- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему Железы внутренней секреции
Урок по биологии на тему Железы внутренней секреции
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гирина О.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок 8 класс
Тема: Гуморальная регуляция. Строение и функции щитовидной железы и паращитовидных желез.
Цель:
1. Образовательные:
Сформировать понятие о железах внутренней секреции, раскрыть роль желез внутренней секреции в регуляции функций организма человека, выяснить влияние гормонов на организм человека на конкретных примерах.
2. Развивающие:
Сформировать интеллектуальные умения анализировать и сравнивать действия гормонов на различные системы организма человека, классифицировать гормоны по степени влияния на жизненно важные функции организма человека, обобщать полученные знания в виде опорных схем, таблиц, рисунков и кратких выводов, систематизировать гормоны по линии «простое (гормон) - сложное (гуморальная регуляция)», характеризовать необходимость согласованного действия гормонов в обеспечении оптимального протекания жизненно важных процессов организма человека.
3. Воспитательные:
Воспитать чувство ответственности за коллективное дело, заинтересованное отношение к учебно-познавательной деятельности (мотивы учения), ответственное отношение к здоровью; формировать научное биолого-экологическое мировоззрение, культуру отношения к объектам живой и неживой природы, ответственность личности по отношению к природным и социоприродным системам, потребность в экологически оправданном поведении при общении с ними.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Железы внутренней секреции», мультимедийная доска, раздаточные материалы в виде карточек, стикеры, маркеры, презентация по теме.
Ход урока.
Организационный момент.
Задача: настрой учащихся на учебное занятие.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача: сообщить тему урока и показать практическую значимость нового материала.
Под звуки «Турецкого марша» предлагаю учащимся выбрать пазлы и собрать единое целое. Учащиеся, у которых получилась картинка являются участниками одной группы и занимают места за одним столом. (слайд1,2)
В итоге получается 3 группы.
На каждой картинке получилось изображение железы нашего организма .Учащиеся называют эти железы и приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о железах нашего организма. Учитель уточняет что речь пойдет о железах внутренней, внешней и смешанной секреции. Оглашается тема урока и учащиеся формируют цели урока. (слайд3)
Дается понятие железы.
Железа - орган, функцией которого является производство каких-либо биологически активных веществ.
Железы внешней секреции (экзокринные) имеют выводные протоки и выделяют свои ферменты или секреты на поверхность тела или в полости тела.
Железы внутренней секреции (эндокринные железы) не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими гормоны в кровь. (слайд 4)
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Далее приводятся примеры желез, их расположение в организме. (слайд 5) Запись в тетради.
Рассматривается определение гормонов, их функции и свойства.(слайд 7,8)
Предлагаю учащимся поработать с книгой и найти определение гуморальной регуляции. Записывают в тетрадь. (слайд 9)
Также рассматриваются понятия гиперфункция и гипофункция желез.
Для того чтобы учащиеся закрепили первичную информацию предлагаю выбрать из предложенного списка только железы внутренней секреции. (слайд 11)
Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.
Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху - снизу.
"Колечко" - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.
"Кулак - кольцо" - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо. (слайд 12)
Для дальнейшего освоения материала предлагаю поработать в группе. Каждая группа получает задание изучить теоретический материал о строении и особенностях функционирования одной железы. Затем обсуждается и выделяется основное и создается опорный конспект.
Работа в группах.
Прочти текст, выполни задание, расскажи всем.
1 группа. Гипофиз. (пар. 8)
2 группа. Щитовидная железа (пар.9)
3 группа. Паращитовидные железы.
Паращитовидными железами называются небольшие парные железы, расположенные позади щитовидной железы попарно-симметрично относительно трахеи. Обычное их количество у человека - четыре, но встречаются и пациенты с большим числом паращитовидных желез.
Функция паращитовидных желез - регулировать уровень кальция в организме с помощью секреции паратиреоидного гормона, или паратгормона, и кальцитонина.
Паратгормон стимулирует выделение кальция из костной ткани.
Кальцитонин способствует обратному возвращению кальция в кости, усиливает выведение излишков кальция с мочой, замедляет всасывание кальция в кишечнике. Третье вещество, регулирующее уровень кальция в крови - это кальцитриол, активная форма витамина Д. Этот гормон способствует интенсивному всасыванию кальция в кишечнике и замедляет его выведение через почки. Вот почему при дефиците витамина Д кальций перестает усваиваться организмом. Таким образом, все заболевания паращитовидных желез так или иначе связаны с кальциевым обменом, то есть, с недостатком или избытком синтеза паратгормона.
Будет проще рассматривать эти заболевания, отталкиваясь от двух основных - гиперпаратиреоз и гипопаратиреоз. Гиперпаратиреоз - повышенная выработка гормона паращитовидной железы, гипопаратериоз - недостаток синтеза такого гормона.
При гипофункции- гипопаратиреоз - нарушается рост костей зубов, кости становятся ломкими и хрупкими, повышается возбудимость нервной системы, появляются судороги. Гипокальциемия может привести к проблемам со зрением и с мозгом, кардиомегалии (увеличению сердца).
При гиперфункции - гиперпаратиреоз (впервые описан в 1925), его последствиями могут стать гиперкальциемия и паратиреоидная остеодистрофия (болезнь Реклингхаузена). Кости становятся гибкими и легко искривляются. Кальций откладывается в крови, почках, печени, головном мозге - это опасные обменные нарушения. (слайд 13)
На выполнение работы предлагается 10 минут. Выступление спикеров.
Общие выводы.
Выполнение индивидуальной работы. Заполнить таблицу.
После выполнения проводится взаимооценивание по предлагаемым критериям.
Взаимопроверка.
0-1 ошибка - отлично
2-3 ошибки -хорошо
4-6 ошибок - удовлетворительно
7 и более ошибок -надо вернуться к началу повествования (слайд 14 -21)
Следующее задание на закрепление.
Взаимопроверка.
0-1 ошибка - отлично
2-3 ошибки -хорошо
4-5 ошибок - удовлетворительно
6 и более ошибок -надо вернуться к началу повествования
(слайд 22-24)
Рефлексия. Трехминутная пауза. (слайд25)
После трехминутной паузы, которая дает вам возможность
обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом,
знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Закончите предложения.
Я изменил свое отношение к……….
. Я узнал больше о ………….
. Я удивился тому, что……
. Я почувствовал …
. Я относился к …………
Подвожу итог занятия. Оценки оглашаются на следующем занятии, после проверки выполненных заданий учителем.
Домашнее задание: прочитать материал параграфов 8,9,
устно ответить на вопросы после текста. По желанию подготовить сообщение на тему: «Сахарный диабет», «О природе страха» (слайд 26)