- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рылина Г.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Составительской программы для общеобразовательных учреждений по биологии 10-11классах. Базовый уровень Автор Сапунова Н.В. ,Шелухина Л.Н. 2010г и рассчитана на 68 учебных часов включая практическую часть: лабораторные работы-4,практические-6
(приложение№1).Для оценки освоения учащимися планируемого содержания имеются средства контроля (приложение №2).В рабочей программе произведено перераспределение часов следующим образом:
№п/п
Название тем
Кол-во часов по плану
Кол-во часов факт.
1
Повторение
3
3
Входная контрольная работа
1
1
4
Биология как наука
5
4
5
Основы цитологии
25
27
6
Организм
37
32
а)размножение
16
11
б)основы генетики
21
21
7
Итоговая контрольная работа
1
итого
68
68
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Содержание тем учебного курса
-
Повторение 4 часа.Введение. (4 часов)
Введение в предмет. Краткая история развития биологии
Методы исследования в биологии. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи
-
Основы цитологии. (25 часов)
Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы
и их роль в жизнедеятельности клетки Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков в кленке. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический обмен в клетке. Типы питания организмов. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
3. Размножение и индивидуальное развитие организма. (11 часов)
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Формы размножения организмов (бесполого и полового). Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез.
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Размножение и онтогенез организмов.
-
Основы генетики. (21 часов)
Введение в генетику. История развития . Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.
Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.
. Изменчивость. Виды и причины мутаций
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол час
Понятия
Планируемые результаты
Дом.зад
Предметные
Метапредметные:
Познавательные(П)
Личностные(Л)
Регулятивные(Р)
Коммуникативные(К)
3
Повторение.
1
Повторение материала за 9 класс.
1
2
Повторение материала за 9 класс.
1
3
Повторение материала за 9 класс.
1
Биология как наука
4
Биология как наука.
4
Краткая история развития биологии.
1
Биология как наука.
Знать историю развития биологии, задачи общей биологии, связь биологии с другими науками.
П. УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К. УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
Стр.3-9
5
Методы исследования в биологии.
1
Методы: научный, описательный,сравнитедьный, исторический.
Знать основные методы исследования в биологии.
Уметь сравнивать методы.
Стр.9-11
6
Сущность жизни и свойства живого. Входная контрольная работа
Жизнь .Открытая система.
Знать и уметь изложить полученные знания.
7
Уровни организации живой материи
1
Уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой,экосистемный,биосферный.
Знать уровни организации живой материи.
Уметь характеризовать уровни организации живой материи.
Стр.13-15
25
Основы цитологии.
Стр.16-20
8
Методы цитологии. Клеточная теория.
1
Методы цитологии. Клеточная теория
Знать положения современной клеточной теории.
Уметь объяснять положения современной клеточной теории.
П. УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К. УУД : умение воспринимать информацию на слух
Стр.22-26
9
Особенности химического состава клетки.
1
Элементарный состав живого вещества. Строение и биологическое значение воды и минеральных солей.
Знать элементарный состав живого вещества.
Уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.
Стр.26-29
10
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.
1
Роль и свойства воды
Знать свойства воды.
Стр.29-31
11
Минеральные вещества и их роль в клетке.
1
Буферная система.
Знать минеральные вещества и их роль в клетке.
Стр.32-33
12
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
Строение и биологическое значение углеводов.
Знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов, витаминов.
Стр.34-37
13
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
Строение и биологическое значение липидов.
Знать особенности строения жиров и других липидов
Стр.37-40
14
Строение. и функции белков
1
Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; классификация, структура белков.
Знать особенности строения и классификацию белков.
Стр.40-47
15
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.
1
ДНК, РНК и их виды
Знать особенности строения молекул ДНК, РНК их биологическое значение.
Уметь схематически изображать структуру удвоения ДНК.
П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.
Стр.48-52
16
АТФ и другие органические соединения клетки.
1
АТФ, генетический код. Витамины.
Знать особенности строения молекул АТФ.
Стр.53-55
17
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.
1
Особенности строения мембраны клеток и ядра.
Хромосомный набор клетки.
Знать строение органоидов .
Уметь объяснять особенности строения.
Стр.55-61
18
Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
1
Цитоплазма.Гиалоплазма.Цитоскелет.Центриоли,Рибосомы.
Знать строение органоидов.
Уметь объяснять особенности их строения .
Стр.61-64
19
Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.
1
Шероховатая и гладкая эндоплазматическая сеть
Комплекс Гольджи. Лизосомы.
Стр.64-67
20
Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.
1
Тилокоиды.
Строма.
Граны
Кристы.
Знать строение органоидов.
Уметь объяснять особенности их строения .
Стр.68-71
21
Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
1
Мезосома. Аэробы. Анаэробы.
Знать сходство и различие между прокариотическими и эукариотическими клетками.
Стр.71-74
22
Сходство различи строения клеток растений, животных и грибов.
1
Сапрофиты. Паразиты.
Знать особенности строения клеток растений и животных
Уметь сравнивать и находить отличительные черты
между клетками растений и животных, грибов.
Стр.75-78
23
Л/р.1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом .
1
Сапрофиты. Паразиты.
Знать особенности строения клеток растений и животных
Уметь сравнивать и находить отличительные черты
между клетками растений и животных,грибов.
П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Пользоваться простейшими приборами.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.
24
Л/р.2 Сравнение строения клеток растений и животных .
1
Митохондрии.
Пластиды.
Знать особенности строения клеток растений и животных
Уметь сравнивать и находить отличительные черты
между клетками растений и животных,
грибов.
25
Л/р.3 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
1
Пластиды.Оболочка.Ядро.
Знать особенности строения клеток растений.
26
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
1
Вирусы и бактериофаги.
Капсид.
Знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их значение в природе и жизни человека.
Уметь ответить на вопросы.
П. УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Л. УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение работать в составе творческих групп.
Стр.78-81
27
Обмен веществ и энергии в клетке.
1
Метаболизм, анаболизм и катаболизм. Этапы обмена.
Знать сущность и значение обмена веществ
в клетке.
Уметь ответить на вопросы.
Стр.81-84
28
Энергетический обмен в клетке.
1
Метаболизм, анаболизм и катаболизм.
Знать сущность и значение обмена веществ
в клетке.
Уметь ответить на вопросы.
Стр.84-87
29
Питание клетки.
1
Автотрофы, гетеротрофы.
Знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания.
Стр.87-89
30
Автотрофное питание. Фотосинтез.
1
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза.
Знать определения.
Уметь характеризовать световую и темновую фазы фотосинтеза.
Стр.89-94
31
Автотрофное питание. Хемосинтез.
1
Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие.
Знать определения.
Уметь объяснять о роли хемосинтетиков.
Стр.94-95
32
Генетический код и его свойства.
1
Генетический код.
Транскрипция.
Знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке.
Уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.
Стр.95-97
33
Транскрипция Синтез белков в клетке.
1
Трансляция генетической информации клетки. Антикодон стоп - кодон, полисома.
Знать механизм биосинтеза белка.
Уметь написать схему трансляции
Стр.97-101
34
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
1
Генетический код, кодон, промотор, оперон.
Знать термины.
Уметь объяснять механизм регуляции белка у прокариот.
Стр.102-105
37
Организм.
35
Жизненный цикл клетки.
1
Апоптоз, Этапы интерфазы.
Знать определения.
Уметь рассказать о значении деления клетки и особенностях интерфазы значении бесполого размножения.
П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Стр.108-111
36
Митоз. Амитоз.
1
Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. Амитоз.
Знать особенности и биологическое; и фаз митоза.
Уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.
Стр.111-113
37
Мейоз.
1
Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овогенез, биологическое значение полового процесса.
Знать особенности и уметь рассказать о биологическом значении полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.
Стр.114-116
38
Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
1
Формы бесполого размножения: споро-образование, почкование и вегетативное размножение
Знать формы.
Уметь привести примеры.
Стр.116-119
39
Формы размножения организмов. Половое размножение.
1
Гаметы, конъюгация, копуляция, изогамия.
Знать определения.
Уметь изложить в письменной форме.
Стр.120-121
40
Развитие половых клеток.
1
Гаметогенез, овогенез, сперматогенез.
Знать определения.
Уметь изложить в письменной форме.
Стр.122-124
41
Оплодотворение.
1
Зигота, микроспоры, мегаспоры, зародышевый мешок, двойное оплодотворение.
Знать сущность процесса оплодотворения.
Уметь рассказать об оплодотворении у покрытосеменных растений.
П. УУД. :умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Стр.125-128
42
Онтогенез - индивидуальное развитие организма.
1
Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений, развитие без оплодотворения, эмбриогенез и постэмбриональное развитие.
Знать закономерности онтогенеза позвоночных.
Уметь рассказать о вредном влиянии курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека.
П. УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Л. УУД.: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД.: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Стр.129-131
43
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.
1
Морула, бластула, гаструла, нейрула.
Знать особенности эмбрионального периода. Уметь рассказать вреде курения, употребления алкоголя.
П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Стр.131-136
44
Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период.
1
Прямое и непрямое развитие.
Знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.
Стр.136-138
45
Л.р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства
Зародыш.
Уметь сравнивать и находить отличия.
П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л. УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Пользоваться простейшими приборами.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
К. УУД: умение работать в составе творческих групп.
21
Основы генетики.
46
История развития генетики. Гибридологический метод.
1
Основные термины и понятия генетики.
Знать основные понятия, задачи и методы генетики.
П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л. УУД.: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД.: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Стр.140-142
47
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание(1-2 закон Г.Менделя)
1
Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.
Знать генетическую терминологию и символику.
Уметь записывать схемы скрещивания.
Стр.142-144
48
Закон чистоты гамет.
Закон чистоты гамет.
Знать закон чистоты гамет.
Стр.144-146
49
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
1
Кодоминирование.Неполное доминирование.Сверхдоминирование.
Знать понятия.
Стр.146-149
50
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
1
Дигибридное скрещивание, третий закон Менделя.
Знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета и составлять решетку Пеннета.
Стр.149-151
51
Пр/р..Решение генетических задач.
Знать порядок решения задач.
Уметь решать основные типы генетических задач.
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
52
Пр/р..Решение генетических задач
Знать порядок решения задач.
Уметь решать основные типы генетических задач.
53
Пр/р..Решение генетических задач
Знать порядок решения задач.
Уметь решать основные типы генетических задач.
54
Пр/р..Решение генетических задач
Знать порядок решения задач.
Уметь решать основные типы генетических задач.
55
Хромосомная теория наследственности.
1
Явление сцепленного наследования, закон Моргана, кроссинговер, хромосомные карты.
Знать закон Моргана и хромосомный механизм определения .
Уметь понимать основные положения хромосомной теории.
П. УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу
Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р. УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
К. УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Стр.152-154
56
Взаимодействие неаллельных генов.
1
Виды взаимодействия неаллельных генов, множественное действие генов.
Знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
Стр.155-157
57
Цитоплазматическая наследственность.
1
Цитоплазматическая (нехромосомная ) наследственность.
Знать термины.
Уметь привести примеры
Стр.157-158
58
Генетическое определение пола.
1
Теория наследования пола Аутосома. Половые хромосомы
Знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов
Стр.159-163
59
Изменчивость.
1
Модификационная изменчивость, норма реакции, вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная и соотносительная, мутагены, мутации и мутагенез, закон гомологических рядов Вавилова
Знать причины и сущность модификационных изменений, статистические закономерности модификационной изменчивости.
Уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Стр.163-166
60
Виды мутаций.
1
Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации.
Знать термины.
Уметь объяснять на примерах.
Стр.167-169
61
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.
1
Причины мутаций. Соматические и генеративные.
Знать термины.
Уметь привести примеры причин мутаций.
Стр.169-174
62
П/р. Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их на организм..
1
Знать термины.
Уметь привести примеры мутагенов.
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
63
Итоговая контрольная работа
1
Знать и уметь изложить полученные знания.
64
Генетика человека
4
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
65
Методы исследования генетики человека.
1
Методы:популяционный,близнецовый,цитогенетический,биохимический.
Знать понятия.
Уметь характеризовать методы.
Стр.176-178
66
Пр/р.Составление родословных. (составление простейших схем скрещивания.)
1
67
Генетика и здоровье.
1
Генные заболевания.
Хромосомные болезни.
Знать причины, вызывающие заболевания.
Стр.178-181
68
Проблемы генетической безопасности.
1
Медико -генетическое консультирование
Знать о значении медико -генетического консультирования.
Стр.151-184
Итого
68
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать основные положения клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина; учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя,
общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки вида, царств, отделов, классов и семейств растения, типов и классов животных;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение клетки, генов , хромосом, экосистем;
приводить примеры
•усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений, животных;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма, организма
человека, лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов, гормонов и витаминов в организме,
питание автотрофных и гетеротрофных организмов,
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет его значение, профилактику ВИЧ;
особенности человека обусловленные трудовой деятельностью;
размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений, животных;
особенности размножения и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы( абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества пищевые связи, приспособленности организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества роль человека в их продуктивности; обосновывать
взаимосвязь строения и функций, органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека человеческих рас;
вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики вредных привычек;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности,
роль биологического разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений, животных; клетки, ткани, органы, системы органов;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств,
съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных;
зародыши человека и других млекопитающих, экосистемы и агроэосистемы (своей местности), процессы ( естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, вирусах для обоснования приемов хранений продуктов питания, профилактики заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
при оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии ; находить
информацию о биологических объектах в различных источниках, оценивать её.
Литература
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы: учебник для базового уровня. М. Дрофа,2012
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень. М. Дрофа, 2010.
-
Примерные программы по учебным предметам. Биология, Естествознание.-М., Просвещение, 2010.-71 с.
-
Сборник нормативных документов. Биология. М. Дрофа, 2010г.
-
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по экологии, биологии. Ставрополь, СКИПКРО, 2010.
-
Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии, «Экзамен», М., 2010г.
Рабочие программы по биологии, М., «Глобус», 2010 г.
Приложение 1
Л/р.1Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом .
Л/р.2 Сравнение строения клеток растений и животных
Л/р.3Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Л.р.№4Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства
Л/р.5 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их на организм..
Пр/р..Решение генетических задач
Пр/р. Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их на организм..
Пр/р.Составление родословных. (составление простейших схем скрещивания.)
Приложение 2
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля
1четверть
2четверть
3четверть
4четверть
год
итого
Административный контроль ЗУНов
Входная контрольная работа
Итоговый контроль знаний
2
Лабораторных работ
3
1
4
Практических работ
6
6
19