Элективный курс, учебный план и тематическое планирование

Элективный курс "Учимся беречь и охранять природу" включает в себя три раздела 1. животные в человеческой истории 2.многобразие животного мира и его охрана в Югре 3. современные проблемы охраны природы. этот курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю, направлен на формирование у учащихся биолого-экологической культуры. Программа курса рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые живо интересуются биологией и стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше зн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс

«Учимся беречь и охранять природу»


Пояснительная записка




«Кто хочет у животных вызвать взаимную дружбу и доверие, тот должен попытаться изучить его особенности, характер и повадки… и он будет вознагражден тем, что приобретет себе друга»

Альфред Буковиц




Элективныйтивный курс «Человек и животные» позволяет учащимся расширить представление о животном мире.

Основная задача курса - формирование у учащихся биолого-экологической культуры, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботиться обо всем живом на Земле - воспитывать нравственные качества личности.

Программа курса рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые живо интересуются биологией и стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках животных, поведении, физиологических особенностях, о том, как вступить с ними в контакт или оказать посильную помощь.

В планируемом элективном курсе «Человек и животные» основной акцент сделан на помощь ученику в определении интересующих его проблем, а для этого расширить знания учащихся, объединив научные знания с обыденными. Это даст ученику помощь в выборе профиля обучения в старших классах.

Для повышения качества знаний планирую применять встречи с интересными людьми: работниками заказника «Унторский», ветеринаром, использовать видеофильмы, наблюдение за аквариумными обитателями.

Цели курса

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

- формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.

- воспитание любви к своей местности, своей стране, экологической культуре, бережное отношение к окружающей среде.

- применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Программа направлена на решение ряда задач:

- Развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира

- формирование представлений о лесной зоне как универсальной ценности

- изучение природопользования в данном регионе

- развитие навыков, связанных с изучением окружающей среды

- вовлечение учащихся в реальную деятельность по охране природы родного края.

Учащиеся должны уметь:

- определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

- наблюдать: зачем, что, где и как наблюдать?

- планировать и координировать совместную деятельность по реализации выступлений на семинарах, круглых столах, конференциях.

- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации о биологических объектах, сайтами интернет.

Учащиеся должны знать:

- природные сообщества универсальные, самовоспроизводящие, саморегулирующиеся системы.

- обитателей экосистем, их взаимоотношения в цепях питания

- влияние человека на животных от мелких беспозвоночных до высших млекопитающих и птиц

-влияние животных на культуру человека, искусство, здоровье.

Методы обучения


  1. Проблемное обучение.

  2. Работа с дополнительной и научной литературой.

  3. Сообщения учащихся о животных, оформление слайд - презентаций

  4. Практическая работа учащихся по уходу за животными и наблюдение за их поведением.

  5. Помощь учителю в систематизации экологического материала в кабинете биологии.


Учебный план элективного курс «Учимся беречь и охранять природу», 7 класс


Наименование разделов плана

Общее количество часов

теория

практика

1.

Животные в человеческой истории

5

4

Семинар

2

Многообразие животного мира нашего края. Редкие и исчезающие виды

20

15

Семинар

3

Современные проблемы защиты природы

10

4

конференции


35

23

Выход:

  1. Презентации в методическую копилку ЭОР

  2. Участие в научно-практической конференции Школьной Академии Наук «Тебе, Россия, наш труд и талант!»

  3. Выпуск агитационных плакатов природоохранного содержания

  4. Участие в окружном конкурсе рисунков «Их осталось мало!»

  5. Организация и проведение декады в школе «Спасти и сохранить»


Список литературы

1. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аваната. 1996г

2. Ивахненко М.Ф.. Живое прошлое Земли. - М.: Мир. 1990 г

3. Козлов М.А. Кольцо жизни. Загадки живой природы. -М.; Современник, 1990 г

4. Новиков Ю.Л. Беседы о животноводстве.- М.: Молодая гвардия. 1990 г

5. Полонский А.А. Аквариумные рыбки.- М.: «Прибой», 1990 г.


Тематическое планирование

№ занятия

Темы занятий

Форма проведения

Дата

Оборудование

Тема 1

Животные в человеческой истории

5 часов

1

Поэты и писатели о животных

Час общения

2

Мои любимые питомцы.

Час общения.

Беседа с ветеринаром

Фотографии, презентации о домашних животных

3

Условия, необходимые нашим питомцам

Лекция с элементами беседы

Фотографии, презентации

4

Священные животные у разных народов

Лекция с элементами беседы

Вырезки, фото, видеоматериалы

5

Геральдика и животные

семинар

Иллюстрации геральдики

Тема 2

Многообразие животных нашего края.

Редкие и исчезающие виды 20 часов

6

Обитатели аквариума

Игра «Путешествие с Нептуном»

7

Экзотические животные океанов и морей.

лекция

Кадры видеофильма

8

Приспособления рыб.

лекция

Таблицы, видеофильм «Животные»

9

Местные охраняемые виды рыб.

семинар

10

Секреты насекомых и пауков

Лекция с элементами беседы

видеофильм

11

Враги - невидимки вокруг нас

Лекция

видеофильм

12

Общественные насекомые

Лекция

Презентация «Муравьи»

13

Общественные насекомые

Лекция

В/Ф «Пчелы и продукты пчеловодства»

14

Земноводные, их роль в местных экосистемах.

Лекция

видеофильм

15

Экзотические земноводные

Лекция

Книги для чтения по зоологии

16

Пресмыкающиеся нашего края.

Лекция

17

Чем опасны и полезны змеи?

семинар

Видеофильм

18

Почему вымерли динозавры.

дискуссия

19

Птицы. От кого произошли, чем интересны?

лекция

20

Местные виды птиц: оседлые, кочующие, перелетные. Редкие и исчезающие виды птиц Югры

конференция

Вырезки, фото, видеоматериалы

21

Ориентация и миграции птиц

Игра путешествие

видеофильм

22

Птицы Красной книги России

конференция

23

Птицы рекордсмены.

Устный журнал

Вырезки, фото, видеоматериалы

24

Млекопитающие - высшие организмы.

лекция

картины

25

Многообразие млекопитающих «Необычные, удивительные…»

Конференция

Вырезки, фото, видеоматериалы

Тема3

Современные проблемы защиты природы

10 часов

26

Современные проблемы защиты животных. Заповедники, заказники, национальные парки.

Ролевая игра

таблицы

27

Особо - охраняемые территории Ханты - Мансийского округа

лекция

Брошюры о заказниках ХМАО

28

Животные Красной книги Югры

Устный журнал

Вырезки, фото, видеоматериалы

29

Дикие животные в нашем доме

Лекция с элементами беседы

30

Защита научных работ по темам курса

Научно-практическая конференция

31

Защита научных работ по темам курса

Научно-практическая конференция

32

Встреча с работниками лесного хозяйства и Унторского заказника

Круглый стол

33

Игра путешествие по станциям «Лесные встречи»

34

Просмотр видеофильмов, презентаций об охраняемых территориях Югорской земли

35

Подведение итогов, оформление материалов, награждение


© 2010-2022