Рабочая программа по биологии 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Составительской программы для общеобразовательных учреждений по биологии 10-11классах. Базовый уровень Автор Сапунова Н.В. ,Шелухина Л.Н. 2010г и рассчитана на 68 учебных часов включая практическую часть: лабораторные работы-4,практические-6

(приложение№1).Для оценки освоения учащимися планируемого содержания имеются средства контроля (приложение №2).В рабочей программе произведено перераспределение часов следующим образом:


№п/п

Название тем

Кол-во часов по плану

Кол-во часов факт.

1

Повторение

3

3

Входная контрольная работа

1

1

4

Биология как наука

5

4

5

Основы цитологии

25

27

6

Организм

37

32

а)размножение

16

11

б)основы генетики

21

21

7

Итоговая контрольная работа

1

итого

68

68

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Содержание тем учебного курса

  1. Повторение 4 часа.Введение. (4 часов)

Введение в предмет. Краткая история развития биологии

Методы исследования в биологии. Методы исследования в биологии. Уровни ор­ганизации живой материи

  1. Основы цитологии. (25 часов)

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные ве­щества и их роль в клетке. Углеводы

и их роль в жизнедеятельности клетки Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков в кленке. Ферменты. Нуклеиновые кисло­ты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строе­ние клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об­мен в клетке. Типы питания орга­низмов. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

3. Размножение и индивидуальное развитие организма. (11 часов)

Жизненный цикл клетки. Ми­тоз. Амитоз. Мейоз. Формы размноже­ния организмов (бесполого и полового). Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Размножение и онто­генез организмов.

  1. Основы генетики. (21 часов)

Введение в генетику. История развития . Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скре­щивание

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

. Изменчивость. Виды и причины мутаций

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол час

Понятия

Планируемые результаты

Дом.зад

Предметные

Метапредметные:

Познавательные(П)

Личностные(Л)

Регулятивные(Р)

Коммуникативные(К)

3

Повторение.

1

Повторение материала за 9 класс.

1


2

Повторение материала за 9 класс.

1


3

Повторение материала за 9 класс.

1


Биология как наука

4

Биология как наука.

4

Краткая история развития биологии.

1

Биология как наука.

Знать историю развития биологии, задачи об­щей биологии, связь биологии с другими науками.

П. УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К. УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Стр.3-9

5

Методы исследования в биологии.

1

Методы: научный, описательный,сравнитедьный, исторический.

Знать основные методы исследования в биологии.

Уметь сравнивать методы.

Стр.9-11

6

Сущность жизни и свойства живого. Входная контрольная работа

Жизнь .Открытая система.

Знать и уметь изложить полученные знания.

7

Уровни организации живой материи

1

Уровни ор­ганизации: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой,экосистемный,биосферный.

Знать уровни ор­ганизации живой материи.

Уметь характеризовать уровни ор­ганизации живой материи.

Стр.13-15

25

Основы цитологии.

Стр.16-20

8

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

Методы цитологии. Клеточная теория

Знать положения современной клеточной теории.

Уметь объяснять положения современной клеточной теории.

П. УУД: умение проводить эле­ментарные исследования, работать с различными источниками информации.

Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД : умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К. УУД : умение воспринимать информацию на слух

Стр.22-26

9

Особенности химического состава клетки.

1

Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.

Знать элементарный состав живого вещества.

Уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен­тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

Стр.26-29

10

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

Роль и свойства воды

Знать свойства воды.

Стр.29-31

11

Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

Буферная система.

Знать минеральные вещества и их роль в клетке.

Стр.32-33

12

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Строение и биологиче­ское значение углеводов.

Знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли­пидов, витаминов.

Стр.34-37

13

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Строение и биологиче­ское значение липидов.

Знать особенности строения жиров и других ли­пидов

Стр.37-40

14

Строение. и функции белков

1

Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; классификация, структура белков.

Знать особенности строения и классификацию белков.

Стр.40-47

15

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

ДНК, РНК и их виды

Знать особенности строения молекул ДНК, РНК их биологическое значение.

Уметь схематиче­ски изображать структуру удвоения ДНК.

П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах.

Стр.48-52

16

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

АТФ, генети­ческий код. Витамины.

Знать особенности строения молекул АТФ.

Стр.53-55

17

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Осо­бенности строения мембраны кле­ток и ядра.

Хромосомный набор клетки.

Знать строение органоидов .

Уметь объяснять особенности строения.

Стр.55-61

18

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1

Цитоплазма.Гиалоплазма.Цитоскелет.Центриоли,Рибосомы.

Знать строение органоидов.

Уметь объяснять особенности их строения .

Стр.61-64

19

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

Шероховатая и гладкая эндоплазматическая сеть

Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Стр.64-67

20

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

1

Тилокоиды.

Строма.

Граны

Кристы.

Знать строение органоидов.

Уметь объяснять особенности их строения .

Стр.68-71

21

Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

Мезосома. Аэробы. Анаэробы.

Знать сходство и различие между прокариотическими и эукариотическими клетками.

Стр.71-74

22

Сходство различи строения клеток растений, животных и грибов.

1

Сапрофиты. Паразиты.

Знать особенности строения клеток растений и животных

Уметь сравнивать и находить отличительные черты

между клетками растений и животных, грибов.

Стр.75-78

23

Л/р.1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом .

1

Сапрофиты. Паразиты.

Знать особенности строения клеток растений и животных

Уметь сравнивать и находить отличительные черты

между клетками растений и животных,грибов.

П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Пользоваться простейшими приборами.

Р. УУД: умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах.

24

Л/р.2 Сравнение строения клеток растений и животных .

1

Митохондрии.

Пластиды.

Знать особенности строения клеток растений и животных

Уметь сравнивать и находить отличительные черты

между клетками растений и животных,

грибов.

25

Л/р.3 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1

Пластиды.Оболочка.Ядро.

Знать особенности строения клеток растений.

26

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

Ви­русы и бактериофаги.

Капсид.

Знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека.

Уметь ответить на вопросы.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Л. УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.

Стр.78-81

27

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

Метаболизм, анаболизм и катаболизм. Этапы обмена.

Знать сущность и значе­ние обмена веществ

в клетке.

Уметь ответить на вопросы.

Стр.81-84

28

Энергетический обмен в клетке.

1

Метаболизм, анаболизм и катаболизм.

Знать сущность и значе­ние обмена веществ

в клетке.

Уметь ответить на вопросы.

Стр.84-87

29

Питание клетки.

1

Автотрофы, гетеротрофы.

Знать типы питания орга­низмов и особенности автотрофного питания.

Стр.87-89

30

Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Фотосинтез. Световая и темновая фазы фото­синтеза.

Знать определения.

Уметь характеризовать световую и темновую фазы фото­синтеза.

Стр.89-94

31

Автотрофное питание. Хемосинтез.

1

Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие.

Знать определения.

Уметь объяснять о роли хемосинтетиков.

Стр.94-95

32

Генетический код и его свойства.

1

Генетический код.

Транскрипция.

Знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке.

Уметь по­строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.

Стр.95-97

33

Транскрипция Синтез белков в клетке.

1

Транс­ляция генетической ин­формации клетки. Антикодон стоп - кодон, полисома.

Знать механизм биосинтеза белка.

Уметь написать схему трансляции

Стр.97-101

34

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

1

Генетический код, кодон, промотор, оперон.

Знать термины.

Уметь объяснять механизм регуляции белка у прокариот.

Стр.102-105


37

Организм.

35

Жизненный цикл клетки.

1

Апоптоз, Этапы интерфазы.

Знать определения.

Уметь рассказать о значении деления клетки и особенностях интерфазы значении бесполого размножения.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Стр.108-111

36

Митоз. Амитоз.

1

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. Амитоз.

Знать особенности и биоло­гическое; и фаз митоза.

Уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

Стр.111-113

37

Мейоз.

1

Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.

Знать особенности и уметь рассказать о биоло­гическом значении полового размножения, ос­новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

Стр.114-116

38

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Формы бесполого раз­множения: споро-образование, почкование и вегетативное размно­жение

Знать формы.

Уметь привести примеры.

Стр.116-119

39

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

Гаметы, конъюгация, копуляция, изогамия.

Знать определения.

Уметь изложить в письменной форме.

Стр.120-121

40

Развитие половых клеток.

1

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез.

Знать определения.

Уметь изложить в письменной форме.

Стр.122-124

41

Оплодотворение.

1

Зигота, микроспоры, мегаспоры, зародышевый мешок, двойное оплодотворение.

Знать сущность процесса оплодотворения.

Уметь рассказать об оплодотворении у покрытосеменных растений.

П. УУД. :умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Л. УУД: по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками.

Стр.125-128

42

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

1

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения, эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие.

Знать закономерности онтогенеза позвоночных.

Уметь рассказать о вредном влиянии курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека.

П. УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Л. УУД.: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД.: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Стр.129-131

43

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.

1

Морула, бластула, гаструла, нейрула.

Знать особенности эмбрионального периода. Уметь рассказать вреде курения, употребления алкоголя.

П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Стр.131-136

44

Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период.

1

Прямое и непрямое развитие.

Знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Стр.136-138

45

Л.р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства

Зародыш.

Уметь сравнивать и находить отличия.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Пользоваться простейшими приборами.

Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К. УУД: умение работать в составе творческих групп.


21

Основы генетики.

46

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

Основные термины и понятия генетики.

Знать основные понятия, за­дачи и методы генетики.

П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Л. УУД.: по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы.

Р. УУД.: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

К. УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками.

Стр.140-142

47

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание(1-2 закон Г.Менделя)

1

Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

Знать генетическую терми­нологию и символику.

Уметь записывать схемы скрещивания.

Стр.142-144

48

Закон чистоты гамет.

Закон чистоты гамет.

Знать закон чистоты гамет.

Стр.144-146

49

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

Кодоминирование.Неполное доминирование.Сверхдоминирование.

Знать понятия.

Стр.146-149

50

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.

Знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со­ставлять решетку Пеннета и со­ставлять решетку Пеннета.

Стр.149-151

51

Пр/р..Решение генетических задач.

Знать порядок решения задач.

Уметь решать основные ти­пы генетических задач.

П. УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Л. УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, оценить качество выполнения работы.

К. УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками

52

Пр/р..Решение генетических задач

Знать порядок решения задач.

Уметь решать основные ти­пы генетических задач.

53

Пр/р..Решение генетических задач

Знать порядок решения задач.

Уметь решать основные ти­пы генетических задач.

54

Пр/р..Решение генетических задач

Знать порядок решения задач.

Уметь решать основные ти­пы генетических задач.

55

Хромосомная теория наследственности.

1

Явление сцепленного наследования, закон Моргана, кроссинговер, хромосомные карты.

Знать закон Моргана и хромосомный механизм определения .

Уметь по­нимать основные положения хромосомной тео­рии.

П. УУД: умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Л. УУД: по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

Р. УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

К. УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Стр.152-154

56

Взаимодействие неаллельных генов.

1

Виды взаимодействия неаллельных генов, множественное действие генов.

Знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Стр.155-157

57

Цитоплазматическая наследственность.

1

Цитоплазматическая (нехромосомная ) наследственность.

Знать термины.

Уметь привести примеры

Стр.157-158

58

Генетическое определение пола.

1

Теория наследования пола Аутосома. Половые хромосомы

Знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули­ровку закона гомологических рядов

Стр.159-163

59

Изменчивость.

1

Модификационная из­менчивость, норма реак­ции, вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова

Знать причины и сущность модификационных изменений, статистические закономерности модификационной изменчиво­сти.

Уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Стр.163-166

60

Виды мутаций.

1

Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации.

Знать термины.

Уметь объяснять на примерах.

Стр.167-169

61

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

Причины мутаций. Соматические и генеративные.

Знать термины.

Уметь привести примеры причин мутаций.

Стр.169-174

62

П/р. Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их на организм..

1

Знать термины.

Уметь привести примеры мутагенов.

П. УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Л. УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, оценить качество выполнения работы.

К. УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками

63

Итоговая контрольная работа

1

Знать и уметь изложить полученные знания.

64

Генетика человека

4

П. УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Л. УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Р. УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, оценить качество выполнения работы.

К. УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками

65

Методы исследования генетики человека.

1

Методы:популяционный,близнецовый,цитогенетический,биохимический.

Знать понятия.

Уметь характеризовать методы.

Стр.176-178

66

Пр/р.Составление родословных. (составление простейших схем скрещивания.)

1

67

Генетика и здоровье.

1

Генные заболевания.

Хромосомные болезни.

Знать причины, вызывающие заболевания.

Стр.178-181

68

Проблемы генетической безопасности.

1

Медико -генетическое консультирование

Знать о значении медико -генетического консультирования.

Стр.151-184

Итого

68


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать основные положения клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина; учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя,

общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки вида, царств, отделов, классов и семейств растения, типов и классов животных;

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение клетки, генов , хромосом, экосистем;

приводить примеры

•усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений, животных;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма, организма

человека, лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов, гормонов и витаминов в организме,

питание автотрофных и гетеротрофных организмов,

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет его значение, профилактику ВИЧ;

особенности человека обусловленные трудовой деятельностью;

размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений, животных;

особенности размножения и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы( абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества пищевые связи, приспособленности организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества роль человека в их продуктивности; обосновывать

взаимосвязь строения и функций, органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека человеческих рас;

вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики вредных привычек;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности,

роль биологического разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений, животных; клетки, ткани, органы, системы органов;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств,

съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных;

зародыши человека и других млекопитающих, экосистемы и агроэосистемы (своей местности), процессы ( естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, вирусах для обоснования приемов хранений продуктов питания, профилактики заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

при оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии ; находить

информацию о биологических объектах в различных источниках, оценивать её.

Литература

  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы: учебник для базового уровня. М. Дрофа,2012

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. М. Дрофа, 2010.

  • Примерные программы по учебным предметам. Биология, Естествознание.-М., Просвещение, 2010.-71 с.

  • Сборник нормативных документов. Биология. М. Дрофа, 2010г.

  • Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по экологии, биологии. Ставрополь, СКИПКРО, 2010.

  • Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии, «Экзамен», М., 2010г.

Рабочие программы по биологии, М., «Глобус», 2010 г.

Приложение 1

Л/р.1Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом .

Л/р.2 Сравнение строения клеток растений и животных

Л/р.3Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Л.р.№4Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства

Л/р.5 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их на организм..

Пр/р..Решение генетических задач

Пр/р. Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их на организм..

Пр/р.Составление родословных. (составление простейших схем скрещивания.)

Приложение 2

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

год

итого

Административный контроль ЗУНов

Входная контрольная работа

Итоговый контроль знаний

2

Лабораторных работ

3

1

4

Практических работ

6

6

19

© 2010-2022