Программа элективного курса Лес и человек

Направленность программы – прикладная биология. Возрастной диапазон - Курс предназначен для учащихся 7-10 классов. Форма организации образовательного процесса – экскурсии, лабораторные и практические работы, эвристические беседы, самостоятельная работа - книги, газеты, Интернет. Основной целью курса является развитие познавательного интереса к предметам биологического курса, углублению и обобщению знаний по основам экологии и экологической культуре, формированию умений и навыков самостоятельной... Направленность программы – прикладная биология. Возрастной диапазон - Курс предназначен для учащихся 7-10 классов. Форма организации образовательного процесса – экскурсии, лабораторные и практические работы, эвристические беседы, самостоятельная работа - книги, газеты, Интернет. Основной целью курса является развитие познавательного интереса к предметам биологического курса, углублению и обобщению знаний по основам экологии и экологической культуре, формированию умений и навыков самостоятельной...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное воспитательное учреждение

«Специальное профессиональное училище закрытого типа»

Костромской области








Утверждено на заседании педсовета


« ____» _____________________ 2010










ПРОГРАММА

ПО ЛЕСОВОДСТВУ



" ЛЕС И ЧЕЛОВЕК"








Составил учитель биологии Смирнов А.Н.


Срок реализации - 2 недели Возраст учащихся - 12-16лет.


Кострома - 2010

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУРСА.

Направленность программы - прикладная биология.

Возрастной диапазон - Курс предназначен для учащихся 7-10 классов.

Форма организации образовательного процесса - экскурсии, лабораторные и практические работы, эвристические беседы, самостоятельная работа - книги, газеты, Интернет.

Основной целью курса является развитие познавательного интереса к предметам биологического курса, углублению и обобщению знаний по основам экологии и экологической культуре, формированию умений и навыков самостоятельной научной работы, поведению в лесу, охране леса, основам безопасности жизнедеятельности при посещении леса.

Необходимость введения данного курса в учебный план центра связана с тем, что лес, являясь одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую человека среду, являясь ценностью для всего человечества. Не случайно по этому, в числе пяти основных документов, принятых на международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) выходит "Заявление о принципах в отношении лесов".

Вместе с тем, как показывает анализ учебных программ естественнонаучных дисциплин, данная проблема рассматривается фрагментарно, без учета комплексных связей отдельных компонентов лесной экосистемы. На разрешение этого противоречия направлен предлагаемый нами цикл занятий «Лес - кто Вы7».

Особенностью курса является его межпредметность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, эстетике, истории, связан с экологическими курсами и курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Другой специфической чертой курса является его ориентация на личность школьника, его потребности, интересы, ценности.

Научными основами курса является учение Г.Ф.Морозова о лесе, развитое другими лесоводами-исследователями.

При отборе содержания автор руководствовался следующими принципами.

Принцип междисциплиарности. Знания о лесе включают различные аспекты: биологические - лес как природное сообщество; географические - природная зональность, влияние абиотических компонентов на формирование и развитие леса; исторические - влияние различных факторов на леса в историческом аспекте. Лес является источником вдохновения у поэтов, музыкантов, художников. Существуют экономические, правовые и ряд других аспектов изучения лесов. Поэтому курс "Лес и человек", отражая комплексность и различные подходы в изучении леса, реализует принцип междисциплинарности. Интеграция знаний в курсе осуществляется на основе междисциплинарных понятий (лес, уникальная ценность леса, экологические проблемы, охрана лесов), законов и закономерностей (законы внутреннего динамического равновесия, географического разнообразия: целостности, зональности, ритмичности), идей гармонизации отношений человека и леса, оптимизации использования лесных ресурсов.

Наряду с морфоструктурной интеграцией используются и элементы проблемной интеграции, что позволяет реализовать в процессе изучения курса идеи проблемного обучения.

Принцип гуманизации. Реализуя принцип гуманизации в курсе, лес рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека. Раскрываются вопросы средообразующего значения лесов, лес как объект познания и удовлетворения эстетических, этических потребностей, как ресурс, который используется для развития производства. При раскрытии средообразуюшей ценности леса используются знания о лесных экосистемах, их структуре и развитии. Ресурсные потребности человека рассматриваются на основе знаний о видах лесных ресурсов, их ограниченности, об оптимизации использования лесных ресурсов.

Принцип проблемности предполагает рассмотрение содержания курса в логике раскрытия экологических проблем современности. Это предусматривает овладение системой знаний: а) о причинах возникновения проблем, связанных с использованием человеком лесных богатств; б) о существенности проявления экологических проблем в системе «лес и человек»; в) о путях, формах и методах рационального лесопользования, определяющих решение имеющихся проблем.

Диалектический подход обеспечивает анализ экологических проблем лесопользования с разных точек зрения, учитывая разноплановые позиции и мнения отдельных ученых, что формирует научность мышления.

Принцип историзма позволяет проследить основные этапные периоды во взаимоотношениях человека и лесной экосистемы. Исторический анализ необходим для понимания современных процессов, происходящих во взаимоотношениях человека и лесной экосистемы, и прогнозирования будущих тенденций их развития. Эволюция взаимоотношений человека и леса рассматривается на различных этапах развития цивилизации. Содержание курса подводит школьников к выводу об изменении стиля мышления, когда технократический образ мышления меняется на экологический.

Краеведческий принцип. Краеведение носит высокий нравственный и эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение лесов ближайшего окружения. Краеведческий принцип позволяет конкретизировать общечеловеческую ценность об универсальной ценности лесов, национальных традиций, уклада жизни человека, связанных с лесом. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе, комплексно взаимодействовать на все сферы создания личности. Данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков, связанных с поведением человека в лесу. Краеведческие аспекты следует изучать в тесном единстве с глобальными и национальными проблемами лесов.

Личностно - деятельностный принцип проявляется в учете субьективного опыта учащихся, включая опыт предшествующего его обучения. Реализация личностно-деятельностного принципа осуществляется путем предоставления школьнику возможности выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы заданий. Этот принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития личной (индивидуальной) ответственности за сохранность лесов. Личностно-деятельностный подход найдет свое отражение в особенностях содержания курса и в методическом аппарате конструируемого учебного пособия для школьников.

Человечеству, на рубеже столетий, невольно приходиться искать ответы на общечеловеческие вопросы: что ждет нас в будущем? Важно отыскать альтернативу потребительскому отношению к природе и лесным богатствам. Содержание нового курса помогает ответить на эти важные жизненные вопросы. Оно включает материал, который предполагает формирование новых ценностных ориентации по отношению к природе, гуманистические идеи, знакомят школьников с реальными экономическими проблемами жизни.

Исходя из поставленных целей и принципов, при построении учебного материала, были определены следующие задачи.

Обучающие: сформировать умение анализировать динамику сложных экосистем, познакомить с многообразием составляющих лес компонентов - биотических (продуценты, консументы, редуценты), абиотических (внешняя среда). Определить значение лесных экосистем для жизнедеятельности человека.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к изучению Родного края. Воспитывать любовь к лесу, ответственное отношение к порученному делу.

Развивающие: развивать способность применять теоретические знания в повседневной практике, умение анализировать сложные жизненные ситуации. Развивать эстетический вкус, чувство меры, ответственности перед Родной природой.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Курс рассчитан на двухгодичный курс обучения состоящий из 20 занятий (по 3 часа), всего 60 часов, включает теоретическую и практическую части, состоят из следующих разделов:

Введение, в котором раскрываются цели и задачи курса, особенности его содержания.

Раздел 1 "Лес в нашей жизни", в котором раскрываются общие понятия о лесе, как основном типе растительного покрова Земли. Важное место в разделе уделяется раскрытию многосторонней ценности леса. Рассматривается средообразующее значение леса, его эстетическое значение, влияние леса на здоровье, экономическое значение лесов. Завершается раздел изучением истории взаимоотношения леса и человека.

Раздел 2 "Леса планеты Земля" посвящен характеристике основных лесных сообществ мира. Особое место уделяется лесам нашей родины и заповедным и заказанным лесам.

Раздел 3 "Пользование лесом" включает изучение вопросов касающихся определения и видов лесопользования. Особое внимание уделяется недревесным (недревесинным) ресурсам леса.

Раздел 4 "Влияние человека на состояние лесов" раскрывает последствия антропогенного влияния на лесную экосистему. Внимание учащихся обращается на лесные пожары, загрязнение лесов, болезни леса. Анализируются пути решения экологических проблем, связанных с лесом.

Раздел 5 "Будущее лесов" посвящается способам современного изучения лесов, ведения хозяйства в лесах планеты и международному сотрудничеству по охране лесов планеты.

Особенностью построения практикума является его блочный характер: первый блок посвящен изучению леса на экскурсиях в природу; второй блок - "Лесные робинзоны"- направлен на изучение поведения человека в лесу; третий блок- "Наша помощь лесу"- позволяет учащимся участвовать в конкретных практических делах.

Личностно-ориентированное обучение, как основа курса, направлено на развитие общения учащихся, предполагает использование лекций, дискуссий, конференций, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Курс не исключает самостоятельное исследование учащихся выбранной проблемы, связанной с лесом и лесным лесопользованием.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть впоследствии использованы ими в сферах своей будущей деятельности. Изучение предлагаемого курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии, поступлению на соответствующие факультеты вузов, техникумов и колледжей.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА " ЛЕС И ЧЕЛОВЕК" (60 ЧАСОВ)

Первый год обучения

Лес в нашей жизни (20 часов)

Занятие 1. Общее понятие о лесе.

Лес как один из основных элементов земной поверхности. Лес и лесная промышленность. Учение о лесе Г.Ф.Морозова как природном явлении, включающем не только лесную растительность, но и среду обитания. Понятие о лесной экосистеме. Вклад В.Н.Сукачева в исследование Лесное хозяйство и его значение.

Практикум:

Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу, парке.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование,

Материалы и оборудование: Компьютер, СД-диск с программой-определителем, раздаточный материал (побеги древесных пород). Флора Костромской области.

Занятие 2. Лес как открытая экосистема.

Экологические факторы и лес, понятие о эдификаторе. Динамика лесных экосистем понятие о сукцессии.

Практикум:

Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу, парке.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование,

 мозговая атака,

Материалы и оборудование: Компьютер, СД-диск с программой-определителем, раздаточный материал (побеги древесных пород). Таблица «Лес-открытая экосистема», «Распределение солнечной радиации». Флора Костромской области.

Занятие 3. Многосторонняя ценность леса.

Средообразующая роль леса.

Воздухоохранная роль леса, регулирование баланса кислорода и диоксида углерода, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов и .д.

Почвозащитная роль леса. Предохранение почвы от водной и ветровой эрозии, выдувание и разрушение плодородного слоя почвы. Сохранение влаги. Полезащитные функции леса. Роль леса в закреплении песков.

Значение леса в накоплении влаги и регулирование водного баланса в почве, водоохранная роль леса.

"Космическая роль леса".

Практикум:

Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу, парке.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование.

Материалы и оборудование: Компьютер, СД-диск с программой-определителем, раздаточный материал (побеги древесных пород). Определитель древесных растений. Флора Костромской области.

Занятие 4. Методы изучения лесов.

Мониторинг как процесс наблюдения, оценки и прогноза состояния лесной экосистемы. Анализ факторов Среды (горные породы, рельеф, климат, почвы, воды). Анализ различных видов отношений между организмами в экосистеме леса. Изучение влияния человека на жизнь леса. Современные методы изучения лесов.

Практикум:

Составление комплексной характеристики лесов своей местности.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование,

 мозговая атака,

Материалы и оборудование: План лесонасаждений Судиславское, Калинковское лесничества, СПК «Октябрь».

Занятие 5. Лес и здоровье.

Дикорастущие лекарственные растения. Лекарственные ресурсы леса. Рекреационное значение лесов.

Практикум:

Составление комплексной характеристики лесов своей местности.

Методы:

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование.

Материалы и оборудование: Компьютер. План лесонасаждений Судиславское, Калинковское лесничества, СПК «Октябрь». Формы для заполнения. Таблица «Недревесные ресурсы леса», книга «Лекарственные растения Костромской области»

Занятие 6. Экономическое значение леса.

Почему лес называют зеленым золотом? Группы лесов. Древесина- продукт леса. Недревесные ресурсы леса. Дикорастущие лесные плодовые и ягодные растения, травянистые растения, грибы, имеющие пищевое значение.

Практикум:

Анализ влияния факторов Среды на видовое многообразие леса

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование.

Материалы и оборудование: Компьютер, полевые данные по Котловскому болоту, слайдшоу «Сомкнутость древесного полога и проективное покрытие».

Занятие 7. Лес как место обитания животных

Экскурсия на Сумароковскую лосиную ферму. Лось- абориген Южно-таежных лесов.

Практикум:

Анализ влияния факторов Среды на видовое многообразие леса

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-экскурсия,

Материалы и оборудование: DVD - проигрыватель, DVD - Костромская лосеферма.

Занятие 8. Международное сотрудничество по охране лесов на планете. Заповедники и заказники, национальные парки.

История «Заказного» движения. Заповедники, Национальные парки, особоохраняемые природные территории. История, цели, принципы, основные формы международного сотрудничества. Основные международные организации, занимающиеся охраной лесов. Общественные организации по охране леса. Основные правовые документы в области охраны окружающей Среды и устойчивого развития (Страсбург-92, Рио-де-Жанейро-92, Монреаль-93 и др.) в сохранении, использовании и охране лесов на планете. Участие России в международном сотрудничестве по охране лесов.

Практикум:

Экскурсия. Изучение влияния деятельности человека на жизнь леса.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: эвристическая беседа.

Материалы и оборудование: Полевые дневники, мерные инструменты (рулетка, линейка, мерная вилка), калькуляторы.

Леса планеты Земля (4 часа)

Занятие 9. Основные лесные экосистемы мира и России.

Лесопокрытая площадь на различных материках и в различных странах. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Лесистость территории.

Лесотундра

Географическое положение и особенности территории. Линия границы лесотундры в Евразии и Северной Америке.Влияние климата и хозяйственной деятельности на изменение границы лесотундры. Видовой состав растительности. Особенности природопользования в зоне лесотундры. Охрана природных комплексов лесотундры.

Леса умеренного пояса

Географическое положение и состав. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека в тайге и ее влияние на состав растительных сообществ. Таежные леса на территории России. Европейская и Азиатская тайга. Особенности и формы хозяйственного освоения и использования тайги. Лесоизбыточные и лесодифицитные районы России.

Видовой состав смешанных и широколиственных лесов. Смешанные и широколиственные леса на территории России, их краткая характеристика.

Лесостепь и степь.

Лесные экосистемы в зоне лесостепи и степи, их особенности, характер распространения. Видовой состав и возрастающее значение леса в этой зоне. Формы и методы лесоразведения.

Саванны и редколесья.

Особенность лесных насаждений в этой зоне. Географическое положение саванн и редколесий на различных материках. Видовой состав растительности. Особенность отдельных представителей. Влияние климата на растительность. Хозяйственное использование леса, особенности его охраны.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

Географическое положение лесов, их состав, особенности различных видов растений. Природные комплексы, характерные для данной природной зоны, роль леса в этих комплексах. Влияние климата на характер и видовой состав лесов.

Переменно-влажные и муссонные леса.

Географическое положение данного типа лесов. Тип климата, соответствующий их формированию. Видовой состав растительности, особенности отдельных видов. Хозяйственное использование лесов. Роль лесов в жизни населения. Особенности быта и жизни населения, связанные с лесом.

Влажные экваториальные леса.

Географическое положение, состав и особенности растительности, составляющей экваториальные леса. Характеристика отдельных растений. Влияние экваториального леса на жизнь и быт местного населения. Влияние деятельности человека на экологию экваториального леса. Роль экваториальных и тропических лесов в формировании климата. Причины сокращения площади тропических и экваториальных лесов.

Практикум:

Экскурсия. В мир лесной гармонии.
Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: эвристическая беседа.

Материалы и оборудование: Полевые дневники, мерные инструменты (рулетка, линейка, мерная вилка), калькуляторы. Для обработки полевых материалов - компьютер.

Занятие 10. История взаимоотношений леса и человека.

Лес и религия. Культура древних охотников и собирателей растений. Влияние древних аграрных цивилизаций и современных цивилизаций на леса.

Вырубки, пожары, загрязнения атмосферы- современные факторы, влияющие на леса. Глобальная проблема обезлесивания. История приведения "в известность лесов" и их охрана в России и своей местности.

Практикум:

Экскурсия. Ориентация в лесу и картография.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 урок-исследование,

 мозговая атака.

Материалы и оборудование: Карты района «Следово» Масштаб: 50 км, 2 км, 1 км, 0,5 км, Спутниковая фотография Костромской области, «Следово».План лесонасаждений. Компас, спутниковый навигатор. Нож. Шпагат.

Второй год обучения.


Пользование лесом (9 часов).


Занятие 1. Лесопользование.

Лесопользование как юридически и экономически регламентированная совокупность форм и методов комплексного использования лесных богатств (Н.Ф.Реймерс). Общее понятие о рубках леса и их размерах. Рубки главного пользования: сплошные, выборочные, постепенные. Комплекс по восстановлению лесов на вырубках.

Виды лесопользования: главное- заготовка древесины, промежуточное- заготовка древесины и второстепенных лесных материалов и др., побочное- заготовка ягод, грибов, сенокошение и т.д. Пользование лесом в научно- исследовательских целях и целях рекреации, для нужд охотничьего хозяйства и других нужд.

Практикум:

Экскурсия. Лесная аптека.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

  • урок-лекция.

Материалы и оборудование: Таблица - Типы рубок, Виды лесопользования. Гербарная папка, ботанирка, совок, нож, мерный инструмент.

Занятие 2. Принципы лесопользования,

Основы лесного законодательства и основные принципы организации рационального лесопользования, Непрерывное и неистощительное лесопользование. Дифференциация лесов по народнохозяйственному и экологическому значению, т.е. установление принципиальных различий в ведении хозяйства в лесах с приоритетом промышленно-сырьевого и социально-экономического назначения. Учет лесного фонда. Промышленное лесопользование как вид главного лесопользования.

Практикум:

Кладовая Солнца.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

  • урок-лекция.

Материалы и оборудование: Таблица - Группы пользования лесом, Недревесные ресурсы леса, Типы болот, Карта болот Костромской области, слайдшоу «Клюква, брусника, голубика»

Занятие 3. Комплексное использование древесины.

Переработка древесины: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимия. Основные районы заготовок древесины в Российской Федерации. Механическая обработка древесины (лесопиление, производство деревянных домов, мебели) и ее география. Целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры. Лесохимия. Экологические проблемы.

Практикум:

Экскурсия. Правила поведения в лесу.
Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: эвристическая беседа.

Материалы и оборудование: Карты, Компас, Навигатор, Топор, Нож, Кусок брезента или полиэт. пленки, Спички, Котелок,

Влияние человека на состояние лесов (15 часов)

Занятие 4. Лесная рекреация.

Рекреационная привлекательность лесов: лесистость, породный состав, бонитет, пересеченность рельефа, наличие и протяженность береговой полосы водных объектов, медико-биологические особенности района. Рекреационная оценка лесов Российской Федерации. Рекреационные леса. Основы лесного законодательства. Рекреационные леса вашей местности. Типы леса, используемые для отдыха. Воздействие рекреационных нагрузок на лесное сообщество. Пути оптимизации взаимоотношений человека и леса в процессе отдыха и туризма. Использование, охрана и воспроизводство промысловых зверей, рыб и птиц.

Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Значение национальных парков в рекреационных целях. Воздействие человека на лес. Воздействие антропогенных нагрузок. Вытаптывание. Шумовое воздействие. Правила поведения в лесу.

Практикум:

Исследовательская деятельность. Вычисление антропогенной нагрузки на участок парка и леса.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия:

 семинарское занятие.

Материалы и оборудование: Мерные инструменты, полевой дневник, калькулятор, компьютер.

Занятие 5. Загрязнение окружающей среды и лес.

Виды загрязнителей. Влияние физического, химического , биологического и др.. Загрязнение леса бытовыми и другими отходами и отбросами. Оценка влияния загрязнителей на лес. Меры по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды.

Практикум:

Исследовательская деятельность. Вычисление антропогенной нагрузки на участок парка и леса.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: эвристическая беседа.

Материалы и оборудование: Мерные инструменты, полевой дневник, калькулятор, компьютер.

Занятие 6. Лесные пожары.

Горимость лесов земного шара. Понятие о лесном пожаре. Причины возникновения и распространения лесных пожаров. Пожарная опасность в лесу. Пожароопасный сезон. Виды лесных пожаров: низовой, верховой, почвенный пожар. Площадь лесного пожара. Элементы пожара. Суточный цикл его развития. Обнаружение лесного пожара. Способы и приемы тушения. Техника безопасности при тушении. Действия человека при пожаре. Предупреждение лесных пожаров. Наземная, авиационная охрана лесов. Охрана лесов от пожара в Основах лесного законодательства.

Практикум:

Исследовательская деятельность. Работа над индивидуальными проектами.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: мультимедилекция.

Материалы и оборудование: слайдшоу «Лесные пожары», DVD, Карта «Группы леса по пожарной опасности», таблица «Статистика лесных пожаров»

Занятие 7. Болезни и вредители леса.

Причины, вызывающие заболевания. Болезни леса: инфекционные и неинфекционные. Болезни, вызванные антропогенной деятельностью. Диагностика заболевания леса. Меры борьбы с заболеваниями. Биоиндикация. Первичные вредители леса. Меры борьбы с ними. Вторичные вредители леса (ствольные) и меры борьбы с ними. Вредители питомников. Основные болезни леса, вызываемые антропогенной деятельностью, бактериологическими воздействиями. Организационно-технические, профилактические, защитные, химические и нехимические меры по защите леса. Прогнозирование размножения вредителей леса. Лесопатологический мониторинг как часть лесного мониторинга, прогнозирование размножения вредителей и болезней.

Практикум:

Экскурсия. Основные поражения и болезни леса. Консультации по индивидуальным исследовательским проектам.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: самостоятельная работа с учебным и раздаточным материалом.

Материалы и оборудование: Имеющиеся наглядные пособия по вредителям.

Занятие 8. Лесовосстановление и лесоразведение.

Значение и цели лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Фонд лесовосстановления. Меры содействия естественному возобновлению леса. Способы и методы выращивания лесных культур, оценка их качества. Обеспечение лесокультурных работ районированными семенами и посадочным материалом.

Практикум:

Самостоятельная исследовательская деятельность. Консультации по выбранным темам

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: эвристическая беседа.

Материалы и оборудование: таблица: «Организация лесовосстановительных работ», «Питомник», «Лесовосстановление в Костромской области». Отчет Департамента лесного хозяйства.

Будущее лесов (6).

Занятие 9. На службе у леса.

Профессии, связанные с лесом. Государственная лесная охрана, ее задачи, обязанности и права работников гослесоохраны. Знаменитые лесоводы России: К.Ф.Тюрмер, Н.К.Генко, Д.М.Кравчинский, К.С.Шадуров и др. Ученые-лесоводы. Пути к мастерству. Подготовка кадров для лесного хозяйства. Юные помощники леса. Школьные лесничества. Правовые основы охраны леса.

Практикум:

Исследовательская деятельность. Консультации по выбранным темам

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: эвристическая беседа.

Материалы и оборудование:

Занятие 10. Лес и искусство

Лес как источник эстетического воспитания. Лес в произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников. Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях.

Методы:

а) объяснительно-иллюстративный;

в) проблемное изложение знаний;

д) частично-исследовательский.

Форма занятия: семинар.

Материалы и оборудование:

Практикум:

Исследовательская деятельность. Консультации по выбранным темам

ЛИТЕРАТУРА

  1. Атрохин В.Г. Лесоводство.- М., Лесная промышленность, 1976.

  2. Баландин В.В., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.- М., 1988.

  3. Белов С.В. Лесоводство.- М., Лесная промышленность, 1983.

  4. Бобров Р.В. Все о национальных парках.- М., 1987.

  5. Бобров Р.В. Зеленый патруль.- М., 1977.

  6. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего.- М., 1990.

  7. Дроздов Н.Н.. Макеев А.К. Жемчужины природы- заповедники.- М.,1985.

  8. Лемешев М.Я. Пока не поздно.- М., 1981.

  9. Лесная энциклопедия. В 2-х т. М., 1985.

  10. Мелихов И.С. Лесоведение.- М., 1980.

  11. Морозов Г.Ф. Лес как растительное сообщество,- М.,1927.

  12. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР).- М.,
    1989.

  13. Нестеров В.Г. Общее лесоводство: Учебное пособие.- М., 1954.

  14. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек.- М., 1986.

  15. Оптимизация рекреационного лесопользования.- М., 1990.

  16. Петров В.В. Растительный мир нашей планеты.- М., 1991.

  17. Протасов В.Ф., Молчанов АЛ. Экология, здоровье и природопользование в России.- М., 1995.

  18. Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в
    популярном изложении.- Женева, 1993.

  19. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР.- М., 1981.

  20. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник.- М., 1990.

  21. Тихонов А.С., Набатов Н.М. Лесоведение.- М., 1995.

  22. Шуваев Ю.Б. Роль лесничего в государственной лесной охране.- М., 1995.

  23. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров (пособие для лесных пожарных).- М., 1994.

  24. Основы лесного законодательства Российской Федерации.- М., 1993.

  25. Сборник нормативных актов по пожарной безопасности в лесах РФ.- М., 1995.

  26. Яншин Л.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов.- М., 1991.


Раздел

Тема

Часы


Занятия

Практика

Раздел

Первый год обучения

1

Лес в нашей жизни

1 . Общее понятие о лесе

2

1

16+8=24

2. Лес как открытая экосистема.

2

1

3. Многосторонняя ценность леса.

2

1

4. Лес и искусство.

2

1

5. Лес и здоровье.

2

1

6. Экономическое значение леса.

2

1

7. Лес как место обитания животных

2

1

8. Заповедники и заказники, национальные парки.

2

1

2

Леса планеты Земля

9. Основные лесные экосистемы мира и России.

2

1

4+2=6

10. История взаимоотношений леса и человека.

2

1

Всего часов за цикл

20

10

30

Второй год обучения

3

Пользование лесом

1 . Лесопользование.

2

1

6+3=9

2. Принципы лесопользования.

2

1

3. Комплексное использование древесины.

2

1

4

Влияние человека на лес

4. Лесная рекреация.

2

1

10+5=15

5. Загрязнение окружающей Среды и лес.

2

1

6. Лесные пожары.

2

1

7. Болезни и вредители леса.

2

1

8. Лесовосстановление и лесоразведение.

2

1

5

Будущее лесов

9. На службе у леса.

2

1

4+2=6

10. Методы изучения лесов.

2

1

Всего часов за цикл

20

10

30

Практика

Изучение леса.

1 год. Практические работы. «Лес - кто Вы?»

6

6+4=10

Лесные робинзоны.

1 год. Практические работы. "Лесные робинзоны"

4

Наша помощь лесу.

2 год обучения. Практика «Наша помощь лесу»

10

10

Всего часов за курс

60Тематическое планирование элективного курса по лесоводству «Лес - кто Вы?



© 2010-2022