Рабочая программа по экологии 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по экологии 11 класс




Пояснительная записка


Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

В 10 классе изучается раздел «Общая экология» в течение 34 часов. В нем рассматривается закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении вопросов, касающихся организмов, популяций (сообществ) и, наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.

В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы». В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.

Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
-закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;
-научить выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы.




Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 классов

В результате изучения предмета обучающиеся должны:

Знать:

  • что изучает экология и как происходило ее становление;

  • определение основных экологических понятий;

  • о соответствии между организмами и средой их обитания;

  • о значении факторов среды;

  • об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;

  • о популяции, и ее основных свойствах;

  • о различных типах взаимодействия организмов;

  • об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;

  • о составе и основных свойствах экосистем;

  • о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;

  • о направлениях и темпах изменений природных экосистем;

  • об основах рационального управления природными ресурсами;

  • о современном состоянии природной среды;

  • об основных источниках загрязнения биосферы;

  • о путях охраны окружающей среды от загрязнения;

  • о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять источники загрязнения окружающей среды;

  • характеризовать экологическую обстановку в своей местности;

  • составлять экологические паспорта помещений;

  • осуществлять природоохранные мероприятия.

Список литературы для учителя и учащихся


1. Алексеев С.В. Экология 10-11 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

2. Алексеев С.В. Экология 9 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 - 11 классы. - М.: «НЦ ЭНАС», 2002

4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 классы.- М.: «ОНИКС 21 век», 2004

5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. - М.: Просвещение, 1998

6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. - М.: «Творческий центр», 2005

7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана-Граф», 2004

8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс - М.: «Дрофа», 2012

9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. СD «1С: Образование. Экология. 10-11 кл.

  2. Учебно - электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт электроники и математике. 10-11кл.

  3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Учебно - тематический план

Раздел

Тема

Кол-во

часов

(всего)

На

изучение

нового

Лаб.раб.

экскурсии

Контроль

1.

Человек в экосистеме Земли

8

7


1

2.

Диалектика отношений «природа-общество»

1

1


3.

Экологическая демография

7

6


1

4.

Экологическая перспектива

2

2


5.

Современные проблемы охраны природы

10

9

Лаб. раб. № 1,2

(по 0,5ч.)

1

6.

Современное состояние, охрана растительности и животных

6

5


1

Итого:

34

30


4


Учебная программа

Человек в экосистеме Земли

Цель:

- научить объяснять и приводить доказательства того, что человек - биосоциальный вид;

- уметь характеризовать социальные особенности экологических связей человечества.

№ п\п

№ урока в теме

Тема

ЗУН

ОУУН

1

1

Человек как биосоциальный вид

Экологическое сходство и экологические отличия, биосоциальный вид.

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.

2

2

Особенности пищевых и информационных связей человека

Информационные связи, экологическая ёмкость среды, экосоциальные связи.

Сравнение, причинно-следственные связи

3

3

Использование орудий и энергии

Орудийная деятельность, адаптации.

Причинно-следственные связи, сворачивание информации в таблицу

4

4

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.

Гоминиды или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди: человек умелый, человек прямоходящий, питекантропы, синантропы. Древние люди: неандертальцы. Современные люди: кроманьонец. Эмансипация, социальные связи.

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.

5

5

История развития экологических связей человечества. Человек разумный.

Членораздельная речь, абстрактное мышление, альтруизм, фиксирование информации, оседлость, производство продовольствия, социальная наследственность, культура.

Сравнение, причинно-следственные связи

6

6

История развития экологических связей человечества. Человек разумный. Современность.

Информационная революция, экологический кризис, природоохранное движение, экологическое образование.

Сравнение, причинно-следственные связи

7

7

Социально - экологические взаимосвязи.

Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле.

Анализ, сравнение, выводы.

8

8

Обобщение

Обобщение знаний по теме.

Уметь сравнивать, обобщать,

формулировать выводы

9

1

Диалектика отношений «природа-общество»

Коренные отличия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы)

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.

Экологическая демография

Цель:

- познакомить с социально-экологическими особенностями роста численности человечества;

- научить оперировать понятиями - демография, численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность и др.;

- познакомить с особенностями демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий;

10

1

Социально-экологические особенности демографии человечества

Демография, эпидемии, социально-экологическая ёмкость среды.

Анализ, сравнение, выводы.

11

2

Рост численности человечества

Фаза замедленного роста, фаза ускоренного роста, всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Синтез, анализ, причинно-следственные связи.

12

3

Социально-географические особенности демографии человека

Южный и северный регионы, прирост населения, Организация Объединённых Наций (ООН), по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО).

Синтез, анализ, причинно-следственные связи.

13

4

Демографические перспективы.

Популяция, численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность, миграция, депопуляция.

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.

14

5

Демография России

Демография, возрастная структура популяции, пирамида возрастов.

Умение прогнозировать изменения численности популяции.

15

6

Социально-экономические предпосылки стабилизации мирового населения

Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия, демография и благосостояние, образование, культура.

Синтез, моделирование, причинно-следственные связи.

16

7

Обобщение

Обобщение знаний по теме

Уметь сравнивать, обобщать,

формулировать выводы

17

1

Экологическая перспектива.

Устойчивое развитие человечества и природы Земли.

Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидание и реальность.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,

конспектировать, формулировать выводы.

18

2

Формирование экологического мировоззрения населения.

Экологическая этика, экологическое образование и воспитание в разных странах, международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи.


Современные проблемы охраны природы


Цель:

- обеспечить усвоение знаний по необходимости охраны природы;

- научить соотносить деятельность человека и природных процессов; подвести к выводу о необходимости продуманного отношения к потреблению природных ресурсов.

19

1

Современные проблемы охраны природы

Охрана природы, природные ресурсы, рациональное природопользование, правило региональности, природоохранное законодательство.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи.

20

2

Современное состояние атмосферы.

Парниковый эффект, баланс азота, кислорода, углекислого газа.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование.

21

3

Охрана атмосферы.

Лабораторная работа № 1 «Определение загрязнения воздуха в населённом пункте»

Естественное и искусственное загрязнение атмосферы: радиоактивное, химическое. Безотходная технология.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование.

22

4

Рациональное использование водных ресурсов.

Дефицит пресной воды.

Умение работать с информацией в должном темпе.

23

5

Охрана водных ресурсов. Лабораторная работа № 2 «Определение загрязнения воды»

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), синтетические моющие средства, химическая и биологическая очистка воды.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование.

24

6

Использование и охрана недр.

Недра, полезные ископаемые, минеральные и энергетические ресурсы.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,

конспектировать, формулировать выводы.

25

7

Почвенные ресурсы, их использование.

Почва.

Умение работать с информацией в должном темпе.

26

8

Охрана почвенных ресурсов.

Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная. Меры борьбы с эрозией, лесомелиорация.

Уметь конспектировать, формулировать выводы.

Сравнивать, приводить примеры.

27

9

Экскурсия «Наблюдение за различными видами эрозии почв»

Умение наблюдать, анализировать,

делать выводы.

28

10

Обобщение

Контроль знаний по теме

Уметь сравнивать, обобщать,

формулировать выводы






Современное состояние, охрана растительности и животных


Цель:

- систематизировать и обобщить знания по биоразнообразию ;

- проследить пути прямого и косвенного воздействия человека на животных и растения;

- рассмотреть способы рационального использования, охраны и воспроизводства растительности и животных.

29

1

Современное состояние растительности.

Вырубка лесов, лесовозобновление.

Синтез, умение делать выводы.

30

2

Охрана растительности.

Правильное ведение лесного хозяйства, Биологические методы борьбы с вредителями лесов. Красная книга.

Сравнение, причинно-следственные связи

31

3

Рациональное использование животных.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных.

Причинно-следственные связи, сворачивание информации в таблицу

32

4

Охрана животных.

Редкие и исчезающие виды, акклиматизация, заповедники. заказники, экологическая экспертиза и прогноз.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,

конспектировать, формулировать выводы.

33

5

Экология и здоровье.

Экология человека, здоровье среды, устойчивое развитие общества и природы.

Сравнение, причинно-следственные связи

34

6

Обобщение

Контроль знаний по теме

Уметь сравнивать, обобщать,

формулировать выводы


© 2010-2022