Рабочая программа по биологии 10 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии и на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой (сборник программ по биологии «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 класс» - М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2010г 84 с. ( 10 класс -34 часа-1 урок в неделю) Программа И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова « Биология. Базовый уровень». В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Р...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ангарский лицей №2»




Утверждаю

«____» __________ 2014 г.

Директор МАОУ «Ангарский лицей №2»

______________ /_________/

Согласовано

«____» __________ 2014 г.

Зам. директора по УВР

МАОУ «Ангарский лицей №2»

_____________ /___________ /

Рассмотрено на заседании ЭМЛ ___________________________

МАОУ «Ангарский лицей №2»

«_____» ________ 2014 г.

Протокол № ___ от «___» ___ 2014 г.

___________ /_______________ /


















Рабочая программа учебного предмета

«биология»

10 класс












Разработана

учителем биологии Крикливая Н.Ю.

I квалификационной категории












2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии и на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой (сборник программ по биологии «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 класс» - М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2010г 84 с. ( 10 класс -34 часа-1 урок в неделю) Программа И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова « Биология. Базовый уровень». В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: « Биология. Базовый уровень». Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова - М.: Изд. «Вентана-Граф», 2012 года.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом МАОУ «Ангарский лицей №2» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объёме 34часа, 1 час в неделю.

Изучение биологии проводится в первом полугодии учебного года.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.

Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.

Задачи курса старших классов:

- приобщить к осмыслению (сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических, этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами мира;

- познакомить с научными принципами биологического познания (причинностью, системностью, историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;

- овладеть логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;

- усвоить прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии, практическими навыками обращениями с биосистемами.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.).

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.

Количество уроков за год - 34 часа.

Количество лабораторных работ за год - 3 часов.







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Распределение часов в течение учебного года в 10 классе:

Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по тематическому

планированию

1

Введение в курс общебиологических явлений

6

6

2

Биосферный уровень организации жизни

9

9

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

8

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

11

11

итого

34

34

Лабораторные работы

3

3





Содержание курса

10 класс

Введение в курс общебиологических явлений (6 ч).

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент, описание). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Экскурсия.

«Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».

Биосферный уровень организации жизни (9 ч).

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи. Экологические факторы: биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Биогеоценотический уровень организации жизни (8 ч).

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа

«Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов)»

Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (11 ч).

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторные работы

«Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных».

«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени среднего (полного) образования


Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


Основная учебная литература для учащихся:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2012.

  2. Общая биология. Учебник для 10- 11 классов / Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2005.

Дополнительная учебная литература для учащихся

  1. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

  2. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.

  3. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.

  4. ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2012 годы.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2010, стр. 8- 15);

  2. Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.

Дополнительная учебная литература для учителя:

  1. Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992

  2. Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999

  3. Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис - Пресс, 2007.

  4. Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

  5. Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.

  6. Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.

  7. ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.

  8. Научно - методические журналы «Биология в школе».



Календарно-тематическое планирование 10 класс


Дата

Тема урока


Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной

деятельности


ИКТ

1 четверть

Тема 1. Введение в курс общей биологии

6

1


Содержание и структура курса общей биологии

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

2


Основные свойства жизни

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

3


Уровни организации живой материи

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

4


Значение практической биологии

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

5


Методы биологических исследований

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

6


Живой мир и культура. Семинарское занятие

1

Обобщение и систематизация знаний

работа с карточками, выполнение упражнений

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни

9

7


Учение о биосфере

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

8


Происхождение вещества

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

9


Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

10


Биосфера как глобальная экосистема

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

11


Круговорот веществ в природе

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

12


Человек как житель биосферы

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

13


Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

14


Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

15


Экологические факторы и их значение

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни

8

16


Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

17


Биогеоценоз как биосистема и экосистема

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

18


Строение и свойства биогеоценоза

Л.р. № 1 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений, лаб. работа

презентация

19


Совместная жизнь видов в биогеоценозе

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

20


Причины устойчивости биогеоценозов

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

21


Зарождение и смена биогеоценозов

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

22


Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

23


Экологические законы природопользования

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни

11

24


Вид, его критерии и структура

Л.р. № 2 «Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных»

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений, лаб. работа

презентация

25


Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

26


Популяция как основная единица эволюции

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

27


Видообразование - процесс возникновения новых видов на Земле

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

28


Этапы происхождения человека

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

29


Человек как уникальный вид живой природы

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

30


История развития эволюционных идей

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

31


Современное учение об эволюции

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

32


Результаты эволюции и ее основные закономерности

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

33


Основные направления эволюции

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация

34


Особенности популяционно-видового уровня жизни

1

Комбинированный

беседа, просмотр презентации, выполнение упражнений

презентация










Оценка результатов обучения по рабочей программе

Оценка практических умений учащихся.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.


© 2010-2022