Урок Воздушное питание растений 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Воздушное питание растений. Задачи:

  • расширять и углублять знания учащихся о питании растений на листе как органе воздушного питания растений, взаимосвязи его строения и выполняемых функций; вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов и наблюде­ний по изучению процесса фотосинтеза;

  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания, расши­рять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету;

  • воспитывать бережное отношение к растениям, экологическую культуру, культуру труда.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: таблица «Внутреннее строение листа», оборудование для демонстрации опытов (клубни картофеля, мука, лист герани, рас­твор йода).

Литература:

  1. Пономарева И.Н. , Корнилова О.А., Кучменко B.C. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф 2007г.

  2. Зарудняя Т.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко. -Волгоград: Учитель, 2007

  3. Шубкина Л.С. «Изучение процесса фотосинтеза в VI классе» -журнал «Биология в школе» 1993 №1».






Ход урока

1. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

СЛАЙД № 1 Рисунок художника Б. А. Попова к басне И. А. Крыло­ва «Листы и корни».

Учитель читает басню И. А. Крылова «Листы и корни» в которой идет спор между листьями и корнями о главенствующей роли в жизни дере­ва.

Многие века ученые не могли разрешить загадку: для чего нужны ли­стья растению. И в тоже время недоумевали, откуда берут питание рас­тения для такой массы листьев и таких громадных стволов деревьев. До 17 века, считали, что все необходимое растения получают из почвы и из органических удобрений.

Но голландский ученый Ван-Гельмонт решил проверить, почвой ли питается растение. И он триста шестьдесят лет назад поставил опыт с ивой, он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80г. почвы, предвари­тельно высушенной, и посадил ивовую веточку весом 2,25кг. Поверх­ность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Расте­ние поливали дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг. Тщательно высушен­ная почва весила 79,944 кг, т.е. вес почвы уменьшился всего на 56г. Вес ивы увеличился на 63 кг 75г.

-Каким образом ива добыла 63 кг. 75 г. органических веществ, из кото­рых построила ткани своего организма?

-Какие вещества необходимы для нормального роста и развития расте­ний?

(Вода, минеральные и органические вещества) -Как растения поглощают воду и минеральные вещества?

(Высшие растения минеральные вещества поглощают из почвы через корни).

-Как называется такой способ питания? (Почвенное питание).

2. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.
-Где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются ор­
ганические вещества? (Мы ответим на уроке).

Тема урока - «Воздушное питание растений».

3. Организация восприятия и осознание нового материала.

-В каком органе растения образуются органические вещества?

(В листьях). -Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?

(Существуют вещества индикаторы, с помощью которых можно уз­нать о наличии других веществ).

-С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал в листьях растений?

(Раствор йода помогает обнаружить органическое вещество - крах­мал).

Экспериментально проверим высказанные вами суждения о возможно­сти определить крахмал с помощью йода.

Лабораторная работа «Определение крахмала в клубне картофеля, в муке и в листе герани».

Опыт 1. Капните йод на срез клубня картофеля. Что вы наблюдае­те? Сделайте вывод.

(Клубень картофеля посинел, потому что содержит крахмал).

Опыт 2. Из семян злаков получают муку, следовательно мука имеет такой же химический состав. Капните йод на муку. Что вы наблюдае­те? Сделайте выводы.

(Мука посинела, так как в ней содержится крахмал).

Опыт 3. Капните йод на лист пеларгонии. Что вы наблюдаете?

(Окраска листа не изменилась). -Что может мешать изменению окраски?

(Изменению окраски может мешать зеленый цвет листа). -Давайте удалим хлорофилл и попробуем еще раз обработать лист йо­дом. СЛАЙД Образование крахмала в листьях растения.

Опыт 4. Срежем лист с растения. Опустим лист в кипящую воду. В горячей воде разрушается покровная и основная ткань листа. А затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Когда спирт окрасится в зеленый цвет, а лист обесцве­тится, промоем его водой. Поместим лист в раствор йода, обесцвечен­ный лист окрашивается в синий цвет. Известно, что крахмал синеет от йода.

Вывод: на свету в листьях образуется крахмал. -Образуется ли крахмал в листьях герани, находившейся три дня в тем­ном помещении?

Опыт 5. Срежем лист растения. Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хо­рошо растворяется. Затем лист помещаем в раствор йода, но синяя ок­раска не появляется.

Вывод: в темноте в листьях не образуется крахмал, так как клетки листа не получали световой энергии.

-У комнатного растения колеуса зеленую окраску имеют только края его листьев. Предлагаю выяснить, на всей ли площади листа образуется крахмал у этого растения.

Опыт 6. Срежем лист растения. Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хо­рошо растворяется. Затем лист помещаем в раствор йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет не весь. Центральная часть листа не окрасилась.

- Почему в зеленой части листа обнаружен крахмал, а в красной его нет?

(В клетках зеленой части листа имеются хлоропласты, содержащие хлорофилл. В них образуются органические вещества. В пластидах клеток красной части листа нет хлорофилла. Поэтому здесь крахмал не обнаруживается).

Вывод: органические вещества образуются только в клетках с хло-ропластами, и для их образования необходим свет. Этот процесс назы­вается «фотосинтезом» (от греческих слов «фотос» - свет, «синтез» -соединение). СЛАЙД -Из каких веществ в листьях образуются органические вещества?

(Для образования органического вещества необходимы углекислый газ и вода).

-Какие приспособления имеются у листьев для поглощения углекисло­го газа, листьями. Каким образом углекислый газ поступает в лист?

(Углекислый газ в лист поступает через устьица). -А как поступает в лист вода?

(Воду поглощают корни из почвы). -Как доказать, что углекислый газ поглощается листьями зеленых рас­тений?

СЛАЙД Выделение зеленым растением кислорода на свету. Опыт 7. Возьмем две стеклянные банки и опустим в них небольшие комнатные растения в цветочном горшке. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую банку вы­ставим на яркий свет, вторую поставим в темный шкаф.

Через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки. В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой банке появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддер­живает горение только кислород.

Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Вывод: растения выделяют кислород только на свету.

СЛАЙД Фотосинтез. Таким образом, зеленое растение из неорганических веществ (углеки­слого газа и воды) с использованием лучистой энергии солнечного све­та образует органические вещества (глюкозу) и кислород. Под действи­ем особых веществ глюкоза превращается в крахмал.

-Как же крахмал из листьев попадает в другие органы растений, если он в воде не растворяется?

СЛАЙД (Под действием особых веществ крахмал снова превращается в глюко­зу и оттекает из листьев по ситовидным трубкам луба в другие органы. Там глюкоза может вновь превратиться в крахмал. Вместе с минераль­ными солями участвует в образовании белков и жиров.

Органоиды клетки - Хлоропласты Вещества - Органические

5. Самостоятельное выполнение задания.

Задание. Проверьте себя. Что вы узнали о фотосинтезе. Из предложенно­го перечня выпишите цифры, характеризующие процесс фотосинтеза.

  1. Происходит только в зеленых органах растения.

  2. Происходит в клетках, которые имеют хлоропласты.

  3. Происходит только на свету.

  4. Происходит во всех клетках растения.

  5. Происходит в любое время суток.

  6. Кислород поглощается.

  7. Поглощается углекислый газ.

  8. Образуется кислород.

  9. Образуются органические вещества. Ю.Органические вещества расходуются. 11.Выделяется углекислый газ. 12.Расходуется энергия.

13.Масса растения увеличивается. 14.Масса растения уменьшается. 15.Поглощается энергия. Ответ: 1,2,3,7,8,9,13,15.

  1. Подведение итогов работы на уроке.

  2. Сообщение и комментирование домашнего задания. §28,29










Рабочая тетрадь Тема: Воздушное питание растения

1. Рассмотрите рисунок. О чем свидетельствует опыт изображенный на нем. Сделайте вывод.

Урок Воздушное питание растений 6 класс





ВЫВОД:

Урок Воздушное питание растений 6 классУрок Воздушное питание растений 6 классУрок Воздушное питание растений 6 классУрок Воздушное питание растений 6 класс

ШУрок Воздушное питание растений 6 класс> -те v ■■ '■Е*1.Лг у

К :, *

*.:#.

ВОДА UK

Урок Воздушное питание растений 6 класс

СПИРТ 1к

Урок Воздушное питание растений 6 класс

РАСТВОР ЙОДА

ВЫВОД:

Урок Воздушное питание растений 6 класс

Урок Воздушное питание растений 6 класс

Урок Воздушное питание растений 6 класс

1СОЛЕУС

ВОДА

t

Урок Воздушное питание растений 6 класс

спирт tK

Урок Воздушное питание растений 6 класс

РАСТВОР ЙОДА

Урок Воздушное питание растений 6 классВЫВОД:


2. Расшифруйте слово

Фотосинтез

Фото ________________________________

Синтез _____________________________

3. Рассмотрите рисунок и сформулируйте вывод.

Урок Воздушное питание растений 6 класс

Урок Воздушное питание растений 6 класс





_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Закончите схему.

Урок Воздушное питание растений 6 класс

Передвижение веществ в раст отложение запасных веществ [схема!

5. Этапы фотосинтеза

1ЭТАП

II ЭТАП

6. Схема воздушного питания

Тип питания

Орган

Ткань

Клетки

Органоиды клетки

Вещества

Задание. Проверьте себя. Что вы узнали о фотосинтезе. Из предложенно­го перечня выпишите цифры, характеризующие процесс фотосинтеза.

  1. Происходит только в зеленых органах растения.

  2. Происходит в клетках, которые имеют хлоропласты.

  3. Происходит только на свету.

  4. Происходит во всех клетках растения.

  5. Происходит в любое время суток.

  6. Кислород поглощается.

  7. Поглощается углекислый газ.

  8. Образуется кислород.

  9. Образуются органические вещества. Ю.Органические вещества расходуются. 11.Выделяется углекислый газ. 12.Расходуется энергия.

13.Масса растения увеличивается. 14.Масса растения уменьшается. 15.Поглощается энергия.


© 2010-2022