Урок «Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности»

Аннотация к уроку 1.               Название урока: «Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности»;   2.               Цели и задачи: Обучающие: ·       Начать знакомство учащихся с особенностями Царства Бактерий; ·       Познакомить учащихся с основными группами бактерий по строению, условиям и месту обитания; Развивающие: ·       Развивать память, внимание, мышление, творческую активность, познавательный интерес, умение работать индивидуально, в парах и группе; ·       Развивать навыки практической работы с натуральными объектами, навыки поиска дополнительной информации в различных источниках; Воспитательные: ·       Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.   3.               Тип урока: актуализации знаний;   4.               Предмет: биология   5.               Класс: 6;   6.               Место урока: 1 урок по теме «Бактерии»;   7.               УМК Пасечника.   8.               Методы: ·       словесные: беседа, рассказ, объяснение; ·       наглядные: наблюдение, демонстрация; ·       практические: работа с гербарием, работа с текстом.   9.               Используемые образовательные технологии: ·       Технология уровневого обучения; ·       Технология интенсификации обучения; ·       Технология игровой деятельности; ·       Элементы проблемного обучения; ·       Групповые, коллективные способы обучения; ·       Технология поэтапного формирования умственных действий;   10.            Оборудование: ·       Компьютер, проектор; ·       Раздаточный материал для индивидуальных, парных, групповых заданий;
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии «Бактерии»

6 класс

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Изучить особенности распространения, строения и жизнедеятельности бактерий.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение), умения говорить, слушать.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к здоровью

Оборудование:

  • Таблица «Бактерии»;

  • Схема «Царства живой природы»;

  • Материалы для рефлексии (рожицы человечков с различными эмоциями);

  • Сигнальные жетоны 2-х цветов;

  • Записи звуков природы;

  • Указка;

  • Таблица «Строение растительной клетки»;

  • Раздаточные материалы для изучения и закрепления нового материала (микрофотографии бактерий, настольная таблица «Форма тела бактерий», информация о жизнедеятельности бактерий, карточки с вопросами).

Опорные понятия (обозначаются на доске):

  • А. Ливенгук, начало 17 века (1675г.), «зверушки»;

  • Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спирохеты, диплококки, стрептококки, стафилококки, сарцины;

  • Анаэробы, аэробы;

  • Сапрофиты, паразиты;

  • Автотрофы, гереротрофы.


















Ход урока:

Организационный момент:

Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы проведём не совсем обычный урок и если Вы готовы к общению со мной, протяните ко мне свои ладошки. Спасибо.

Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова Н. М. Пржевальского «И ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». Потому что сегодня я приглашаю Вас совершить небольшое увлекательное, но воображаемое путешествие в особое Царство живых организмов, путешествие в невидимый мир.

Демонстрация схемы «Царства живой природы (название изучаемого царства закрыто)».

Давайте назовём группу живых организмов, к которым мы отправимся сегодня в гости и в процессе нашего путешествия познакомимся поближе, рассмотрев портреты некоторых его жителей

Демонстрация изображений бактерий под электронным микроскопом. Обучающиеся угадывают, о ком пойдёт речь на уроке.

Итак, у нас сегодня пойдёт речь о бактериях.

Вопрос: Что вы знаете о бактериях?

Вопрос: Чтобы вам хотелось узнать об этих живых организмах? Какой информации вам не хватает для более полного, целостного представления о них?

Перед вами план изучения бактерий.

Демонстрация плана урока:

  • Распространение в природе;

  • Внешнее и внутреннее строение;

  • Особенности жизнедеятельности;

Вопрос: где же в природе встречаются бактерии? В каких средах обитания их можно обнаружить?

От высоких гор до глубин океана. В каждой капле воды, даже самой чистой, в снегах полярных областей, в пустынях, на дне океана (до 4 км.), в горячих источниках, в горных породах (до 5 км.), в 1 грамме почвы - 30 млрд., на высоте 4100 км в воздухе.

Итак, мы с вами назвали все среды обитания бактерий и убедились в том, что они имеют широкое распространение, встречаются почти повсеместно.

Конечно же, не везде число бактерий одинаково. В одних местах их больше, в других меньше. Давайте определим, где именно. Я буду называть места распространения бактерий, а вы назовёте, в каком количестве (много или мало) здесь обитает бактерий.

Фронтальная работа с использованием цветных сигнальных жетонов.

  • Грязные руки, ротовая полость, кишечник человека;

  • Хорошо вымытые руки;

  • Воздух леса и гор;

  • Воздух в большом городе;

  • Сточные воды;

  • Подземные воды;

  • Класс после уроков;

  • Класс до начала уроков;

Вопрос: Почему я назвала мир бактерий невидимым? (Из-за мелких размеров).

Звучит стихотворение:

Но без очков и без лорнета

Непросто различить всё это.

Увы, задачка нелегка - увидеть шустрого зверька.

Микроб, к несчастью, слишком мелок,

Как утверждает Хилэр Белок.

В 17 веке (1675г.) голландский естествоиспытатель Антоний Ливенгук впервые рассмотрел бактерий и назвал их «зверушками».

Вопрос: Почему это стало возможным? (Был открыт микроскоп).

  • Длина бактерий 1- 10 (15) мкм.

  • Диаметр 0,2 - 1 мкм.

  • Максимальные размеры 16 - 45 мкм.

Вопрос: существует раздел биологии - микробиология. Что означает это слово?

(Наука, изучающая микроскопические формы жизни).

Выступление ученика с опережающей информацией об окраске бактерий.

Окраска у бактерий обычно отсутствует, но встречаются и окрашенные. Некоторые виды бактерий вызывают синение молока, окрашивание ран в зелёный цвет, образуют колонии на хлебе и воде, похожие на капли крови (в средние века это считалось чудом и небесным знамением и использовалось служителями церкви в своих интересах)). Встречаются и светящиеся бактерии, которые поселяются в органах рыб и других животных, и светятся голубоватым или зеленоватым светом.

А сейчас мы на время станем юными исследователями и подробнее изучим особенности строения бактерий.

Работа с настольной таблицей «Форма тела бактерий»:

Вопросы:

  • Что можно сказать о форме тела бактерий?

  • На какие группы по форме тела подразделяются бактерии?

  • Назовите разновидности одиночных и колониальных бактерий.

Знакомство с таблицами и рисунками строения бактерий в учебнике.

Вопросы:

  • Бактерии это одноклеточные или многоклеточные организмы? Почему?

  • Назовите главные части бактериальной клетки.

  • Почему бактерии относят к доядерным (безъядерным) организмам?

  • Что общего между бактериальной и растительной клеткой?

  • Каковы различия между ними?

  • Сделайте вывод об уровне организации бактериальной клетки.

Вывод: бактерии это примитивно устроенные организмы, не имеющие хорошо оформленного ядра.

Сейчас наш большой исследовательский отряд разделится на 3 группы для того, чтобы познакомиться с некоторыми сторонами жизнедеятельности бактерий (их движением, питанием, дыханием). Используя ваши настольные путеводители и карточки с вопросами, самостоятельно изучите эти процессы жизнедеятельности (2 минуты), а затем кто-то из группы поделится полученной информацией.

Индивидуально-групповая работа. Беседа по вопросам.

Вопрос: почему бактерии в таком изобилии населяют нашу планету?

(Бактерии очень интенсивно размножаются).

Бактерии могут делиться через каждые 20-30 минут. Одна клетка за сутки может дать миллиарды потомков, а за несколько суток они легко могут легко заполнить все моря и океаны нашей планеты.

Вопрос: почему этого не происходит и размножение бактерий приостанавливается?

(Этому способствуют неблагоприятные условия (нехватка влаги, пищи, перенаселение)).

Вопрос: почему бактерии - одноклеточные и примитивно организованные так широко распространены и существуют в природе наравне с высокоорганизованными организмами?

(Из-за высокой скорости размножения и способности к спорообразованию).

Большая часть бактерий гибнет при температуре 85-100 градусов. Однако в виде спор бактерии способны переносить нагревание до 140 градусов в течение 20 часов, охлаждение до -253 градусов, длительное высушивание, сильное радиоактивное воздействие в 100 000 раз превышающее дозу, смертельную для человека.

При образовании споры цитоплазма сжимается и образуется плотная оболочка. С наступлением благоприятных условий спора набухает, оболочка прорывается и образуется новая клетка.

Решение задач:

Подсчитайте, сколько бактерии могут сохранять свою жизнь в виде споры, если известно, что споры холерного вибриона выдерживают неблагоприятные условия 2 дня.

  • Чумы - в 4 раза дольше (8 дней)

  • Тифа в 30 раз дольше (60 дней)

  • Туберкулёза 0 в 150 раз больше (300 дней)

  • Сибирской язвы - в 1826 раз дольше (3652 дня)

Итак, наше заочное путешествие в невидимый мир подошло к концу. Давайте подведём его итоги.

Закрепление знаний:

  • Игра «Верю не верю» (-, +, +, +, -)

  • Кроссворд «Формы бактерий»

Рефлексия:

  • «Мордашки»

Заключение:

Как уверяют строгие профессора по биологии

Микроб - невидимый злодей, враг честных и простых людей

Известно, в мире вся хвороба проистекает от микроба.

Эх, я бы всех микробов сгрёб,

Взял помощнее микроскоп,

Да этим самым микроскопом

Их всех бы и придавил бы скопом.

Домашнее задание:

  1. Собрать информацию о роли бактерий в природе и жизни человека, разбившись на группы адвокатов и прокуроров.

  2. Приготовить сенной настой.

До свидания. Спасибо за урок.

Использованная литература


  1. Артамонов В.И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991.

  2. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: «Аванта+», 1994.

  3. Биология: Ботаника - 6 класс из серии «Я иду на урок биологии», изд. Первое сентября, М.: 2002.

  4. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, М.: Просвещение, 1996.

  5. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель», 2007.

  6. Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. Саратов, изд. «Лицей», 2002.

  7. Дубинина Н.В, Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология - 6: Бактерии. Грибы. Растения, М.: Дрофа, 2000.

  8. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии - 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Изд. «Вако», 2007.

  9. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. - Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004.

  10. Марина А.В. Конспекты уроков для учителя биологии-6кл. Уроки ботаники. М.: изд. Владос, 2003.

  11. Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991.

  12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000.

  13. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2005.

  14. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995.

  15. Сонин Н.И. Биология - 6. Лучшие нестандартные уроки. М.: Изд. Айрис Пресс, 2003.

  16. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников - 6-7 кл., М.: изд. Мнемозина, 1998.





Информационные листы

для индивидуально-групповой работы

Движение бактерий

Активное

1. При помощи жгутиков (1 и более). Жгутики могут располагаться на одном, двух концах тела или по всему телу.

2. При помощи волнообразных движений всего тела.

Пассивное

При помощи воды, ветра, других живых организмов (животных, человека).

Это интересно!!!!!

Некоторые бактерии вращаются вокруг своей собственной оси со скоростью 100 оборотов в секунду, за 1 секунду преодолевая расстояние в 50 раз больше собственной длины (2 микрометра). Это можно сравнить со спринтером, развивающем скорость 320 км. в час.

Дыхание (отношение к кислороду)

1. Бескислородные (анаэробные) - живут в бескислородной среде.

2. Кислородные (аэробные) - живут в кислородной среде.

3. Факультативные анаэробы - способны жить и в кислородной и в бескислородной среде.

Это интересно!!!!!

Для некоторых бактерий, например, для бактерии, вызывающей газовую гангрену, кислород не только не нужен, но и губителен.

Питание бактерий

1. Гетеротрофы - не способны самостоятельно синтезировать органические вещества, питаются готовыми органическими веществами.

а) бактерии-сапрофиты - используют готовые органические вещества мертвых организмов.

б) бактерии-паразиты - используют готовые органические вещества живых организмов.

2. Автотрофы - сами синтезируют органические вещества из неорганических (минеральных) веществ (некоторые).

а) фотосинтезирующие бактерии используют энергию солнечного света.

б) хемосинтезирующие бактерии используют энергию окисления минеральных веществ.

Вопросы для 1 группы (движение):

  1. Какие виды движения есть у бактерий?

  2. При помощи чего происходит активное движение у бактерий?

  3. Сколько жгутиков может быть у бактерий, и как они могут располагаться на теле бактерии?

  4. При помощи чего может происходить пассивное движение бактерий?



Вопросы для 2 группы (дыхание):

  1. На какие группы по отношению к кислороду подразделяются бактерии, назовите отличия между ними?

  2. Приведите примеры бактерий, для которых кислород не только не нужен, но и губителен.



Вопросы для 3 группы (питание):

  1. На какие 2 крупные группы по способу питания подразделяются бактерии, назовите отличия между ними.

  2. Назовите разновидности гетеротрофных бактерий и отличия между ними.

  3. Назовите разновидности автотрофных бактерий и отличия между ними.



Рецепт приготовления сенного настоя.

Горсть сухого сена измельчить ножницами и поместить в стакан. Налить воды в 2 раза больше сенной массы и прокипятить 30 минут. Затем настой профильтровать через вату, налить в колбу, плотно закрыть пробкой и поставить в тёмный шкаф при температуре 30 градусов. Через 3 - 5 дней на поверхности сенного раствора образуется беловатая плёнка сенных палочек. Для того чтобы рассмотреть сенную палочку под микроскопом, необходимо нанести каплю чёрной туши на предметное стекло. Препаровальной иглой снять плёнку с сенного настоя и поместить в каплю туши. Препаровальной иглой тщательно перемешать и сверху накрыть покровным стеклом.

Если рассмотреть приготовленный препарат под микроскопом, то видны светлые продолговатые тельца. Это бактерии - сенные палочки.



«Верю не верю»

  1. Бактерии - это многоклеточные организмы.

  2. В теле бактерии отсутствует оформленное ядро.

  3. В природе бактерии встречаются повсеместно.

  4. Споры нужны бактериям для того, чтобы переносить неблагоприятные условия окружающей среды.

  5. Бактерии - это сложно устроенные живые организмы.

КРОССВОРД «ФОРМЫ БАКТЕРИЙ»




И



И

Ы


И


Ы


И


Ы


И


Ы



© 2010-2022