План урока по биологии Строение и работа сердца (8 класс)

План изучения нового материала:1.Определение размеров и положение сердца в грудной полости.2.Строение сердца.3.Автоматия сердца. 4.Сердечный цикл. 5.Регуляция работы сердца. 6.Влияние факторов окружающей среды на сердце. Проблемные вопросы:Почему кровь движется только в одном направлении? Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Кириков Татьяна Александровна

Цели урока:

  • образовательные:

    • познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями;

    • дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;

    • реализовать возможности гигиенического воспитания.

  • развивающие:

    • активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;

    • продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы.

  • воспитательные:

    • воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Планируемые результаты:

называть структурные компоненты сердца, называть фазы сердечного цикла, определять понятия по теме, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, высокой работоспособности сердца, называть виды регуляции кровообращения, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения, влияние алкоголя, табака на сердечно-сосудистую системы; объяснять: обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни; работать с различными источниками информации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

План изучения нового материала:

  1. Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

  2. Строение сердца.

  3. Автоматия сердца.

  4. Сердечный цикл.

  5. Регуляция работы сердца.

  6. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Проблемные вопросы:

  • Почему кровь движется только в одном направлении?

  • Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

  • Почему сердце "ведет" себя по-разному? Что происходит с ним?

Новые термины и понятия:

околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация знаний.

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.

Может биология каким то образом связана с символом любви?

Что изображают, когда кого-то любят? (слайд 1)

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце?

А не глаза, не уши, не желудок являются символом любви?

Ребята, а что вы знаете о нашем сердце?

Как высчитаете, что мы должны изучить на нашем уроке?

Тема сегодняшнего урока называется «Строение и работа сердца»

Цель: изучить строение и работу сердца.

III. Изучение нового материала

1.-Разве сердце выглядит так, как изображает этот символ?

Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. (Слайд 2)

Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

Представим его размеры.

2. Сердце - это полый мышечный орган, по форме напоминает конус. Мышечная стенка сердца состоит из трёх слоёв:

Эпикард - наружный слой, состоит из соединительной ткани.

Эндокард - внутренний слой, образован клетками эпителия.

Миокард - средний слой. Это сердечная мышца, образована поперечно-поло- сатой мышечной тканью, которая обладает способностью сокращаться не- зависимо от воли человека.

Слайд 3.

Сердце находится в соединительно-тканном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки. (Слайд 4).

Вспомните, из каких отделов состоит сердце млекопитающих?

В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови.

Возникает проблемный вопрос: Если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце?

Предлагаю работу с учебником с.80, 2, 3 абзацы, рис. 41 , маршрутном листом, который лежит у каждого на парте.

Задание1.Ответьте на вопросы.

1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?

2.Какие клапаны находятся между ними? Заполним 1-ю часть схемы «Клапаны сердца» в маршрутном листе.

3.Для чего нужны клапаны?

4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся?

Время выполнения (5мин)

Из ваших ответов можно сделать вывод.

Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

Запишем вывод 1 в маршрутный лист.

Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия - аорта, от правого желудочка - легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.

Посмотрите внимательно, одинакова ли толщина стенок сердца?

(Нет, стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков).

Как вы думаете от чего это зависит?

(Это связано с тем, что предсердия совершают небольшую работу. При их сокращении кровь поступает только в желудочки, а желудочки проталкивают кровь по всей длине кровеносных со- судов, т.е. совершают большую работу).

А почему стенки левого желудочка толще правого?

(Левый желудочек совершает большую работу, он проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения).

Да, действительно толщина мышечных стенок сердца зависит от нагрузки.

Задание. Поработаем с маршрутным листом.

Выполните упражнение «Строение сердца» (4 мин)

План урока по биологии Строение и работа сердца (8 класс)

Итак, мы рассмотрели строение сердца.

Как вы думаете, в чём заключается основная функция сердца? (Обеспечение непрерывного тока крови по сосудам).

3.Посмотрим видеофрагмент о работе сердца.

Сердце - удивительный и надежный орган - насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта.

Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту 14 метров.

А ведь сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. А если бы сердце перекачивало не кровь , а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна.

Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Какую задачу можно поставить на данном уроке, исходя из приведенных данных?

(Учащиеся отвечают: как работает сердце? Почему не утомляется?)

Учитель ставит проблему:

«Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?» (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях

Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? (Слайд 6)
Сердечный цикл. Рассказ учителя:

Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия - систола предсердий, затем сокращаются желудочки - систола желудочков.

При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление - диастола.

При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков - закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I - сокращение предсердий, II - сокращение желудочков, III - общее расслабление.

Сердечный цикл.

Фазы

Предсердия

Желудочки

Продолжительность

I

Сокращаются

Расслаблены

0,1 сек.

II

Расслаблены

Сокращаются

0,3 сек

III

Расслаблены

Расслаблены

0,4 сек

0,8 сек

Вопросы по таблице классу:

  1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
    2.Сколько времени работают предсердия?
    3.Сколько времени они отдыхают?
    4. Сколько времени работают желудочки?
    5. Сколько времени они отдыхают?
    6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Сердце 04 сек. Работает и 0.4 сек отдыхает

Поработаем с маршрутным листом .

  1. Рассмотрите рис 42 на стр.81 учебника , и заполните таблицу.

(дополнительное задание)

фаза сердечного цикла


Положение клапанов (открыты/закрыты)


Направление движения крови


Время, с


Сокращение предсердий

Створчатые__________________

Полулунные_________________


Сокращение желудочков

Створчатые__________________

Полулунные_________________


Пауза

Створчатые__________________

Полулунные_________________


Запись в маршрутный лист.

Вывод 2. Сердце работает ритмично. Цикл состоит из трех фаз.

5.Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения - "сердце готово выпрыгнуть из груди", "от страха сердце в пятки убежало", " и др.

4. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Сообщение.

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость.

Шекспир сказал

Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу, чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем.

Давайте говорить друг другу только добрые слова. Доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение положительно сказываются на сердце.


Сердце - это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце.

Так что-же нового вы узнали сегодня на уроке?

(Мы сегодня на уроке изучили строение и работу сердца. )

Закрепление.

Найди ошибку.

  1. Сердце - двигатель крови в организме. Это трёхкамерный мышечный ор- ган , расположенный в брюшной полости.

  2. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью.

  3. Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении.

  4. Желудочки разделены не полной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается.

  5. Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

Тестовая работа

Выбираем один ответ из 3 предложенных.

Вопрос 1. Сердце человека расположено:

Ответ 1 в брюшной полости;

Ответ 2 в грудной полости слева;

Ответ 3 в грудной полости справа.

Вопрос 2. Сердце человека:

Ответ 1 двухкамерное;

Ответ 2 трехкамерное:

Ответ 3 четырехкамерное.

Вопрос 3. Наибольшую толщину мышечной стенки имеет:

Ответ 1 левый желудочек;

Ответ 2 правый желудочек;

Ответ 3 левое предсердие.

Вопрос 4. Клапан между левым желудочком и аортой:

Ответ 1 полулунный;

Ответ 2 трехстворчатый;

Ответ 3 двухстворчатый

Вопрос 5. В деятельности сердца можно выделить:

Ответ 1 три фазы;

Ответ 2 две фазы;

Ответ 3 четыре фазы.

Вопрос 6 Продолжительность первой фазы:

Ответ 1 0,1 с

Ответ 2 0,3 с

Ответ 3 0,4 с

Вопрос 8. Клапан между правым предсердием и правым желудочком:

Ответ 1 полулунный;

Ответ 2 трехстворчатый;

Ответ 3 двухстворчатый


  1. Вывод урока: ( делают учащиеся)

Сердце - полый четырёхкамерный мышечный орган, который обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, неутомимость и отличную работоспособность.Как вы думаете, что мы будем изучать на следующем уроке?(Движение крови по кровеносным сосудам)

V. Домашнее задание: проработать параграф 17, стр. 79 - 81, ответить на вопросы.

Решить задачу: зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали.

Изготовить модель сердца (по желанию)



















Маршрутный лист

Тема урока: «Строение и работа сердца»

  1. Положение сердца в грудной полости

а). Сердце состоит _____________ камер

б). Из левого желудочка кровь поступает _______________

Из правого желудочка кровь поступает _______________

в). Постройте схему

План урока по биологии Строение и работа сердца (8 класс)

Вывод 1. Кровь движется только в одном направлении:_________________

______________________________________________________________________

План урока по биологии Строение и работа сердца (8 класс)


  1. Автоматизм - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нём самом.

  2. Прочитайте статью «Сердечный цикл» и заполните таблицу.

(дополнительное задание)

фаза сердечного цикла


Положение клапанов (открыты/закрыты)


Направление движения крови


Время, с


Сокращение предсердий

Створчатые__________________

Полулунные_________________


Сокращение желудочков

Створчатые__________________

Полулунные_________________


Пауза

Створчатые__________________

Полулунные_________________


Запомните! Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные - всегда закрыты, кроме фазы сокращения же­лудочков.

Вывод 2. Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит ___ фаз.


  1. РПлан урока по биологии Строение и работа сердца (8 класс)егуляция работы сердца. (Дополнительное задание.)

План урока по биологии Строение и работа сердца (8 класс)


Нервная гуморальная

Вывод 3. Нервная и гуморальная регуляция обеспечивает приспособление организма

____________________________________________________________________________


© 2010-2022