Рабочая программа по биологии 6 кл. по учебнику профессора И. Н. Пономаревой

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Библиографический список

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  5. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

Обоснование выбора УМК

Данный комплект является частью линии учебных изданий, предназначенной для организации курса биологии в основной школе по программе, которая разработана под руководством проф. И.Н. Пономарёвой. Учебник соответствует ФкГОС ООО (2004г.)

Методический аппарат учебника, рабочих тетрадей, методического пособия для учителя систематизирует учебный материал, являясь при этом ориентиром для творческой деятельности преподавателя. Для организации прочного и осознанного усвоения знаний о животном мире, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, для развития умственных способностей школьников подобраны примеры вопросов и заданий.

Цель и задачи обучения предмету

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

- Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

- Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

- Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

- Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

- Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

- Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

- Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.











Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии ученик должен

Знать и понимать:

- признаки биологических объектов, живых организмов; генов и хромосом, клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений, и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты,
- распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах - органы цветкового растения, органы, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значения биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

Критерии и нормы отметок

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3»

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки тестовых заданий по биологии

с помощью коэффициента усвоения К К = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте , Р - общее число ответов, Коэффициент - К

Оценка

«5» - 0,9-1

«4» - 0,8-0,89

«3»- 0,7-0,79

«2»- Меньше 0,7

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Биология как наука. Методы биологии

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, бактерий.. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных, клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.


В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.

Лабораторные и практические работыэ Определение состава семян пшеницы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Ткани живых организмов. Распознавание органов растений и животных. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Разнообразие опорных систем животных. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Демонстрация Микропрепарат «Митоз». Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений. Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий. Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов. Таблицы, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.

Содержание тем учебного курса

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Лабораторные, практические работы

Введение. Общее знакомство с растениями.

3

Л.р. № 1

Клеточное строение растений.

2

Л.р. № 2

Органы цветковых растений.

9

Л.р. № 3

Л.р. № 4

Л.р. № 5

Л.р. № 6

Л.р. № 7

Л.р. № 8

Основные процессы жизнедеятельности.

8

Л.р. № 9

Основные отделы царства растений.

6


Историческое развитие растительного мира на Земле.

1


Царство Бактерии.

1


Царство Грибы. Лишайники.

3

Л.р. №10

Природные сообщества.

2


Итого

35

10



Учебный материал рассчитан на 35 часов в год 1 час в неделю.













Календарно-тематическое планирование 6 класс



п/п

Наименование разделов и тем уроков

Дата проведения урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля


Введение. Общее знакомство с растениями.






Введение. Предмет и задачи биологии. Наука о растениях - ботаника


Комбинированный

Ботаника как раздел науки биологии. Царство живой природы, культурные и дикорастущие растения

Иметь общее представление о ботанике как разделе науки биологии.

Устный опрос

Мир растений


Изучения нового материала

Жизненные формы растений, однолетние, двулетние и многолетние растения

Уметь различать жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Устный опрос

Признаки живых организмов, их проявление у растений. Высшие и низшие растения.


Комбинированный

Признаки живых организмов. Органы растений.

Знать/ понимать признаки биологических объектов: растений своего региона;

Уметь отличать высшие растения от низших, знать особенности строения растения.

Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения»

Клеточное строение растений.






Клеточное строение организмов, как доказательства их родства, единства живой природы


Лабораторная работа

Ткани, органы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Процессы жизнедеятельности растительного организма

Знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений; Распознавать и описывать на таблицах основные части органоиды клетки, на живых объектах органы цветкового растения.






Лабораторная работа № 2

«Клеточное строение растений» (на примере кожицы лука)

Процессы жизнедеятельности клетки


Комбинированный

Органические и неорганические вещества клетки. Жизнедеятельность клетки: питание, дыхание, деление

Знать/ понимать сущность биологических процессов: транспорт веществ, питание;

Устный опрос

Органы цветковых растений






Семя, его строение и значение для растения


Комбинированный

Строение однодольных семян.

Знать значение семян для растения как органа его размножения и распространения.

Лабораторная работа № 3

«Строение семени»

Корень, его внешнее и внутреннее строение


Комбинированный

Стержневые и мочковатые корневые системы

Знать типы корневых систем, значение корня в жизни растения.

Устный опрос по таблицам

Побег. Строение и значение его для растений.


Лабораторная работа

Вегетативные и генеративные побеги. Верхушечные, боковые, пазушные почки, их строение

Уметь различать вегетативные и генеративные побеги, объяснять процесс развития побега из почки.

Лабораторная работа № 4 «Почка - зачаточный побег»

Лист - часть побега. Значение листа для растений.


Комбинированный

Строение и функции листа. Разнообразие листьев. Видоизменение листьев.

Знать/понимать функции листа.

Роль листьев в процессе фотосинтеза.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение листьев»

Стебель - часть побега. Его внешнее и внутреннее строение


Комбинированный

Стебель - осевая часть побега, внутреннее и внешнее строение стебля, функции стебля в жизни растения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения

Устный опрос по таблицам

Многообразие стеблей


Комбинированный

Разнообразие побегов (стеблей) в связи с выполняемыми функциями. Видоизменённые побеги, их практическое значение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними




Лабораторная работа № 6 «Видоизменения стеблей»

Цветок. Его строение и значение для растения.


Комбинированный

Главные части цветка - пестик и тычинки. Пестичные и тычиночные цветки. Однодомные и двудомные растения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения

Устный опрос

Соцветия, их биологическое значение


Комбинированный

Простые и сложные соцветия, биологическое значение соцветий.

Знать /понимать роль соцветий в процессе опыления и привлечении опылителей.

Устный опрос по таблицам

Плод. Его значение и многообразие форм.


Комбинированный

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные. Роль плода в распространении растений.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними

Лабораторная работа № 7 «Разнообразие плодов»

Основные процессы жизнедеятельности.






Корневое питание растений


Комбинированный

Роль почвенного питания в жизни растения, значимость корневого питания.

Знать/ понимать сущность биологических процессов: транспорт веществ, питание;

Работа с учебником

Воздушное питание растений. Фотосинтез.


Изучение нового материала

Стадии процесса фотосинтеза. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Взаимосвязь корневого и воздушного питания.

Знать/ понимать сущность биологических процессов: транспорт веществ, питание;

Устный опрос, работа с учебником

Дыхание растений и обмен веществ.


Комбинированный

Роль дыхания и обмена веществ в жизни растения. Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.

Знать/ понимать сущность биологических процессов: обмен веществ;

Работа с учебником

Значение воды в жизни растений.


Комбинированный

Роль воды в жизни растений. Разные экологические группы растений по отношению к воде (засухоустойчивые и влаголюбивые)

Знать/ понимать сущность биологических процессов: транспорт веществ, питание;

Устный опрос

Размножение и оплодотворение растений.


Изучение нового материала

Типы размножения: половое и бесполое, половые гаметы, оплодотворение.

Знать/ понимать сущность биологических процессов: развитие, размножение;

Работа с учебником

Вегетативное размножение, его роль в природе


Комбинированный

Значимость вегетативного размножения для сельского хозяйства. Основные способы вегетативного размножения растений

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

Лабораторная работа № 8 «Вегетативное размножение растений»

Рост и развитие растительного организма.


Комбинированный

Суточные и сезонные ритмы растений. Влияние факторов среды на рост и развитие растений.

Знать/ понимать сущность биологических процессов: развитие, размножение; наблюдать за сезонными изменениями в природе;

Сообщения учащихся

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость.


Комбинированный

Распознавание растений разных отделов, наиболее распространённых в своей местности, сельскохозяйственных культур.

Распознавание органов растений

Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; (на примере составления отдельных групп)

Лабораторная работа № 9 «Определение принадлежности растений к определённой систематической группе» (с использованием справочников и определителей)

Основные отделы царства растений.




Водоросли. Общая характеристика.


Комбинированный

«Низшие растения», особенности их размножения и строения. Многообразие водорослей

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; распознавать и описывать растения разных отделов;

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Моховидные и папоротниковидные как представители высших растений.


Комбинированный

Примитивность мхов в связи с их строением, особенности строения папоротников, хвощей, плаунов.

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе.


Комбинированный

Отличие Голосеменных от споровых растений. Цикл развития Голосеменных, многообразие.

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; распознавать и описывать растения разных отделов;

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе.


Комбинированный

Многообразие форм Покрытосеменных в связи с разными условиями обитания. Двойное оплодотворение Покрытосеменных, деление на классы: однодольные, двудольные.

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; распознавать и описывать наиболее распространённые растения своей местности;

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Семейства класса Двудольные растения


Изучение нового материала

Характерные признаки каждого семейства по строению цветка. Характеристика семейств: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные. Формулы цветков.

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; распознавать и описывать наиболее распространённые растения своей местности, культурные растения;

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Семейства класса Однодольные растения


Изучение нового материала

Выявление признаков семейств по внешнему строению растения. Характеристика семейств: Лилейные, Злаковые, Луковые. Формулы цветков.

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; распознавать и описывать наиболее распространённые растения своей местности, культурные растения;

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Историческое развитие растительного мира на Земле.






Понятие об эволюции растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений


Изучение нового материала

Система органического мира. Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Знать/ понимать учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Усложнение растений в процессе эволюции.

Устный опрос

Царство Бактерии.




Царство Бактерии. Роль в природе и жизни человека.


Комбинированный


Знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; Царство бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.


Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Царство Грибы. Лишайники.




Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.


Комбинированный

Царства грибы и лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; знать грибы своего региона.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы;

Лабораторная работа №10 «Строение плесневых грибов»

Шляпочные грибы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.


Комбинированный

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Лишайники. Роль в природе и жизни человека.


Комбинированный

Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности.

Сообщения учащихся, устный опрос по таблицам

Природные сообщества.




Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.


Комбинированный

Биогеоценоз, экосистема, фитоценоз их роль в экосистеме. Влияние условий среды на сообщество. Разнообразие биогеоценозов в природе.

Уметь объяснять необходимость защиты окружающей среды

Устный опрос

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.


Комбинированный

Приспособленность растений к жизни в условиях определённого сообщества. Причины смены сообществ. Адаптация.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме

Устный опрос









  1. Нормативные документы и литература, использованная при подготовке программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция, действующая с 24 июля 2015 года)

  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609)

  4. Примерные программы основного общего образования, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015 -2016 учебном году (приказ от 08.06 2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»)

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

  7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по предмету технология.

  8. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №6 на 2015-2016 учебный год

  9. Учебный план МБОУ СОШ №6 п.Новоасбест Горноуральского городского округа Свердловской области на 2015-2016 учебный год (приказ № 188-д от 26.08.2015)

  10. Приказ № 188_-д от 26.08.2015 «Об организации учебного процесса на 2015-2016 учебный год»



Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы.

Основная литература:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  5. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

  6. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,2009

  7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс.

  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  5. (school-collection.edu.ru/).

  6. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  7. bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.

  8. bio.nature.ru - научные новости биологии

  1. . edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  2. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  3. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  4. floranimal.ru/ - Сайт - энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

  5. plant.geoman.ru/ - Растения

  6. biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

  7. nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

  8. college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный

© 2010-2022