- Преподавателю
- Биология
- Выступление на августовской конференции Формирование экологической культуры у учащихся в современной школе
Выступление на августовской конференции Формирование экологической культуры у учащихся в современной школе
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пантина Е.Е. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: ПАНТИНА Е.Е.
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-2013
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Учитесь поведению в природе
В любом местечке, при любой погоде,
Звучало гордо чтоб вовек
Простое слово Человек!
Г. Парфёнова
В последнее время слово "экология" приобрело особую популярность. Как образно заметил эколог Н.Ф. Реймерс, "экология, долго ютившаяся где-то на задворках биологии, вдруг сделалась королевой научного бала". Действительно, сегодня только ленивый не говорит о проблемах экологии, очень часто не осознавая до конца глубины экологических проблем. Ведь экология - это, прежде всего наука, а не загрязнение среды, как считают многие обыватели.
"Природа не храм, а мастерская", - утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Именно так мы долгое время относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.
Теоретической основой современного экологического образования становится концепция коэволюции человека и природы. Это предполагает усиление взаимодействия естественнонаучных и гуманитарных знаний, усиления гуманистической компоненты в образовательном процессе.
Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности, понимающей, что каждый гражданин обязан не только знать об экологических проблемах, но и уметь их устранять. А ещё более разумно было бы их не создавать. Поэтому экологическое воспитание направлено на формирование новых стереотипов, на изменение сознания людей и возможности использования приобретенных знаний на практике.
Именно школьному учителю биологии и экологии, в первую очередь, нужно направить свою деятельность на экологизацию мировоззрения учащихся. И делать это не только на своих уроках, но также через мероприятия, объединяющие различные формы природоохранной деятельности: практической, исследовательской, пропагандистской, культурно-развлекательной, туристско-познавательной.
«Экология» как предмет в МБОУ «Русская национальная гимназия» не ведется, но в нашей школе ведется непрерывное экологическое образование в процессе изучения предмета «Биология», и во внеурочное время.
Ежегодно в рамках «Недели естественных наук» учащиеся принимают активное участие в школьных мероприятий:
-
конкурс экологических плакатов (сегодня - интерактивные плакаты).
-
защита экологических проектов;
темы: 1. проект «Озеленение школьной столовой», учащиеся 7 класса
2. проект «Озеленение класса», учащиеся 7,6 классов
3. проект «Озеленение школьного двора», учащиеся 7-9 классов. В прошлом учебном году доработав этот проект, заняли 2 место в городском конкурсе «Лучший школьный двор»;
4. исследовательская работа «Оценка качества воздуха в помещении гимназии», учащаяся 11 класса Горбанева Ангелина заняла 1 место в городском и республиканском конкурсе «Юные исследователи окружающей среды»;
5. исследовательская работа «Животные и растения в народных приметах», учащиеся 8 класса.
-
конкурс авторских стихов о природе;
учащийся 5 «в» класса Бембмев Александр:
Красные тюльпаны - красота степи!
-Вы Весной не рвите нас, -
Говорите вы.
Но не все вас слышат.
Каждый раз Весной
Люди в степь выходят,
Рушат ваш покой.
Мы беречь вас будем,
Не будем обижать,
А вы нам обещайте расти и расцветать!!!
-
экологический театр;
Под руководством Мельниковой Н.А., руководителя театрального кружка, учащиеся принимают участие в театральных постановках, одним из направлений которых является «Экологическая тема».
Эпизод из постановки «Сайгак»
МБОУ «РНГ» сотрудничает с «Эколого-биологическим центром учащихся» (станция юннатов). Методисты этого центра в 2012-2013 учебном году помогли провести мероприятия в рамках «Недели естественных наук», где для учащихся 5-х классов провели «Экологический праздник». Учащиеся 7-х классов прослушали лекцию «Животные Красной книги», а старшие классы «Твердые бытовые отходы».
Также в прошлом учебном году учащиеся 3,4 и 5 «в» класса стали посещать ЭБЦУ два раза в неделю, где они не просто слушали лекции и записывали их тетрадь, но и выходили на экскурсии в парк «Дружба», познакомились с флорой и фауной данной местности. Также приняли участие в Дне открытых дверей данного центра, где участвовали в сценках, в которых отразили современные проблемы экологии и предложили пути их решений.
После посещения данного центра ребята нашей гимназии настолько вдохновились и решили провести акцию «Восстанови дом для мальков». На территории центра имеется небольшой бассейн, где раньше разводили мальков и лотосы. К сожалению, сейчас он в полуразрушенном состоянии. Дети оформили информационный стенд, где отразили суть проблемы и даже сняли фильм, который решили показать учащимся нашей гимназии. Для своей акции они выбрали девиз «Сохрани, где стоишь, где живешь. Хотя бы на расстоянии вытянутой руки». Они решили начать с малого, но возможно это первый шаг к большему. Хочется отметить, что эта акция стала сюрпризов не только для меня, но и для самих работников ЭБЦУ.
Биологи нашей школы широко используют современные технологии, такие как - технология проектного обучения, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся; умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развивать критическое мышление. Используемый метод проектного обучения позволяет добиваться положительных результатов в обучении - обучающиеся успешно выступают на научно - практических конференциях; способствует социализации ребенка - дети учатся на собственном опыте и опыте других.
Участие в мероприятиях способствуют накоплению учениками экологических знаний, а также социального опыта в принятии решений по отношению к окружающей среде. Такого рода деятельность помогает учителю подготовить экологически грамотную личность.
Для активизации познавательной деятельности, для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, осуществляем научно-исследовательскую деятельность учащихся по экологии.
Старшеклассники работают над такими актуальными темами, как "Исследование почвы на пришкольном участке", "Степень загрязнённости атмосферного воздуха в разных районах города", "Исследование состава и качества пищевых продуктов", "Проблемы мусора", "Причины развития аллергии" и др. Исследовательская деятельность способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребёнка.
Эколого-нравственная культура в современной школе это не дань моде, а забота о подрастающем поколении, о сохранении биосферы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с самого раннего возраста.
Таким образом, многоплановая, систематическая, внеурочная деятельность по биологии и экологии способствует формированию экологически грамотной личности с активной жизненной позицией, ведущей здоровый образ жизни. А это сейчас очень важный вопрос современности, успешно решаемый при желании работать творчески, нестандартно, при условии любви к своей работе и, детям, в первую очередь.