Календарное планирование по биологии 11 класс ЕМН

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (68 ЧАСОВ; 2 Ч./НЕД.)   № Раздел, тема урока Кол-во часов Эксперимент, демонстрация МПС Домашнее задание Дата 1 Введение (1 час). Введение. 1         Цель: Формирование представлений о развитии теорий возникновения жизни на Земле с древности до наших дней.     2 Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов). История представлений о возникновении жизни на Земле (2 часа).Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, эксперименты Л. Пастера.      1         Опыты Ф. Реди и Л. Пастера   История     3 Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. 1   История       4 Предпосылки возникновения жизни на Земле (2 часа). Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки.   1   Этапы формирования планетарных систем   История     5 Первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних стадиях развития Земли. 1 Схема этапов формирования планетарных систем История география       6 Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа). Современные представления и научные теории о возникновении жизни на Земле.   1         7 Теория биохимической эволюции А. И. Опарина. Опыты С. Миллера. 1         8 Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов. Формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. 1         9 Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение глобальных ароморфозов органического мира. 1 Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, царств растений и животных       Ожидаемый результат: Знать: основные гипотезы и теории о возникновении жизни на Земле; учёных-исследователей данных гипотез; Уметь: объяснять механизмы проведения экспериментов Л. Пастера, Ф. Реди, С. Миллера и других учёных. Цель: Формирование представлений о развитии эволюционной теории с древности до наших дней; о плюсах и минусах эволюционных теорий К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.     10 Эволюционное учение (23 часа). Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (3 часа). Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.     1         Демонстрация биографий и портретов учёных-эволюционистов     История     11 Эволюционное учение К. Линнея по систематике растений и животных. 1   История     12 Эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка. Первые эволюционисты. 1   История     Ожидаемый результат: Знать: основные достоинства и недостатки эволюционных теорий К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка и других учёных; Уметь: давать сравнительную характеристику эволюционных теорий К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, выявлять их ошибки и достоинства. Цель: Формирование представлений о развитии  и основных положениях теории Ч. Дарвина; определения «Эволюция», «Вид», «Популяция», «Естественный отбор», «Искусственный отбор». 13 Дарвинизм (10 часов). Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. 1    
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (68 ЧАСОВ; 2 Ч./НЕД.)


Раздел, тема урока

Кол-во часов

Эксперимент, демонстрация

МПС

Домашнее задание

Дата

1

Введение (1 час). Введение.

1





Цель: Формирование представлений о развитии теорий возникновения жизни на Земле с древности до наших дней.



2

Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов).

История представлений о возникновении жизни на Земле (2 часа). Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, эксперименты Л. Пастера.



1





Опыты Ф. Реди и Л. Пастера


История



3

Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

1


История




4

Предпосылки возникновения жизни на Земле (2 часа). Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки.


1


Этапы формирования планетарных систем


История



5

Первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних стадиях развития Земли.

1

Схема этапов формирования планетарных систем

История

география




6

Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа). Современные представления и научные теории о возникновении жизни на Земле.


1





7

Теория биохимической эволюции А. И. Опарина. Опыты С. Миллера.

1





8

Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов. Формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода.

1





9

Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение глобальных ароморфозов органического мира.

1

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, царств растений и животных




Ожидаемый результат:

Знать: основные гипотезы и теории о возникновении жизни на Земле; учёных-исследователей данных гипотез;

Уметь: объяснять механизмы проведения экспериментов Л. Пастера, Ф. Реди, С. Миллера и других учёных.

Цель: Формирование представлений о развитии эволюционной теории с древности до наших дней; о плюсах и минусах эволюционных теорий К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.



10

Эволюционное учение (23 часа).

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (3 часа). Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.



1





Демонстрация биографий и портретов учёных-эволюционистов



История



11

Эволюционное учение К. Линнея по систематике растений и животных.

1


История



12

Эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка. Первые эволюционисты.

1


История



Ожидаемый результат:

Знать: основные достоинства и недостатки эволюционных теорий К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка и других учёных;

Уметь: давать сравнительную характеристику эволюционных теорий К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, выявлять их ошибки и достоинства.

Цель: Формирование представлений о развитии и основных положениях теории Ч. Дарвина; определения «Эволюция», «Вид», «Популяция», «Естественный отбор», «Искусственный отбор».

13

Дарвинизм (10 часов). Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1





14

Биография Ч. Дарвина.

1





15

Экспедиция Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

1

Маршрут и конкретные находки Дарвина, собранные во время путешествия




16

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Виды ИО.

1





17

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1





18

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов.

1





19

Основные принципы и положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

1





20

Вид - эволюционная единица. Популяция.

1





21

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

1





22

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

1

Лабораторная работа № 1




Ожидаемый результат:

Знать: биографию Ч. Дарвина, основные положения теории Ч. Дарвина; сущность учений об искусственном и естественном отборе,

Уметь: давать сравнительную характеристику эволюционных теорий К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина, выявлять их ошибки и достоинства, характеризовать особенности основных учений Ч. Дарвина.

Цель: Формирование представлений об особенностях, формах и основных направлениях эволюции органического мира; видах приспособленности организмов; дать определения «Эволюция», «Вид», «Популяция», «Естественный отбор», «Искусственный отбор».


23

Микроэволюция (5 часов). Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.


1

Процесс географического видообразования, гербарии, коллекции




24

Формы естественного отбора. Приспособленность к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция.

1

Разнообразие сортов растений и пород животных




25

Современные представления о видообразовании (С. Четвериков, И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования. Географическое и экологическое видообразование.

1

Результаты видообразования




26

Эволюционная роль модификаций, физиологические адаптации, темпы эволюции.

1

Результаты приспособленности организмов к среде обитания




27

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

1

Лабораторная работа № 2




Ожидаемый результат:

Знать: термины «Эволюция», «Вид», «Популяция», «Естественный отбор», «Искусственный отбор», закон Харди-Вайнберга;

Уметь: применять основные термины и законы для объяснения основных закономерностей и направлений эволюции.

Цель: Формирование представлений об особенностях, формах и основных направлениях макроэволюции; дать определения «Филогенетический ряд», «Биологический прогресс, регресс», «Ароморфоз», «Идиоадаптация», «Дегенерация», «Дивергенция», «Конвергенция», «Параллелизм».

28

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (5 часов). Главные направления эволюции. Биологический прогресс, биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса.

1





29

Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

1





30

Правила эволюции групп организмов.

1

Схемы соотношения путей прогрессивной органической эволюции

История



31

Результаты эволюции: постепенное усложнение уровня организации живой природы.

1

Примеры аналогичных и гомологичных органов




32

Многообразие видов. Относительная приспособленность (органическая целесообразность).

1

Материалы Красной книги




Ожидаемый результат:

Знать: основные термины, сущность основных закономерностей и направлений макроэволюции;

Уметь: применять термины и различные группы доказательств для объяснения основных закономерностей и направлений макроэволюции, отличать и давать характеристику аналогии и гомологии, приводить примеры.

Цель: Формирование знаний об особенностях развития органического мира в разные геологические эпохи и периоды; истории становления и развития науки систематики, современной классификации органического мира; классификации живых организмов.


33

Развитие органического мира на Земле. (14 часов).

Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов). Развитие жизни на Земле в Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Первые следы жизни на Земле.


1

Репродукция картин З. Буриана, схемы развития царств живой природы, окаменелости, отпечатки растений в древних породах


История



34

Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

1


География



35

Развитие жизни в палеозое: эволюция растений, появление первых сосудистых растений.

1


География



36

Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

1


География



37

Развитие жизни на Земле в мезозое: появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих.

1


География



38

Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

1


География



39

Развитие жизни на Земле в кайнозое: бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых, развитие плацентарных млекопитающих.

1


География



40

Появление хищных, появление приматов.

Появление первых представителей семейства Люди.

1


География



41

Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов.

1


География



42

Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

1


География



Ожидаемый результат:

Знать: закономерности развития органического мира, названия основных геологических эр и периодов; современную классификацию органического мира; классификацию живых организмов;

Уметь: пользоваться ГТ, объяснять механизмы эволюции и развития органического мира в связи с основными геологическими событиями периодов и эр.

Цель: Формирование знаний о происхождении и стадиях эволюции человека; расселении человека и появлении основных рас.

43

Происхождение человека (4 часа). Место человека в живой природе, систематическое положение в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к разным систематическим группам царства животных.


1

Скелеты человека и позвоночных животных, таблицы, образцы культурных наследий


История



44

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза.

1


История



45

Взаимоотношение социального и биологического направлений в эволюции человека.

1





46

Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

1


География



Ожидаемый результат:

Знать: родословную человека и стадии его эволюции; морфофизиологические особенности европеоидной, монголоидной и негроидной рас.

Уметь: составлять схему родословной человека, объяснять особенности и причины географического расселения представителей рас.

Цель: Формирование представлений о биосфере, как о «живой оболочке» Земли, глобальных изменениях в биосфере, связанных с негативным влиянием хозяйственной деятельности человека; современных природоохранных мероприятиях в мире и правил рационального использования природных ресурсов.



47

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов).

Понятие о биосфере (3 часа). Биосфера - живая оболочка планеты. Структура и состав биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу.


1

Структура биосферы, её части


География



48

Биокостное и костное вещество биосферы (В. И. Вернадский).

1

Видовой состав и разнообразие организмов

География



49

Круговорот веществ в природе.

1

Круговорот веществ в природе

География



Ожидаемый результат:

Знать: основные положения учения о биосфере В. И. Вернадского; термины «Биосфера», «Ноосфера», «Экологический мониторинг»; понятия «костное и биокостное вещество»;

Уметь: объяснять сущность круговорота веществ в природе, прогнозировать факторы негативного влияния деятельности человека на окружающую среду и правила рационального использования природных ресурсов.

Цель: Формирование представлений об исторических и географических этапах формирования сообществ живых организмов, особенности и различия биомассы суши и МО.

50

Жизнь в сообществах (2 часа). История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Изоляция, климатические условия, биогеография.

1

Карта истории материков

География



51

Основные биомассы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

1

Распространение основных биомов суши




Ожидаемый результат:

Знать: историю формирования сообществ живых организмов, геологическую историю материков, особенности науки биогеографии, биогеографические области, свойства биомассы суши и Мирового океана;

Уметь: объяснять причины и прогнозировать результаты неравномерного распределения органики на суше и в МО.

Цель: Формирование представлений о становлении и развитии науки экологии, её целей, задач и методах исследований на современном этапе, понятий «Экологические факторы среды», «Экосистема», «Природное сообщество», «Биоценоз», «Биогеоценоз», «Агроценоз»; представлений о современных проблемах охраны окружающей среды.

52

Взаимоотношения организмов и среды (12 часов). Предмет экологии, цели и задачи. Методы экологических исследований.

1

Электронные презентации, фрагменты электронных учебников




53

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их компоненты.

1





54

Экологические факторы среды. Абиотические факторы среды, их роль в жизнедеятельности сообществ.

1


География



55

Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости.

1





56

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Правило экологической пирамиды.

1





57

Смена БГЦ, их причины. Формирование новых сообществ.

1


География



58

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

1





59

Проблемы рационального природопользования. Охрана природы. Защита от загрязнений.

1





60

Сохранение эталонов и памятников природы. Обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию природных комплексов.

1


География



61

Экологическое образование, воспитание и культура.

1


География



62

Зоны глобальных экологических бедствий на Земле.

1

Зоны экол. бедствий

География



63

Зоны экологических бедствий в Казахстане.

1

Зоны экол. бедствий




Ожидаемый результат:

Знать: цели и задачи современной науки экологии, методы экологического мониторинга, термины «Экосистема», «Природное сообщество», «Биоценоз», «Биогеоценоз», «Агроценоз»; примеры экологических факторов среды и их воздействие на природные сообщества;

Уметь: характеризовать и давать оценку современным проблемам охраны окружающей среды, применять экологические знания на практике и в быту.

Цель: Формирование представлений о формах позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношений организмов


64

Взаимоотношения между организмами (3 часа).

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения между организмами, их виды.


1

Примеры симбиоза представителей царств живой природы




65

Антибиотические отношения между организмами, их виды.

1





66

Нейтральные отношения между организмами, их виды.

1





Ожидаемый результат:

Знать: формы позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношений организмов;

Уметь: характеризовать и давать оценку различным способам и формам взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой.

Цель: Формирование представлений о становлении и развитии науки бионики, раскрыть сущность бионического подхода.


67

Бионика (2 часа).

Наука «Бионика». Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.


1

Презентации

Видеоролики, примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе проектов




68

Формы живого в природе и их промышленные аналогии.

1

Презентации, видеоролики




Ожидаемый результат:

Знать: знание основной терминологии по бионике;

Уметь: давать общую и сравнительную характеристики различным природным и техническим объектам и процессам с точки зрения бионического подхода.



© 2010-2022