Конспект урока по биологии на тему Движение живых организмов (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Движение живых организмов» для 6 класса по учебнику

Н.И. Сонина

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение свойств живых организмов. Я предлагаю вам с помощью отрывков из стихотворений определить это свойство.

«На озеро слетает ветер с гор.

И всё садится бабочка, садится

И сесть никак не может на цветок.

Как трепетно она кружится снова

Как трепетно - зыбка голубизна!

Такого необъятного цветка!»

Наби Хазри.

«Цветы кивают мне, головки наклоня,

И манит куст душистой веткой!»

А. Фет.

Ученики отвечают. Движение.

Учитель. Правильно. А теперь, назовите слова, которые помогли вам понять о каком свойстве идёт речь.

Ученики.( Слетает ветер, садится бабочка, она кружится, кивают мне).

Учитель. Молодцы, ребята! Тему урока вы определили: «Движение живых организмов»

Учитель. Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока. Для этого прочитайте рассказ и найдите ответы на вопросы.

Синичкин календарь

Зинька была молодая Синичка. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям и крышам. Однажды она полетела в лес, узнать какие там новости. Зинька прыгала по веткам и осматривала кору. Тюк остреньким носом в трещину, раздолбит дырочку пошире - и тащит из-под коры букашку. Вытащит и съест. Много насекомышей заползает на зиму под кору.

Смотрит: Лесная Мышь из-под снега выбежала. - Фу, напугалась! - говорит Лесная Мышь. - Я бегала и провалилась в берлогу, а в ней лежит Медведица и два новорождённых медвежонка. Хорошо, что они крепко спали и меня не заметили.

Вдруг зашипело всё вокруг, побежала по лесу позёмка, загудел лес, и стало в нём темно. Откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег посыпал, завился - началась пурга. Зинька летала и искала где можно спрятаться. Ей стало очень страшно в лесу. Хорошо, что Дятел пустил её в своё запасное дупло, а то пропала бы Синичка.

(Виталий Бианки)

Кто? ( Живые организмы) - синичка, лесная мышь.

Как? (передвигаются) - перелетала, прыгала, заползает, вытащит.

Какие? ( Органы) - крылья, лапы.

Зачем? ( передвигаются) - поиск пищи, зимуют, прячутся.

Чем? (отличается движение)- скоростью.

Учитель. Ребята! Посмотрите на слайд. Перед вами цель урока, которые вы сами определили.

Цель урока: изучить движение животных и растений

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого;

Выявить взаимосвязь между особенностями строения живых организмов и средой обитания.

Развивающие: развивать умения находить нужную информацию в тексте учебной статьи, выделять главную мысль, задавать вопросы по содержанию текста, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, любви к живой природе и её охране.

Тип урока: работа с текстом - изучение и систематика нового материала.

Демонстрационное оборудование: компьютер, экран, таблицы, картинки, учебник, классная доска.

Раздаточный материал: памятка для работы с текстом, листы с заданиями.

Памятка

(для работы с текстом)

  1. Прочитай весь текст, рассмотри рисунки и схемы, которые есть в тексте, составь целостное представление о прочитанном.

  2. Если тебе необходимо, составь план текста.

  3. Обрати внимание на выделенные в тексте понятия, выпиши их в тетрадь.

  4. Если что-то кажется непонятным, или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю или энциклопедии.

  5. Подготовь ответы и задания по тексту, которые рекомендованы учителем.

План проведения урока

1. Изучение нового материала

А. Движение животных

Б. Движение растений

2. Обобщение изученного материала

3. Закрепление изученного материала

4. Подведение итогов

1. Изучение нового материала

А. Движение животных

Учитель. Ребята, вам предстоит глубоко и полно изучить движение у животных и растений, найти черты сходства и различия. Изучение нового материала начнём с параграфа 16. Но, прежде, ознакомимся с памяткой. (Читают внимательно памятку).

Памятка

(для работы с текстом)

  1. Прочитай весь текст, рассмотри рисунки и схемы, которые есть в тексте, составь целостное представление о прочитанном.

  2. Если тебе необходимо, составь план текста.

  3. Обрати внимание на выделенные в тексте понятия, выпиши их в тетрадь.

  4. Если что-то кажется непонятным, или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю или энциклопедии.

  5. Подготовь ответы и задания по тексту, которые рекомендованы учителем.

Учитель. Начнем с изучения способов передвижения у животных.

Изучение материала проведем по вариантам. Каждый ряд выполняет своё задание, которое записано на доске.

1вариант - страница 103 - 105

2 вариант - страница 106 - 109

3 вариант - страница 110 - 111

Учитель. Постарайтесь передать содержание прочитанного текста в 5-6 предложениях, опираясь на вопросы, записанные на доске. (Кто? Как? Какие? Зачем? Чем?)

Учащиеся зачитывают выбранные предложения и анализируют ответы.

Учитель. Для закрепления предлагаю дописать схему (на листах)

Способы передвижения животных

? ? ? ? ?

Учитель. Проверьте свои ответы.

(Ответ. Способы передвижения животных

Плавают летают бегают прыгают ползают).

Учитель. Запишите по 3 примера для каждого способа передвижения.

Учитель. Молодцы! С первым заданием все справились. А теперь поговорим подробнее про органы передвижения животных.

Пользуясь материалом параграфа 16, найдите ответы на вопросы.

Вопросы. 1. Как перемещаются одноклеточные животные?

2. Как передвигается дождевой червь?

3. Какие приспособления к плаванию встречаются у водных животных?

4. Как приспособлены животные для полёта?

5. Как перемещаются ходильные животные?

Учитель. Всё правильно! Заполните таблицу

Органы передвижения животных

Способы передвижения Органы

  1. Полёт

  2. Плаванье

  3. Прыжки

  4. Ползание

  5. Бег

Учитель. В природе, ребята, встречаются животные-рекордсмены по быстрому или медленному передвижению. С некоторыми из них мы познакомимся прямо сейчас, прослушав сообщение «Самые, самые, самые!» ( Ученик готовил дома сообщение)

Учитель. Проведем тест на внимательность, выполнив следующее задание:

Установите соответствие между животным и скоростью его передвижения. (Задание записано на дополнительном листе).

Животное Скорость передвижения в час

1. Гепард А. 6,4 км

2. Сокол сапсан Б. 50 см

3. Вилорог В. 110 км

4. Комнатная муха Г. 900м

5. Кузнечик Д. 115 км

6. Сухопутная черепаха Е. 150 м

7. Ленивец Ж. 1,8 км

8. Улитка З. 100 км

Закрепление по теме «Движение животных».

Учитель. Ребята, все вы активно работали на уроке, и многое узнали про движение животных. В закрепление изученного материала выполните следующие задания.

Задание. Опираясь на текст учебника записать 3 (самых важных на ваш взгляд) предложения по теме «Движение животных.

По цепочке составить рассказ.

Ученики составляют рассказ. Движение - одно из главных свойств живого организма. Двигаются даже микроскопические организмы. Движения животных разнообразны. Одноклеточные животные используют для передвижения ложноножки, жгутики и реснички. Движения всех многоклеточных разнообразны и связаны с мышечной деятельностью. Для движения животные используют особые органы. Водные животные передвигаются с помощью плавников, ласт и хвоста. Некоторые водные животные применяют реактивное движение. Многие животные освоили воздушную среду. Летать им помогают крылья, складки кожи и даже хвост. Большинство животных передвигаются быстро. Они совершают движения в поисках пищи, спасаются от опасности и в поисках партнера в период размножения.

Учитель. А что вам известно о движении растений?

Ученики. Приводят примеры движения листьев и стеблей у комнатных растений, называют причину движения к свету и сравнивают скорость передвижения у растений и животных.

Б. Движение растений

Учитель. Предлагаю подробно изучить движение у растений.

Для этого откройте учебник на странице 112, прочитайте текст и ответьте на вопросы

Вопросы.

  1. Чем отличается движение растений от движения животных?

  2. Какие органы участвуют в движении?

  3. Почему большинство животных ведут подвижный образ жизни, а большинство растений - прикреплённый?

Учитель. На дополнительных листах напечатан текст о движении растений. Прочитайте, обращайте внимание на выделенные слова.

Движение растений

Рост растений сопровождается различными движениями, большинство из которых является ответной реакцией на различного вида раздражители ( свет, температуру, химические вещества, механические воздействия). Различают два типа движения у растений: ростовые и сократительные. Ростовые движение могут быть связаны с различным действием раздражителей. Ростовые движения, вызванные раздражителем, действующим в одном направлении, называют тропизмами. Ростовые движения, связанные с рассеянным влиянием раздражителя, называют настиями.

Различные виды тропизмов получили своё название от источников раздражения.

Фототропизм - изгиб растения под влиянием источников света. Изгиб происходит в сторону медленно растущих клеток к свету.

Геотропизм - изгиб органа растения под влиянием силы тяжести. В большинстве случаев корень обладает положительным геотропизмом, а стебель - отрицательным.

Хемотропизм - движение растений под влиянием химических веществ. Явление хемотропизма можно наблюдать на примере изгиба корней. На этом основании происходит рост корней в сторону удобренных участков почвы.

Примером движения растений, связанных с изменением освещённости, могут служить явления открывания и закрывания цветков в различное время суток. Цветки маттиолы, душистого табака, ночной красавицы открываются ночью, а днём закрыты. Цветки льна, вьюнка открываются утром. У разных видов открывание и закрывание происходит в строго определённое время суток. Это явление было известно давно. К Линней, пользуясь этим, составил цветочные часы.

Фотонастические движения происходят благодаря замедленному росту клеток с той или иной стороны лепестка. Термонастии - можно наблюдать и движение лепестков под влияние изменения температуры. Цветки тюльпанов отгибают лепестки в тёплом помещении и закрывают, если перенести растение в холодное помещение. Сократительные движения у растений вызываются прикосновением. Это сейсмонастии. Примером этого вида движения может служить сжимание листьев у стыдливой мимозы и венериной мухоловки.

Задание к тексту. Выписать выделенные понятия и выучить их.

2. Обобщение по теме «Движение живых организмов»

Учитель. Ребята! Благодаря вашей активной работе на уроке вы достигли поставленной цели: глубоко и полно изучили движение живых организмов. Для обобщения изученного материала предлагаю вам дописать предложения и сделать вывод.

Опираясь на текст составить предложения о движении живых организмов, в которых есть причинно-следственные связи, используя следующие конструкции

---------------------------,поэтому -------------------------------

--------------------------,потому что -----------------------------

--------------------------,так как ----------------------------------

Вывод: 1.Движение - это проявление жизни.

2. Движение животных отличается от движения растений.

3. Животные способны к активному передвижению.

4. У растений могут перемещаться только органы или их части.

3. Закрепление изученного материала

Учитель. В завершении урока предлагаю сказать несколько фраз о животных нашего края. На этом слайде представлены животные Тульского края. Опишите способы движения этих животных.

4.Подведение итогов работы на уроке.

Учитель. Урок подошел к концу. Я, всех, благодарю за активную работу на уроке.

(Выставляются оценки и записывают домашнее задание)

Домашнее задание: параграф 16, вопросы 1-6, текст «Движение растений» - выучить определения.



© 2010-2022