Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 8а классе по теме «Гигиена дыхания»


Цели:
Образовательные:

выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;

Развивающие:

развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

Задачи:

  • провести аналогию: дыхание - жизнь; легкие человека - легкие нашей планеты (растительный мир);

  • полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.

Тип урока: обобщающий урок-проект.
Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.
Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о гигиенических правилах дыхания.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме «Гигиена дыхания», индивидуальные инструктивные карты, куклы (муляжи), марлевые салфетки, маркеры.
? Проблемный вопрос:

  • Почему говорят: дыхание - это жизнь?

1. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

Почему я сказала именно вздох?
Иногда говорят
Ты мне нужна,
Как воздух и вода,
Без тебя
Не жизнь, а пустота…
Мы часто говорим: « Это нам нужно как воздух». Как вы понимаете это выражение? (Он выражает острую необходимость в воздухе)
А для чего нужен воздух? (предполагаемый ответ: для дыхания)
На доске учитель пишет: дыхание. Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Самое важное слово, обобщающее все ваши идеи - жизнь.
Учитель пишет на доске «Дыхание - это жизнь?».
Итак, цель нашего урока доказать, что (?) - «Дыхание - это жизнь?»
Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке
· мы обсудим: механизм вдоха и выдоха, и их регуляцию;
· вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;
· вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;
· вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;
· вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.
2. Актуализация знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции.
1. Для начала проведём «Биологическую перестрелку». Разделимся на четыре группы. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ - 1 балл, если с пояснением - 2 балла) Устно подготовьте ответы на предложенные вопросы своих противников. Если группа «противника» не отвечает на вопрос, тогда отвечает группа задающих и баллы получают они.

2. Выполнение тестовых заданий
Координаторы фиксируют результаты.
3. Проектирование работы учащихся.
Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что дыхание - это жизнь и представляет доказательства в виде синквейна и правила гигиены дыхания.
Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8 классе идёт реализация проекта «Гигиена дыхания». В него включены мини-проекты:

  1. Исследовательский мини-проект «Культура питания» - реализовали группа «Физиологи»;

  2. Информационный мини-проект «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы» - разрабатывает группа «Гигиенисты»;

  3. Творческий мини-проект «Курить - здоровью вредить!» - разрабатывает группа «Валеологи»;

  4. Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» - над проектом работает группа «Спасатели».

Учитель: Давайте выясним, почему говорят: «Когда я ем, я глух и нем»?
1. Группа «Физиологи» реализовали
Исследовательский проект «Культура питания»»
Приложения:
1. Распечатка слайда
2. Инструкция «Наблюдение за движением надгортанника во время глотания»
3. Учебник
Алгоритм (пошаговая работа) проекта:
Первый шаг- изучение теории вопроса, (Учебник стр. 102 о надгортаннике, распечатки по составлению синквейнов).
Второй шаг - исследование особенностей собственного организма, проведение наблюдения (пробовать делать глотательные движения)
Третий - формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)
Четвёртый - составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы
Форма представления результатов проекта:
1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции;
2. Написание синквейна.
3. Формулирование правила гигиены дыхания
? проблемный вопрос: «Дыхание - это жизнь?»
Учитель: Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Проветривание. (Беседа с учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов об условиях среды, роли зеленых растений, влажной уборке помещений.)
Нельзя человека закупорить в ящик.
Жилище проветривай лучше и чаще! (В.Маяковский)
Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Пыль содержит большое количество микроорганизмов. Простуда, корь, ветрянка, грипп - это вирусные инфекции, связанные с органами дыхания, распространяющиеся воздушно-капельным путём. Как от них уберечься, выяснят:
2. Группа «Гигиенисты»
Информационный проект «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы»
Приложения:
1. Учебник;
2. Правила написания синквейна, распечатки с примерами синквейнов.
3. Чистые листы бумаги;
4. Фломастеры;
5. Скотч, ножницы.
Алгоритм:
Первый шаг- изучение теории вопроса, ( «Роль зеленых насаждений» - распечатка прилагается)
Второй шаг - исследование особенностей собственного организма, (проведение наблюдения (инструкция прилагается)
Третий - формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)
Четвёртый - составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание синквейна по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок, пропагандирующих чистоту жилища, роль зеленых насаждений, свежий воздух, закаливание и т.д.)
Форма представления результатов проекта:
1. Проведение занятия с одноклассниками «Правильно ли ты дышишь?» по составленной инструкции;
2. Выставка рекламных листовок или синквейн.
3. Формулирование правила гигиены дыхания.
? проблемный вопрос: «Дыхание - это жизнь?»
Учитель: (подвести учащихся к системе отказа от курения - тренинг.)
Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:
3. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).
Творческий проект «Курить - здоровью вредить!»
Приложения:
1. Распечатки с примерами синквейна (пятистишья).
2. Распечатки слайдов о вреде курения.
3. Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный обучащимися

4. Учебник.
Алгоритм:
Первый шаг - изучение теории вопроса, (Учебник стр. 112, распечатки слайдов о вреде курения, проект «Курение опасно для здоровья»;)
Второй шаг - формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)
Третий - написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе;
Четвёртый - написание синквейна на исследуемую тему.
Форма представления результатов проекта:
1. Театрализованное представление по собственному сценарию ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?»
2. Примеры синквейнов.
3. Формулирование правила гигиены дыхания.
? проблемный вопрос: «Дыхание - это жизнь?»
Учитель: Первая помощь при поражении органов дыхания (инородные тела в дыхательных путях, сдавливание грудной клетки и горла; удушье, утопление, завалы землей и пр., воспаление органов дыхания, электротравмы и др.)
Как помочь человеку, который потерял сознание и не дышит выяснит:
4. Группа «Спасатели»
Творческий ролевой проект «Репортаж с места происшествия»
Оборудование: кукла, марлевая салфетка, инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»
Алгоритм (пошаговая работа) проекта:
Первый шаг - изучение теории вопроса, (инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»),
Второй шаг - формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)
Третий написание сценария происшествия и распределение ролей в группе;
Четвёртый - составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы.
Форма представления результатов проекта:
1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при остановке дыхания;
2. Формулирование правила гигиены дыхания.
Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.
Форма представления результатов урока-проекта:
1. Составление кластера «Гигиена дыхания»
? проблемный вопрос: «Дыхание - это жизнь?»
Учитель обращает внимание учащихся на то, что дышать правильно - очень важно. Учащиеся, используя кластер, делают выводы о гигиенических правилах дыхания
Учитель организует микроконференцию по обсуждению вопросов гигиены дыхания.
В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.
Большое значение в профилактике гриппа имеют: чистота помещений, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, повышение иммунитета.
В настоящее время применяется живая вакцина для предупреждения гриппа и противогриппозная сыворотка для лечения уже заболевших. Эти средства хотя не убивают полностью вирус, но помогают легче переносить заболевание.
Профилактика туберкулеза:

  1. Регулярные обследования населения.

  2. Поддержания чистоты в жилищах и на улице.

Какой газ мы выдыхаем? Какой компонент выхлопных газов стоит на первом месте по содержанию?
Наш организм очень чувствителен к содержанию углекислого газа в воздухе. При повышении его концентрации до 1-1,5% наблюдается ухудшение самочувствия, а при повышении его концентрации до 10% наступает смерть от удушья.
Особую опасность для организма представляет угарный газ. Это продукт неполного сгорания топлива, компонент выхлопных газов, табачного дыма.
Угарный газ скапливается в плохо проветриваемых помещениях. Он активнее, чем кислород, соединяется с гемоглобином, при этом образует очень стойкое соединение - карбоксигемоглобин.
В результате этой реакции организм испытывает кислородное голодание. Оно проявляется в головной боли, тошноте, рвоте, потере сознания, а в итоге может привести к тяжёлому поражению головного мозга и смерти.
Искусственное дыхание мы проводить научились? - значит, сумеем помочь!
Закрепление материала
Проверь себя
Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эта таблица распечатывается, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Орган
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция
а) содержит жидкость, снижающую трение
б) увлажнение воздуха, задерживание пыли
в) обеспечивает свободное прохождение воздуха
г) образование звуков, рефлекторный кашель
д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
Почему говорят: дыхание - это жизнь?
Вывод:
Учитель: Дыхание - жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма "лишнее" тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.
Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.
IV. Задание на дом: выполняйте те несложные правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок.
















Список литературы:
1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. - М.:«Дрофа», 2008
2. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971
3. Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный учащимися МОУ СОШ №7 села Стародубского
4. specialist-centr.ru/pervaya_pomosch/
5. dioo.ru/praktika/sinkveyn.html

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

Охотникова Татьяна Юрьевна, учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии

Цель урока:

  • Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.

  • Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.

  • Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.

Перед началом урока на доске записан план урока:

I. Работа с терминами.

II. Выполнение лабораторной работы.

III. Семинар.

IV. Решение биологических задач.

V. Составление синквейна (выписаны правила составления синквейна).

VI. Подведение итогов урока.

Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Заранее у консультантов были проверены термины по теме, они выполнили лабораторные работы, т. е. в полной мере владеют учебным материалом. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).

Работа с терминами.

Консультант проверяет следующие термины в своей группе и записывает результаты в листок учёта. (Приложение 1).

  1. Дыхание

  2. Диафрагма

  3. Воздухоносные пути

  4. Бронхи

  5. Альвеолы

  6. Плевра

  7. Плевральная полость

  8. Чихание

  9. Кашель

  10. Газообмен

  11. Дыхательный центр

  12. Жизненная ёмкость легких

Примерные ответы учеников:

  • Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и других веществ.

  • Диафрагма - внутренняя перегородка в теле животного, участвующая в дыхательных процессах.

  • Воздухоносные пути - последовательно соединённые между собой полости и трубки, по которым воздух попадает в лёгкие.

  • Бронхи - разветвления дыхательного горла.

  • Альвеолы - лёгочные пузырьки.

  • Плевра - тонкая соединительнотканная оболочка, покрывающая лёгкие и внутреннюю поверхность грудной клетки.

  • Плевральная полость - микроскопическая щель между лёгкими и грудной полостью, заполненная плевральной жидкостью.

  • Чихание - это условный рефлекс на избыток слизи или частиц пыли, сопровождающийся удалением их из организма.

  • Кашель - усиленный выдох, возникающий при раздражении рецепторов кусочками пищи, твёрдыми или жидкими веществами и вредными газами.

  • Газообмен - обмен газами в клетках и тканях.

  • Дыхательный центр - отдел продолговатого мозга, координирующий мышечные сокращения при вдохе и выдохе.

  • Жизненная ёмкость лёгких - максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха.

Выполнение лабораторной работы.

Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы. На уроке учащимся предлагается выполнить только 1-ю работу, а 2-я остаётся для домашнего задания.

Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"

Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненнойёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.

Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.

Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:

Мальчики 13-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .

Девочки 8-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .

Форма отчётности:

  1. Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.

  2. Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.

  3. Сделайте выводы:

1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?
2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.
3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.
4) Результаты запишите в лист с работой.

  1. Огласите результаты проведённой работы.

Показатели ЖЁЛ подростков

Возраст (лет)

ЖЁЛ мальчиков

ЖЁЛ девочек

11

2,1

1,8

12

2,2

2,0

13

2,3

2,2

14

2,8

2,5

15

3,3

2,7

16

3,8

2,8

Работа №2 "Изменение объёма грудной клетки при вдохе и выдохе".

Цель работы: Выяснить изменение объёма грудной клетки при вдохе и выдохе.

Ход работы:

Понаблюдайте за изменениями грудной клетки во время вдоха и выдоха.

Измерьте сантиметровой лентой окружность груди при вдохе и выдохе при спокойном и глубоком дыхании.

Форма отчётности

Дыхание

Вдох (см)

Выдох (см)

Спокойное

Глубокое

Изменение объёма

1. Запишите полученные данные в таблицу:

2. Выясните, насколько изменяется объём грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании.

3. Сделайте вывод о причинах изменения объёма грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании.

4. Запишите результаты в отчётный лист.

Семинар.

Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.

  1. Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?

  2. Как возникают звуки речи?

  3. Как происходит вдох и выдох?

  4. Как происходит газообмен в лёгких и тканях?

Решение задач.

Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.

Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?

Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.

Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?

Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.

Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?

Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)

Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?

Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.

Составление синквейна.

Приводится пример синквейна, но у каждого ученика он может быть другим.

Правила составления синквейна:

  1. Название синквейна.

  2. Два прилагательных.

  3. Три глагола.

  4. Фраза по теме синквейна.

  5. Существительное.

Синквейн по теме "Дыхание"

  1. Дыхание

  2. Легочное, тканевое

  3. Поступает, окисляет, выводит

  4. За счет кислорода происходит окисление органических веществ и выделение энергии.

  5. Лёгкие.

Подведение итогов работы.

Выставление оценок за работу в группах.

Литература.

  1. Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.

  2. Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.

  3. Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.

  4. Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.

  5. В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.

Приложение 1

Карточка учёта.

Фамилия Имя ученика

Термины

Лабораторная работа

Семинар

Задачи

Итог

Приложение 2

Памятка руководителю группы

  1. Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.

  2. Отметь самооценку членов группы по знанию терминов.

    1. Опроси учащихся, проверь знание терминов по теме.

    2. Поставь оценку за знание терминов.

  3. Выполнение лабораторной работы:

    1. Прочти ход выполнения работы;

    2. Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;

    3. Сделай выводы по работе;

    4. Огласи полученные результаты.

  4. Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.

  5. Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.

  6. Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.

Примечание:

  • "+" - полный правильный ответ

  • "+" - правильный, но не совсем точный ответ

  • "^" - дополнение

"?" - неполный ответ

Технология критического мышления (авторы Чарльз Темпл, Дженни Стил, Кертис Мередит, Скотт Уолтер , 1997 год, США).

Тема урока: Инфекционные болезни дыхательных органов, их профилактика.

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации работы с учащимися: парная, индивидуальная, фронтальная

Дидактические материалы: кластер, таблица, кроссворд

Конспект урока:

Цель: познакомиться с инфекционными заболеваниями, их особенностями, профилактикой и способами лечения.

Задачи:

Формирование общеобразовательных компетенций:

 усвоение понятий иммунитет, инфекция, инфекционные заболевания.

 развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

 познакомить с характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания;

 раскрыть пути передачи болезней через воздух.

Формирование коммуникативных компетенций:

 развивать умение работать в парах;

 формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

 развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

 способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни;

 способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление материала, рефлексия

Стадия

Действия учителя

Действия ученика

1. Вызов

Осмысление

Рефлексия

Вступительное слово учителя.

Латинское изречение гласит: « Пока дышу, надеюсь».

Как вы понимаете это выражение? Итак, дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

А теперь поиграем в игру «Верю-неверю» (см. Приложение №1)

Я задаю вопрос, вы либо с ним соглашаетесь, либо нет, при этом отвечая на бланках.

1 - Верите ли вы, что в воздухе есть бактерии и вирусы?

2 - Верите ли вы, что вирусы и бактерии оседают на пылинки и, как на парашютах, оседают на различные объекты.

3 - Верите ли вы, что слово «инфекция» в переводе с латин. означает «заражать, поражать».

4 - Верите ли вы, что инфекции локализуются в определенных органах и тканях.

5 - Верите ли вы, что дифтерия инфекционное заболевание.

6- Верите ли вы, что возбудителем туберкулеза является палочка Коха.

7 - Верите ли вы, что коклюш поражает органы пищеварения.

8 - Верите ли вы, что бронхит бывает только хроническим.

9 - Верите ли вы, что дифтерия может привести к миокардиту.

Хорошо, отложите пока эти листки, чуть позже мы к ним вернемся.

Органы дыхания - широкий проход для микробов в организм. Каково строение дыхательной системы и для чего она нужна? Давайте вспомним это, решив кроссворд (см. Приложение №2)

1.Газ, входящий в состав воздуха (кислород)

2.Участок воздухоносного пути (бронхи)

3.Главная дыхательная мышца (диафрагма)

4.Парные органы, в которых происходит газообмен (легкие)

5.Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой (трахея).

По вертикали у нас получилось ключевое слово «инфекция». А кто знает, что такое инфекция? (зараза). Инфекция (позднелат. infectio - заражение, от лат. inficio - вношу что либо вредное, заражаю), словоинфекция означает заражать, портить; проникновение патогенного паразита в организм человека или животного и состояние заражённости организма. (повесить лист на доску с понятием).

Да, мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского «инфекция» означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека и животных.

Кто скажет, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об инфекционных болезнях)

Что мы должны будем узнать на уроке? Сегодня мы с вами начнем знакомиться с инфекционными заболеваниями.

Тема нашего урока? - Тема занятия: Инфекционные болезни органов дыхания.

Цель: познакомиться с инфекционными заболеваниями, их особенностями, профилактикой и способами лечения.

Назовите известные вам инфекционные заболевания (ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит).

Бактерии и вирусы, проникая через органы дыхания, могут вызвать серьезные заболевания, приводя даже иногда к эпидемиям. Какие же это болезни?

Сейчас вы, используя Интернет-ресурсы, составите мини-сообщение по определенному алгоритму по тем темам, которые я вам предлагаю (ангина, коклюш, дифтерия, туберкулез и др.). Алгоритмы у вас на столах. Тот материал, который вы найдете по тому или иному заболеванию, вы разместите на листе формата А4 в виде кластера (см. Приложение №3)

Алгоритм:

1. Возбудитель

2. Симптомы

3. Течение заболевания

4. Профилактика

5. Лечение

Перед тем как вы начнете слушать друг друга, обратите внимание на листки, которые лежат у вас на столах. По ходу рассказа вашего товарища, вы заполняете таблицу (см. Приложение № 4)

Сообщения учащихся.

Итак, вы познакомились лишь с некоторыми болезнями органов дыхания и какой вывод можно сделать относительно этих заболеваний?

Что является возбудителями этих заболеваний? Какие меры профилактики вы можете назвать?

1.Проведение вакцинации.

2. Соблюдение личной гигиены.

3.Карантин.

4. Пользоваться индивидуальной посудой, после использования кипятить.

Соблюдая правила профилактики мы стараемся уберечь себя от болезней.

А теперь вернемся к заданиям «верю - не верю». Просмотрите ваши ответы и скажите, нет ли у вас ошибок. Если есть вопросы, ответы на которые вы не знали? Если есть, исправьте их. Озвучьте.

Работа со стихотворением. Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Поднялась температура Я лежу и не ропщу - Пью соленую микстуру, Кислой горло полощу. Ставят мне на грудь горчичник, Говорят: «Терпи, отличник!» После банок на боках Кожа в синих пятаках. День лежу, второй лежу, Третий - в школу не хожу. И друзей не подпускают, - Говорят, что заражу. (С. Михалков)

- Как вы думаете, у мальчика инфекционная болезнь, или нет? Почему вы так считаете?

Закончите фразы:

Мне это пригодится в жизни, чтобы …

Я могу рассказать о …

Я понял (а) …

А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую я вам раздала (см Приложение №5)

Инфекция

Заразная, опасная

Внедряется, губит, убивает

Инфекционные болезни - проблема всего человечества.

Зараза

Я думаю, что наш сегодняшний разговор найдет отклик в вашей душе и поможет вам сберечь свое здоровье. Тема, которую мы сегодня затронули является проблемой для всего человечества, ею занимаются медики, химики, биологии, экологии, но иногда она даже находит отражение в произведениях поэтов и писателей . Спасибо за урок!

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся отвечают на бланках, ставят «+» или «-»

Решают кроссворд

Дети высказывают предположения

Отвечают

Формулируют цели урока

Называют тему урока

Называют заболевания

Садятся за компьютеры, выполняют задания (индивидуально, либо в парах)

Составляют кластер

Сообщения учащихся о заболеваниях. Отвечают на вопросы учащихся после каждого сообщения.

Формулируют вывод урока, достигнуты ли цели урока?

Отвечают на вопросы

Снова отвечают на те же вопросы, сравнивают обе работы «до» и «после». Говорят о том, есть ли изменения в ответах.

отвечают

Составляют синквейн

Приложение № 1 «Верю - не верю»

- Верите ли вы, что человек за сутки употребляет 25 кг кислорода воздуха?

- Верите ли вы, что в воздухе есть бактерии и вирусы?

- Верите ли вы, что вирусы и бактерии оседают на пылинки и, как на парашютах, оседают на различные объекты.

- Верите ли вы, что слово «инфекция» в переводе с латин. означает «заражать, поражать».

- Верите ли вы, что инфекции локализуются в определенных органах и тканях.

- Верите ли вы, что дифтерия инфекционное заболевание.

- Верите ли вы, что возбудителем туберкулеза является палочка Коха.

- Верите ли вы, что коклюш поражает органы пищеварения.

- Верите ли вы, что бронхит бывает только хроническим.

Приложение № 2

Кроссворд «Инфекция»

1. Газ, входящий в состав воздуха

2. Участок воздухоносного пути

3. Главная дыхательная мышца

4. Парные органы, в которых происходит газообмен

5. Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой

К

и

с

л

о

р

о

д

б

р

О

н

х

и

д

и

А

ф

р

а

г

м

а

е

л

е

г

К

и

е

ц

и

т

р

а

х

е

Я




Приложение № 3

Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

возбудитель

Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

симптомы

Кластер

Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

лечение

Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

болезнь

Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

Течение заболевания

Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)Урок биологии по теме «Гигиена дыхания» (8 класс)

профилактика



Приложение № 4

Группы заболеваний

Наименование основных заболеваний

Локализация возбудителя

Пути передачи инфекции

Инфекции дыхательных путей

Приложение № 5

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Схема синквейна:

1 строка - существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна).

2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка - три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.

4 строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5 строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Литература для учителя:

1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.

2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

3. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. 79 с.

4. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. N 1. C. 67-73.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб : Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

6. pathology.dn.ua

7. ibolezn.ru › osnovnye.html

8. moe-zdorovie.com ›

1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

Повышение эффективности газообмена в легких

2. Дышать надо через нос

Согревание, увлажнение и обеззараживание воздуха во время прохождения носовой полости

3. Заниматься физкультурой

Развивается дыхательная система, увеличивается объем легких

4. Полезно бывать на свежем воздухе

Улучшение вентиляции легких и снабжение организма кислородом

5. При кашле, чихании необходимо закрывать рот

и нос платком

Предотвращение заражения окружающих людей

6. Регулярная влажная уборка помещений

Очищение воздуха от пыли

7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

При хорошей осанке легкие человека вмещают больший объем воздуха

8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, надо надевать марлевую повязку, регулярно проветривать помещение
9. Правильное дыхание в обычных условиях не должно сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки. Правильно дышать животом.

10. Концентрация - медленный вдох (1-2 с) - небольшая задержка - пауза (примерно 1с) - выдох чуть медленнее, чем вдох.

(Надеюсь я правильно поняла).


© 2010-2022