Интегрированный урок литературы и экологии в 9 классе. «Быть в ответе за все»

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и экологии в 9 классе. «Быть в ответе за все».Интегрированный урок литературы и экологии в 9 классе. «Быть в ответе за все».Интегрированный урок литературы и экологии в 9 классе. «Быть в ответе за все».

Интегрированный урок литературы и экологии в 9 классе.

«Быть в ответе за все».

Философский смысл сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цели урока: - раскрыть основные проблемы и философские смысл сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», пробудить нравственные качества учащихся;

- формирование экологической культуры, ознакомление со сложной проблемой загрязнения планеты;

- воспитание чувства ответственности.

Оборудование урока: портрет писателя, глобус, иллюстрации автора к книге, рисунки учащихся; презентации учащихся; видеоклип песни «Маленький принц» сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.


«Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя.

Чтобы жить, я должен участвовать».

А. Сент-Экзюпери

«Человека называют властелином природы, но

мудрость, с которой мы властвует, от природы

не дается. Этому надо учиться».

Н.И. Лобачевский

Схема урока:

  1. Видеоклип песни «Маленький принц».

Вступительное слово учителей литературы и экологии о целях и задачах урока.

  1. Презентации учащихся о писателе.

  2. Анализ сказки:

  1. История с баобабами (гл. 5) экологический комментарий, игра «Приведи планету в порядок»

  2. Посещение астероидов (гл. 10-15)

а) король;

б) честолюбец, делец;

в) пьяница;

г) фонарщик.

  1. Посещение Земли

а) змея;

б) цветы;

в) лис;

г) финал сказки.

IV. Выводы урока.


  1. Видеоклип песни «Маленький принц».

Учитель литературы.

«Кто тебя выдумал звездная страна?» - это слова из песни А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова. Выдумал эту звездную страну, населил ее необычными героями французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. О нем и его сказке мы будем сегодня говорить.

Каждая фраза этой сказки побуждает нас к размышлению. В каждой истории отражается философский взгляд на жизнь человека, его предназначение. Это своего рода учение о том, как надо людям жить, чтобы обрести свое счастье, мир, сознание человеческого достоинства. Писатель считал, что самое главное находится в нас, в нашем отношении к окружающему нас миру. Мы должны быть в ответе за все - тема нашего урока.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Сент-Экзюпери: «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Чтобы жить, я должен участвовать». Что это, значит - «участвовать»? В чем участвовать? Семья, класс, город, страна, планета…

Учитель экологии.

Мы с вами живем на прекрасной планете - Земля, которая является не только нашим домом, но и домом для всех живых организмов.

Вопросы:

Наука о среде обитания?

Кто дал такое название, в каком году?

Биосфера, функции?

Как вы думаете, кем являемся мы - люди на этой планете? Наблюдателями или участниками? Зачем прислал А. Сент-Экзюпери на нашу планету маленького принца? О чем хотел он нам рассказать, от чего стремился предостеречь?

Кем вы станете на Земле - принцами, которые сберегут планету или баобабами, которые ее разорвут?


  1. Слово о писателе.

Автор сказки - человек удивительной судьбы.

? Что известно вам о писателе?

Презентации учащихся.

А. Сент-Экзюпери родился в 1900г. в городе Лионе во Франции.

Аристократ по происхождению, сын графа, детство провел в родном замке на берегу Средиземного моря в окружении любящих сестер, брата, матери, теток. Отец умер, когда Антуану, или Тони, как звали его в семье, едва исполнилось 4 года.

В детстве был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, увлекался техникой. Когда мальчику было 6 лет, после поездки на паровозе он на следующий день по памяти нарисовал схему устройства локомотива. В 12 лет впервые поднялся на самолете в воздух, именно это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь.

В школе Антуан был рассеянным учеником, не отличался усидчивостью, постоянством в работе. Но его сочинения были удивительными и печатались в школьной газете.

Когда обучение в колледже подходило к концу, умер его брат, товарищ его детских игр. Эта смерть вызвала серьезные раздумья о жизни, Антуан впервые понял, что такое дружба. А. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое драгоценное, что есть на земле.

После окончания колледжа готовится в военно-морское училище, но проваливается на экзаменах, не желая писать сочинение на предложенную тему. Пробовал найти себя в архитектуре, в Академии искусств проучился чуть более года. Затем подает прошение о зачислению в армию, в военно-воздушные войска. Попадает в авиационные катастрофы, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти.

В 1926 году стал гражданским летчиком. Тогда же опубликовал свой первый рассказ - «Авиатор». С тех пор авиация и литература неразрывно связаны.

А. Сент-Экзюпери осознанно выбрал профессию, готов был мужественно переносить любые трудности не во имя корысти, а во имя высокой цели «быть во ответе за все».

Рассказывая о природе и смысле героизма, он утверждал: «Умирают только за то, ради чего стоит жить».

Сорокалетний Экзюпери подавал рапорт за рапортом с просьбой принять его в истребительскую авиацию: « Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». Он любил свою землю, на которой в это время хозяйничали фашисты, любил свою мать, жену, которые оставались в оккупированной Франции и были далеки от него, словно Роза на другой планете и он был в ответе за них.

31 июля 1944 года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.

  1. Анализ сказки.

  1. История с баобабами (гл.5)

Учитель литературы.

Итак, в 1943 году, в разгар второй мировой войны, когда Франция была оккупирована фашистами, А. Сент-Экзюпери создает самую светлую свою сказку «Маленький принц».

? Есть ли в сказке отзвуки войны? (в посвящении и в истории с баобабами)

? Что рассказал о баобабах Маленький принц? (Земля равно доступна добрым и злым всходам. Нужно быть очень внимательным, чтобы узнать зло в зародышеи не дать ему воцариться на планете).

? Каково переносное значение слово «планета»? (душа человека)

? Чтобы вы вырвали, как ростки баобабов)?

? Какой урок дает нам Маленький принц? (Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»).

? Следуем ли мы этому совету?

? Приводим ли планету в порядок?

Учитель экологии.

Игра с глобусом «Приведи в порядок планету». Три команды учащихся.

? А всегда ли мы люди убираем свою планету?

? К чему может привести такое отношение к Земле?

Давайте последуем совету Маленького принца и уберем планету.

Пять вопросов каждой команде. Какая команда быстрее ответит, уберет планету.

Вопросы.

  1. Какой материал составляет основную часть мусора? (пластмасса)

  2. Одна из самых процветающих отраслей во Франции? (переработка мусора)

  3. Вещества, используемые для уничтожения сорных растений? Попав в воду становятся ядовитыми? (пестициды)

  4. Самый «вредный» транспорт? (автотранспорт)

  5. Самая большая и страшная трагедия конца ХХ века? (Чернобыль)

  6. Растения, являющиеся показателем загрязнения пресных водоемов? (ряска)

  7. Чем «вредны» аэрозоли? (разрушают озоновый экран)

  8. Вещество, образующее на поверхности воды пленку, которая не разрушается 50 лет? (нефть)

  9. Разрушение почв, связанное с хозяйственной деятельностью человека? (эрозия)

  10. Как называются сооружения, для уменьшения загрязнения окружающей среды? (очистные)

  11. Осадки, которые образуются при взаимодействии воды и оксидов? (кислотные дожди)

  12. Вещества, вызывающие рак? (канцерогенные)

  13. Влияние деятельности человека на планету? (антропогенное)

  14. «Легкие» планеты Земля? (влажные тропические экваториальные леса)

  15. Последствия деятельности человека, отражающиеся на климате? (парниковый эффект)

  1. Посещение астероидов (гл.10-15)


Король.

Учитель литературы.

А. Сент-Экзюпери говорил: «Для меня летать и писать - одно и тоже. Главное - действовать, главное - найти себя».

? Для чего отправился путешествовать Маленький принц? (Чему-нибудь поучиться, найти смысл жизни)

? Вспомните обитателей астероидов?

? Расскажите о Короле, каков он? (Ему нужна лишь власть, он хитрый, ленивый, приспособленец, не делает никому ни добра, ни зла) Суди себя сам. Власть должна быть разумной. Посмотрите, как созвучна этим словам мысль Николая Ивановича Лобачевского: «Человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвует, от природы не дается. Этому надо учиться».

Учитель экологии.

Презентации учащихся об экологических катастрофах.

Нужно научиться быть мудрым по отношению к планете, она же та среда обитания где Мы живем.

Согласны ли вы со словами Мичурина, которые на протяжении многих десятилетий были лозунгом: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее наша задача?»

Диалог о редких и исчезающих видах организмов. Красная книга, ситуация в Тамбовской области.

Честолюбец, делец

Учитель литературы.

?Чем похожи эти персонажи? (честолюбец - самый умный, красивый…, любит только похвалу. Делец - владеть, чтобы стать богатым, чтоб владеть еще большим)

? В современной жизни есть такие люди? (мода на экзотических животных)

Учитель экологии

А не бываем ли мы - люди честолюбивы?

Ради удовлетворения собственного тщеславия еще 5000 лет назад по приказу царя Соломона на горных склонах Ливана египетские дровосеки вырубили рощи ливанского кедра для строительства дворцов и храмов.

? Можно ли по собственной прихоти управлять природой и к чему это может привести? (Северные реки хотели повернуть вспять)

Если человек будет бесконтрольно расходовать природные ресурсы, то:

- угля хвати на - 600 лет;

- нефти - 90 лет;

- газа - 50 лет;

- урана - 80 лет.

И как не вспомнить слова Маленького принца: «Странные люди эти взрослые».

Пьяница

Учитель литературы

? Что вы скажете об этом персонаже?

?Кому приносит вред пьяница?

Учитель экологии

На примере пьяницы мы видим безразличие к собственному здоровью, а здоровье каждого - это здоровье нации - богатство страны. (ЗОЖ)

Приведите примеры.


Фонарщик


Учитель литературы

? Можно ли назвать фонарщика счастливым человеком?

? Что же тогда счастье? Богатство, власть, покой, слава? (Быть полезным людям)

? почему ему некогда отдохнуть?

Учитель экологии

? А может в реальной жизни такое случиться?

? Может ли наша планета вращаться быстрее?

? Что может привести к этому? (деятельность человека)

Примеры:

  • Аральское море высыхает соль таяние снегов потепление климата

  • Парниковый эффект

Земля

Учитель литературы

? Чему научил Маленького принца, встреченный на Земле лис? (дружить, любить, ответственности)

?Зачем обращается к Змее Маленький принц?

? Почему умирает Маленький принц? (чтобы вернуться к Розе, он за нее в ответе)

Роза для него единственная, хотя он узнал, что на Земле много других роз.

Но твоим становится только то, чему ты отдавал свою душу.

Учитель экологии

Лис научил Маленького принца отвечать за то, во что вложен свой труд, заботы.

? Отвечают ли люди за окружающую природу?

? Приведите примеры по охране природы?

? Что это за движение грин-пис?

Финал сказки

? Каков финал сказки?

? Можно его назвать пессимистическим? (нет, это был единственный способ вернуться к Розе)

Надо взрослеть расставаясь с детством, надо постигать правду жизни, которая порой как жало Змеи.

Выводы урока:

Учитель литературы

Надгробные слова: «Маленький принц умер. Да здравствует «Маленький принц»

? Объясните эти слова?

? Почему «Маленького принца» называют философской сказкой?

? Чему эта сказка вас научила?

? Какие афоризмы вы запомнили?

Учитель экологии

Эта сказка современна и сегодня, мы в ответе за то, что мы приручили, за свою мечту.

Мы должны поступать по человечески, отвечать за свои поступки и дела.

? А многие ли из нас на это способны?

? Кем мы являемся «маленькими принцами» или «баобабами», наблюдателями или участниками?

Презентация с рисунками детей.



© 2010-2022