ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ»

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ»

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Биология развития организмов» составлена на основе программы элективного курса «Биология развития организмов» Г.А. Павловой, методиста кабинета биологии СПб АППО. Данная авторская программа прошла Региональный экспертный совет и допущена к реализации в образовательных учреждениях.

Программа адресована учащимся 9-х классов, проявляющим интерес к биологии и к такому её разделу, как эмбриология.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на углубление базовых знаний гимназистов и повышение их интереса к биологии. Программа актуальна в условиях профилизации обучения и может способствовать выбору учеников профиля дальнейшего обучения как в средней, так и в высшей школе.

Элективный курс опирается на основные знания, умения и навыки. Полученные учащимися в основной школе при изучении курса биологии, интегрирует и расширяет их.

Программа элективного курса предполагает развитие у гимназистов навыков поиска информации по изучаемым и интересующим их вопросам и проблемам. Также предполагается развитие умений подготовки сообщений, презентаций, рефератов по избранным темам и навыков публичных выступлений перед учениками, учителями и родителями.

Основная цель данного элективного курса - расширить и углубить знания по одному из важ­ных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов». Учебный материал курса, лабора­торные работы, конференции, семинарские занятия, лекции, деловые игры позволят реализовать сле­дующие учебные задачи:

  • осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях орга­низации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственно­сти и среды в процессе формирования признаков;

  • развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее своего вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропо­генного влияния на природу, формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество и количество новых поколений;

  • воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки.
В результате успешного освоения учебной программы учащиеся должны:

  • характеризовать формы и виды размножения, знать их биологическое значение, роль наследст­венности в онтогенезе и филогенезе организмов, причины нарушения наследственной информации и последствия для организмов и видов в природе, влияние окружающей среды и образа жизни на организм;

  • сравнивать, распознавать, определять строение спор, гамет, стадий развития организмов, модификационную и генотипическую изменчивость, роль среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии, наследственные заболевания и болезни образа жизни;

  • обосновывать осознанный выбор здорового образа жизни, вредное влияние на наследствен­ность организмов загрязнения природной среды, алкоголя, никотина, наркотиков, неумеренного упот­ребления лекарственных препаратов, токсических веществ;

  • уметь пользоваться дополнительной учебной литературой, информацией на электронных носи­телях; составлять развернутые планы, опорные конспекты, тезисы, сообщения, набирать информацию для проектной папки.

Ведущими формами занятий предполагаются самостоятельная исследовательская деятельность, семинары, лекции, лабораторные и практические работы.

Учащимся предлагается использовать разные источники информации. Это обеспечивает возможность занятий гимназистов по индивидуальным образовательным маршрутам, а также возможность ознакомления с дополнительной биологической информацией. Ученики могут определять наиболее важные и интересные аспекты изучаемых вопросов и самостоятельно повышать уровень знаний.

Темы, предлагаемые на семинарах и практических занятиях, способствуют развитию умений гимназистов предлагать различные варианты решения проблем, используя имеющиеся и вновь приобретенные знания.

По результатам изучения курса учащиеся представляют проект(индивидуальный или групповой), обобщающий исследовательские работы. Об успешном освоении программы курса можно судить по выраженному интересу учащихся и по результатам выполнения ими самостоятельных работ.

Курс базируется на использовании:

- комплексного подхода при изучении развития растений и животных, так как большое значение имеет общность основных закономерностей развития данных организмов;

- сравнительно-эволюционного подхода. При рассмотрении особенностей развития представителей различных систематических групп важно показать как их общие черты, так и различия на общем фоне эволюционных процессов, происходившем в растительном и животном мире;

- историко-научного подхода. Важно показать процесс исторического становления эмбриологии как науки, отметив вклад отечественных и иностранных ученых в изучение развития растений и животных;

- эколого-валеологического подхода. Представляется очень значимой возможность показать учащимся как положительное, так и отрицательное влияние различных факторов на эмбриональное развитие организмов(в том числе и человека);

- значительном объеме практических и семинарских занятий. Это позволяет учащимся получить навыки самостоятельной работы с живыми объектами и микроскопической техникой, а также с научной и научно-популярной литературой и информацией из Интернета.

Содержание программы.

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ, (7 часов)

Тема1. Введение в биологию развития. Основы эмбриологии.2 часа.

Эмбриология: предмет исследований и история становления, место среди биологических наук. Заслуга отечественных биологов в развитии эмбриологии. Задачи современной эмбриологии. Основные методы исследований, применяемые в эмбриологии.

Лабораторные работы.

Устройство оптического микроскопа.

Методика приготовления временного микропрепарата.(1 час)

Тема 2. Строение клеток живых организмов. 2 часа.

Строение клеток прокариот и эукариот, животных и растительных клеток:

сходство и различия, особенности строения.

Лабораторные работы.

Изготовление и изучение микропрепаратов клеток молочнокислых бактерий, плесневых грибов.

Изготовление микропрепаратов клеток растительного и животного организмов и изучение строения клеток. 1 час.

Тема 3. Ткани живых организмов. 3 часа.

А) Ткани растительных организмов. Расположение и особенности строения в связи с выполняемыми функциями.

Лабораторная работа. Изготовление микропрепаратов и сравнительное изучение тканей растений. 1 час.

Б) Ткани животных. Расположение и особенности строения в связи с выполняемыми функциями.

Лабораторная работа. Изготовление микропрепаратов и сравнительное изучение и сравнительное изучение тканей животных. 1 час.

ЧАСТЬ 2. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.5 часов.

Тема 1. Основные объекты биологии развития. 1 час.

Объекты биологии развития. Основные этапы развития и особенности органогенеза растений(высших и низших) и животных(беспозвоночных и позвоночных). Факторы влияющие на эмбриональное развитие организмов.

Тема 2. Органогенез.

А) растения - основные объекты исследований. Причины выбора данных растений в качестве объектов для исследований. Строение зародышей цветковых растений. Особенности эмбрионального развития однодольных и двудольных растений. Формирование органов; факторы, влияющие на этот процесс.

Лабораторная работа. Изучение строения зародышей и их эмбрионального развития у однодольных и двудольных растений. 1 час.

Б) Животные - основные объекты исследований. Причины выбора данных животных в качестве объектов для исследований. Особенности эмбрионального развития беспозвоночных и позвоночных животных (холоднокровных и теплокровных). Формирование органов; факторы, влияющие на этот процесс. Значение исследований.

Лабораторная работа. Пресноводные моллюски - начальные этапы их эмбрионального развития.

ЧАСТЬ №, ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ БИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ,5 часов.

Тема 1. прикладные аспекты эмбриологии. 1 час.

Индукционное взаимодействие клеток т тканей. Регенерационные процессы: значение, особенности их протекания у беспозвоночных и позвоночных(холоднокровных и теплокровных) животных, основные направления современных исследований. Регенерационные процессы у человека, значимость данных исследований для медицины и косметологии.

Тема 2. Эмбриональное развитие человека. 2 часа.

Оогенез и сперматогенез человека. Оплодотворение. бесплодие и его причины, возможность излечения. Эмбрион человека: основные этапы в развитии, органогенез, критические периоды в развитии. Изменение организма матери по мере развития зародыша. Влияние состояния матери на развитие эмбриона.

Тема 3. Факторы, влияющие на эмбриогенез человека. Диагностика состояния и развития плода. 2 часа. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на эмбриональное развитие человека. Статистика и медицина. Близнецы: однояйцевые и разнояйцевые, сиамские близнецы. Тератология и объекты ее исследований. Основные патологии развития плода и их причины. Пренатальная диагностика, ее становление, развитие, основные методы, современное состояние в России м мире.

ЧАСТЬ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.1 час.

Общебиологические закономерности, открытые или подтвержденные эмбриологией.

Значимость сведений из области эмбриологии для сохранения и укрепления здоровья человека. Отдаленные возможности использования эмбриологических данных. Перспективы развития эмбриологии.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

Общая эмбриология

7

П.р. - 4

2

Эмбриональное развитие организмов.

5

П.р. - 2

3.

Прикладные аспекты биологии развития.

4

П.р. - 2

4.

Заключение

1

Итого

17

Литература.


  1. Павлова Г.А. Элективные курсы в предпрофильной подготовке школьников. Биология 9 класс. Сборник программ элективных курсов.СПб. «Паритет»2006.

  2. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика 3 тома. М., 1988

  3. Балахонов А.В. Ошибки развития. Л., 1990.

  4. Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии. М., 1993

  5. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1984.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор. Биология 3 тома. М., 1990

Календарно-тематический план.

Содержание

Дата

Количество часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

1.

Общая эмбриология:

- введение в биологию развития. Основы эмбриологии.

- строение клеток живых организмов;

- ткани живых организмов.






2


2


3

1


1


1

1


1


2

Педагогическое наблюдение.

Собеседование

Сообщения, анализ исследований учащихся.

2.

Эмбриональное развитие организмов:

- основные объекты биологии развития;

- органогенез.


1


4

1

2

-

2

Сообщения

Собеседование

3.

Прикладные аспекты биологии развития:

- прикладные аспекты эмбриологии;

- эмбриональное развитие человека;

- факторы, влияющие на эмбриогенез человека. Диагностика развития плода.

1


2


1

1


1


-

-


1


1

Сообщения

Рефераты

Отчет об экскурсии, анализ работы.

4.

Заключение.

1

-

1

Круглый стол, семинар, представление исследовательского проекта.

ИТОГО

17

7

10



© 2010-2022