- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по экологии 11 класс
Рабочая программа по экологии 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агафонова В.В. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
В 10 классе изучается раздел «Общая экология» в течение 34 часов. В нем рассматривается закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении вопросов, касающихся организмов, популяций (сообществ) и, наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.
В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы». В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.
Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
-закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;
-научить выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 классов
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
Знать:
-
что изучает экология и как происходило ее становление;
-
определение основных экологических понятий;
-
о соответствии между организмами и средой их обитания;
-
о значении факторов среды;
-
об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;
-
о популяции, и ее основных свойствах;
-
о различных типах взаимодействия организмов;
-
об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;
-
о составе и основных свойствах экосистем;
-
о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;
-
о направлениях и темпах изменений природных экосистем;
-
об основах рационального управления природными ресурсами;
-
о современном состоянии природной среды;
-
об основных источниках загрязнения биосферы;
-
о путях охраны окружающей среды от загрязнения;
-
о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Уметь:
-
решать простейшие экологические задачи;
-
применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
-
определять источники загрязнения окружающей среды;
-
характеризовать экологическую обстановку в своей местности;
-
составлять экологические паспорта помещений;
-
осуществлять природоохранные мероприятия.
Список литературы для учителя и учащихся
1. Алексеев С.В. Экология 10-11 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997
2. Алексеев С.В. Экология 9 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997
3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 - 11 классы. - М.: «НЦ ЭНАС», 2002
4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 классы.- М.: «ОНИКС 21 век», 2004
5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. - М.: Просвещение, 1998
6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. - М.: «Творческий центр», 2005
7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана-Граф», 2004
8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс - М.: «Дрофа», 2012
9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-
СD «1С: Образование. Экология. 10-11 кл.
-
Учебно - электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт электроники и математике. 10-11кл.
-
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Учебно - тематический план
Раздел
Тема
Кол-во
часов
(всего)
На
изучение
нового
Лаб.раб.
экскурсии
Контроль
1.
Человек в экосистеме Земли
8
7
1
2.
Диалектика отношений «природа-общество»
1
1
3.
Экологическая демография
7
6
1
4.
Экологическая перспектива
2
2
5.
Современные проблемы охраны природы
10
9
Лаб. раб. № 1,2
(по 0,5ч.)
1
6.
Современное состояние, охрана растительности и животных
6
5
1
Итого:
34
30
4
Учебная программа
Человек в экосистеме Земли
Цель:
- научить объяснять и приводить доказательства того, что человек - биосоциальный вид;
- уметь характеризовать социальные особенности экологических связей человечества.
№ п\п
№ урока в теме
Тема
ЗУН
ОУУН
1
1
Человек как биосоциальный вид
Экологическое сходство и экологические отличия, биосоциальный вид.
Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.
2
2
Особенности пищевых и информационных связей человека
Информационные связи, экологическая ёмкость среды, экосоциальные связи.
Сравнение, причинно-следственные связи
3
3
Использование орудий и энергии
Орудийная деятельность, адаптации.
Причинно-следственные связи, сворачивание информации в таблицу
4
4
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.
Гоминиды или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди: человек умелый, человек прямоходящий, питекантропы, синантропы. Древние люди: неандертальцы. Современные люди: кроманьонец. Эмансипация, социальные связи.
Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.
5
5
История развития экологических связей человечества. Человек разумный.
Членораздельная речь, абстрактное мышление, альтруизм, фиксирование информации, оседлость, производство продовольствия, социальная наследственность, культура.
Сравнение, причинно-следственные связи
6
6
История развития экологических связей человечества. Человек разумный. Современность.
Информационная революция, экологический кризис, природоохранное движение, экологическое образование.
Сравнение, причинно-следственные связи
7
7
Социально - экологические взаимосвязи.
Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле.
Анализ, сравнение, выводы.
8
8
Обобщение
Обобщение знаний по теме.
Уметь сравнивать, обобщать,
формулировать выводы
9
1
Диалектика отношений «природа-общество»
Коренные отличия длительности формирования биосферы и техносферы. Противоречия основ функционирования биосферы (бесконечные циклы) и техносферы (прямоточные процессы)
Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.
Экологическая демография
Цель:
- познакомить с социально-экологическими особенностями роста численности человечества;
- научить оперировать понятиями - демография, численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность и др.;
- познакомить с особенностями демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий;
10
1
Социально-экологические особенности демографии человечества
Демография, эпидемии, социально-экологическая ёмкость среды.
Анализ, сравнение, выводы.
11
2
Рост численности человечества
Фаза замедленного роста, фаза ускоренного роста, всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Синтез, анализ, причинно-следственные связи.
12
3
Социально-географические особенности демографии человека
Южный и северный регионы, прирост населения, Организация Объединённых Наций (ООН), по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО).
Синтез, анализ, причинно-следственные связи.
13
4
Демографические перспективы.
Популяция, численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность, миграция, депопуляция.
Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.
14
5
Демография России
Демография, возрастная структура популяции, пирамида возрастов.
Умение прогнозировать изменения численности популяции.
15
6
Социально-экономические предпосылки стабилизации мирового населения
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия, демография и благосостояние, образование, культура.
Синтез, моделирование, причинно-следственные связи.
16
7
Обобщение
Обобщение знаний по теме
Уметь сравнивать, обобщать,
формулировать выводы
17
1
Экологическая перспектива.
Устойчивое развитие человечества и природы Земли.
Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидание и реальность.
Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,
конспектировать, формулировать выводы.
18
2
Формирование экологического мировоззрения населения.
Экологическая этика, экологическое образование и воспитание в разных странах, международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи.
Современные проблемы охраны природы
Цель:
- обеспечить усвоение знаний по необходимости охраны природы;
- научить соотносить деятельность человека и природных процессов; подвести к выводу о необходимости продуманного отношения к потреблению природных ресурсов.
19
1
Современные проблемы охраны природы
Охрана природы, природные ресурсы, рациональное природопользование, правило региональности, природоохранное законодательство.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи.
20
2
Современное состояние атмосферы.
Парниковый эффект, баланс азота, кислорода, углекислого газа.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование.
21
3
Охрана атмосферы.
Лабораторная работа № 1 «Определение загрязнения воздуха в населённом пункте»
Естественное и искусственное загрязнение атмосферы: радиоактивное, химическое. Безотходная технология.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование.
22
4
Рациональное использование водных ресурсов.
Дефицит пресной воды.
Умение работать с информацией в должном темпе.
23
5
Охрана водных ресурсов. Лабораторная работа № 2 «Определение загрязнения воды»
Поверхностно-активные вещества (ПАВ), синтетические моющие средства, химическая и биологическая очистка воды.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование.
24
6
Использование и охрана недр.
Недра, полезные ископаемые, минеральные и энергетические ресурсы.
Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,
конспектировать, формулировать выводы.
25
7
Почвенные ресурсы, их использование.
Почва.
Умение работать с информацией в должном темпе.
26
8
Охрана почвенных ресурсов.
Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная. Меры борьбы с эрозией, лесомелиорация.
Уметь конспектировать, формулировать выводы.
Сравнивать, приводить примеры.
27
9
Экскурсия «Наблюдение за различными видами эрозии почв»
Умение наблюдать, анализировать,
делать выводы.
28
10
Обобщение
Контроль знаний по теме
Уметь сравнивать, обобщать,
формулировать выводы
Современное состояние, охрана растительности и животных
Цель:
- систематизировать и обобщить знания по биоразнообразию ;
- проследить пути прямого и косвенного воздействия человека на животных и растения;
- рассмотреть способы рационального использования, охраны и воспроизводства растительности и животных.
29
1
Современное состояние растительности.
Вырубка лесов, лесовозобновление.
Синтез, умение делать выводы.
30
2
Охрана растительности.
Правильное ведение лесного хозяйства, Биологические методы борьбы с вредителями лесов. Красная книга.
Сравнение, причинно-следственные связи
31
3
Рациональное использование животных.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных.
Причинно-следственные связи, сворачивание информации в таблицу
32
4
Охрана животных.
Редкие и исчезающие виды, акклиматизация, заповедники. заказники, экологическая экспертиза и прогноз.
Давать определения ключевым понятиям. Уметь сравнивать,
конспектировать, формулировать выводы.
33
5
Экология и здоровье.
Экология человека, здоровье среды, устойчивое развитие общества и природы.
Сравнение, причинно-следственные связи
34
6
Обобщение
Контроль знаний по теме
Уметь сравнивать, обобщать,
формулировать выводы