Урок «Внутреннее строение Земли. Горные породы»

Применение технологии «Модерации и АМО» на уроке природоведения по теме «Внутреннее строение Земли. Горные породы». «Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий…». Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Применение интерактивных технологий в обучении способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого участника образовательного процесса и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Урок природоведения в 5 классе по теме: «Внутреннее строение Земли. Горные породы». Главная цель урока: создать условия для эффективного усвоения учащимися знаний о внутреннем строении Земли, горных породах и минералах, слагающих земную кору. Основные учебно-воспитательные задачи: "Дидактическая: продолжить формирование представления о строении Земли; Развивающая: прививать навыки практических умений; формировать представление о процессе научного познания. Воспитывающая: прививать культуру умственного труда, умение анализировать, классифицировать, обобщать, работать в групповом сотрудничестве. Главные вопросы содержания: Путешествие внутрь Земли реальность или фантастика? Из каких оболочек состоит Земля? Как классифицировать горные породы земной коры по способу образования? Где и как можно применить полученные знания? Личностная значимость: Осознание того, что знания, приобретенные в ходе образовательного мероприятия можно применить на практике для объяснения явлений происходящих в живой и неживой природе. Методы и приемы организации обучения: системно-деятельностный подход "Технологии: интерактивная (Модерации и АМО), проблемно-эвристическая "Методы: словесные, наглядные, практические "Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективная и групповая работа. Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов. В результате сотрудничества, в образовательном мероприятии обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, магма, земная кора, горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Автор: Воробьева Ирина Михайловна

учитель химии, биологии МБОУ Выгоничская СОШ


Методическая разработка урока по теме

"Внутреннее строение Земли. Горные породы".

Предмет: природоведение

Класс: 5

Тип урока: «открытия» нового знания.

Вид урока: Урок-путешествие

Цели: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору

Задачи:

Образовательные:

  • изучить внутреннее строение Земли.

  • сформировать понятия горные породы и минералы. применение их в практической деятельности человека

Развивающие:

  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).

  • способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).

  • развитие эстетической и природоохранной культуры.

Форма обучения: работа в группах, парах, коллективная, индивидуальная.

Методы и приемы работы: интерактивные (АМО: Иллюстрация, Мозговой штурм, Закончи предложение, Я лишний, Лестница успеха, Пантомима, Шест, Немой фрагмент), проблемно - эвристический.

Опорные знания и умения:

  • знания о внутреннем строении Земли,

  • горных породах,

  • минералах,

  • применение горных пород и минералов в деятельности человека.

Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, горные породы: осадочные, магматические, метаморфические, минералы.


Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • мультимедийная презентация,

  • коллекция «Горные породы и минералы»,

  • учебник В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой. «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс,

  • иллюстрированный материал,

  • раздаточный материал,

  • видеофрагмент " Путешествие в центр Земли",

  • маршрутная карта

Использование ЦОР: Презентация учителя

Планируемый результат:

Учащиеся знают внутреннее строение Земли, умеют классифицировать горные породы по способам образования, применяют полученные знания в разных учебных ситуациях.

Планируемые образовательные результаты

В результате сотрудничества, в образовательном мероприятии обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, магма, земная кора, сейсмология, геология, горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Познавательные:

- смогут находить в учебнике достоверную информацию;

- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;

- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

- выдвигать версии;

-выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками распределяет их по группам АМО «Найди похожего»

Ход урока:

Девиз урока: "Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!

I фаза. Начало образовательного мероприятия

  1. Инициация

Учитель: Здравствуйте ребята, я приветствую вас на сегодняшнем нашем уроке.

Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями. Спасибо.

У каждого из вас на столах есть 3 вида смайликов (улыбающийся, серьезный, огорченный)- это ваши индикаторы эмоционального состояния.

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. ( Если есть необходимость можно попросить улыбнуться друг другу)

Учитель: Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать?

2. Погружение в тему

Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие.

Поможет нам совершить путешествие карта - маршрут. Она есть у каждого. Поставьте имя путешественника. Приложение 1

Но тема зашифрована в иллюстрации.

Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация?

Какие еще тела природы имеют такое же строение? Слайд №2

Учитель:

Итак, тема нашего путешествия « Внутреннее строение Земли. Горные породы». Слайд № 3

Запишите в карту - маршрут.

Представим на минутку, что мы погружаемся в недра Земли.

Что мы там увидим?

Учитель: Все это подземные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности. Камень хранит в своем первозданном виде уникальное свойство красоты и могущества. Еще с древности камни использовали в строительных целях, как амулеты, прикоснувшись к камню можно ощутить силу.

Много или мало природных ископаемых в недрах нашей Земли?

Каков бы не был ваш ответ нужно беречь и рационально использовать то, что природа создавала миллионы лет. В них тепло Земли, твердость, прочность, сила.

Что мы уже знаем о строении Земли?

3. Формирование ожиданий/опасений

Учитель: Что мы должны узнать о строении Земли?

Учитель: Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами и их практической значимостью.

Учитель. Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? Слайд №4

Ответить на вопрос мы постараемся в конце нашего путешествия.

Предлагаю отправиться в путь. Определите ваше настроение. Поднимите смайлик.

Но мы должны определить маршрут движения.

Вам предстоит просмотреть немой видеофрагмент. В нем наш маршрут. Озвучьте его вначале друг другу в паре, затем мне, а потом всему классу.

Внимание на экран. Слайд №5

Запишите маршрут в карту. Приложение 1

I I фаза. Работа над темой

4. Интерактивная лекция.

Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент «Внутреннее строение Земли». Слайд №6

Будьте внимательны, после просмотра вы должны будете выполнить задания №1-3 карты - маршрута. Приложение 1

5. Проработка содержания темы

Ребята работают с картой - маршрутом самостоятельно. Слайд №7

Завершение работы - поднятый смайлик.

Учитель:

Остановка « Ядерная»

Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем. Слайд №8

Ядро Земли - пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе - примерно 3500 км и температуре - около 4000°С - 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.

Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто. Приложение 1

Учитель:

Остановка «Мантия»

Взаимопроверка. Успешность выполнения задания - смайлик индикатор. Слайд № 9

Мантия - (от латинского слова - «покрывало»), составляет 83% от объема Земли. Никто никогда не видел её. Состоит она из никеля, железа и свинца. Температура здесь около +2000° С! Приложение 1

Учитель:

Остановка « Земная кора» - самая верхняя оболочка земли.

Самопроверка. Слайд №10

Земная кора - самый верхний слой Земли. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве. Приложение 1

6. Эмоциональная разминка (физкультминутка).

Учитель: Ребята вы не устали?

Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Слайд № 11

Учитель: следующая остановка зашифрована в строках С. Щипачёва.

Назовите её. Слайд № 12

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа
Лепила самоё себя.
С. Щипачёв

Учитель:


Остановка «Горная»

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов. Слайд 13

Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал». Сравните сказанное с текстом § 24.

Горные породы- породы, слагающие земную кору.

Минералы - тела природы, входящие в состав горных пород.

Учитель: Горные породы могут состоять из одного минерала и нескольких минералов.

Есть породы, состоящие из одного минерала (кварц из кварца, известняк из кальция)

Породы, состоящие из нескольких минералов (гранит из кварца, слюды, полевого шпата)

(Работа с коллекцией «Горные породы и минералы»).

Учитель: В чем причина разнообразия горных пород?

Главная причина - это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависят от происхождения.

Учитель:

Пользуясь текстом § 24, заполните схему « Классификация горных пород». Слайд 13

Результаты заносим в карту - маршрут. Приложение 1

Учитель: Как образуются горные породы, занесенные Вами в схему. Ваши предположения.

Образуются в результате:

  1. Извержения, остывания, затвердения

  2. Разрушения, оседания и уплотнения

  3. Видоизменения и превращения

Учитель: Делимся на группы и отправляемся в экспедиции изучать осадочные, магматические, метаморфические горные породы.

Задания для групп:

Оформите мини-проект «Горные породы».

Пользуясь планом.

  1. Определение горной породы

  2. Примеры горных пород

  3. Практическая значимость.

Воспользуйтесь § 24 и наглядным материалом из конверта-«путешественника» Приложение 2, Приложение 3

Учитель Задания получены!

-Итак, в путь! На творческую работу в группах вам отводится 6 минут, а на защиту краткого выступления 2-3 минуты.

7. Работа в группах.

АМО «Шест» на сплочение группы». АМО « Творческая мастерская». Релаксация. Слайд 14

(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).

Выступление экспедиций с мини-проектом по проделанной работе.

Учитель. Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!

Учитель.

Можно ли отличить горные породы? (По цвету, блеску, прочности, твердости).

Об этом на следующем уроке.

Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия к центру земли. Смайлики-индикаторы.

III фаза. Завершение образовательного мероприятия

8. Домашнее задание: § 24, понятия, в 1 стр. 103,

ответ на в. 2 стр. 103 в виде рисунка,

эссе (мини-сочинение 3-5 предложений, от имени минерала) « Я самый, самый…» (рыхлый, твердый, нужный, полезный и т.д.). Слайд 15

9. Подведение итогов

Учитель: Путешествие внутрь земли реальность или фантастика? Слайд 16

Ученики: (Фантастика. Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.)

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

10. Рефлексия

АМО «Волшебный микрофон». Слайд 17

Продолжи предложение…

  1. Сегодня я понял……

  2. Теперь я могу…….

  3. Я приобрёл……

  4. Меня удивило……

  5. Я попробую……

  6. Мне захотелось……

11. Оценка работы

Смайлики - индикаторы поместите на лестницу успеха.

Учитель: Спасибо за работу!

Урок окончен, до новых встреч.

Литература и интернет - источники:

  1. Природоведение. Природа. Неживая и живая.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.М.Пакулова, Н.В. Иванова.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.

  2. Энциклопедия для детей: Геология.- М.: Аванта +, 1995.

  3. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова М.: Аванта+, 2003.

  4. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.- М.: Слово, 2001.

  5. Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия».-Ленинград, 1975.

  6. Образовательный портал «Мой университет» moi-universitet.ru

  7. sch1262.ru/planets/img/599px-Earth_layers_model.gif -Ядро́ Земли́ - центральная, наиболее глубокая часть планеты.

  8. scubascuta.com/wp-content/uploads/2013/08/img521a965297266.jpg - разрез Земли

  9. archimed-msk.ru/goods_pics/00001178.jpg -на фрагменте продемонстрировано внутреннее строение земного шара: ядро

  10. mobiliv.ru/_ph/137/2/133892097.gif - анимация Земли

  11. naukoved.ru/userfiles/2/79/sciencepress-112411-005-617x416%5B1%5D.jpg - строение Земли

  12. syl.ru/misc/i/ai/100116/207995.jpg -Строение Земли и его особенности

  13. youtube.com/watch?v=_tHk2xj3kRo - Строение Земли

  14. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D - горные породы и минералы





Приложение №1

Урок природоведения

5 класс

ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА_______________________


Девиз: «ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС НАМ НОВОЕ ДОБУДЕТ! »

ПУТЕШЕСТВИЕ к центру Земли

КАРТА-МАРШРУТ

2013 год




Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»

Индикаторы эмоционального состояния и успеха в достижении цели:


Все понимаю, все получится.

Плохо понимаю новый материал.

Понимаю, но нужно еще поработать.

Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»Тема урока: «___________________________________________» Урок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»

Определи маршрут:

  1. __________

  2. __________

  3. ___________


  1. Остановка «Ядерная»

Вставьте пропущенные слова в предложения:

  1. Выделяют ………………. и ……………. ядроУрок « Внутреннее строение Земли. Горные породы»

  2. Температура ядра ……….

  3. Ядро состоит из никеля и …………..

  1. Остановка « Мантия»

Исправьте предложения, зачеркнув неправильное:

  1. Находится на расстоянии 2900 км от земной коры

  2. Мантия делится на верхнюю, среднюю и нижнюю

  3. Температура мантии 2000 С

  1. Остановка «Земная кора»

Продолжи предложения:
1.Толщина………………….
2. Температура с глубиной…………………….

3. Образована……………………….

  1. Остановка «Горная»

Пользуясь текстом § 24, заполните схему «Классификация горных пород»

Горные породы


Подведем итоги:

Сегодня я понял……

Теперь я могу…….

Я приобрёл……

Меня удивило……

Я попробую……

Мне захотелось……

Домашнее задание:

§24, вопрос 1 стр. 103

вопрос 2 стр. 103, составить загадки

эссе «Я самый, самый….» (мини-сочинение от имени горной породы или минерала)


© 2010-2022