Самоанализ урока биологии на тему Взаимодействие генов (9 класс)

Самоанализ урока биологии на тему "Взаимодействие генов" содержит полное изложение проведенного урока. Материал разбит на этапы и каждому этапу поставлена цель и  анализ выполнения этих целей. На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся при решении задач  на повторение, а также в выборе домашнего задания.   Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной работы, контроля за выполнением вышеупомянутых ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ

урока биологии в 9 классе

«Взаимодействие генов»

учителя биологии Поляковой Марины Николаевны

Общие сведения:

Урок биологии проведен в 9 классе на тему: «Взаимодействие генов». По программе запланировано 11 часов в разделе «Основы учения о наследственности и изменчивости», а данный урок был 6 по плану.

Класс организован, дисциплинирован.

На уроке присутствовало -- человека. Из них 60 % с достаточным уровнем, 20% с высоким.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о хромосомах как о целостных и сложных структурах;

-научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам;

- решить проблему поставленную на уроке: влияют ли гены друг на друга. сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии;

Развивающие: продолжить работу по формированию навыков по решению задач по генетике; по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монологической речью;

развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание материалистического мировоззрения, биологической культуры учащихся.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, презентация «Взаимодействие генов».

у каждого ученика П-1 (для каждого ученика - рабочая опорная таблица), П-2 (закрепляющие тесты), П-3 (рефлексия), П-4 (решение задач).

Содержание урока

Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать задачи. Содержание урока способствовало развитию логического мышления.

Тип и структура урока:

Тип урока - комбинированный

Для достижения целей весь материал был разделен на этапы:

Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения .

Целостность знаний способствует общему развитию ученика.

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, т.е. актуализация знаний и практических умений, в том числе и постановка проблемы и сообщение темы урока.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление материала, изученного на данном уроке; ранее пройденного, связанного с новым.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее изученными.
VII. Подведение итогов и результаты урока.
VIII. Задание на дом.

Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена деятельностным методом.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверила на перемене готовность класса и оборудование к уроку; этим добилась полной готовности класса и оборудования к уроку. Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке (эмоциональное вхождение в урок , применение эпиграфа, его обсуждение - общеучебные познавательные УУД) Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. С целью проверки усвоения знаний проводилась тестирование. Использование УУД:
Общеучебные - воспроизведение информации по памяти,

регулятивные - взаимоконтроль,

коммуникативные - возможность оценивания работы своих товарищей.

На третьем этапе сообщение темы урока, (целей) проводилась с учётом выделенных учителем ориентиров, дети сами пытались определить цели урока (целеполагание) , (регулятивные УУД). Для создания проблемной ситуации был поставлен вопрос, который вызвал у детей интерес, удивление, напомнило им уже известное. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала учеников на работу.
На четвертом этапе новое знание получено детьми в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя. Таким образом, постановка учебной задачи обеспечила мотивацию понятия. При изучении нового материала проводилась частично- поисковая работа (познават. УУД) поиск, выделение информации из схем (коммуникат. УУД), выделения материала, соответствующего конкретно-поставленному вопросу (логические УУД ). Для активизации учебно - познавательной компетенции использовались ИКТ, что способствовало развитию памяти, закреплению эмоционально - положительной атмосферы урока, (здоровьесберегающие технологии).

На следующем этапе в процессе первичного закрепления знаний, ученики работали в парах, проверяя полученные теоретические знания друг у друга, что способствовало закреплению полученных знаний.

Данный вид деятельности показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение . Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха.

На шестом этапе

Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.

На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся при решении задач на повторение, а также в выборе домашнего задания.

Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной работы, контроля за выполнением вышеупомянутых работ, оценки деятельности обучающихся.

Контроль усвоения знаний осуществляется посредством подведения итогов изучения нового материала (формулировка вывода). Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.

Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в ходе урока.

Реализация принципов обучения:

- принцип научности содержания учебного материала - содержание обучения знакомило учащихся существующими способами решения задач;

- принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала - опора на прочно усвоенные определения и понятия;

- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались не сложные задания;

- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности ;

- принцип прочности - связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;

- принцип наглядности.

Методы обучения

Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- словесные (рассказ, эвристическая беседа );

- наглядные (демонстрация );

- практические (решение задач)

по уровню самостоятельности учащихся:

проблемно - поисковые, репродуктивные,

по аспекту мышления:

продуктивные ( самостоятельное решение задач),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.

Общие результаты урока:

План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились решать задачи. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, дифференцировано, дано с комментарием. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой (учащиеся ответственно отнеслись к заданиям.
умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга у учащихся 9 класса слабо развито, необходимо на каждом занятии применять этап рефлексии с целью развития (коммуникативных) УУД.
Для освоения данных понятий учащиеся осуществляли УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Недостатком проведения урока, считаю:



© 2010-2022