Конспект урока по биологии на тему Лес-природное сообщество ( 6класс)

 Разработка урока на тему "Лес – природное сообщество".   Тип урока: контрольно-обобщающий урок с применением методики интерактивного обучения  Цели урока: Формировать навык установления связей внутри природного сообщества лес: между растениями и животными, между разными группами животных. Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами. Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать ...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Лес - природное сообщество.

Тип урока: контрольно-обобщающий урок с применением методики интерактивного обучения

Цели урока:

  • Формировать навык установления связей внутри природного сообщества лес: между растениями и животными, между разными группами животных.

  • Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.

  • Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Методы:словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование урока:

  • компьютер;

  • мультимедийная презентация

  • карточки с заданиями

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)

Учитель.

- Ребята! В этот весенний день нам так хочется солнечного тепла. Давайте закроем глаза и представим как солнечные лучи согревают нас своим теплом, дарят всем на Земле радость и счастье. Давайте откроем глаза и пожелаем друг другу любви и добра!

2. Формулировка темы урока

-Несколько последних уроков были посвящены теме «Природные сообщества».Наш урок сегодня мы посвятим подробному изучению одного из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Загадка появляется на экране проектора.

Учитель. Что это? Верно, это - лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.

Он будет нашим проводником в лесу. Работать будем в группах. У вас на партах лист оценивания работы группы. Помните, что недаром говорят «Один за всех и все за одного».
На уроке будет несколько видов работы. Из общего количества баллов, полученных на уроке будет складываться ваша отметка.
После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень новизны, уровень трудности, отношение к заданию. В строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе быстрее всех справившейся с заданием.
Итак, приступаем к работе.


В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно вести себя в нем.

Задание № 1 «Проверь себя»

Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.

На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные - неверные).

- Можно срывать цветы.
- Нельзя ловить насекомых.
- Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
- Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
- Можно уносить из леса детенышей зверей.
- В лесу можно шуметь и громко разговаривать.
- Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Весной и в начале лета брать с собой собаку.

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

Учитель. Поработайте с листом оценивания. Я рада, что все справились с заданием! Итак, представьте, что мы входим в лес.
Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение стихотворения наизусть).

Ученик.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои!

У. Деревья - главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.

Хвойные, или тайга.
- Широколиственные.
- Смешанные.

У. Посмотрите на экран, здесь изображены различные деревья.

Задание № 2 «Напишите названия типа леса, к которому относят эти деревья»

Рефлексия (лист оценивания)

Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»

- Настало время отдохнуть. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав.
Если называется дерево - «прыжок на месте», кустарник - «руки вверх», травянистое растение - «приседание»
Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина.

У.Под сенью деревьев находят приют множество лесных жителей. Все они живут в содружестве, не мешая друг другу. Лес -это природное сообщество животных, растений , грибов, бактерий. Все они являются представителями круговорота веществ в природе. И прежде. Чем мы обратимся к научному разьяснению смысла этих слов, вам предстоит самостоятельно сделать маленькое научное открытие.

Задание № 3 « Работа с текстом»

Прочитав текст ответьте на вопрос:

какие группы организмов живой природы вам известны?

Живая природа - это бактерии, грибы, растения и животные. Все живые организмы участвуют в круговороте жизни и каждый имеет свою роль. Так бактерии и грибы - это организмы-разрушители. Они превращают останки растений и животных в перегной. Растения - это организмы-производители. Под действием солнечного света, тепла и влаги они образуют из неорганических веществ - органические. Животные - это организмы-потребители. Они потребляют растения или других животных.





Схема «Группы живых организмов

Конспект урока по биологии на тему Лес- природное сообщество ( 6класс) Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

У. По какому основному признаку можно разделить животных леса?

(способ питания)

У.На какие группы они делятся?

(1.растительноядные, 2.насекомоядные, 3.хищные, 4.всеядные.

Задание №4 « Чем я питаюсь?»

У. Выполни задание, поставив рядом с названием животного соответствующую цифру.

Волк, белка, сойка, заяц, кукушка, медведь, ласка, лось, ястреб, синица, дятел, ёж, кабан, лиса, сова, бобр, клест.

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

У. При помощи каких связей растения и животные, связаны между собой?

(цепей питания)

Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено - это растения. Второе звено - это разнообразные животные, которые питаются растениями. Третье звено - это животные, которые питаются другими животными, их называют плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно - они организмы-потребители.

Обобщённая схема «Цепи питания»

Конспект урока по биологии на тему Лес- природное сообщество ( 6класс)

Задание №5 « Составь схему цепей питания из предложенных картинок»

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания).

У. На живые организмы постоянно действуют различные условия среды обитания-экологические факторы. Какие экологические факторы вы знаете

(факторы неживой природы, живые организмы, деятельность человека)

Задание №6 «К каким экологическим факторам относят перечисленные ниже примеры?»

1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3. Окунь поедает мальков.

4. Лягушка питается насекомыми.

5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.

6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

8. Листопад.

9. Лишайник.

10. Клещи питаются только кровью животных.

11. Сосуществование белки и лося на одной территории.

12. Растения - эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.

13. Волк поедает зайца.

14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

15. Осушение болот.

16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17. Борьба хищников одного леса за пищу.

18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.

19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20. Искусственное орошение полей пшеницы.

Появляется слайд с правильными ответами. Рефлексия (лист оценивания)

9. Итог урока

У. Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.

- Какие выводы вы можете сделать?
- Знаний по каким вопросам у вас недостаточно?
- Какие задания вызвали интерес?
- О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Хочу, чтобы знания вам пригодились.


© 2010-2022