- Преподавателю
- Биология
- Самостоятельная работа по теме: Популяция форма существования вида 10 класс
Самостоятельная работа по теме: Популяция форма существования вида 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Степанова Е.И. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
10 класс
Самостоятельная работа
Популяция форма существования вида
Задание 1.
Дайте определение вида и приведите несколько примеров видов растений и животных, относящихся к одному роду.
Задание 2.
Дайте краткую характеристику основных критериев вида: морфологического, физиологического, биохимического, генетического, географического, экологического.
Задание 3.
Современная биология при определении вида оперирует многими разными критериями. К каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из критериев? Покажите это на конкретных примерах.
Задание 4.
Найдите в тексте необходимые сведения для раскрытия экологического и географического критериев вида.
Лебедь-шипун часто изгибает шею в виде буквы S, клюв и голову держит наклонно к воде. При раздражении издает характерный шипящий звук, по которому и получил свое название. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, Дании и Польши на западе до Монголии, Приморского края и Китая на востоке. Всюду на этой территории редок, часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует.
Населяет заросшие водной растительностью лиманы, озера, иногда даже болота, предпочитая глухие, мало посещаемые человеком водоемы.
Малый, или тундровый лебедь распространен по тундре Европы и Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого океана. Для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки тундры с разбросанными по ним озерами, а также речные долины, изобилующие старицами и протоками.
Брачные игры своеобразны и проходят на суше. При этом самец ходит перед самкой, вытягивает шею, временами приподнимает крылья, издавая ими особый хлопающий звук и звонко кричит.
Задание 5.
Какие критерии вида использованы при описании ласточек?
Городская ласточка
Береговая ласточка
Верх головы, спина, крылья и хвост сине-черные, надхвостье и весь низ тела белые. Хвост с резкой треугольной вырезкой на конце.
Обитатель горных и культурного ландшафтов. Гнездится на стенах скал и зданий. Обычная или многочисленная перелетная птица. Держится стаями в воздухе или сидя на проводах, чаще других ласточек садится на землю. Гнездится колониями. Гнездо лепит из комочков глины в форме полушара с боковым входом. Кладка из 4 - 6 яиц в мае - июне. Голос - звонкое «тирч-тирч».
Верх головы, шея, спина, крылья, хвост и полоса поперек груди серовато-бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой.
Населяет долины рек, где гнездится по обрывистым глиняным или песчаным берегам. Обычная или многочисленная перелетная птица. Держится стаями, гнездится колониями. Гнезда устраивает в норах по обрывистым берегам рек. Кладка из 4 - 6 белых яиц в мае - июле. Голос - негромкое «чирр-чирр».
Задание 6.
Раскройте смысл понятий «вид», «ареал», «популяция», «генофонд».
Задание 7.
Какие механизмы препятствуют скрещиванию между разными видами? Почему генетический критерий считают важнейшей характеристикой вида?