- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок по биологии на тему Водоросли 6класс
Открытый урок по биологии на тему Водоросли 6класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ушурова З.И. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Урок-конкурс «Водоросли» | Школа: сш. О.Мухаммадий | ||||||||
Дата:21.01.2016г | Ф.И.О. учителя: Ушурова З.И. | ||||||||
Класс: 6 «Г» класс | Количество присутствующих:___ | Количество отсутствующих:___ | |||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: | обобщить знания учащихся о водорослях, роли и значении их в природе и жизни человека, активизировать работу по группам.
| ||||||||
Цели обучения | Все учащиеся смогут: | ||||||||
Узнать о строении, отличительных признаках водорослей, их классификации и представителях; | |||||||||
Большинство учащихся будут уметь: | |||||||||
Развивать концентрировать внимание, обобщать, анализировать, классифицировать, конкретизировать знания примерами.
| |||||||||
Некоторые учащиеся смогут: | |||||||||
| |||||||||
Языковая цель | Учащиеся смогут:
| ||||||||
Ключевые слова и фразы: | |||||||||
Водоросли, таллом, ламинария, альгология, ризоиды; | |||||||||
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: | |||||||||
Вопросы для обсуждения: развитие критического мышления учащихся на заданные задания; умение работать в команде; | |||||||||
Пробуждение интереса к теме. Актуализация знаний учащихся о водорослях. | |||||||||
Можете ли вы сказать, почему…? | |||||||||
Отслеживание степени активности работы | |||||||||
Подсказки: дополнительная информация о водорослях; | |||||||||
Предыдущее обучение | Обобщение пройденных тем: Водоросли | ||||||||
План | |||||||||
Планируемые сроки | Планируемые действия
| Ресурсы
| |||||||
Начало урока | Организационный момент: психологический настрой на урок. Доброе утро. Я рада приветствовать всех присутствующих здесь. Ребята надеюсь, что все полны сил, энергии и готовы к работе.
| Слайды; | |||||||
Вызов - актуализация имеющихся знаний; -постановка целей обучения; продолжить формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу, воспитывать бережное отношение к природе.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия;
Середина урока: актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися. Закрепление «Решение кроссворда» Конец урока:
Оценивание. (подведение результатов группы)
| Деятельность учителя: Эпиграф «Учиться - значит открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь». (Ричард Бах) Ребята! как вы понимаете слова Ричарда Баха (ответы учащихся). Для того чтобы продолжить наш урок посмотрите небольшой видеосюжет (демонстрация видеоролика о водорослях). Таким образом речь сегодня пойдет о водорослях..
а) красные водоросли б) зеленые водоросли в) бурые водоросли (правила работы в группах, определение в группе лидера, секретаря и оценщика). Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с особенностями строения и размножения водорослей. И сегодня у нас не простой урок, а урок-конкурс. Перед тем как мы приступим с прошу обратить внимание на доску и посмотреть на карточки с нумерациями и после выполнение вы увидите итог ваших заданий. Деятельность учащихся:
Каждой команде раздаются конверты с номерами. Учитель просит взять конверт с карточкой № 1. Учащиеся вынимают карточку, на которой написаны термины и понятия.
| 1. Низшие растения |
| 7. Одноклеточные водоросли | |||||
| 2. Автотрофы |
| 8. Зооспоры | ||||||
| 3. Таллом |
| 9. Гаметы | ||||||
| 4. Хроматофоры |
| 10. Нитчатые водоросли | ||||||
| 5. Гаметофит |
| 11. Зигота | ||||||
| 6. Ризоиды |
| 12. Спорофит |
Учащиеся на листе записывают номер вопроса и рядом - соответствующую правильному ответу цифру.
1. Какие водоросли похожи на мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?-
2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?-
3. По способу питания водоросли относятся к какой группе?-
4. Как размножаются бурые водоросли?-
5. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?
6. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?
7. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс, кладофора.
8. С помощью каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?
9. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?
10. Как называется клетка покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?
11. Какие растения не имеют органы?1
Ответы:
7, 4, 2, 5, 12, 3, 8, 10, 9, 6, 11, 1
11
1. Низшие растения
1
7. Одноклеточные водоросли
3
2. Автотрофы
6
8. Зооспоры
5
3. Таллом
8
9. Гаметы
2
4. Хроматофоры
7
10. Нитчатые водоросли
4
5. Гаметофит
10
11. Зигота
9
6. Ризоиды
4
12. Спорофит
7, 4, 2, 5, 12, 3, 8, 10, 9, 6, 11, 1
11
1. Низшие растения
1
7. Одноклеточные водоросли
3
2. Автотрофы
6
8. Зооспоры
5
3. Таллом
8
9. Гаметы
2
4. Хроматофоры
7
10. Нитчатые водоросли
4
5. Гаметофит
10
11. Зигота
9
6. Ризоиды
4
12. Спорофит
Группа, у которой запись верна получает "5" баллов, другие "4-3", в зависимости от количества ошибок.
-
Конкурс №2 « Я рисую натюрморт»
Командам собрать разрезанную картинку и рассказать о данной картинке.
(сообщение учащихся).
(Кто первый из команд дает правильные ответы получает "5" баллов, второй команде -4 балла, 3- команде -3 балла".)
-
Конкурс №3 « Выберите правильные суждения»
1. Водоросли - обитатели бывают только одноклеточные организмы.
2. Водоросли живут только в пресных водоемах.
З. Хламидомонада - одноклеточная водоросль.
4.Одноклеточные водоросли дышат углекислым газом.
5. Хламидомонада хорошо различима только под микроскопом.
6. В цитоплазме водорослей имеется цитоплазма.
7. Хламидомонада передвигается в воде с помощью двух жгутиков.
8. Одноклеточные водоросли питаются двумя способами.
9. Хлорофилл у хламидомонады находится в хроматофоре.
10. Хламидомонада не имеет вакуолей.
11. Оболочка хламидомонады состоит из целлюлозы.
12. На свету в хроматофоре образуется сахар.
13. Размножаются одноклеточные водоросли только делением клеток.
14. Зигота способна покрываться толстой оболочкой и зимовать.
15. Хлорелла имеет грушевидную форму.
16. Хлореллу и другие одноклеточные водоросли используют в очистных сооружениях.
(ответы: 3, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 16).
Шкала оценивания;
"8" - 5
"6 -7" - 4
"5- 4" - 3
менее "3" - 2
-
Конкурс 4 "Слова-"перевертыши"
Составьте названия известных вам терминов из слогов:
1. сло-ще-е-ви - слоевище
2. ме-га-ты- гаметы
3. зо-ды-и-ри- ризоиды
4. ос-зо-о-ры-по- зооспоры
5. го-та-зи - зиготы
Кто первый из команд дает правильные ответы получает "5" баллов, другие - "4".
ФИЗМИНУТКА (Слайд )
-
Конкурс. "Заполни таблицу"
1 команда
Значение одноклеточных водорослей
в природе
для человека
1.
1.
2.
2.
2 команда
Значение нитчатых водорослей
в природе
для человека
1.
1.
2.
2.
3 команда
Значение бурых водорослей
в природе
для человека
1.
1.
2.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
(Кто первый из команд дает правильные ответы получает "5" баллов, второй команде -4 балла, 3- команде -3 балла".
Ответы
1 команда
Значение одноклеточных водорослей
в природе
для человека
1. Очистка водоемов.
1. Очистка водоемов.
2. Корм для животных
2. Биокорм для сельскохозяйственных животных
2 команда
Значение нитчатых водорослей
в природе
для человека
1. Обогащение воды кислородом.
1. Обогащение воды кислородом.
2. Питание для рыб
2. Биокорм для сельскохозяйственных животных
3 команда
Значение бурых водорослей
в природе
для человека
1. Обогащение воды кислородом.
1. Корм для скота.
2. Питание для рыб
2. Удобрение для почвы.
3. Получение йода.
4. Использование в кондитерской промышленности.
5. Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей.
6. Морская капуста, латимерия употребляется в пищу как диетический продукт.
7. Грязелечение - сапропель
-
Конкурс №6 Задание для группы:
(Кто первый из команд дает правильные ответы получает "5" баллов, другие - "4".
Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль -…………
В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт - ……………В нем содержится
хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы. Например,
…………Органом ее движения служат …………………- тонкие выросты цитоплазмы.
(Используй слова: жгутики, хроматофор, хламидомонада, хлорелла).
7.Конкурс №7: Составь слово из слова
« ХЛАМИДОМОНАДА)- мода,она,иод,дама,хлам,лад,дом,лама,дно,ход,,,,,
(Кто первый из команд дает правильные ответы получает "5" баллов, второй команде -4 балла, 3- команде -3 балла".
-
Конкурс 8 «Строение одноклеточных водорослей»
9.«Решение кроссворда» (работа на А3)
-
Оплодотворенная яйцеклетка.
-
Половая клетка.
-
Группа отделов низших растений.
-
Зеленая нитчатая водоросль.
-
К этим водорослям относится хламидомонада.
-
Морская капуста.
-
Способ питания водорослей.
Группа, которая правильно отгадает - "5" баллов, другие "4-3" - в зависимости от количества отгаданного.
Оценивание группы: ( выявление лучшей группы)
Подведение итогов соревнования:
Все члены группы занявшие I место получают "5".
Некоторые члены группы II места - "4", а некоторые "5"
Все члены группы на III месте получают "4".
Слайд 1
Слайд 2(видеоролик)
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)
Слайд
Домашнее задание:
Сочинить сказку, загадку.
Дополнительная
информация:
Роль водорослей в природе:
-
В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
-
Пища для многих морских животных.
-
Приют для рыб и многих других животных.
-
Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
-
Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
-
Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).
Вред, наносимый водорослями:
-
Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
-
Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
-
Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.
Дифференциация.
Как вы планируете
поддерживать учащихся?
Как вы планируете
стимулировать способных учащихся
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные
знания учащихся?
Межпредметные связи соблюдение СанПиН
ИКТ компетентность
Связи с ценностями
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что была направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовала и почему?
«Утверждаю»
Директор школы:
А.А.Нуркасымова
______________
Районный открытый урок
Урок-соревнование в 6-х классах
по теме «Водоросли»
(краткосрочный план урока)
Учитель биологии:
Ушурова З.И.
с. Ават
2016 уч.г.