблей, развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь, воспитывать бережное отношение к природе как целостному организму.

Тип урока - комбинированный урок

Методы: словесный, репродуктивный

Оборудование:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний по теме «Лист, как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листьев»

А) Поговорки «Лист и стебель»

Объясните смысл поговорок, используя свои знания.

  • Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

  • Не тужи о пне - отрасли есть, сыновья

  • Не от добра дерево лист роняет

  • Не бывает древесины без коры

  • Здоровое дерево не погибнет, если с него листья опадут.

Б) Простые и сложные листья.

Выберите названия растений, имеющих сложные листья.

Названия растений:

рябина

клен

каштан

малина

шиповник

земляника

ландыш

лопух

роза

клевер

акация

подсолнечник

петрушка

картофель

астра

III Изучение нового материала.

А) СТЕБЕЛЬ - опора соединяющая надземные и подземные части растений.
Функции:
1. опорная - поддерживает почки, цветы, плоды.
2. проводящая - проводит питательные вещества.
3. запасающая - органические вещества откладываются в запас
4. растут вверх и ветвятся.

Б) Типы стеблей:
1. прямостоячие - (кукуруза, пшеница, тополь, дуб, береза)
2. Стелющиеся - слабые цепляются за опору усиками (земляника, тыква, дыня, арбуз)
3. вьющиеся - поднимаются вверх обвиваясь вокруг опроры. Нет усиков.
4. цепляющиеся - с помощью усиков, присосок цепляются за другие растения
(лианы, горох, фасоль)
5. укороченный - одуванчик, лук, подорожник, капуста.

Физминутка.

В) Внутреннее строение стебля.
Состоит из четырех слоев (коры, камбия, древесины, сердцевины)
КОРА - наружный слой ствола
Кожица - прозрачна.(пропускает солнечные лучи)
Пробка - клетки мертвые с толстыми оболочками(чечевички - выпуклые
клетки)(пропускает кислород)
Луб - лубяной слой.(придает прочность)

КАМБИЙ- находится под корой, при удалении коры повреждается оболочка цитоплазмы
и вытекает клеточный сок.

ДРЕВЕСИНА - слой после камбия, занимает большую часть побега, клетки длинные с
отверстиями, волокна образуют пучки, которые образуют волокна светлые и темные
(кольца) по которым можно узнать возраст дерева.

СЕРДЦЕВИНА - центральная часть стебля клетки тонкостенные, живые. Сердцевидные
клетки располагаются между сосудисто-волокнистых пучков. По сердцевидным лучам
поступают питательные вещества.

IV. Закрепление знаний:

  • Лабораторная работа№12

Тема: Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.

Цель: изучение строения ствола дерева на поперечном спиле, выяснить, как образуются годичные кольца, сделать вывод о возрасте дерева, о влиянии условий окружающей среды на рост стебля в толщину.

Оборудование: поперечные спилы дерева

Ход работы.

  1. Рассмотрите распил древесного стебля. Найдите годичные кольца, сосчитайте их и определите возраст этого стебля.

  2. Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то как вы это можете объяснить?

  3. Одинакова ли толщина каждого годичного кольца по всей окружности? Если нет, то как вы это можете объяснить?

  4. Какие годичные кольца старше: те, которые находятся ближе к коре, или те, которые ближе к сердцевине? Почему?

  5. Можете ли вы определить, в каких условиях дерево росло?

  6. Сделайте рисунок спила. Укажите сторону, которая у дерева была обращена к северу и сторону, которая у дерева была обращена к югу.

  7. Сделайте вывод в соответствии с целями.

    1. Дереву 10 лет, т.к. всего 10 годичных колец.

Рост стебля в толщину тем больше, чем благоприятнее климатические условия).

V.Рефлексия

VI. Домашнее задание. § ,




© 2010-2022