• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект по биологии «Охрана природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов»

Конспект по биологии «Охрана природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов»

"Описание материала: Перед современным человечеством стоит задача-"охрана природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Наша школа находится в такой местности, где не достаточно выпадают осадки, часто происходит нежелательное явление как розлив нефти близи школы, выпас скота негативно влияет на состав почвы. Поэтому эффективной формой организации процесса экологического образования может стать детское объединение «Эколог», которое создано на базе нашей МКОУ «СОШ №7»... Через всю программу проходит материал по формированию практических навыков и умений охраны и укрепления здоровья .
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Утверждена Директор

МО учителей биологии МКОУ «СОШ №7»

МКОУ «СОШ №7» Рамазанов Т.О.

протокол №____ _________________

от «___»__________2013г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

детского объединения «Солнышко»

клуба «Эколог»

(срок реализации - 3 года

рассчитана на детей от 13 до 15 лет).







Составила:

Сеитова

Гульнахар

Менглидурдыевна

учитель биологии

МКОУ СОШ №7


Ставропольский край

Нефтекумский район

с. Озек-Суат

2013г

Пояснительная записка.


Формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде требует соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную экологическую деятельность в своей местности.

Реальность, окружающая нас, сама по себе не формирует экологическую личность, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком, не зависимо от возраста.

На всем пути обучения и воспитания человека - от детского сада до ВУЗа - экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой бережно.

Поэтому сегодня решение экологической проблемы - актуальная задача всего человечества, которую человек должен решать с малых лет.

Наша школа находится в такой местности, где не достаточно выпадают осадки, часто происходит нежелательное явление как розлив нефти близи школы, выпас скота негативно влияет на состав почвы.

Поэтому эффективной формой организации процесса экологического образования может стать детское объединение «Эколог», которое создано на базе нашей МКОУ «СОШ №7».

Данная программа рассчитана для учащихся 7-9 классов в возрасте от 13 до 15 лет. Программа включает как теоретические, так и практические занятия в традиционной форме проведения (1 час в неделю). Срок реализации программы три года, т.е. всего 102 часа.

Цель:

Развитие целостного представления об окружающей среде;

формирование эстетического отношения к природе, любви к природе;

участие детей в решении проблем современности.

Задачи:

Обучающие: - формирование знаний о методах управления экологией.

- знакомство с причинами проявления экологических проблем.

Развивающие: - развитие экологической ответственности по отношению к окружающей природе.

- формирование здорового образа жизни.

Воспитывающие: - воспитание чувства ответственности за окружающий

мир, любви к природе.


Ожидаемые результаты


По окончании программы дети должны:

Знать:

  1. что такое экология;

  2. понятие целостности человека и природы;

  3. причины экологического кризиса;

  4. экологические проблемы родного края, района, села и возможные пути улучшения экологической обстановки;

  5. личное участие в решении некоторых природоохранных проблем;

  6. влияние экологии на здоровье человека;

  7. знания в области ботаники, зоологии.

Уметь:

  1. составлять экологическую характеристику своей местности;

  2. самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;

  3. классифицировать экологические связи;

  4. оформлять свои наблюдения за изменениями в живой и неживой природе;

  5. проводить мониторинг экологического состояния;

  6. участвовать в практической работе по охране природы, проводить исследовательские работы и принимать участие в туристско-краеведческом движении «Отечество».




Учебно-тематическое планирование

«Окружающий нас мир»

1-й год обучения

(1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в образовательную программу. Организационное занятие

1

1

-

2

Экология - наука о связях природы с живыми организмами

1

1

-

3

Лес - наше богатство

1

1

-

4

В мире Фауны (ко дню защиты животных)

1

1

-

5

Вот и осень пришла. Мероприятия, посвященные «Золотой осени».

2

1

1

6

Акция «Посади дерево»

3

-

3

7

Операция «Чистый двор»

2

-

2

8

В гостях у Флоры

1

-

1

9

Изучение видового состава растений села и прилегающей территории.

2

1

1

10

Лекарственные растения вокруг нас

2

1

1

11

Роль комнатных растений в жизни человека

2

1

1

12

Животные нашего края, района, села

3

2

1

13

Где вода там и жизнь

1

1

-

14

Земля - наш общий дом

2

1

1

15

Твои соседи по планете

3

1

2

16

День Здоровья

1

-

1

17

Солнце-источник тепла и света

2

1

1

18

Весна пришла

1

-

1

19

Озеленение территории школы и классных кабинетов

2

-

2

20

Итоговое занятие

1

-

1

И т о г о

34

14

20




Содержание

Тема 1. «Введение. Организационное занятие»

- знакомство с программой обучения;

- цели и задачи занятий;

- общее положение клуба «Эколог»;

- инструктаж по ТБ.

Тема 2. «Экология - наука о связи природы и живых организмов».

- экология - наука о взаимоотношениях в природе;

- знакомство с основными экологическими понятиями (взаимоотношение в природе, цепи питания, взаимосвязь живых организмов с природой).

Тема 3. «Лес - наше богатство»

- защита растений;

- роль зеленых массивов в природе.

Тема 4. «В мире Фауны»

- прекрасный мир животных;

- охрана животных;

- КВН, посвященный ко Дню защиты животных.

Тема 5. «Вот и осень пришла»

- мероприятия, посвященные неделе «Золотая осень»;

- конкурсы, КВНы, игры об осени, сезонных изменениях;

- конкурс рисунков, плакатов, стенгазет об осени.

Тема 6. «Акция «Посади дерево»

- трудовой десант по озеленению территории школы.

Тема 7. «Чистый двор»

- «Чистота - залог здоровья» - беседа;

- культура поведения в природе;

- экологический десант по уборке территории школы и села.

Тема 8. «В гостях у Флоры»

- КВН - «Знаешь ли ты растения?»;

- составления гербарий, правила их оформления;

- распознавание растений.

Тема 9. «Изучение видового состава растений села и близлежащей местности»

- растения нашего села, района;

- учимся распознавать растения своей местности.

Тема 10. «Лекарственные растения вокруг нас»

- роль лекарственных растений;

- изготовление альбома;

- сбор лекарственных растений.

Тема 11. «Роль комнатных растений в жизни человека»

- значение комнатных растений;

- распознавание комнатных растений, составления каталога;

- растения - «барометр настроения».

Тема 12. «Животные нашего края, района, села»

- редкие и исчезающие животные нашей местности;

- заказники и заповедники на территории нашего края4

- рекорды в мире животных.

Тема 13. «Где вода - там и жизнь»

- 22 апреля -День воды;

- вода - уникальная, непостижимая, парадоксальная, загадочная…

- вода - символ жизни, роль воды в природе.

Тема 14. «Земля - наш общий дом»

- конкурс плакатов о защите планеты;

- беседа - «Природа края - наш дом»;

- решение экологических задач (практикум).

Тема 15. «Твои соседи по планете»

- Красная книга;

- рекорды в мире растений и животных;

- взаимоотношения живых существ в природе (составление цепей питания).

Тема 16. «День Здоровья»

- беседа - «Сохрани свое здоровье»;

- дискуссия - «Роль занятий спортом в сохранении здоровья»;

- пропаганда ЗОЖ.

Тема 17. «Солнце - источник тепла и света»

- роль солнца в сохранении жизни на земле;

- озоновые дыры: чем они опасны;

Тема 18. «Весна пришла»

- фенологические наблюдения в природе, ведение дневника;

- экскурсия на природу.

Тема 19. «Озеленение территории школы и классных кабинетов»

- культура поведения в природе;

- агитация озеленения территории школы и кабинетов;

- экологический десант.

Тема 20. «Итоговое занятие»

- обобщение основных теоретических и практических знаний;

- подведение итогов за учебный год.

К концу первого года обучения ученик должен

-знать и уметь:

- что такое экология

- участвовать в практической работе по охране природы;

- повысить уровень ответственности за окружающий мир;

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в природе.


Учебно-тематическое планирование

«Охрана природы»

2-й год обучения

(1 час в неделю)



Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

1

Организационное занятие.Введение

1

1

-

Раздел 1. Среда обитания организмов (14ч)

2

1

Среда обитания организмов

1

1

-

3

2

Факторы среды обитания

1

1

-

4

3

Толерантность и адаптация организмов

1

1

-

5

4

Свет и температура - как фактор среды

1

1

-

6

5

Ресурсы

1

1

-

7

6

Ресурсы Ставропольского края

1

1

-

8

7

Соответствие между организмами и средой обитания

1

1

-

9

8

Приспособленность организмов и условия их обитания

2

1

1

10

9

Изучение многообразия живых организмов (экскурсии, защита рефератов, научно-исследовательские работы)

5


5

Охрана окружающей природы (18ч)

11

1

Основные положения законов об охране природы

1

1

-

12

2

Охрана природы

1

1

-

13

3

Охрана растений

1

1

-

14

4

Охрана животных

1

1

-

15

5

Охраняемые объекты, их характеристики

2

2

-

16

6

Зоологические заказники в крае

1

1

-

17

7

Красная книга

1

1

-

18

8

Охрана водных ресурсов

1

1

-

19

9

Охрана почвенных ресурсов

1

1

-

20

10

Охрана атмосферы

1

1

-

21

11

Охрана недр и ее рациональное использование

1

1

-

22

12

Мониторинг почвы пришкольного участка

6

-

6

23

13

Итоговое занятие

1

1

-

И т о г о

34

22

12

Содержание

Тема 1. «Введение. Организационное занятие»

- знакомство с программой обучения;

- цели и задачи занятий;

- общее положение клуба «Эколог»;

- инструктаж по ТБ.

Тема 2. «Среда обитания организмов»

- среда обитания организмов;

- условия среды.

Тема 3. «Факторы среды обитания»

- абиотические, биотические факторы;

- деятельность человека на природную среду.

Тема 4. «Толерантность и адаптация организмов»

- толерантность-способность организмов выдерживать изменения среды;

- адаптация-способность выдерживать новые условия среды.

Тема 5. «Свет и температура - как фактор среды»

- солнечный свет и ее составляющие;

- экологические характеристики света;

- температура - как фактор среды.

Тема 6. «Ресурсы»

- классификация ресурсов по происхождению;

- классификация ресурсов по использованию;

Тема 7. «Ресурсы Ставропольского края»

- классификация и использование ресурсов на Ставрополье.

Тема 8. «Соответствие между организмами и средой обитания»

- жизненные формы организмов;

- сезонные изменения.

Тема 9. «Приспособленность организмов и условия их обитания»

- черты приспособленности к среде обитания;

- относительный характер приспособленности;

Тема 10. «Изучение многообразия живых организмов своей местности»

- практические занятия, защита рефератов, проектов.

Тема 11. «Основные положения законов об охране природы»

- ознакомление с законами об охране природы и их положениями.

Тема 12 «Охрана природы»

- законы и организации по охране природы;

- мероприятия по охране природы;

Тема 13 «Охрана растений»

- лесные массивы края;

- правила при сборе лекарственных растений и составлении гербарий;

- растения, занесенные в «красную книгу» в нашем крае.

Тема 14. «Охрана животных»

- сравнение динамики численности животных по годам;

- запрет охоты и ловли рыб;

- редкие и исчезающие животные в крае.

Тема 15. «Охраняемые объекты, их характеристики»

- разнообразие заповедных объектов;

- национальные парки, памятники природы;

Тема 16. «Зоологические заказники в крае»

- районы заказников в крае;

- видовой состав животных и птиц в этих заказниках.

Тема 17. «Красная книга»

- понятие о «красной книге»;

- положения и принципы ее.

Тема 18. «Охрана водных ресурсов»

- охраняемые водоемы, реки озера;

- меры борьбы по охране водных ресурсов;

Тема 19. «Охрана почвенных ресурсов»

- интенсивное земледелие и его последствия;

- загрязнения почв ядохимикатами;

- методы борьбы с истощением почв.

Тема 20. «Охрана атмосферы»

- автотранспорт и загрязнение воздуха;

- предприятия на Ставрополье;

- методы улавливания и утилизации вредных веществ в атмосфере.

Тема 21. «Охрана недр и ее рациональное использование»

- техника и технология добычи полезных ископаемых;

- рациональное использование недр земли.

Тема 22. «Мониторинг почвы пришкольного участка»

- изучение состояния почвы на пришкольном участке.

Тема 23. «Итоговое занятие»

- защита творческих работ, рефератов.


К концу второго года обучения ученик должен

- знать:

- целостность природы и человека;

- значение экологических знаний;

- проблемы родного края;

- последствия влияния человека на воду, почву, климат;

- причины экологического кризиса;

- необходимость личного участия в решении экологических проблем своей местности.

- уметь:

- составлять экологическую характеристику местности;

- анализировать и оценивать состояние природы своей местности;

- объяснять значение окружающей среды в жизнедеятельности человека.


Учебно-тематическое планирование

«Окружающая среда и здоровье человека»

3-й год обучения

(1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1

Организационное занятие. Инструктаж по Т/Б

2

2

-

2

Современное состояние природы

2

2

-

3

Химическое загрязнение атмосферы

1

1

-

4

Биологическое загрязнение атмосферы

1

1

-

5

Водные ресурсы Ставрополья и здоровье людей

1

1

-

6

Изучение состояния воды р. Кумы

1

-

1

7

Изучение состояния артезианской воды

1

-

1

8

Состояние почвы в крае

1

1

-

9

Экологические проблемы воды и почвы в нашем селе

2


2

10

Питание и здоровье человека

2

2

-

11

Консерванты и пищевые добавки

1

1

-

12

Экспертиза упаковки и этикетки пищевых продуктов

1


1

13

Шум как экологический фактор

2

1

1

14

Погода и самочувствие человека

1

1

-

15

Биоритмы

2

2

-

16

Эхо магнитной бури

1

-

1

17

Радиоактивное излучение и здоровье человека

3

3

-

18

Изучение радиоактивного излучения на территории школы и села

2

-

2

19

Адаптация человека к условиям окружающей среды

1

1

-

20

Научно-исследовательская работа

6

-

6

И т о г о

34

19

15



Содержание

Тема 1. «Введение. Организационное занятие»

- знакомство с программой обучения;

- цели и задачи занятий;

- общее положение клуба «Эколог»;

- инструктаж по ТБ

Тема 2. «Современное состояние природы»

- состояние природы в мире;

- ПДС;

- ПДК.

Тема 3. «Химическое загрязнение атмосферы»

- отходы и здоровье человека;

- отравления;

- курение и здоровье человека;

- «пассивное» курение.

Тема 4. «Биологическое загрязнение атмосферы»

- вред растений и насекомых садам огородам и земледелию;

- амброзия, клещ и здоровье человека.

Тема 5. «Водные ресурсы Ставрополья и здоровье людей»

- реки и водоемы края;

- загрязнение водных ресурсов;

- целебные минеральные воды КМВ.

Тема 6. «Изучение состояния воды р. Кумы»

- анализ воды р. Кумы.

Тема 7. «Изучение состояния артезианской воды»

- анализ артезианской воды в Верхнем и Нижнем Озек-Суате.

Тема 8. «Состояние почвы в крае»

- общий земельный фонд края;

- влияние ядохимикатов на состояние почвы;

- предприятия по добыче нефти и газа (г. Буденновск, Нефтекумск),

- свалки (г. Ставрополь, Ессентуки, Мин. Воды, Пятигорск).

Тема 9. «Экологические проблемы воды и почвы в нашем селе»

- изучение состояния почвы на пришкольном участке;

- проблемы воды в нашем селе.

Тема 10. «Питание и здоровье человека»

- рациональное питание и здоровье человека;

- роль пищи в жизни человека;

- экологические чистые продукты.

Тема 11. «Консерванты и пищевые добавки»

- разновидности консервантов и пищевых добавок;

- штрих-код, что он означает.

Тема 12. «Экспертиза упаковки и этикетки пищевых продуктов»

- визуальное определение пригожести продуктов питания по состоянию упаковки и этикетки.

Тема 13. «Шум как экологический фактор»

- влияние шума на здоровье человека;

- тест «Острота слуха»;

- соцопрос «Шум и твое состояние».

Тема 14. «Погода и самочувствие человека»

- погода, ритмические явления в природе;

- неблагоприятные дни.

Тема 15. «Биоритмы»

- ритмические процессы в организме;

- работа сердца, дыхание сон и бодрствование.

Тема 16. «Эхо магнитной бури»

- как защитить себя от «магнитных бурь» - памятка.

Тема 17. «Радиоактивное излучение и здоровье человека»

- добыча нефти;

- радиация вокруг нас.

Тема 18. «Изучение радиоактивного излучения на территории школы и села»

- изучение уровня радиации на территории школы;

- изучение радиационного уровня на территории села.

Тема 19. «Адаптация человека к условиям окружающей среды»

- напряжение и утомление;

- спринтер и стайер.

Тема 20. «Научно-исследовательская работа»

- защита рефератов, творческих работ.


К концу третьего года обучения учащиеся должны

- знать:

- основные проблемы села, района и края;

- определение основных экологических понятий;

- о современном состоянии природы и атмосферы;

- о влиянии загрязнения биосферы на здоровье человека.

- уметь:

- охарактеризовать экологическую обстановку края, района, села;

- определять источники загрязнения окружающей среды;

- решать простейшие экологические задачи;

- осуществлять мониторинг состояния воды и почвы своей местности.


Литература:

для учителя:

  1. Ежемесячный журнал «Биология в школе».

  2. Ежемесячный журнал «Классный Руководитель».

  3. Животный мир Ставрополья: учеб. Пособие под ред. Хохлова А.Н.. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000г.

  4. Сохраним для потомков: об охране растительного и животного мира Ставропольского края. - Ставрополь: кн. Изд-во, 1984г.

  5. Физическая география Ставропольского края: учеб/под ред. Н.И. Бутенко, В.В. Савельевой.- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000г.

  6. Экология России: хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов. - М.: МДС, 1996г.

  7. Экология Ставрополья. Информационно-библиографические материалы. Сост. Михайлова Е.А. - Ставрополь, 2001г.

  8. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: по страницам Красной книги СССР. Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989г.

  9. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология 9 кл. М.6 Дрофа, 1995г.

  10. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1995г.

  11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 класс. М.: МДС, 1995г.

  12. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М.: Просвещение, 1986г.

для учеников:

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовании детей Ставропольского края, под ред. канд. соц. наук, министра образ. Ставропольского края А.Е.Шабалдас

  2. Сохраним для потомков: об охране растительного и животного мира Ставропольского края. - Ставрополь: кн. Изд-во, 1984г.

  3. Экология России: хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов. - М.: МДС, 1996г.

  4. Ивановский В.А Занимательное краеведение, М. Ставрополь 2003 г.

  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология 9 кл. М.6 Дрофа, 1995г.

  6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1995г.

  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 класс. М.: МДС, 1995г.

  8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М.: Просвещение, 1986г.


Методическое обеспечение

Так как данная программа решает задачу экологического воспитания, целесообразно проводить: мониторинг, опыты, фенологические наблюдения, а также экскурсии, практические занятия. Программа содержит как теоретические занятия (лекции, беседы, объяснения), так и практические (экскурсии, наблюдения, викторины, опыты).

Все методы, используемые педагогом можно разделить на три группы:

  1. методы актуализации и организации познавательной деятельности;

  2. методы стимулирования познавательной деятельности;

  3. методы контроля и диагностики знаний.

Первая группа методов предназначена для тем: «Экология-наука о связях природы с животными», «Среда обитания организмов», «Современное состояние атмосферы» (лекции, беседы, рассказ); «Изучение видового состава растений села и прилегающей территории», «Консерванты и пищевые добавки», Приспособленность организмов и условия окружающей среды» (иллюстрации, наблюдения).

Вторая группа методов включает в себя поощрения, порицание, использование игровых форм организации познавательной деятельности, предназначена для тем: «Где вода, там и жизнь», «В мире Фауны», «Твои соседи по планете».

Наибольший эффект для реализации данной программы дают, творческие задания, такие как: написание рефератов, оформление своих наблюдений и мониторингов, участие в конкурсе творческих экологических проектов.

С целью контроля и диагностики знаний применяются наблюдения за работой учащихся, устный опрос, тестирование, деловые игры.

Через всю программу проходит материал по формированию практических навыков и умений охраны и укрепления здоровья.



© 2010-2022