- Преподавателю
- Биология
- Урок-соревнование по теме: «Водоросли»
Урок-соревнование по теме: «Водоросли»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Г.В. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:
«ВОДОРОСЛИ»
6 КЛАСС
Подготовила учитель биологии: Мельникова Г.В.
2015г
Урок-соревнование по теме: «Водоросли»
Тема: Водоросли
Цель: Обобщить знания учеников о водорослях, значении их в природе, жизни человека, инициировать работу по группам.
План урока:
-
Организационнный момент
-
I конкурс «Ответы на вопросы»
-
II конкурс «Слова - перевертыши»
-
III конкурс «Заполни таблицу»
-
IV конкурс «Работа с текстом»
-
V конкурс «Эрудиты»
-
VI конкурс «Собери водоросль»
-
Подведение итогов.
Ход урока
-
Организационный момент.
Урок является конкурсом. Из класса организуется 2 группы по 8 человек.
Учащиеся рассаживаются по группам. Учитель рассказывает о теме урока и содержании первого конкурса.
-
Этапы соревнований.
I конкурс «Ответы на вопросы».
Каждой из команде предлагаются конверты с номерами. Ученики вынимают карточку, на которой указаны термины и понятия.
Учитель зачитывает вопросы, а ученики на листе записывают номер вопроса и отвечающую правильному ответу цифру.
Вопросы:
-
Какие водоросли напоминают мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?
-
В чем у водоросли находится хлорофилл?
-
По способу питания водоросли являются представителями какой группы?
-
Каким способом размножаются бурые водоросли?
-
По внешнему виду морские водоросли напоминают растения суши, но у них нет органов, а что они имеют?
-
При подходящих условиях одноклеточные водоросли стремительно размножаются. Что получается в результате размножения?
-
К какому виду водорослей относится спирогира, улотрикс, кладофора?
-
С помощью каких клеток могут размножаться одноклеточные водоросли в случае неблагоприятных условий?
-
Благодаря чему бурые водоросли прикрепляются ко дну?
-
Как называют клетку, покрытую толстой оболочкой и находящуюся долгое время в состоянии покоя?
-
У каких растений нет органов?
-
11
-
Низшие растения
1
-
Одноклеточные водоросли
3
-
Автотрофы
6
-
Зооспоры
5
-
Таллом
8
-
Гаметы
2
-
Хроматофоры
7
-
Нитчатые водоросли
4
-
Гаметофит
10
-
Зигота
9
-
Ризоиды
4
-
Спорофит
-
Группа с карточкой правильных ответов получает «5» баллов, другая, в зависимости от числа ошибок.
II конкурс «Слова - перевертыши».
Ученикам необходимо составить названия известных терминов из слогов на карточки №2, которую команда получает от учителя.
Карточка №2
-
ос-зо-о-ры-по
1.зооспоры
-
го-та-зи
2.зиготы
-
зо-ды-и-ри
3.ризоиды
-
сло-ще-е-ви
4.слоевище
-
ме-га-ты
5.гаметы
Кто первый из команд сдает правильные ответы, имеет «5» баллов, другие «4».
III конкурс «Заполни таблицу».
Карточка №3.
1 команда
-
Значение бурых водорослей
В природе
Для человека
1.обогащение воды кислородом
1.корм для скота, человека
2.питание для рыб
2. удобрение для почвы
3.
3.получение йода
4.
4.кондитерская промышленность
5.
5.для изготовления красок
2 команда
Значение красных водорослей
В природе
Для человека
1.обогащение воды кислородом
1.пищ. пром. - агар-агар
2.питание для рыб
2.получение йода
3.
3.биодобавка, чтобы хлеб быстро не черствел.
Те ученики, которые правильно заполнили таблицу, получают «5» баллов, другие в зависимости от правильности заполнения таблицы.
IV конкурс «Работа с текстом».
Ученикам необходимо выписать номера правильных суждений.
Карточка №4
-
Все растения, которые растут в воде - это водоросли.
-
Поверхность прудов летом может быть сплошь затянута водорослью - ряской.
-
Водоросли не всегда живут только в воде, они могут быть и на суше.
-
Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями.
-
В случае неблагоприятных условий хламидомонады преобразуются в гаметы.
-
Хлорелла способна поглощать из воды растворенные в ней органические вещества.
-
Нитчатая водоросль улотрикс создает нить.
-
Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль.
-
Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши.
-
Зеленые нитчатые водоросли снабжают воду кислородом.
-
У большинства бурых водорослей есть широкие листья.
-
Красные водоросли для создания органических веществ способны использовать такие солнечные лучи, которые попадают на большую глубину и недоступны для других водорослей.
-
Морские водоросли накапливают в своем организме йод.
Ответы: 3,4,5,6,8,10,12,13.
Группа, первая сдавшая правильные ответы получает «5» баллов, другая, в зависимости от числа ошибок.
V конкурс «Эрудиты».
Учитель читает вопросы, а ученики отвечают, набирая очки для команды, каждый правильный ответ «5» баллов.
-
Большинство водорослей зеленого цвета, но глубоководные водоросли - красные. Почему это происходит.
(глубоководные водоросли впитывают коротковолновую часть солнечного спектра, которая попадает на большие глубины. Поэтому их окраска красного и коричневого цвета).
-
Одноклеточные водоросли нуждаются в солнечном свете. При t +4°С они гибнут, т.к. при отрицательных температурах неосуществимы процессы жизнедеятельности. Как объясняется то, что среди льдов на снегу живут водоросли?
(на снегу водоросли обитают колониями. На темные пятна попадает солнечный цвет, и они греются активнее, чем снег,он подтаивает и они оказываются в ямке, под ледяным стёклышком, образуется парничок с постоянной температурой).
-
Ученым давно известно, что в северных морях водоросли растут лучше, чем в морях южных широт. Почему?
(в холодных морях - больше кислорода).
-
Известно, что многие водоросли применяют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?
(они могут всасывать органические вещества из воды всей поверхностью тела, очищая воду).
VI конкурс «Собери водоросль».
Учащимся раздаются конверты, в которых находятся отдельные часть водоросли. Необходимо собрать водоросль и указать ее названия (хламидомонада, хлорелла).
Группа, первая сдавшая правильно выполненное задание получает «5» баллов, другая «4».
-
Подведение итогов.
Все учащиеся группы, занявшей 1 место, получают «5». Учащиеся занявшие 2 место - «4».
Приложение
Карточка №1.
1.Низшие растения
7.Одноклеточные водоросли
2.Автотрофы
8.Зооспоры
3.Таллом
9.Гаметы
4.Хроматофоры
10.Нитчатые водоросли
5.Гаметофит
11.Зигота
6.Ризоиды
12.Спорофит
Карточка №1.
1.Низшие растения
7.Одноклеточные водоросли
2.Автотрофы
8.Зооспоры
3.Таллом
9.Гаметы
4.Хроматофоры
10.Нитчатые водоросли
5.Гаметофит
11.Зигота
6.Ризоиды
12.Спорофит
Карточка №2
-
ос-зо-о-ры-по
-
го-та-зи
-
зо-ды-и-ри
-
сло-ще-е-ви
-
ме-га-ты
Карточка №2
-
ос-зо-о-ры-по
-
го-та-зи
-
зо-ды-и-ри
-
сло-ще-е-ви
-
ме-га-ты
Карточка №3
Значение бурых водорослей
В природе
Для человека
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
Карточка №4
-
Все растения, которые растут в воде - это водоросли.
-
Поверхность прудов летом может быть сплошь затянута водорослью - ряской.
-
Водоросли не всегда живут только в воде, они могут быть и на суше.
-
Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями.
-
В случае неблагоприятных условий хламидомонады преобразуются в гаметы.
-
Хлорелла способна поглощать из воды растворенные в ней органические вещества.
-
Нитчатая водоросль улотрикс создает нить.
-
Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль.
-
Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши.
-
Зеленые нитчатые водоросли снабжают воду кислородом.
-
У большинства бурых водорослей есть широкие листья.
-
Красные водоросли для создания органических веществ способны использовать такие солнечные лучи, которые попадают на большую глубину и недоступны для других водорослей.
-
Морские водоросли накапливают в своем организме йод.