РП БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы составлены в соответствии с:


  • Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

  • Примерная программа по биологии составлен на основе авторской программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2014 г. - 92 с.;

  • Примерной основной образовательной программе основного общего образования ГБОУ СОШ №59;

  • Основной образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;

  • Рабочая программа реализуется в учебниках для 8 класса учебной линии «Сфера» под редакцией В.В. Пасечника. М: Просвещение, 2014 год

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями ).



Рабочая программа создана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии, программой по биологии для 6-9 классов, авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2014. - 92 с.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с учебным планом школы на 68 часов в год, 2 учебных часа в неделю в 8 классах.

Учитывая специфику предмета, рабочая программа направлена на реализацию целей: формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды, как виде, живом организме, личности; об условиях его существования, выживания и развития, здоровом образе жизни.

Предлагаемый курс направлен на решение задач:

  • показать человека как биосоциальное существо;

  • сформировать понятия об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу состоит в том что, обучающиеся 8 класса уже имеют сформированное произвольное внимание, у них появляются способности к абстрактному мышлению, но мышление разной степени самостоятельности достаточно развитой устной и письменной речи, значительного объема памяти. Содержание курса биологии 8 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Актуальными являются наглядные методы обучения, которые способствуют лучшему восприятию учебного материала. Целенаправленное изучение учебного материала на протяжении уроков темы обеспечивается сочетанием объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения. Наиболее сложный материал излагается в форме объяснительного рассказа-беседы с элементами самостоятельного поиска и самостоятельным подведением итогов. Проблемное изложение учебного материала побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности и овладению приёмами анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Программой предусмотрено проведение различных типов уроков: урок-лекция, урок - беседа, урок - исследование, урок - практика, опыт, обобщающие уроки.

Программа предполагает ведение наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учениками сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Разнообразные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса, внимания (произвольного и непроизвольного), грамотной и логической речи, долговременной памяти, разных видов мышления, способности добывать знания самим из различных источников информации.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: химия, история, география, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), информационно-коммуникативные технологии и опирается на их содержание.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Биология. Человек и его здоровье. 8 класс

Знать/понимать:

  • систематическое положение человека и его происхождение;

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

  • особенности индивидуального развития человека;

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

  • приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • факторы, разрушающие здоровье человека;

  • этические нормы межличностных отношений.

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;

  • пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты;

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Знать/понимать:

  • виды информации, источники информации, основные виды свертывания информации;

  • основные виды документов, по характеру оформления и полиграфического исполнения, электронные документы;

  • особенности языка справочных изданий, правила оформления цитат;

  • инструкции как производственно-практический документ, правила оформления конспектов;

  • библиотека и Интернет как источники информационных; ресурсов общества, локальные и сетевые ресурсы для обучающихся;

  • текст и его свойства, схему построения научно-познавательного текста, приемы работы с текстом;

  • скрытый смысл сообщения, тезис как сжатое изложения текста;

  • библиографическое описание, изложение как вид работы по развитию связной речи, виды изложений;

  • план как основа систематизации материала, сочинение и правила оформления сочинения, структура индуктивного сочинения-изложения, технология подготовки сочинения, аннотирование;

  • отзыв как вид письменной самостоятельной работы, структура отзыва;

  • выступление и доклад, их свойства, требования к реферату, структура и технология составления, сходство и различие аннотации и реферата.

Уметь:

  • свертывать и развертывать информацию в учебной деятельности;

  • аннотировать документы, составлять справочную аннотацию;

  • выполнять адресный и тематический поиск по алгоритму, использовать результаты разных поисков в учебной и познавательной деятельности;

  • прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного, отвечать на готовые вопросы к тексту, выявлять в тексте основную мысль, определять тему и микротему, делить текст на смысловые части, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • готовить доклад и выступление, реферировать информацию;

  • выделять в тексте наиболее существенную информацию, готовить учебные рефераты и тезисы.


















Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы, экскурсии

Контрольные работы

1.

Введение

1



2.

Происхождение человека

2



3.

Строение и функции организма

58



4.

Общий обзор организма

1



5.

Клеточное строение организма. Ткани.

3


1


6.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1


1


7.

Опорно-двигательная система

8

2

1

8.

Внутренняя среда

3

1


9.


Кровеносная и лимфатическая система

6


2

1

10.

Дыхательная система

4

1


11.

Пищеварительная система

6

1


12.

Обмен веществ и энергии

4

1

1

13.


Покровные органы. Терморегуляция.

3



14.

Выделение

1



15.

Нервная система человека

5

1


16.

Анализаторы

5

1


17.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6


1

1

18.

Железы внутренней секреции

(эндокринная система)

2




19.

Индивидуальное развитие организма

7



1

20.

Резерв




Итого

68




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Биология

8 класс

Введение (1 ч)

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Раздел I. Происхождение человека (2 ч)

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека.

Раздел II. Строение и функции организма (58 ч)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (3 ч)

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Ткани животных и человека. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)

Нервная регуляция. Лабораторная работа №2 « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости».

Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Мышцы человека. Работа мышц. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе». Нарушение осанки и плоскостопие. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Развитие опорно-двигательной системы. Контрольная работа № 1 по темам «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система».

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Лабораторная работа№5 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения. Лабораторная работа №6 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Лабораторная работа №7«Функциональная проба: реакция Сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку». Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Контрольная работа № 2 по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».

Тема 2.7. Дыхательная система (4 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №8 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Лабораторная работа№9 «Действие ферментов слюны на крахмал». Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии - основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. Лабораторная работа№10 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат». Витамины.

Контрольная работа № 3 по темам «Дыхательная система. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Тема 2.11. Выделение (1 ч)

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Тема 2.12. Нервная система человека (5 ч)

Значение и строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №11 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». Полушария большого мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Вегетативная нервная система, строение и функции.

Тема 2.13. Анализаторы (5 ч)

Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации. Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №12« Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Заболевание и повреждение глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение, Психика (6 ч)

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Лабораторная работа №13«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». Контрольная работа № 4 по темам «Анализаторы. Высшая нервная деятельность».

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Раздел III. Индивидуальное развитие организма (7 ч)

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Личность и её особенности. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

Контрольная работа № 5 по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма».

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.



Формы и средства контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков

обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учителя:

  1. Д.В. Колесов. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.;

  2. Программа по биологии для 6-9 классов, авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост.Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2011. - 92 с.;

  3. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс : Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2010.;

  4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 160 с.;

  2. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с.;

  3. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.;

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224 с.

Для обучающихся:

  1. Д.В. Колесов. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.;

  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.;

  3. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005, - 96с.;

Информационные ресурсы:

1. Центр образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/

2. Педсовет: pedsovet.org/

3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: www1.ege.edu.ru/

4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: obrnadzor.gov.ru/

5.Федеральный институт педагогических измерений: fipi.ru/

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru/window

7. Сеть творческих учителей: it-n.ru/

7. Учеба.RU: ucheba.ru/ege/

8. Кирилл и Мефодий - КМ образование: km-school.ru/company/companies.asp

9. Федеральный образовательный портал: edu.ru/

10. Российский общеобразовательный портал: school.edu.ru/default.asp

11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru/

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс.

  2. Электронное учебное издание. Биология, химия, экология.

  3. Электронное учебное издание. Подготовка к ЕГЭ по биологии.

  4. Электронное учебное издание. Атлас Морфологии человека.




Календарно-тематический план

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Тип урока

Даты проведения


Домашнее задание

Примечание

план

факт


Введение (1ч)

1.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1

урок-лекция

П.1


Раздел I. Происхождение человека. (2 ч)

2.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

1

урок-лекция

П.2

3.

Доказательства животного происхождения человека.

1

урок - беседа

П.3


Раздел II. Строение и функции организма (58 ч) Тема 2.1. Общий обзор организма (1 ч)

4.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

1

урок-лекция

П.4-5

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)

5.

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки.

1

урок-лекция

П.6

6.

Ткани животных и человека.

1

урок - беседа

П.6

7.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

урок - исследование

Л.р

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)

8.

Нервная регуляция.

Лабораторная работа №2

« Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».

1

урок - практика

Л.р

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 ч)

9.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа №3

«Микроскопическое строение кости».

1

урок - исследование

П. 7 Л.р

10.

Скелет головы и скелет туловища.

1

урок-лекция

П.8

11.

Скелет конечностей.

1

урок-лекция

П.9

12.

Мышцы человека. Работа мышц.

Лабораторная работа №4

«Утомление при статической и динамической работе».

1

урок - практика

П.10

13.

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

урок - беседа

П.11

14.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

урок - беседа

П.12

15.

Развитие опорно-двигательной системы.

1

урок-лекция

П.12

16.

Контрольная работа № 1

по темам «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система»

1

обобщающие уроки

-

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 ч)

17.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Лабораторная работа№5

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

1

урок - исследование

П.13

18.

Иммунитет.

1

урок - беседа

П.14

19.

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

урок-лекция

П.15-16


Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

20.

Органы кровеносной и лимфатической системы.

1

урок-лекция

П.17

21.

Круги кровообращения.

Лабораторная работа №6

«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

1

урок - практика

Л.р

22.

Строение и работа сердца.

1

урок-лекция

П.17

23.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Лабораторная работа №7

«Функциональная проба: реакция

Сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1

урок - практика

П.18

24.

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях

1

урок - беседа

П.19

25.

Контрольная работа № 2

по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы»

1

обобщающие уроки

-


Тема 2.7. Дыхательная система (4 ч)

26.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

урок-лекция

П.20

27.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №8

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

1

урок - практика

П.21

28.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

урок - беседа

П.22

29.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

урок - беседа

П.23

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 ч)

30.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

1

урок-лекция

П.24

31.

Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

1

урок - беседа

П.25

32.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Лабораторная работа№9

«Действие ферментов слюны на крахмал».

урок - исследование

Л.р

33.

Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

1

урок-лекция

П.26

34.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

урок-лекция

П.27

35.

Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.

1

урок - беседа

П.28


Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

36.

Обмен веществ и энергии - основное свойство живых существ.

1

урок-лекция

П.29

37.

Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания.

Лабораторная работа№10

«Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

1

урок - практика

Л.р

38.

Витамины.

1

урок-лекция

П.30-31

39.

Контрольная работа № 3

по темам «Дыхательная система. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»

1

обобщающие уроки

-


Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

40.

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

1

урок-лекция

П.35

41.

Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

урок - беседа

П.36

42.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1

урок - беседа

П.37

Тема 2.11. Выделение (1 ч)

43.

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

урок-лекция

П.33-34

Тема 2.12. Нервная система человека (5 ч)

44.

Значение и строение нервной системы.

1

урок - беседа

П.38

45.

Строение и функции спинного мозга.

1

урок-лекция

П.39-40

46.

Отделы головного мозга, их значение.

Лабораторная работа №11

«Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

1

урок - практика

П.42

47.

Полушария большого мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

1

урок-лекция

П.42-43

48.

Вегетативная нервная система, строение и функции.

1

урок-лекция

П.43-44


Тема 2.13. Анализаторы (5 ч)

50.

Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации.

1

урок - беседа

П.45

51.

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа №12

« Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

1

урок - исследование

Л.р

52.

Заболевание и повреждение глаз.

1

урок - беседа

П.45

53.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

урок - беседа

П.46

54.

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

1

урок-лекция

П.47-48

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч)

55.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1

урок-лекция

П.49

56.

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

урок - беседа

П.50

57.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

урок - беседа

П.51-52

58.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

урок-лекция

П.53

59.

Воля и эмоции. Внимание.

Лабораторная работа №13

«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

1

урок - практика

Л.р

60.

Контрольная работа № 4

по темам «Анализаторы. Высшая нервная деятельность»

1

обобщающие уроки

-

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

61.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

урок-лекция

П.38

62.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

урок-лекция

П.39

Раздел III. Индивидуальное развитие организма (7 ч)

63.

Половая система человека.

1

урок-лекция

П.54

64.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

урок - беседа

П.55

65.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

урок-лекция

П.56

66.

Личность и её особенности.

1

урок - беседа

П.57

67.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

1

урок - беседа

П.58-59

68.

Контрольная работа № 5

по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма».

1

обобщающие уроки

-









© 2010-2022